Горошинка

Татьяна Азарова Плесовских
 Жили-были старик со старухой. Хорошо жили, дружно. Одна беда, не было у них детей.
 Во дворе у них, рядом с калиткой, был колодец. Все соседи ходили к ним за водой, а случалось, и просто прохожие заходили попить. Сидят как-то старые на скамеечке во дворе, вдруг в калиточку женщина входит. «Хозяева, дозвольте воды напиться». – «Пей, не жалко».
 Напилась женщина, поблагодарила и присела с ними на лавочку. Слово за слово и узнала про их беду. «Ничего, я вам помогу. Есть ли у вас в доме люлька?» - «А как же, - ответил дед. – На чердаке она. В ней ещё когда-то моя матушка меня качала».
 Пошли в избу. Дед принёс люльку, а бабка постелила чистую постельку. «Теперь, - сказала женщина, - дайте мне горошину». Положила она горошину в постельку, накрыла пелёночкой и велела старикам спать ложиться, а сама ушла.
Утром рано старик и старуха проснулись от громкого плача. Кинулись к люльке, а там девочка маленькая лежит. Хорошенькая, пригоженькая, увидела их и заулыбалась. Вот счастье-то подвалило на старости лет! Назвали девочку Горошинкой.
 Стала Горошинка подрастать не по дням, а по часам. Вскоре уже затопала ножками по избе. А как ещё подросла, давай матери по дому помогать. Ничего что ростиком мала, зато удала. С утра корову подоит, блинов напечёт, пол подметёт. Целый день хлопочет, всякая работа ей в радость. Знай, смеётся да песенки поёт. Старик со старухой на доченьку не нарадуются. Одно огорчает - выйдет замуж, уйдёт от них, и останутся они опять одни.
 Как-то барин из соседнего села подъехал к их дому, спешился, воды попил. А тут Горошинка на крыльцо выходит: «Батюшка, матушка, пирог готов. Прошу откушать». И так хорошо из избы запахло, что у барина слюнки потекли, и он на обед напросился. «Что ж, коли крестьянской едой не побрезгуете, прошу к столу», - пригласила Горошинка.
 Откушал барин и щей без мяса, и пирогов с морковью и яблоками. Ничего вкуснее не ел этой простой еды. Понаблюдал он за Горошинкой, как она быстро и легко по хозяйству управляется, и сказал: «Иди ко мне в дом служить, Горошинка. Хорошо платить буду». А про себя подумал: «Повара и двух горничных уволю. Она такая расторопная, одна за троих работать будет за одну зарплату».
 «Нет, барин, ответила девушка. – Мне к вам прислугой идти ни к чему, своих забот хватает и родителей не оставлю». Ушёл барин очень недовольный. Но вот только Горошинка ему очень сильно в душу запала. Стал он в гости захаживать, подарки приносить: то платок, то бусы, то колечко с камушком. Да только Горошинка ничего у него не берёт.
 И вот как-то, к вечеру дело было, проходил мимо по улице солдат. «Ать-два! Ать-два!» Увидел колодец. «Хозяева, дозвольте водицы попить. Иду я со службы домой, устал немного». - «Попей, не жалко». Солдат налил воды в свою кружку, достал сухарик, и тут из дома вышла Горошинка. Увидела солдатика и обомлела. Хоть ростом не велик, а широк в плечах, усы и глаза весёлые.
 Взглянул на неё солдат и сердце ёкнуло. Ростом не величка, а хорошенькая, пригоженька, щёчки румяные, как ягодки, и глазки озорные.
 «Что ж ты, служивый, сухариком перебиваешься? Заходи в избу, вечерять будем, - позвала гостя Горошинка. Сел солдат (Пётр его звали) за стол с хозяевами, рыбный пирог отведал, каши, молока попил. «Ох, и вкусно! Спасибо тебе, Горошинка». Дело к ночи. Бабка сказала: «Иди спать на полати, а дальше завтра пойдешь.
 Утром стали хозяева куда-то собираться. «Это вы куда, люди добрые?» «Куда-куда, картоху сажать. Ох, совсем мы стары стали с бабкой, косточки болят, а идти надо», - ответил дед. «Зачем же напрягаться? – удивился Пётр, - мы с Горошинкой сами управимся». На том и порешили. Целый день трудились молодые, всё посадили. Солдат опять спать на полати отправился.
 Вдруг среди ночи в небе загрохотало, молнии засверкали, как клинки сабель, и тут с крыши потекла вода. Засуетились хозяева, стали тазы подставлять. «Ох-ох! – загоревал дед. – Изба-то у нас соломой крыта, видать прогнила та солома. Надо перекрывать». - «Не печалься, - успокоил его Пётр, - починим твою крышу!»
 После крыши починил забор, потом сено косил, дрова рубил. Прознал барин про солдата, злиться стал, зазывать: «Иди ко мне в работники, хорошо платить буду и харчи хорошие с мясом». – «Извиняй, барин. Я завтра обещал Горошинке в лесу зайца добыть, а послезавтра – рыбы наловить. Занят я».
 А Горошинка-то как расцвела. Полотна наткала, сарафан новый пошила, узорной ленточкой голову украсила. Петеньке – блинчики, Петеньке – оладушки, Петеньке – пироги.
 Вот и лето пробежало. Урожай убран, крыша не течёт, в избе тепло и уютно. Засобирался было солдат в дорогу, а сам грустит. Загрустила и Горошинка. «   Должно быть, заждались тебя дома родные, а, Петенька?
 «Эх, если бы, - вздохнул он. – Сирота я, в приюте вырос, туда и шёл проведать. Ох, как люба ты мне, Горошинка! Хотел бы я тебя замуж взять, а куда везти? У меня ни дома, ни родных…» Тут дверь открылась, и вошёл барин.   «Слышал я, о чём вы тут говорите. Зачем тебе этот безродный, Горошинка? Так и быть, возьму тебя замуж! Едем в город, купим тебе платье к свадьбе самое красивое, кольца, бриллианты. Со мной будешь жить без забот, наряжаться, на балы ходить.
 Стоит Горошинка между двух женихов, растерялась. «Подумай, доченька, - сказала старуха-мать. – С барином как сыр в масле будешь кататься, а с Петром будешь в трудах, заботах и бедности всю жизнь».
 «Труды и заботы мне в радость будут, - ответила Горошинка, – коли рядом тот, кто люб мне. А в хоромах да без любви одна суета и скука, а бриллиантов не надо. Уходи, барин, я с Петей останусь и с родителями.
Поженились Горошинка с Петром и зажили в радости с родителями вместе, барину на зависть.

                Рисунок Евгения Смирнова.