Цвет вишни в декабре

Галина Клинкова
Ах, как хотелось в завершение уходящего года
чего-то прекрасного! Чтобы душа, переполняясь
новыми чувствами, возвышающими ее,
и радовалась, и печалилась, и очищалась…

Верно угадав это стремление, судьба оказалась благосклонной, подарив встречу с уникальным человеком, удивительной женщиной. Я побывала в Волгоградском институте искусств им. Серебрякова на бенефисе заслуженной артистки РФ Зинаиды Гуровой, посвященном сорокапятилетию ее работы в искусстве. О ней давно говорят: «Живая легенда Волгограда». Сыграв на больших сценах страны более ста ролей, после закрытия в нашем городе театра имени М. Горького, Зинаида Тихоновна Гурова создала в 1989 году «Театр Одного актера». Как профессионал высокого класса, она состоит в Международной ассоциации режиссеров.

…Звучит фортепианная, в дуэте с нежным, щемящим голосом скрипки, музыка. Начинается спектакль «Цвет вишни» по пьесе Чехова «Вишневый сад» (сценическая версия О. Скивко). В зале царит особая атмосфера. С самого первого слова, произнесенного актрисой, чувствую власть ее голоса, взгляда, жестов. Ясная и четкая, музыкальная по богатству интонаций и оттенков дикция завораживает, заставляя в унисон взволнованно стучать сердце. Поражает способность актрисы перевоплощаться. Вот передо мной Ольга Леонидовна Книппер-Чехова, ее сменяет образ Любови Андреевны Раневской. Как полно отражаются эти сложные характеры! Сопереживаю, соприкасаясь сердцем, и, вглядываясь, задумываюсь о непростых человеческих отношениях и о том, что хранит и спасает ищущую истину душу.

На сцене – Личность. В зале – восторженная тишина. Зрители захвачены виртуозными и легкими движениями, выразительной мимикой актрисы. Оригинальны милые декорации цвета белоснежных лепестков цветущей вишни. З.Гурова - в ярко-красном костюме. Этот контраст выделяет ее образ, делает ярким. Она вся – страсть, порыв, стремительность. В захватывающих монологах – один на один с залом. Всепоглощающим чувством дышит каждый жест. И чувство это – любовь. Раневская: «Надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить… Надо влюбляться!». Она возвращается во Францию к человеку, ее разорившему и предавшему. Чтобы прийти ему на помощь. В страдании, в сострадании, в жертвенности видит она свой долг.

Лирический образ вишневого сада для героини пьесы Чехова - символ так необходимой всем нам памяти, красоты, верности. Это суть нравственных ценностей. Трогательно звучит в голосе актрисы настроение элегии, грусти расставания с чем-то дорогим в жизни, что никогда не вернется...

Мягко ласкает слух выступающая фоном чарующая музыка ретро. А момент, когда под бархатный французский баритон актриса восхитительно танцует, рождает в моем сердце ностальгию.

За полупрозрачным занавесом на заднем плане сцены - знакомый облик великого художника слова Антона Павловича Чехова. Он стоит, опершись на трость, и словно наблюдает за представлением…

...Выхожу из театра как из истинного Храма – с очищенной и умиротворенной душой. Сила искусства по благотворности влияния на человека бесценна. Моноспектакль, насыщенный психологизмом, действенным словом, призывал к милосердию, любви. А в прекрасной актрисе так гармонично соединились высокая сценическая культура, театральный дар, самоотдача и огромная любовь к зрителю.

На снимке:  Зинаида Тихоновна Гурова пишет автограф для  районной газеты "Звезда".