Несовременная история, или Ёлка

Игорь Александрович Зимин
          1956 год. Мы все, кроме отца, после окончания капитального ремонта дома   вернулись жить в свою комнату на Можайской, 38. В конце декабря (я учился в третьем классе ), находясь под впечатлением только что прочитанной сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», спросил маму: «А у нас будет ёлка?» - «Будет»,- ответила  она, и на следующий день ушла на работу и вернулась вечером домой с ёлкой, сильно пахнущей хвоей.. 
         Надо сказать, что, когда мы — дети — были совсем маленькими, то родители ставили и наряжали ёлку под Новый год тогда, когда мы уже спали. Поэтому  просыпаясь, мы видели чудесным образом появившуюся в комнате украшенную ёлку с горящими на ней разноцветными лампочками и бросались к ней, зная, что под ней мы найдём подарки от Деда Мороза.
         На этот раз ёлку помогал маме ставить старший брат. Когда она была установлена, брат развесил на ней электрическую гирлянду, а мама достала откуда-то большую картонную коробку, которая была доверху наполнена новогодними игрушками, завёрнутыми в обрывки газет, а также разноцветными стеклянными бусами и блестящей мишурой .
        «Ну, помогай, - сказала мама, - аккуратно разворачивай и подавай игрушки мне». - Я так и стал делать: осторожно брал, разворачивал и подавал игрушки маме, которая, стоя у ёлки,  вешала их на ветки. Попутно она рассказывала мне, какие из них были дореволюционные или довоенные, а какие уже послевоенные  игрушки. Тогда же она мне рассказала, что обычай ставить в доме ёлки на Рождество пришёл к нам от немцев, поэтому, когда началась война с Германией, то на волне антигерманских настроений зимой 1914-1915 года устраивать ёлки на Рождество было запрещено — ей тогда было шесть лет, и она сильно по этому поводу расстраивалась. Ну а после революции об этом запрете забыли. Однако уже в 1929 году Советская власть отменила празднование Рождества, этот день стал рабочим днём. Вместе с этим была отменена как «поповский обычай» и рождественская ёлка. И если поначалу за соблюдением этого запрета власти следили, то потом махнули рукой, так как многие семьи, в которых были дети, продолжали ставить ёлки. Именно поэтому в 1935 году запрет был снят, и ёлку стали рассматривать как детскую забаву в праздник Нового года,  не имеющую к празднику Рождества никакого отношения.   
       Мы выросли и стали жить отдельно от матери, но она продолжала ставить на Новый год  ёлку, и разбирала её где-то в середине января, то есть после "старого" Нового года.