Лука на войне

Анатолий Комаристов
Фото из интернета. Автор неизвестен
 
С 1937 года святитель Лука находился в ссылке в селе Большая Мурта Красноярской области. Как только началась Великая Отечественная война, Войно-Ясенецкий, просит всех, кого только можно, предоставить ему возможность заниматься лечебной работой и лечить раненых.
 
Есть информация о том, что Лука отправил М.И.Калинину телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Время было военное и,  вся переписка осужденных просматривалась. Органы НКВД, а в ряде случаев и партийные инстанции, давали санкцию на отправку письма или телеграммы заключенного или ссыльного по указанному адресу. Так случилось и с телеграммой епископа Луки.

 Его телеграмму в Москву не передали, а в соответствии с существующими распоряжениями направили в крайком. Она оказалась у Первого секретаря Красноярского крайкома ВКП(б). После долгого обсуждения с руководством НКВД   края Первый секретарь края  разрешил послать телеграмму Луки  в адрес М.И. Калинина.

Первые годы  войны показали, что религиозность народа вполне сочетается с патриотизмом и гражданским мужеством.  Уже 22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился с воззванием к верующим, в котором, в частности, сказал:
 –Отечество защищается оружием и общим народным подвигом... тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда... Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа... не оставит она свой народ и теперь... благословляет она православных на защиту священных границ нашей Родины...

Это воззвание зачитывалось во всех храмах страны. Тогда же на средства церкви были созданы эскадрилья самолетов имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. К концу 1944 года сумма взносов от Русской православной церкви на оборону составляла 150 миллионов рублей.

 Патриотизм верующих и вся суровая действительность военных лет заставили Сталина и правительство изменить отношение к религиозным культам и, в первую очередь, к Русской православной церкви.

С октября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он работал по 8-9 часов, делая 3-4 операции в день, что в его возрасте уже было тяжело. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви) и отправлялся в госпиталь.

В своих воспоминаниях Лука писал: « В конце июля прилетел на самолете в Большую Мурту главный хирург Красноярского края и просил меня лететь вместе с ним в Красноярск, где я был назначен главным хирургом эвакогоспиталя. Этот госпиталь был расположен на трех этажах большого здания, прежде занятого школой. В нем я проработал не менее двух лет, и воспоминания об этой работе остались у меня светлые и радостные».

Но основным местом его пребывания оставалось село Большая Мурта. К этому времени Войно-Ясенецкий во всей округе уже был известен как выдающийся хирург. Может, потому были ему иногда небольшие "поблажки". Он постоянно занимается лечебной практикой, выезжает в окрестные села и  в Красноярск. До сих пор живет в городе Красноярске человек, который обязан жизнью Валентину Феликсовичу.

Он рассказывал, что из-за невыносимой постоянной боли ему было все безразлично, но хорошо помнит, как с надеждой и мольбой смотрел на склонившегося над ним доктора, – "как на Бога", который может принести избавление от страданий. Операция принесла облегчение уже на следующий день.

 Есть сведения о бытовом периоде жизни Валентина Феликсовича: "Ходил он в толстовке черного цвета и в шапке-камилавке. Был выше среднего роста, полный, глаза голубые. Уже в то время плохо видел, носил очки. У него были красивые руки настоящего хирурга. Был он истинно и глубоко верующим человеком".
 
В сентябре 1941 года ссыльный профессор Войно-Ясенецкий переводится в город  Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10000 коек. Начальство отнеслось к Валентину Феликсовичу настороженно — все-таки ссыльный поп. А в каморке, в которой его поселили, иконы на стене, а на столе — портрет Ленина.

 В декабре 1942 года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», было поручено управление Красноярской епархией «с титулом архиепископа Красноярского». На этом посту он сумел добиться восстановления одной маленькой кладбищенской церкви в пригородной деревне Николаевка, расположенной в 5 километрах от Красноярска.

В связи с этим и практически с отсутствием священников за год архипастырь служил всенощную только в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы, а перед обычными воскресными службами вычитывал всенощную дома или в госпитале. Со всей епархии ему слали ходатайства о восстановлении церквей. Архиепископ аккуратно отправлял их в Москву, но ответа не получал.

В письмах сыну Михаилу Лука сообщал о своих религиозных взглядах:"… в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера…   Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять.  … Если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом и любящих его".

Весной 1942 года отношение властей к Владыке Луке несколько улучшилось. Хирургу-консультанту стали выдавать обед, завтрак и ужин с общей кухни, стали заботиться об улучшении условий его работы. В письме сыну он писал: «В Иркутске на межобластном совещании главных хирургов мне устроили настоящий триумф. Мнение обо мне в правящих кругах самое лучшее и доверие полное. Слава Богу!"

Примерно в это время Владыку Луку вызвал первый секретарь обкома партии и сказал ему, что отношения между Церковью и государством скоро улучшатся, и он сможет вернуться к епископскому служению. Милостью Божией через некоторое время Владыка действительно был назначен на Красноярскую кафедру, где вновь открыто зазвучала его проповедь о Христе.

"Давно обещали открыть у нас одну церковь, но все еще тянут, и я опять останусь без богослужения в великий праздник Рождества Христова", —пишет епископ сыну Михаилу.  5 марта 1943 года он пишет сыну очень светлое письмо: «Господь послал мне несказанную радость. После 16-ти лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским…

Конечно, я буду продолжать работу в госпитале, к этому нет никаких препятствий. Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа».

Когда в Николаевке открылась церковь, Владыка Лука писал: "О первом богослужении мало кто знал, но все-таки пришло человек двести. Многие стояли на дворе. Первое богослужение... сразу же очень улучшило мое нервное состояние, а неврастения была столь тяжелая, что невропатологи назначили мне полный отдых на две недели. Я его не начал и уверен, что обойдусь без него", — пишет Лука. Еще через месяц он подтверждает: "Невроз мой со времени открытия церкви прошел совсем и работоспособность восстановилась".

Вновь на дверях квартиры архиепископа появляется табличка, извещающая о том, что по церковным делам он принимает во вторник и пятницу с шести до восьми вечера.
 
В письме к сыну Владыка сообщает: "До крошечной кладбищенской церкви в Николаевке полтора часа ходьбы с большим подъемом на гору, и я устаю до полного изнеможения, церковь так мала, что в ней нормально помещается сорок — пятьдесят человек, а приходят двести — триста, и в алтарь так же трудно пройти, как на Пасху. Служить мне в ней можно было бы только священническим чином, но и это пока невозможно, так как нет облачений. По-видимому, получим их из театра. Нет диакона, певчих, даже псаломщика. Служит 73-летний протоиерей, а я проповедую. Это для меня и для народа огромная радость. Есть большая надежда, что весной откроют Покровскую церковь".
 
В Николаевской церкви архиерейское служение оказалось невозможным. Открыть второй храм власти обещали только через год.
"В театре много архиерейских облачений, но нам не дают их, считая, что важнее одевать их актерам и кромсать, перешивая для комедийных действий", — писал Владыка Лука сыну.
 
Впоследствии ему удалось получить архиерейское облачение в Новосибирске, где он выступал с докладом на конференции хирургов военных госпиталей, и в Красноярске через некоторое время был открыт еще один храм.

Архиепископ пишет в то время в письме, что отношение правительства к Церкви резко изменилось: "...Всюду открываются и ремонтируются за счет горсоветов храмы, назначаются епископы". И о себе: "Помни, Миша, что мое монашество с его обетами, мой сан, мое служение Богу для меня величайшая святыня и первейший долг. Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять".

Через несколько месяцев он сообщает Михаилу: "В Красноярске, в "кругах" говорили обо мне: "Пусть служит, это политически необходимо". "Я писал тебе, что дан властный приказ не преследовать меня за религиозные убеждения. Даже если бы не изменилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова вступить на путь активного служения Церкви. Ибо вы, мои дети, не нуждаетесь в моей помощи, а к тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их". "О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его..."

Архиепископ Лука прилагал много стараний, чтобы вышло в свет второе издание "Очерков гнойной хирургии", зная, что книга приносит врачам большую практическую пользу, что они в книге нуждаются. В 1943 году ему удалось, наконец, получить разрешение ее издать.

Владыкой Лукой был сделан ряд новых открытий, его операции, лекции, доклады на конференциях высоко ценили врачи, доценты и профессора. "Почет мне большой: когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают", — писал в то время епископ Лука.

Все трудности и несправедливости последних лет, обрушившиеся на него, не убили в профессоре пытливого исследователя.  Войно-Ясенецкий один из первых в Великую Отечественную войну указывает на необходимость раннего и радикального лечения остеомиелитов, осложняющих ранения костей. "Лечение тяжелых осложнений гнойной инфекцией ран суставов является одной из важнейших задач тыловых госпиталей", — пишет он в кратком вступлении к своей новой книге "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов", изданной в 1944 году.

 Эта книга становится незаменимым пособием для хирургов страны. Благодаря Войно-Ясенецкому тысячам и тысячам раненых не только была спасена жизнь, но и возвращена ни с чем несравнимая радость самостоятельного передвижения. Часто в палатах выздоравливающие встречали старого профессора необычным, но выразительным приветствием — поднимая ранее искалеченные и недвижимые конечности.

Наконец была закончена переработка "Очерков гнойной хирургии", объем которых увеличился более чем в полтора раза. Книга была завершена в 1943 году, но издать ее удалось только в 1946 году.

=====
Автором использованы фото и информация из открытых источников в интернете:
Сайт имени святого Луки, Святитель Лука Крымский;
Сайт:"Симферопольское благочиние";
Сайт: "Православие";
Сайт: "Интернет-журнал Лицей";
Сайт: "Русская народная линия";
Православный журнал "Фома";
"Православное слово Сибири", №2-3, 2002 г.
Автобиография Луки «Я полюбил страдание»;
Эссе Луки –«Христианское учение о любви к человеку», «Дух, душа и тело»;
И.А.Кассирский «Воспоминания о профессоре В.Ф.Войно–Ясенецком»;
М.Поповский «Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого);
Статья С.Варшавского и И.Змойро «Две грани одной судьбы», журнал «Звезда Востока», №4, 1989г.;
Статья И.Ахундовой «Скальпель на иконе»;
В.А.Лисичкин «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»;
В.А.Лисичкин "Крестный путь Святителя Луки:Подлинные документы из архивов КГБ";
Википедия – «Биография. Вклад в науку. Почитание. Память об архиепископе Луке»;
Богомолов Б.П.,Светухин А.В. «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. К 130-летию со дня рождения». Журнал «Хирургия» -2007, №12;
Глущенко В. «Святитель Лука – взгляд в будущее»
Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ»,т.2.ч.3.гл.10
И.Григович "К 120-летию со дня рождения Юдина С.С."
"Аристократ духа".Авторский цикл из эфира радиопрограмм Благовещение.
"Древо" (открытая православная энциклопедия)