33. Одиночество

Игорь Телок
Большую часть жизни понятие одиночества носит детский характер: «мама уехала к бабушке на воскресенье, и я остался в одиночестве».

С годами одиночество созревает. Даже в официальных бумагах становишься «одиноким». Но только в перезрелом возрасте доходит, что же это такое. Приближается состояние зрелого ОДИНОЧЕСТВА.

Зрелое одиночество  может понять только весьма зрелый индивид. Большинству молодых это состояние недоступно. Даже до пожилых людей оно доходит постепенно. До меня только-только начало доходить.

Первые шаги к одиночеству знают все, они элементарны. Исчезают родители. К этому обычно готов – живешь от них далеко, навещаешь всё реже, в письмах и телефонных разговорах их образ тускнеет. Даже сам разговор становится не совсем нужным, а просто обязательным. Так что, когда пришло время – ничего особенного, их уход мало что меняет. Он только начинает ОДИНОЧЕСТВО.

Потом с горизонта исчезает ОНА. И вроде бы ничего там суперсерьезного не было, но ее полное отсутствие создает ощутимый вакуум. ОНА вошла в привычку – всегда была. Издавна. Мысль об одиночестве регулярно навещает.

И вдруг наступает год, один год! Когда ты неожиданно в крепких объятиях набравшего силу угрожающего ОДИНОЧЕСТВА. Для меня это был 2013-й. В этом году исчезли три моих старинных приятеля, а четвертый, самый архаический, не отвечает ни на телефон, ни на инетные послания.
 
Исчезнувшие три унесли с собой часть и меня тоже. Они знали меня таким, каким я больше никогда не буду, совершенно непохожим, неузнаваемым. А уж этот Четвертый несет в себе существенную жизненную значимость. Независимо от него самого, он олицетворял кусок моей жизни – он был моим неизменным приятелем 57 лет! Вы можете себе такое представить? До Варвары и детей, до любовниц и необходимости бриться. До начала взрослой жизни, карьеры, эмиграции, смены мировоззрения.

Такая длительная связь как бы не дает отсохнуть одному из корней – самому застарелому. Можно спуститься по этому корню к истоку и убедиться, что действительно всё так и было, как это ни выглядит нереальным, неправдоподобным. Тогда, в прошлом.

Отсыхание старинных корней означает приход настоящего взрослого ОДИНОЧЕСТВА. Оно замечательно своей необратимостью. Не приедет мама от бабушки. Не вернется ОНА с чемоданами и своим ароматом.  Можно, конечно, разбросать свежие корешки, обзавестись новыми знакомыми, но разве их можно сравнить с тем старым придурком?!

Только сейчас доходит почему более полстолетия продержалась эта связь, внешне совершенно безсмысленная, бестолковая, ненужная. Полумертвый корешок в жизнь, превратившуюся в легенду, перевранную до неузнаваемости.

А ОДИНОЧЕСТВО на этом не остановится, теперь-то я знаю! Оно будет сужаться петлей над моим всё еще живым но уже подсыхающим деревцом жизни.
 
Кругом люди, обычные, нормальные. Но нет там моих корней. Пытался укорениться в эту почву, но уж слишком она чуждая оказалась. Хорошая, ничего не скажешь, но не для меня.

Но у одиночества есть замечательная сторона – одиночесто толкает в расширение восприятия жизни. Запускаешь свои корешки в такие питания, от которых раньше шарахался. Мир расширяется отмиранием старого и неожиданной подпиткой из нового.
 
Надо жить в БУДУЩЕМ! Только оно способно заменить невозвратно-отмирающее легендарное прошлое. Своей неожиданностью, непредсказуемостью оно не дает высохнуть любопытству – движущей энергии жизни.