Елку наряжали

Олег Слюсарь
Два брата – Сережа учится в 8 классе и Володя – в 6. Они наряжают новогоднюю елку. Старший брат уже понимает проблемы экологии и попросил родителей купить искусственную елку.
Ребята собрали ее. Процесс сборки очень увлек братьев. Елка им понравилась…была красивой. А когда они открыли ящик с елочными игрушками, то появился и  запах ели, приобретенный за многие годы.  Игрушки были старые,  а одну помнила еще бабушка со своего детства.

Ребята вешают на елку игрушки и ведут неторопливый разговор. Сережа кроме учебы в школе еще занимается дополнительно по физике. Он очень увлечен физикой и астрономией.  Поэтому Вова с увлечением слушает старшего брата, часто задавая ему вопросы...: «Сереж, а почему на елку люди больше всего любят вешать блестящие шарики?  Может  это  люди представляют елку с шариками как небо в звездах?»
- «А что, может ты и правильно думаешь. Помнишь, как красиво было небо вечером. Я тебе показывал « Малый ковш – Полярную звезду».
- Да - отвечает Володя – я еще в телескоп видел «парад планет»,  особенно понравился Сатурн с кольцами вокруг… Очень красиво!»

   В это время Сережа закрепляет на самой макушке Елки большую блестящую звезду, а внизу Володя устанавливает Деда Мороза. И вдруг он, нечаянно, толкает Сергея. От неожиданности звезда выскальзывает у него из руки. Задевая за ветки, звезда падает на спину  Володи и… удачно скатывается на пол, не разбившись.
   На вскрик ребят входит бабушка и видит смеющихся и радостных ребят и упавшую звезду.
В это время Сережа говорит: « Вот так, наверно, Ньютону яблоко упало на голову и он
придумал свой закон притяжения тел друг к другу. И эта сила - гравитация притягивает все тела  к Земле.  А ты знаешь, Вовка, этот закон во всей Вселенной действует. Гравитация - самая главная сила во всей Вселенной.
Учись Вовка хорошо. Много всего интересного узнаешь».
Вошедшая бабушка включается в разговор:
  « Какие же вы молодцы! Какая красивая елка! Вот родители порадуются. И разговор у вас какой умный.
А вот скажите мне ребята. Когда я смотрю телевизор и там рассказывают как далеко летают космические аппараты…почти к Солнцу, всегда вопрос меня мучает: сколько же они с собой должны взять горючего, или как там оно называется…уму непостижимо".

   Ребята заулыбались.
«Я расскажу – говорит Володя. – Там все рассчитано, чтобы преодолеть притяжение Земли. Разгоняют аппарат ракетой до первой космической скорости,  чтобы преодолеть земное притяжение. Ступени ракеты отбрасывают при этом. Аппарат уже будет вращаться вокруг Земли. А после уже двигателями аппарата направляют его куда надо – на другую орбиту или еще дальше…»
- А сколько это: первая космическая скорость для Земли – спрашивает Сережа.
 - Я точно не помню – чешет затылок Володя.
- 11,2 км в секунду. Такие вещи надо знать Вовка. Чему вас только в школе учат? –

« А как же дальше лететь, если ракеты нет. Аппарат маленький…Где горючее взять…? » - продолжает бабушка.

   « Ладно – сказал Сережа. Он посерьезнел. - Попытаюсь объяснить».
Для такого путешествия люди придумали метод «гравитационного маневра». То есть  при полете используют силу гравитации (притяжения) аппарата к космическому телу, к которому он летит (как бы «падает» на него). При этом аппарат разгоняется, не тратя своего топлива.
   « А вдруг он и упадет на это космическое тело. С такой высоты и разобьется. Мокрого места не останется» – заметила бабушка.
«Нет, аппарату немного изменяют направление движения и он, как бы по касательной, разогнавшись, уходит от первого космического тела к следующему, притягиваясь уже к нему, и т.д.» – объяснил Сергей.
   Вот, например, путешествие аппарата «Кассини….».
Стартовал с Земли – полетел на Венеру –  вернулся к Земле и дальше - к Сатурну и Юпитеру.  Везде, подлетая к планете, он ускорялся от силы притяжения к ней, делал маневр и по касательной улетал к следующей планете.
Его путешествие продолжалось около 7 лет.  Путешествие было бы невозможно без использования силы гравитации. Никаким горючим не запасешься на 7 лет.

   « Да, Сережа, ты молодец! Даже я поняла твой рассказ. Да и у Володи глаза загорелись.
А то он все не выберет на кого учиться» - сказала бабушка.
И тут бабушка заметила, что кровати у ребят не убраны, на них что то валяется.
« Что ж это такое. Почему такой беспорядок?» - сердито она стала выговаривать братьям.
Они встали, опустив головы.
- Сейчас же все убрать - добавила бабушка.
- Бабуль, уберем – ответил Володя. А Сережа добавил: « А еще я тебе как-нибудь расскажу, что благодаря беспорядку в космосе, появились там и Вселенная, и Галактики, и звезды, и планеты, и жизнь…»
Уже выходя из комнаты, бабушка подумала: « Надо бы родителям помочь с деньгами. Небось эти дополнительные занятия по физике им в копеечку влетают.
А внуки у меня умные.
 Ну как им объяснить, что жизнь дал Бог».