Правда -37- О крестьянине

Марина Лопатина-С
    Как теперь бедного крестьянина не величают: Колхозник! Хлебороб! Труженик села! и т.п. А все же сельскохозяйственным Рабочим назвать не хотят. Вот о старом и новом крестьянине скажу!
    Что получил крестьянин хорошего от Революции? Ни-че-го! Землю дали навечно! Смешно ведь! Землю вам, а урожай и ваши силы нам! Крестьянин оказался в самом заброшенном положении. Не носит даже звания рабочего, именуется всякими льстивыми названиями: труженик, хлебороб и т.п. А больше именуют, просто - колхозник. Я наблюдал, как городское население, стоя в очереди за чем-либо применяли это слово, как ругательское, оскорбительное: «Колхозников настановилось!» «Деревня понаехала!» и т.п. Они, эти привилегированные городские рабочие и служащие, которым власть дала всякие права и преимущества, мнят себя много выше колхозника. Колхозник для них вроде плебея! Они забыли, и знать не хотят, что эта мука и сахар, за которым они стоят в очереди, добыты в поте лица колхозником. Эти яички, которые они любят поджарить с колбасой, колхозник и сельский служащий почти не видит. Т.к. у него принудительно купили их по 5-ть рублей за десяток, в то время когда этот сельский житель в нужное время, у себя на базаре, покупает эти яйца по 10-12-ть рублей. Все забыли они. Забыли главное то, что революцию сделал не рабочий, а крестьянин. Солдаты сделали революцию, безоружный рабочий никогда бы не победил царизм, если бы солдаты не сделали это. Кто же такой был солдат в 1917 году?
    Мы знаем, что царская Россия была не индустриальная, а аграрная, большинство населения были крестьяне, и армия (простые солдаты) на 90 % была крестьянская. Эти Иваны и сделали революцию. Кровью этих же крестьян разбиты Юденич, Деникин и прочие беляки. Почему такой энтузиазм? Почему темный, безграмотный крестьянин, кормивший ни один год вшей в окопах 1-ой Германской войны, бросил не на один год свой дом, родную деревню и побежал бить беляков? Сознательность была у него? Политически грамотные были? Знали учение Карла Маркса? Нет! Темный он (крестьянин) был, как пивная бутылка. У него пробудили энтузиазм те два декрета, которые Ленин издал в первые дни революции. «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Это ли не была заветная мечта для солдата-крестьянина? «Мир! Домой! В деревню! А там усадьбы помещичьи громи, растаскивай барское добро! Землю помещичью дели! Бери! Паши! Сей! Все ваше!» - кричит декрет. «Любо, мило. Сколько сразу к нам земли привалило!» - (знаешь такую песню?). После декреты кричат: «Удержать надо завоевания Октября! Прогнать надо беляков, тогда примемся за мирный труд». Прогнали! А сколько там легло на полях этих безвестных героев? Теперь говорят: «Хватит, побаловались! Валяйте в колхозы! Земля ваша, скот ваш, пашите, сейте, выращивайте. Но трогать не смейте, это не ваше, а государства». Как в крепостное время у помещика работали. Что же крестьянин получает за свой труд? Приличное жилье, квартиру с ванной, паровым отоплением и газ, то, что получает рабочий? Нет! Строй сам себе избу, такую же, как была 100 лет тому назад. На что? Отрывай от себя последние гроши, забудь вкус яйца, мяса, белого хлеба. Продавай все и строй себе жилье. Зарплату, думаете, получает как рабочий? Нет! Трудодни! - «палочки» и гроши за лен! Старость обеспечена у него, как у всех прочих слоев населения СССР? Нет! Не положено таковой! Выделит если Правление, рублей 50-70 в месяц и то ладно. Если при охране колхозного «богатства», покалечат, тогда больше дадут. Был я на районном собрании колхозников и видел, как премировали престарелых тружеников. Старик, лет 70, а вынужден работать, за что премирован сорочкой, что ли? Колхозник даже не имеет паспорта! На лошадь, на машину есть, а ему не положен, а то сбежит из колхоза.
    Вернулся крестьянин с Гражданской войны, и почесал затылок: «Так, сказал бедняк, а сам сел и горько заплакал» - как говорят. Ни каких прав не дали колхознику. Платят ему трудодни, а на них натуроплату: рож, пшеницу, и прочее. А что стоит эта натуроплата, если на деньги перевести? Сколько среднемесячная зарплата? Никто не скажет из ответственных работников, потому, что стыдно сказать. Гроши! Рублей 100-150 в месяц, вот его заработок на сегодняшний день. Кроме этих ущемлений, есть еще масса всяких налогов на селе. Раньше (в старину), хозяйство крестьянина платило оброк-подать 6 рублей в год, а теперь самообложение - 20 рублей в год, в сельпо - 200 рублей, безвозвратный пай. На все товары наценка 7,5 против города. Т.ч. в городе брюки 100 рублей, а в селе эти же брюки 107-50. Городской житель после работы, в выходной день идет в гости, едет за город, а сельский идет на дорожные и всякие другие бесплатные работы. Дерут как с безответной скотинки. Мне часто вспоминается газетная заметка, о каком-то видном коммунисте Дашковском (что ли?). Его в 1930-х годах выгнали из партии и наверно посадили, за то, что он доказывал: «Революция может стать угнетателем, породившего ее класса». Правильно он говорил. Крестьянин, (да и рабочий), породили революцию, и революция угнетает их. Это подобно тому, как дрова питают огонь, и огонь пожирает дрова. Так же деревня питает город, а город пожирает и жестоко эксплуатирует деревню. Да что описывать жизнь современного крестьянина, вы сами ее видите во всей красе. Но это еще цветочки. Ягодки впереди. Посмотрите, что делает с сельским и деревенским населением «крутой подъем» и «семилетний план», до чего доведут колхозника, несовершеннолетних детей рабочих и служащих села.
    Какова же была жизнь крестьянина в старое время? Я о середняке и бедняке скажу. Жил он как помещик в малом масштабе, имел в хозяйстве лошадь и корову, работал сам на себя. Пашет, сеет, снимает урожай. Что оставляет себе, до нового урожая, остальное продает. В деревне больше жили жена с подрастающими ребятами, взрослое население, муж и сыновья, уходили в город на заработки, где работали год, три, пока не надоест. Работали возчиками, официантами в трактире, или плотничали, а то уходили на сплав и лесозаготовки. Баба с ребятишками все хозяйство вела и даже ходила работать летом к богатому крестьянину. Платили ей, допустим, 20 копеек в день и мясное питание. Такое питание стоило не меньше 25 копеек. Выходит, что в день работала за 45 копеек. Дешево? Нет, хорошо! Если сравнить старые цены и теперешние: водка стоила 100 грамм - 9 копеек; шоколад 100 грамм - 10 копеек; мясо килограмм - 25 копеек. Теперь: водка 100 грамм - 4 рубля 80 копеек; шоколад 100 грамм - 12 рублей; мясо килограмм - 13 рублей. Так что она могла купить водки - 1/2 литра (стоит сейчас 24-е рубля), мяса - 1800 грамм (сейчас стоит 23 рубля 40 копеек), а шоколаду - 450 грамм (стоит теперь 54 рубля). Неплохо, как видите, зарабатывала. Сейчас этого не заработаешь. Мужик приезжая с заработков заводил вторую корову, или ставил новую избу и лежал на печи, или гулял на праздниках, которых справлялось, боже мой, сколько! Не считая больших - 12 праздников, еще разные Николин, Петров, Иванов и другие. Хлебай пиво хмельное!
    Жило крестьянство оседло в деревне, из рода - в род, ничто их не тянуло в город. Сам себе хозяин. Заплатил в год 6 рублей оброк государству и все. Только летом, в страдную пору и работали полный день. Зиму же отдыхали. «Зима, крестьянин, торжествуя...», как писал Пушкин. Многие жизнь прожили и железной дороги не видели. Зачем? К чему ехать куда-то, когда в селе всего хватало. Теперь же. Как только стали организовываться колхозы, то многие бежали из деревень в город на фабрики, заводы и т.п. Имели возможность получить образование в Институтах и техникумах. Но вот с «крутым подъемом сельского хозяйства», дорогу для сельского населения в город закрыли. Чем это вызвано? Объяснить можно только тем, что в недалеком будущем ожидается безработица. Выпускаемая продукция фабриками и заводами не реализуется, лежит мертвым капиталом, на складах, базах и в магазинах. Перепроизводство! Шли бы товары, если бы цены были доступные, а то, видите ли «ухарь купец» просит цены не сбавлять. Хлопчатку по 8-12 рублей - не выпускать, а выпускать шелк, штапель, шерсть по 60-100 рублей и дороже. Идет только водка по 48 рублей литр, которая до войны была в 4 раза дешевле - 12 рублей литр. Сельское население никуда ни выпускают из своей местности, направляют работать в колхоз, т.к. в городе скоро своих рабочих будут сокращать, и посылать на целину, и в глухую Сибирь. Вот и подумаешь, что ждет наших детей. Земля! Навоз! Скотный двор! Этим методом и хочет избавиться наше Правительство от безработицы. Представляю себе, что будет, когда ученики закончат 10 класс? Как их всеми мерами будут гнать в колхоз! Много можно говорить об этих заброшенных людях, но и этого хватит.