Несколько жизней села Натальино

Юрий Каргин
Натальино находится в Балаковском районе Саратовской области на левом берегу Волги менее, чем в 10 км от районного центра - г. Балаково. Это довольно современное село, наполовину застроенное коттеджами. Прежде его официальная история начиналась с Великой Октябрьской революции. Информация о том, что было до этого, ограничивалась воспоминаниями старожилов, да и то не совсем точными. Однако пришло время выяснить истинную историю Натальина.
До недавнего времени натальинцам не было даже точно известно, откуда появилось название села. Ходила легенда, что якобы его владелец, известный царский сановник великий князь Кочубей влюбился в бедную русскую девушку Наталью, построил для неё дом и назвал в честь неё село.
Сельчане просто не знали, что на самом деле, раньше традиция была иная: свои новые деревни дворяне нередко называли в честь себя или своих ближайших родственников. И не потому, что их распирало от самолюбования, а потому, что так было проще: сразу понятно, кому это местечко принадлежит. Так, например, на заволжских землях графов Орловых (недалеко от Самары) возникли деревни Ивановка, Григорьевка, Алексеевка, Фёдоровка, Владимировка (по именам пяти братьев Орловых), Александровка (по имени сына В.Г. Орлова) и… Натальино (в честь дочери В.Г. Орлова). И Кочубей свою вотчину недалеко от Балакова мог назвать в честь кого-то из своих родных. Самой реальной «кандидатурой» показалась его дочь Наталья.
Наталья Кочубей (потом в замужестве Строганова) была «первым предметом любви Пушкина». Впервые он, мальчишкой-лицеистом, увидел девочку Наташу примерно в 1812 г. в Царском Селе, где Кочубеи отдыхали всей семьёй. Юный Пушкин не просто, вздыхая, издалека поглядывал на красавицу, но наверняка не раз с ней разговаривал, и эти встречи надолго запали в его сердце.
Потаённая любовь Пушкина и потом нередко пробивалась сквозь строки его стихотворений и поэм. С Натальей Кочубей исследователи связывают даже некоторые лирические строфы «Евгения Онегина». Как признавался сам Пушкин, кое-какие штрихи её характера есть и в Татьяне Лариной.
Впрочем, как выяснилось, радоваться столь неожиданной параллели между названием села и Пушкинской музой рано. Наташа Кочубей родилась в 1800-м году, а Натальино на карте Саратовской губернии было обозначено ещё в 1780-м. Правда писалось это слово с «а» на конце, потому что тогда это была деревня – деревня (чья?) Натальина. Так кто же на самом деле  скрывается за этим названием?
Может, это Наталья Кирилловна, в замужестве Загряжская, дочь гетмана Малороссии Кирилла Григорьевича Разумовского? Она родилась в 1747 г. и стала придворной фрейлиной ещё при Елизавете I. О её причудах, остроумии и необыкновенной памяти ходили анекдоты. Загряжская позволяла себе дерзить даже великим князьям, посещать её дом в Петербурге не гнушались сами императоры. Она, например, не пустила на порог военного министра графа Чернышова, когда узнала, что тот выдал своего родственника-декабриста. Она дружила со многими интересными людьми и значительными политическими фигурами: Потёмкин, Шувалов, Ростопчин… Заволжские земли особенно щедро раздавались дворянам при Екатерине Великой. Возможно, перепал кусочек недалеко от нынешнего Балакова и Загряжской.
Эта великосветская дама тоже тесно связана с Пушкиным: муж Натальи Кирилловны был братом жены отца Натальи Гончаровой и, по этой линии, впоследствии она стала родственницей поэта. Впервые он с ней познакомился ещё в качестве жениха. В письме невесте 29 июля 1830 года Пушкин рассказывал: «Приезжаю, обо мне докладывают, она принимает меня за своим туалетом, как очень хорошенькая женщина прошлого столетия». После непродолжительной беседы они «расстались очень добрыми друзьями».
Как же деревня Натальина могла перейти к Кочубеям? Оказывается, племянница и воспитанница Загряжской Мария Васильевна Васильчикова была женой того самого графа, а потом князя Кочубея. И деревня наверняка стала её приданым. И переименовывать её не имело смысла: в семье подрастала другая Наталья…
Последние годы своей жизни Загряжская провела в доме Кочубеев в Санкт-Петербурге. Здесь каждый вечер собиралось великосветское общество, чтобы поиграть в любимый ею бостон и послушать занимательные истории фрейлины об ушедшей екатерининской эпохе. Любил слушать Загряжскую и Пушкин. Девять её рассказов вошло в его сборник «Застольные беседы». Кроме того, считается, что именно Наталья Кирилловна является одним из прототипов знаменитой графини из «Пиковой  дамы». 
Впрочем, и эта версия происхождения названия оказалась неверной.
Поиск затруднялся тем, что дореволюционных документов в Балаковском районе не сохранилось и материалы о Натальино приходилось искать в двух региональных архивах: Саратовском и Самарском. Это связано с тем, что до первой половины XIX в. село входило в состав Саратовской губернии, а потом, до 1928-го – Самарской. То же получилось и с уездами: Натальино «ныряло» то в один уезд, то в другой.
Однако в результате кропотливых поисков точку в «расследовании» поставить всё-таки удалось. В государственном архиве Саратовской области найдены ревизские сказки помещичьих крестьян «Саратовского наместничества Хвалынской округи» за 1794 год. В ней записаны жители «деревни новопоселённой за Волгой рекой Натальиной, переведённые оной же Хвалынской округи из села Алексеевки». А Алексеевка, которая располагалась на правом берегу Волги практически напротив, тогда принадлежала княжне НАТАЛЬЕ Александровне Голицыной. Вот и разгадка названия!
Тогда в деревне Натальиной проживало всего 17 душ мужского пола, 12 – женского и, судя по списку, всего пять дворов. Судя по ревизской сказке, первые крестьяне на луговой стороне Волги поселились до 1782 года, т.е. до 4-й ревизии. Такой вывод можно сделать по записям о рождении детей: «в последнюю пред сим (т.е. перед 1794-м годом) ревизию» или «после ревизии» - и по записи о возрасте жены Петра Алексеевича Ухова Василисы Тимофеевны в 1782-м (42 года), которая «умре в 1792 году» (первая могила на местном кладбище?). Это означает: указанные семьи во время четвёртой ревизии в деревне уже жили.
Здесь следует напомнить, что активное освоение Самарско-Саратовского Заволжья началось в XVIII в. Сначала это были небольшие хутора и слободки, большей частью состоявшие из беглых раскольников, крепостных крестьян и так называемых малых народов, которые бежали с верховьев Волги от гнёта: первые – господствующей церкви, остальные – помещиков с крутым нравом. А во второй половине столетия своими крестьянами стали заселять волжскую луговую сторону и сами землевладельцы: с развитием скотоводства трава плодородных заливных лугов была просто производственной необходимостью. Да и государству, уставшему от неукротимых «диких» заволжских кочевников, требовалась экспансия этих земель. Не случайно Екатерина II в самом начале своего правления открыла ворота в Заволжье европейцам (прежде всего, немцам) и раскольникам, которые лет за сто до этого организовали на территории Польши свою «республику» под общим названием Ветка, состоявшую из нескольких десятков слобод.
Издавна в российской провинции основным духовным, образовательным и культурным центром считалась церковь. В Натальине она появилась в 1847 году. До этого, с 1836 года, хлопотами вдовы Виктора Павловича Кочубея Марии Васильевны, в деревне был определён первый причт: священник Алексей Егоров (Егорович) Павперов и диакон Михаил Кузмин (Кузьмич) Голубев. Первые годы им пришлось служить в наскоро сооружённой часовне. Кроме того, им было поручено обучать крестьянских детей грамоте и Закону Божию. За это барыня платила священнику 180 руб. в год, а диакону – 120, снабжая «сверх того на каждую душу хлеба в месяц по две меры, полагая в то число меру пшеницы и меру ржи, и для каждой семьи нужный корм на одну корову и одну лошадь». 
А церковь, во имя Марии Египетской, начали строить на средства Кочубеев в 1841 году. Освящена она была 7 июля 1847 г. Благодаря этому деревня получила новый статус – села.
Ситуация с вероисповеданием в Натальине была достаточно сложная. Почти половина натальинцев придерживалась старой веры. Отношениям между односельчанами это не мешало, а вот господствующая церковь была недовольна и делала всё возможное, чтобы привлечь раскольников в «лоно истинной православной веры». Под давлением, с одной стороны, хозяина, а с другой, священников, некоторые натальинцы всё-таки приняли православие. Однако, как только было отменено крепостное право, они снова заявили о своей приверженности расколу.
В архиве Самарской духовной консистории сохранились документы 60-х гг. XIX в., в которых «расследуется» дело «Об уклонении из православия в раскол поповщинской секты села Натальина Николаевского уезда князя Кочубея крестьян вдовы Ксеньи Агаповой Ериной с прочими в количестве 459 душ обоего пола» (203 мужчины и 256 женщин), которое было начато в 1861 году.
Как выяснилось, «почти все они были с 1836-го по 1842-й год присоединены из раскола в православие, где при содействии их владельца князя Кочубея все христианские требы исполняли в видимом согласии с православной церковью». Причём посланнику консистории, благочинному города Николаевска протоиерею Евфимию Леопольдову «они объявили, что они не отпадшие из православия в раскол, а давние раскольники; что они, если крестили своих детей в православной церкви, венчали, хоронили умерших по обряду православному, то это делали из страха и по побуждению вотчинной конторы. Крестьяне объявили, что об них уже делал дознание чиновник особых поручений начальника губернии г. Погодин и на вопрос их, относиться ли им уже к православному священнику или нет, он не сказал ни слова, и это они признали, что гражданская власть считает их раскольниками». 
Новая жизнь в Натальине началась после отмены крепостного права. В то время в селе, по данным «Списка населённых мест Самарской губернии», изданного в 1864 году по сведениям 1859-го, было 250 дворов, в которых проживало 1869 душ, из них 831 мужского и 938 женского пола.
Как известно, реформа 1861 года вызвала неоднозначную реакцию в крестьянской среде: и средств для выкупа земли далеко не у всех хватало, и земля порой доставалась бывшим крепостным не лучшего качества.
Вот и натальинцы не могли понять, почему помещик забрал себе земли, на которых они работали прежде, и после выхода соответствующего Манифеста снова начали их обрабатывать – по привычке. В апреле 1861 года Николаевский исправник сообщал Самарскому губернатору:
«Натальинская вотчинная князя Кочубея контора от 19 апреля донесла мне, что села Натальино крестьяне, собравшись в большом количестве в контору, высказали явное непослушание распоряжению владельца, сделанному в 1860 году, об указании в пользование им пахотной земли, на которой они должны производить хлеб. Потом самовольно приняли в том месте землю, где в настоящее время расположены господские поля, и производят распашку. С донесением этим контора просит об удержании крестьян от своевольства».
Самарский губернатор Адам Арцимович отнёсся к крестьянскому самовольству, как к бунту против государства и потребовал от Николаевского исправника срочно навести в Натальино порядок:
«Предлагаю Вашему Высокоблагородию отправиться в имение г. Кочубея и понудить крестьян, водворённых на его землях, неуклонно отбывать их повинности в отношении владельца, которые определяются новыми положениями, внушив при том, что всякое ослушание и неисполнение законных требований вотчинного начальства неминуемо подвергнет виновных строгому наказанию и о последующем мне донести».
Впрочем, губернатор зря грозил натальинцам. Барщинные работы они выполняли исправно и только с землёй расставаться не хотели. С семейством Кочубеев у натальинского общества были довольно тёплые отношения. Вот и на этот раз, вместо того, чтобы бороться с крестьянами, Михаил Викторович Кочубей решил, помимо выкупных земель, положенных по Манифесту, подарить им спорные участки – 10 с лишним тысяч десятин.
А решение проблемы по долговых обязательствам затянулось на несколько лет. Крестьяне пытались убедить, что они должны по выкупам почти в два раза меньше, чем с них требовали, и своего, в конце концов, добились. В июле 1871 года между натальинцами и конторой князя Кочубея была заключена мировая сделка.
Великая Октябрьская социалистическая революция тоже сыграла огромную роль в дальнейшем развитии Натальина. Судя по найденным документам, жёсткого классового противостояния в селе не существовало. Сказывалась крепость крестьянской общины. Ведь даже во времена борьбы с расколом односельчане не выдавали друг друга. Красногвардейский отряд хоть и был организован, но он защищал советскую власть за пределами Натальина, в составе знаменитой дивизии народного полководца Василия Ивановича Чапаева. Несколько натальинцев-красногвардейцев погибло в боях за новую жизнь и было похоронено на территории села в братской могиле.
Впрочем, волна коллективизации и связанной с этим борьбы с кулачеством и «врагами народа» всё-таки прокатилась по Натальину. Пока тема натальинских репрессий ещё только разрабатывается. К сожалению, документов сохранилось не очень много.
В 1922 г. в Советской России началось кооперативное движение. В селе стали создаваться ТОЗы (товарищества по обработке земли). Первый – 14 марта. Это число сельчане и решили считать днём рождения колхоза, который затем получил имя К. Маркса, а вскоре вошёл в число передовых и становился неоднократным победителем социалистического соревнования не только по Балаковскому району и Саратовской области, но по России и СССР. Самым прославленным человеком в Натальине стала свинарка Александра Давыдовна Егорчева, которая в 1966 году получила звание Герой Социалистического Труда.
В 1956 году в нескольких километрах от села, в районном центре Балакове началось строительство Саратовской ГЭС. Одна из великих «строек коммунизма» предполагала затопление огромного количества гектаров приволжской земли. В эту зону попало и Натальино. В результате натальинцам пришлось переселиться на новое место, где вырос практически новый посёлок. А всё, что было связано с прежней историей села (храм, ставший домом культуры, школа, могилы предков), ушло под воду. Тяжело было со всем этим расставаться, но что поделаешь: кто-то всегда становится жертвой прогресса.
Всего водохранилищем Саратовской ГЭС было затоплено около 118 тыс. га. Однако это компенсировалось широким развитием орошения в Заволжье: средний уровень воды повысился примерно на 8 м, что позволило осуществить машинное орошение на площади около 350 тыс. га. В результате резко возросли урожайность и доходность сельского хозяйства. Тем не менее, на мероприятия по восстановлению сельскохозяйственного производства, нарушенного водохранилищем Саратовской ГЭС, была потрачено около 87 млн. рублей в ценах 1960 г.
Ещё одной эпохальной стройкой стало возведение Балаковской АЭС (1977-1993), тоже буквально в нескольких километрах от села. К такому соседству натальинцы отнеслись достаточно спокойно. Их уверенность в безопасности станции не поколебала даже авария на Чернобыльской АЭС.
Атомщики на много лет стали главными помощниками в развитии села, а в результате реформы местного самоуправления, которая началась несколько лет назад, и главными финансистами. Благодаря этому Натальино считается самым богатым селом Балаковского района.
Когда натальинцами было принято решение написать книгу о Натальине, не все депутаты согласились с тем, что на это стоит тратить средства: мол, надо более важные проблемы решать. Однако сельчане остались непреклонны. По их мнению, восстановление как можно более полной биографии села вполне оправдано. Для нынешней молодёжи очень важно знать истинную историю родного края. Именно это может стать тем цементирующим средством, которое будет способствовать преемственности поколений, формированию кадрового резерва села.