Театр и Жизнь

Иван Кунцевич
     Аркадий Павлович Астров – (4 сент. 1922 – 23 июня 2004 г.г.) Известный рижский театральный актёр, режиссёр, мастер художественного чтения, специалист по риторике и ораторскому искусству, педагог, художник и поэт. Автор четырёх сборников стихов. Лауреат двух республиканских конкурсов художественного чтения, лауреат-режиссёр Всесоюзного конкурса народных театров.
     Часть его  жизни, а пожалуй, и вся жизнь прошла рука об руку с театром. По натуре  это деятельный, неутомимый, увлечённый творчеством человек. Сравнить его энергию души с ураганом и цунами, по-моему, мало. Его взрывная сила темперамента сравнима с энергией, высвобождаемой при взрыве небольшой атомной бомбы.
     Жизнь, в  начале 2001 года, мне предоставила счастливый случай близко познакомиться с Аркадием Павловичем Астровым.
     Вот как это произошло:
     В Риге, в литературной студии «Элегия» по адресу Дзирнаву 102а, которую в те годы возглавляла и вела журналист и поэтесса Ирена Асис, объявили о том, что поэты могут подать по пять стихотворений А.П.Астрову – бывшему режиссеру ТЮЗа. Лучшие стихи будут использованы в театральной программе для декламации со сцены.
     Я выбрал из множества своих стихов, пять новых стихотворений, которые и передал, через вторых лиц, Аркадию Павловичу Астрову.
     Спустя одну-две недели мне сообщили, что наряду со стихами других поэтов он выбрал для репертуара и мои стихи.
     Конечно, я был очень рад этому. Обычные, на мой взгляд, стихи, были им одобрены и из литературного небытия подняты к свету. Все пять стихотворений! А стихотворению: «Оставлю на Земле дела» – он просто вернул вторую жизнь. Оно было написано недавно и скоро бы утонуло среди множества других моих стихов. – Почему утонуло бы? – спросите вы. – Потому, что это зарисовка трагедии, – отвечу я вам, – и заново поднимать и переживать случившееся очень тяжело, горько и печально. В стихотворении не было ни слова выдумки и фантазии. О безвозвратно потерянном в жизни, сердце моё без тоски и глубокой скорби, до сих пор, не может ни вспоминать, ни говорить.
     А сейчас Аркадий Павлович Астров собрал поэтов, чтобы познакомить со своими дальнейшими планами. Он сообщил, что неплохо бы сделать театрализованную постановку с участием поэтов, читающих свои стихи.  А для этого нужно приложить определённые усилия, чтобы ясно и грамотно донести содержание стихов до слушателей, т.е. необходима читающим поэтам хотя бы минимальная артистическая подготовка и школа декламации. В перспективе возможно создание настоящего театра читающих поэтов. В поэтическую группу включая меня, вошли: Ю.М.Рузанов, Т.С.Панасюк, Ф.Кац. В поддержку поэтам были включены юноша и девушка исполняющие песни под гитару. Сценарий выступления вскоре был написан самим Аркадием Павловичем. Надо сказать, что разворачивающееся по сценарию стихотворное действо, было великолепно!
     Но… Началась работа режиссёра с поэтами. – И что выяснилось? – Поэты все как один – не новички в поэзии, немолоды и по возрасту, каждый со своим определённым устоявшимся голосом и определёнными, присущими только ему интонациями прочтения стиха. Не всегда замысел режиссёра совпадал с раскрытием и подачей стиха автором. Изменить, сломать мелодичный, интонационный рисунок стиха в подаче автором, расставить необходимые акценты – оказалось невозможным.
     Шли репетиции своей чередой. На репетициях А.П.Астров  потом и кровью добивался необходимого звучания и прочтения стиха тем или иным поэтом: показывал, читал, призывал, вдохновлял своим примером, учил и просил. Поэты – кто в большей, кто в меньшей степени, с трудом справлялись с поставленной театральным режиссёром, задачей.
     И так продолжалось от репетиции к репетиции. Поэты слушали, соглашались, повторяли, воспроизводили, достигали требуемого эффекта и необходимого звучания. – И всё! На следующей репетиции – очередной круг препятствий. Поэт, озвучивая своё стихотворение, не мог избавиться от собственной поэтической интонационной памяти, от своего чувствования рисунка слова. Переломить внутреннюю память поэта, подать в другом ракурсе стихотворение: – «Сизифов труд!».
     Худо-бедно, гармоничный рисунок театрального действа со временем стал выкристаллизовываться. И поэтический фрегат под парусами  «Надежда» постепенно стал приближаться к заветной Земле сценического воплощения.
     И когда Земля была уже совсем близко, фрегат налетел на рифы бытия и разбился в щепки. Надеждам не суждено было сбыться по независящим от поэтов причинам. Воронка времени и здоровья закружила и увлекла в глубины Мироздания Аркадия Павловича Астрова, навсегда.

     P.S. – На одной из тогдашних наших репетиций, Аркадий Павлович Астров вручил мне свою книгу стихов «Руки» изданную в Риге в 1999 году, со следующей дарственной надписью: «Дорогой Иван Иванович! Примите с моей благодарностью за доверие и терпение мою книгу. - 10.03.2001 г.».   
     Присутствующий на репетиции известный поэт Феликс Кац не преминул тут же написать на обложке  книги «Руки» под строками А.П.Астрова - экспромт: - «Два автора у этих добрых – «Рук». – Аркадий Астров и Евгений Полищук». Здесь поясню: Евгений Полищук – художник, проиллюстрировавший почти каждое стихотворение в этой замечательной книге стихов.
     Встречи с А.П.Астровым оставили неизгладимый след в моей памяти. Я благодарен ему за учёбу сценическому мастерству, мастерству художественного чтения, пониманию и чувствованию звучания поэтического образа, за самоотдачу, задор и огонь души. На репетициях я ловил каждое его слово. Я дышал его аурой.
     Понял я и следующее: Поэт и Артист – отличаются друг от друга, как день и ночь, огонь и вода.
     Артист - изменяется, подстраивается, перевоплощается, рисует и создаёт образ, служит образу.
     Поэт – неизменен и даже статичен в своём развитии образа.

     В заключение, привожу свои стихи, написанные и посвящённые в то, далёкое уже от нас, время – Аркадию  Павловичу  Астрову:

В СТУДИИ

Когда  пришёл  к  Вам,  –  мне  казалось,
Не  долгим  будет  разговор,
Но  бесконечной  стала  "малость":
Те  встречи  помню  до  сих  пор.

Тогда  и  время  шло  иначе.
Глядел  на  Вас  во  все  глаза!
Учили  Вы  самоотдаче:
Быть  словно  буря  и  гроза.

А  я  был  словно  тихий  ветер,
И  еле  видимый  костёр…
Вы  были  –  буря  на  планете,
И  в  небе  яркий  метеор!

Меня  учили  слышать  фразу,
Какой  и  где  поставить  знак.
Вы,  слова  резали  алмазом,
Срезали  чувств  дешёвый  лак.

Вы  убирали  всё  пустое,
Как  посторонней  рифмы  хлам.
Вы  отсекали  наносное,
Не  вторя  громким  голосам.

Учили  доброму  –  и  это
Вошло,  как  солнце,  в  жизнь  мою.
Общенье  с  Миром  –  суть  поэта.  –
За  школу,  Вас,  благодарю!

22.12.2002


ЗВЁЗДНЫЙ ВЕТЕР

Я  глядел,  разинув  рот.
Ваши  жесты,  слово  –  чудо!..
А  потом  заметил  пот. -
Пот у Вас. Зачем? Откуда?!
Вы  себя  не  берегли.
Вы  готовили  поковку  –
В  круг  поэзии  вели
На  глубокую  рифмовку!
Вы  старались  всё  поднять,
Все  стихи  мои  возвысить,
И  ввели  в  программу  пять,
Пять  стихов,  где  даль  и  выси,
Где  свет  чистый  цвета  дня,
Цвета  неба  тёплый  вечер...
Только  с  Вами  для  меня
И  открылся  звёздный  ветер!

18.12.2002


НА ЮБИЛЕЕ

Артисту  было  восемьдесят  лет  –
Играл  он  –  молодого  человека.
Всё  было  правда:  время  и  сюжет,
И  смех  и  слёзы  прожитого  века.

И  он  открыл  мне  море  всяких  грёз.
И  наблюдал  я  сотворенье  чуда:
В  игре  –  всё  твёрдо,  прочно  и  всерьёз,
Как  треугольник  в  островах  Бермуда.

Артиста  голос  бился  и  звенел,
И  умирал  на  острых  рифах  зала.
И  чувствам  неизвестен  был  предел:
И  долго  в  зале  тишина  стояла...

23.12.2002


Мои стихи, которые должны были войти в программу:

*  *   *

Пусть зазвонят судьбы колокола,
Весёлый звон заглушит все невзгоды.
А я, как прежде, сяду у стола,
И яблоневым цветом вспыхнут годы.

И зазвучат в моей душе слова,
Как лепестки закружатся страницы,
И вспомнит сердце пенье соловья
И вновь на голос жизни устремится.

И на заре раскатится окрест
Небесный звон, как будто скачут кони.
И станет петь весенний благовест,
И тихо сердце о любви застонет.


*   *   *

Оставлю на Земле дела,
Забуду и своё призванье,
Чтоб только ты меня звала,
Звала на новое свиданье.

Забуду всё: и дождь, и снег,
И птиц летящих вереницы,
И утра солнечный разбег,
И тишину пустой больницы,

И тяжких будней суету,
И смерть огня, и дома скуку;
Забуду жизни маяту
И нашу долгую разлуку.

И восходя к своей мечте,
Пройдя тревоги бесконечность,
В межзвёздной встречу высоте
Твои – и Веру, и Сердечность.


*   *   *

Стой, сердце! Хватит говорить,
Не выноси тоску на сцену.
Любви моей священна нить,
Любовь здесь неподвластна тлену;

Она открыта и тепла,
И жизни яркой вижу силы,
Как снег искрящийся, бела,
Светла, как летний вечер, милый.

Она, как луг весной в цвету
И тучи одинокой сказка.
Она мне дарит красоту,
Она – неслыханная ласка.

Она, ничуть не умалю,
С моей судьбою, горькой, схожа.
Она – семь футов кораблю,
Она – шагреневая кожа.

Она и радость, и печаль,
И сладость в мире вдохновенья.
Она... А мне её так жаль
Бросать в огонь стихотворенья!

И ворошить огонь любви,
И рассыпать золу немую,
И вторить сердцу: – Позови!
Любовь ищу душе – живую.


*   *   *

Ты – как дождик в летний зной,
Светлая и чистая.
Ты – как птица над волной,
Лёгкая и быстрая.

Словно в заводи камыш,
Чуткая и тонкая.
Будто ветер с медных крыш,
Тихая и звонкая.

Ты – весёлый взмах крыла.
Омута вращение,
Тропки узенькой стрела
И души волнение.

Ты, как яблонька весной,
Паутинка осенью.
Ты – пушистый снег зимой
С поднебесной просинью.

Ты, как утренний рассвет,
Полыхнувший радостно...
И другой на свете нет.
Ждать тебя мне – сладостно.