Маски, скрывающие лица

Александр Азовский
(По мотивам Псалма 33)

Нередко накануне рождественских и новогодних праздников в органы правопорядка поступают сигналы об ограблениях, совершаемых преступниками в карнавальных костюмах Санта Клаусов или Дедов Морозов.
Человек смотрит на лицо, а Господь – на сердце. Поэтому люди, желающие ввести в заблуждение зрителей, надевают актёрскую маску и играют какую-то запрограммированную роль.  Разумеется,  такое поведение ниже человеческого достоинства, однако, оправдано в тех случаях, когда грозит смертельная опасность.

Давиду неоднократно приходилось бывать в экстремальных ситуациях, и нас интересует вопрос: часто ли он практиковал такое перевоплощение в целях конспирации?
В 1-й книге Царств в 21-й главе описывается такое притворство Давида перед Анхусом, царём Гефским, а в 33-м Псалме подчёркивается, что Давид притворялся безумным перед Авимелехом и был прогнан от него и удалился.
В 1-й книге Царств (21:10-15) повествуется, как Давид преобразился перед врагами, чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей. Вид его вызывал брезгливое отвращение. Накануне подчёркивается, что Давид сильно боялся Анхуса. Этот страх, очевидно, стимулировал его актёрские способности. Ко всему прочему, он вдоволь насмотрелся на психозы своего тестя Саула, выходки которого, возможно, пародировал.
Давид сыграл роль безумца настолько правдоподобно, что Анхус, впрочем, не особенно искушённый в вопросах психиатрической диагностики, поставил ему диагноз умалишённого: «Видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне?» (2Цар. 21:13-14).

Кстати, по объяснению Василия Великого, Авимелехами во времена Давида называли всех филистимских царей вроде фараонов в Египте или кесарей и Августов в Риме, а Анхус было имя собственное конкретного правителя.
Особенно впечатляюще звучат из уст Давида слова: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчился вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:7-8).

Люди в затруднённых обстоятельствах нередко руководствуются девизом: «На Бога надейся, а сам не плошай». В своё время Голиаф, а позже Саул, преследующий Давида и пытающийся в приступе злобы пригвоздить его копьём к стене, не повергал Давида в такое паническое состояние. Тогда он больше уповал на Господа. Но страх нарастал снежным комом, и мужество истощилось.
Однако молитва Давида к  Богу – избавителю от бед – и о ниспослании Ангела-хранителя для защиты от врагов была ничуть не слабее, чем в годы юности, когда он охранял стада от хищников. Правда, и сомнения одолевали: «Когда-нибудь я всё-таки попаду в руки Саула» – с отчаянием в голосе говорил Давид.
И при всём притом он констатировал, как факт, что «те, которые обращали свой взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся».
И в заключение, размышлений о нашем христианском достоинстве на основании 1-й книги Царств (21:12-15), приведу своё старое стихотворение.

Давид эмигрировал в Геф,
спасаясь от царского воинства.
Себя ограждал он от бед,
расставшись с высоким достоинством,

И что-то чертил на дверях
с тупым на лице выражением...
Анхуса, из Гефа царя,
сие привело в раздражение.

Обрушился он на рабов,
как хищник с голодного острова:
— Зачем привели вы его?
Чтоб он предо мною юродствовал?

Из рта у Давида слюна
обильно стекала на бороду...
— Да это сошедший с ума:
Он, видимо, болен на голову!

Давид опасался меча —
еврейского и филистимского.
Забыл он, что Бог обещал,
Дошёл он до уровня низкого!

Подумайте: будущий царь,
чтоб не оказаться повешенным,
сменил выраженье лица
и стал притворяться помешанным!

Конечно же — это позор!
Довольно дрожать пред Анхусами!
Мир так же неистово зол —
пугает за верность нас узами!

И ныне случается — грех,
с которым душа наша борется,
ведёт в филистимский нас Геф,
лишая святого достоинства!

Должна Божья Церковь как храм
при помощи свыше достроиться...
Но следует бодрствовать нам,
храня чистоту и достоинство!

Давид эмигрировал в Геф,
безумие там имитируя...
Стряхнув запинающий грех,
наследуем родину дивную!

(Из авторского сборника «Самоцветы разума», 2000)