Приглашение в Париж

Игорь Александрович Беляев
 Поднимаясь по лестнице на третий этаж старого пятиэтажного дома, Альберт думал лишь о том, что скоро он покинет эту опостылевшую ему жизнь. В подъезде пахло краской и сыростью, из распахнутого настежь окна, с улице, дул холодный зимний ветер, заставивший Альберта выше поднять воротник черного заношенного пальто.
Дверь в квартиру заскрипела и обнажила голые мрачные стены с ободранными обоями. Из ванной комнаты в другом конце коридора доносилось шипение труб. Альберт снял пальто, стащил с себя ботинки и вошёл с вою комнату. В двух других проживали соседи, но днём, обычно дома никого не было, и Альберт мог не закрывать дверь, так как у него была сильно развита клаустрофобия. Вечерами, с приходом в квартиру соседей, он оставался в квадратном замкнутом помещении и ложась на матрас, что служил ему пастелью он начинал чувствовать себя запертым и ему казалось, что стены сдвигаются, а потолок всё ниже опускается, пытаясь зажать его, что бы никогда больше не выпустить от сюда. Большое окно он не воспринимал как возможность покинуть это пространство, и лишь с открытой настежь дверью чувствовал себя хорошо.
Альберт достал из своего чемоданчика пластинку Сергея Прокофьева и аккуратно включил проигрыватель. Комната наполнилась звуком симфонии величайшего композитора и Альберт перестал слышать шум труб, доносившейся из ванной комнаты. Он лёг и закрыл глаза. Ему представился Париж во всём своём блеске. Улочки с маленькими припаркованными на обочине автомобилями, Эйфелева башня, проглядывающая над крышами домов - а это значило, что он вновь находился в центре города.
 Единственная поездка в его жизни и единственные светлые воспоминания. Сегодня она не звонила ему, хотя обычно она звонит в это время, зная, что он возвращается из института, отработав, бредёт по холодным, забрызганным грязью улицам в свою убогую комнатку на окраине Москвы. Альберт познакомился с ней летом, когда приехал в Париж к своему троюродному брату Виктору. Виктор уже давно жил и работал во Франции, а Дениз была одной из его знакомых - красивая, стройная, обаятельная. Альберт помнил их первую встречу в квартире Виктора.
-Знакомьтесь,- сказал он по-русски,- моя подруга Дениз,- а потом повернулся к девушке и засмеявшись, продолжил уже по-французски,- Мой брат - Альберт, тот самый гений, заочно ты знаешь про него всё...
 Перед поездкой, Альберт очень серьёзно подошёл к изучению французского языка, до этого он знал лишь несколько слов, но питая страсть к любому обучению и самосовершенствованию, благодаря своему честолюбию, которое, как говорил его покойный отец: "К сожалению, распространено лишь на эту никчёмную учёбу", Альберт крайне быстро начал понимать и даже разговаривать на французском. Тогда, Дениз, да и остальные французские знакомые Виктора, сильно удивлялись, когда он отлично понимая их, быстро составлял в мозгу сложные предложения на не родном для себя языке, и улыбку вызывал лишь его смешной акцент.
Дениз было двадцать три года и она работала вместе с Виктором в компании, которая пригласила и наняла его на работу. Сам Виктор вскоре женился на взрослой женщине по имени Лара и по его словам был безмерно счастлив. Жена много разъезжала по командировкам и Виктор, будучи молодым и активным человеком, собирал у неё в квартире большие компании из коллег и знакомых и весело проводил время. Эти вечеринки, как успел убедиться Альберт носили совершенно безобидный характер. Гости смеялись, шутили, пили шампанское, а после ехали в какой нибудь клуб, что бы потанцевать, а иногда устраивали танцы дома. Жена Виктора - богатая и успешная пятидесятилетняя парижанка, которая успела побывать несколько раз замужем не обращала на это никакого внимания. Альберту она показалась безобразной старой толстухой с огромными выпученными глазами и огромным обвисшим задом. Однажды, Альберт заметил это, она вернулась в разгар одной из вечеринок, и поздоровавшись со всеми, впилась губами в Виктора, который с громким криком обхватил её, и подняв, в танце закружил по комнате, все девушки, присутствующие в комнате, непроизвольно поморщились, но сразу же тактично переключили своё внимание на другие вещи.
Дениз сама проявила интерес к гостю из России и подойдя к Альберту предложила быть гидом и показать ему Елисейские поля.
Они долго гуляли по извилистым улочкам Парижа, сидели в кафе и пили кофе с круасанами, политыми карамелью, и Альберт улучшал свою языковую практику. Она говорила простыми предложениями и он редко не понимал её, но если она замечала замешательство на его лице, она быстро перефразировала свою мысль и добавляла к объяснению жестикуляцию. Он научил её нескольким выражениям по-русски. Особенно ей понравилась крылатая фраза "Чёрт побери", она произносила её почти так же смешно как герой классического фильма.
-Удивительно, что Париж ассоциируется у тебя лишь с комедиями и Луи Дефюнесом,и Эйфелевой башней- говорила она.
-Ну ещё Лувр...- улыбался Альберт.
-Ты настоящий турист,- смеялась она,- а я люблю Париж совсем за другое... За школу в которой я училась, за магазины рядом с домом, за людей...
 Альберт поцеловал её накануне отъезда.
-Я тебя люблю,- сказала она.
Он даже не сразу понял значение сказанных ею слов. Они были знакомы две недели и теперь им нужно было расстаться. Он возвращался в Москву, к своей нищенской жизни, к своей кафедре в институте и к зиме и слякоти подворотни, в которой находилась его жалкая комнатушка. Сказать ей, что он её никогда не забудет? Или никуда не уезжать и остаться, спрятаться, затаиться, работать на какой нибудь фабрике? Но его найдут и обязательно вернут на Родину, но тогда он больше не получит французской визы и точно не побывает в самом красивом городе в мире.
-Я тоже люблю тебя, Дениз,- он прижал её к себе и ощутил приятный запах уже так полюбившихся ему духов.
В тот вечер он не вернулся к Виктору, он остался у неё, в просторной квартирке, которую она снимала вдвоём с сестрой.
А на следующий день он улетел. Он даже не помнил дорогу до аэропорта, которая уносила его прочь от мечты и от жизни в которую он окунулся и которой проникся.
Они договорились, что он прилетит через пол года и попробует найти работу во Франции, она или Виктор помогут ему, а пока он будет усердно копить деньги и изучать и дальше французский язык.
Прошло пять месяцев и на улице снова стояла зима. Когда он прилетел из Парижа в апреле, то Москва встретила его вьюгой, а сейчас был октябрь, который очень рано поддался на призыв зимы стать холодным. Летний отпуск Альберт провёл на даче у тётки по Бронницами. Она всё время удивлялась его чудаковатой манере каждое утро бежать в магазин для того, что бы оплатить телефон, так как на кануне он проговаривал все деньги "со своей француженкой", как она её называла.
-Чудной ты, Альберт, тридцать лет, а всё как девочка,- говорила ему тётя Надя, поднимаясь над грядкой с помидорами.
Несмотря на полное отсутствие такта и образования, Альберт любил и уважал тётку, так как она вырастила его после смерти родителей. Тётя Надя говорила то, что думала, а думала она парой о таких вещах, что Альберту было стыдно за неё.
-Вот как ты, здоровый мужик и без женщин обходишься, любовь с француженкой - это ради Бога, но найди ты себе здесь кого ни будь, или ты думаешь у нас нет умных?!
В такие минуты, Альберт жалел о том, что рассказал тётке с кем он постоянно разговаривает по телефону на французском языке, но он поделился с ней не подумав. Ему не нравилась дача, но при всём этом он понимал, что должен помогать тёте Наде, так как её собственный муж спился и умер, а дочь - его двоюродная сестра по уши погрязла в детях и он уже не помнил какого по счету  племянника он скоро увидит, приехав к ней в гости.
 Альберт услышал поворот ключа в замке и то, как в комнату кто-то ввалился. Это был Сашка. Несколько дней назад он запил и Маша - его жена поспешно собрала вещи и уехала к маме, что бы избежать разборок и пьяных дебошей. Сашка шатаясь прошёл по коридору и остановился возле раскрытой двери:
-Здорово Альбертушка,- промычал он и прислонился к дверному косяку.
-Привет Саш,- спокойно сказал Альберт.
Саша вытащил откуда-то бутылку вина и подняв её на вытянутую руку громко сказал,- пойдём посидим, дружище...
Альберт встал и последовал за соседом.
-Сейчас эта крыса придёт, нужно будет уйти куда нибудь, а пока её нет можем посидеть. Она всё меня в полицию обещает сдать. Сама-то здесь орёт вечно на своего сына-придурка. Ты - сосед что надо. Я тебя люблю.
И Сашка полез целовать Альберта. Ему в лицо пахнуло неприятным запахом табака и перегара.
-С Днём Рождения,- сказал Альберт,- кстати...
-Спасибо. Тридцать пять лет. Жизнь как миг пролетает,- наливая вино и одним махом опустошая стакан сказал Сашка,- я покурю? Ты не против?
-Я-то не против, но Зинаида...- и Альберт глянул на часы, висящие на стене,- она придёт через пол часа должно быть...
-Пошла она,- закуривая пробурчал Сашка и роняя на стол пепел склонил свою не промытую голову.
Альберт молча смотрел на него.
Сашка очнулся и затянувшись, выпустил огромные клубы дыма:
-Когда ты уезжаешь-то?
-Через месяц,- вспомнив Париж, улыбнулся Альберт.
-Ох, мать твою, я бы тоже куда ни будь уехал. Куда ни будь подальше от сюда...
-Это возможно. Знаешь, я раньше думал...
Но Сашка ударил кулаком по столу и облокотился на спинку стула:
-Не-ет, брат, для меня это не возможно...
Альберт налил себе чай из чайника стоявшего на столе:
-Я думаю, что возможно всё, ты разве не можешь выучить язык?
-Дело не в этом,- усмехнулся Сашка,- я алкоголик. Как мой отец. как мой дед. И вся моя жизнь - это один большой запой с небольшими перерывами на то, что бы осмотреться по сторонам.
-А я думаю, что и алкоголику под силу сменить страну. Ну скажем сделать это в тот момент, когда ты взял перерыв... в запоях,- дружелюбно сказал Альберт.
У него зазвонил телефон и Альберт схватил его, понимая, что причиной охватившей его меланхолии было то, что он сегодня не слышал голоса Дениз.
-Она что ли? - усмехнулся Сашка и затянулся сигаретой.
-Она,- Альберт неловко пожал плечами, как бы извиняясь перед Сашкой за то, что погружается в другую жизнь. Когда он произнёс по французски "привет", и услышал в трубке знакомый голос, лицо его моментально изменилось. Сашка не понимал о чём он весело и быстро говорит, для него это было всё равно , что щебетание воробья на улице и потому он начал бубнить слова какой-то песни. Альберт был слишком поглощён разговором, что не замечал соседа, начинавшего потихоньку засыпать. Сашка, выпил ещё стакан вина, и поднявшись, начал танцевать вокруг стола. Альберт не замечал ничего вокруг, он улыбался и слушал, а иногда сам что-то говорил.
-Дай мне сказать,- и Сашка вдруг начал обеими руками выхватывать трубку из рук Альберта, а когда ему это удалось, он сдерживая Альберта одной рукой, так как природа щедро вознаградила его здоровьем и силой, сжимая телефон закричал в трубку своим пьяным заплетающимся языком:
-Мадам, он любит Вас... Мадам, поверьте мне...
Потом он весь как то обмяк и опустившись на стул заплакал. Альберт выхватил трубку и принялся объяснять ничего не понимающей и испугавшейся Дениз, что это сосед, который просто отмечает свой День Рождения.
-Скажи ей, что я ручаюсь за то, что ты порядочный человек, скажи ей, что ты - мой друг,- повторял Сашка, который впал в состояние полнейшего опьянения.
-Дорогая, нет-нет, это обычный человек - это мой сосед,- говорил Альберт по-французски,- просто он выпил лишнего и сейчас мы с ним сидим и болтаем... Не волнуйся.
Сашка потихоньку начал засыпать прислонившись к батареи.
 На следующий день, как обычно выходя из института, Альберт планировал поехать домой и заняться французским. Но в этот момент кто-то схватил его за руку. Это была полная не очень симпатичная девушка. Альберт почувствовал неловкость.
-Слушай, нам бы поговорить...- сказала девушка.
Её звали Василиса и она работала лаборанткой.
-Срочное что-то? А то я сегодня планировал заниматься.
-Не срочно, просто поговорить нужно,- сказала девушка,- прогуляемся? Или в машине?
Они сели в её старенькую машину и она завела мотор.
-Ты чего так редко приходишь? - спокойно спросила она,- пока ж не во Франции еще.
-Так в выходной же был...
-Вообщем я беременна,- сказала она,- да погоди ты, послушай, я думаю это тогда на кухне, помнишь, когда не было презерватива... Ну не суть... Жить со мной будешь? Я одна ребёнка воспитывать не буду. Так что решай ты.
Альберт сглотнул комок подступивший к горлу.
-Да успокойся, так иногда бывает, я вообщем не питаю и не питала иллюзий, меня наши встречи устраивали, ты знаешь - я люблю тебя, с ней мне конечно в соревнования вступать не по зубам и это случайно вышло, я бы никогда тебе жизнь калечить не стала. Ты там во Франции будь счастлив. Просто считаю, что в известность поставить должна. Я хоть и не красавица, а кой чем награждена,- и она улыбнулась показывая глазами на свою огромную грудь.
-Я что, должен сказать - иди и убей ребенка? - тихо проговорил Альберт.
-Да. А ты думаешь, я сама должна пойти и убить его?! Некоторые знаешь, годами не могут заиметь... У меня их может после и не будет, а знаешь он может стать известным ученым или спортсменом. Футболистом например... Так что...
Она провела рукой по рулю.
-Ну, я...- Альберт чувствовал, что не находит, что сказать,- я не знаю даже...
-Ты её любишь, со мной - это так - физиология. Всё понятно. Ребёнок - случайность, но я не особо популярна у мужчин, а с ребёнком выйти замуж мне - шанс равен нулю. С тобой бы я его воспитала, любила бы тебя, жила бы для вас... Но жизнь твою делать несчастной не собираюсь, и свою тем более.
-Тогда наверное...-вздохнул Альберт.
-Убиваем? - бодро подхватила Василиса.
-Ну зачем ты так, Вася?
Она грустно улыбнулась и заплакала.
 Альберт не занимался французским в этот день и даже не заметил, что Дениз не позвонила ему. Она редко так делала, обычно звонила каждый день. Ночью, когда он с трудом уснул, весь полный дум о ребенке, которого должно быть сейчас уничтожает его любовница Василиса, ему снились кошмары.
Утром он встал и столкнулся в дверях с Сашкой. Того трясло и он весь задыхался. Альберт дал ему денег и Сашка пообещал, что сегодня последний день когда он пьяный. Альберту было всё равно. Встретив на работе Василису он спросил:
-Ну как ты?
Она грустно посмотрела на него:
-Всё. Будь спокоен.
От этих слов у него побежали мурашки по спине и он почувствовал как его грудь соприкасается с серебряным распятием весящим у него на шеи. В кармане зазвонил телефон. Альберт отвлёкся от мыслей и ответил:
-Привет дружище.
-Альберт, Альберт, Дениз, её больше нет... Она... она погибла,- это был голос Виктора, дрожащий, трепетавший, напуганный.
Альберт выронил телефон и закрыл лицо ладонью.