Имманентен или трансцендентен?

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Старый вопрос: имманентен ли Бог миру?
Апофатическое богословие, будучи честным, не может ответить на этот вопрос, поскольку держится в рамках гносеологии, согласно которой Бог не познаваем. Но, если мы спросим о причинах непознаваемости, то такой причиной окажется трансцендентность Бога нам, познающим, то есть миру.

Фома Аквинский утверждает совершенную трансцендентность Бога по отношению к творению.
Это похоже, однако, на перифраз Аристотеля, который утверждал трансцендентность Двигателя движимому. Кроме того, мы не спрашиваем о Творце  и творении – мы говорим о Боге и мире.  То есть, об обществе, о нас, живущих сообща и проживающих историю. В том числе Священную Историю.

Как можем мы мыслить  трансцендентным Бога, которого видели, который ходил среди нас, говорил с нами и умер за нас?

Кроме того, если Бог есть Любовь, то Он обязательно имманентен миру. Ведь мир держится любовью и без любви не устоит и минуты. Любовь – это Умосозерцаемое, которое должно быть усмотрено в платоническом созерцании мира – так думает Плотин.

До Христа и рядом с Ним в мире был Митра – бог имманентный миру. Его метафизическая ипостась, доступная умному созерцанию, есть Верность. Но Верность – ипостась Любви.

Имманентность Митры миру, который носит Его имя – ведь слово МИР в счастливом русском языке и есть МИТРА – засвидетельствована этим именованием. То есть мир отождествляется с Митрой. Как еще нагляднее могло быть выказано понимание предками имманентности Митры миру?

По аналогии с митраизмом, наш христианский мир, должен был бы зваться Христос. Ибо Христос Иисус тождествен нашему миру, или Церкви. И мы не твари, но дети Божии.

И хотя слово «мир» часто употребляется в расширительном смысле, мы, разумея Бога имманентным миру, понимаем мир как ближних, как церковь, как город, как царство – ведь Бог наш Царь!
Человек и мир нераздельны: человек всегда мирской, ибо существует миром. Бог есть человек, значит и Бог мирской. Другого бога мы не знаем. К богу не мирскому действительно применимо лишь апофатическое богословие – мы его не знаем, и знать не можем.


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В «ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТОВ» ИЛИ В «ПРОБЛЕМНОЕ БОГОСЛОВИЕ»