Пророческая фамилия Девятаев

Валерий Ермыкин
Прочитав статью о летчике Киселеве  В.А., совершившем воздушный таран, я решил написать о другом летчике с удивительной судьбой – Девятаеве Михаиле Петровиче, которого мне повезло увидеть воочию. Я закончил математический класс 7-й средней школы г. Смоленска имени Пржевальского Н.М., в настоящее время гимназия имени Пржевальского Н.М. Для патриотического воспитания молодежи приглашали на встречи со школьниками участников ВОВ. Очевидно, так пришел к нам в класс знаменитый летчик, каким-то образом попавший в Смоленск. Встреча состоялась в 1979 или 1980 году, по прошествии времени я точно не помню, но некоторые подробности мне запомнились на всю жизнь.

С виду Михаил Петрович был невысоким коренастым мужчиной в клетчатой рубашке.
Мне он показался очень скромным человеком, который обстоятельно рассказывал о своей жизни, не выпячивая своих заслуг. Готовясь к написанию статьи, я посмотрел информацию в Интернете, которая в отдельных деталях отличается от того,  что рассказывал сам Михаил Петрович.

Можно подумать, что как только Девятаев М.П. угнал самолет с секретного немецкого аэродрома с 9 пленными и перелетел через линию фронта к своим, их встретили с распростертыми объятьями. Это не так. Всех сбежавших из плена объявили изменниками Родины. Михаил Петрович попал в Гулаг. Тогда всех кто попал в плен, даже в бессознательном состоянии считали предателями. Когда он вышел на свободу, то от него многие отвернулись, и он долго не мог устроиться работать по специальности.

По мнению историков и журналистов,  любой русский летчик может сесть за штурвал немецкого самолета и улететь. На самом деле ему пришлось преодолеть колоссальные трудности. Он не знал немецкого языка, немецких авиационных приборов, расположения приборов в кабинете самолета и не умел управлять немецким самолетом. В мирное время  не каждый бы летчик освоил управление самолетом под руководством опытного инструктора  в те сроки, что удалось сделать Михаилу Петровичу. Пленные работали на аэродроме, убирали мусор, носили покореженные детали самолетов на свалку. Там они находили разбитые приборы, надписи на которых переводил один пленный, хорошо знающий немецкий язык, а Михаил Петрович определял, для какой цели служил данный прибор. Все это проводилось в обстановке необычайной секретности, если бы немцы обнаружили хоть одну бы запчасть у пленных, их немедленно бы расстреляли.

Самолет, пилотируемый Девятаевым М.П., на линии фронта был подвергнут бомбардировке, и получил значительные пробоины. Нквдешники в подвиге усмотрели хитроумную операцию немцев по внедрению дезинформации.

Ниже приведу три статьи о замечательном летчике.

«Михаил Петрович Девятаев родился в семье крестьянина и был  в ней тринадцатым ребёнком. В 1933 году он окончил семилетку, а в 1938 году – Казанский речной техникум, обучаясь в котором Девятаев параллельно посещал аэроклуб – тогда обучение граждан авиационному делу, ныне доступное лишь миллионерам, было бесплатным для всех желающих. По окончании техникума Девятаев служил помощником капитана баркаса на Волге. В 1938 году Свердловским РВК города Казань призван в Красную Армию. Окончил в 1940 году Чкаловскую военно-авиационную школу лётчиков. В действующей армии Девятаев с июня 1941 года. Боевой счёт открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87. Вскоре отличившихся в боях вызвали из Могилёва в Москву. Михаил Девятаев в числе других был награждён орденом Красного Знамени.

23 сентября 1941 года при возвращении с задания Девятаев был атакован немецкими истребителями. Одного из них он сбил, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Он служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации. Только после встречи в мае 1944 года с А.И. Покрышкиным он вновь стал истребителем. Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев сбил в воздушных боях 9 вражеских самолётов. 10 сентября 1941 года сбил Ju-88 в районе севернее Ромен (на Як-1 в составе 237 ИАП).

13 июля 1944 года Девятаев сбил Fw-190 в районе западнее Горохува. А в этот же день вечером вылетел в составе группы истребителей Аэрокобра под командованием майора В.Боброва на отражение налёта вражеской авиации. В воздушном бою в районе Львова был ранен в ногу, а его самолёт подожжён. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжёлыми ожогами захвачен в плен. После допроса Михаила Девятаева перебросили в разведотдел абвера, оттуда – в Лодзинский лагерь военнопленных, откуда вместе с группой военнопленных-лётчиков он 13 августа 1944 года совершил первую попытку побега. Но беглецы были пойманы, объявлены смертниками и отправлены в лагерь смерти Заксенхаузен. Там Михаилу Девятаеву удалось сменить статус смертника на статус «штрафника», и он вскоре был отправлен на остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха – крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He-111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, но тот не сумел их обнаружить. Самолёт был обнаружен истребителем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий Хейнкель» не выполнил из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия. Пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.

Девятаев и его соратники были помещены в фильтрационный лагерь, где в сентябре 1945 года Девятаева нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты Р-1 – копии ФАУ-2 – Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. В 1946 году, имея диплом капитана судна, устроился дежурным по вокзалу в Казанском речном порту. В 1949 стал капитаном катера. Лишь в 1957 году, благодаря вмешательству легендарного конструктора космических кораблей Сергея Королёва, после рассказа об их подвиге в газетах, Михаилу Девятаеву 15 августа 1957 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Пока позволяли силы, работал капитаном речного флота, в том числе возглавлял экипажи самых первых отечественных судов на подводных крыльях «Ракета». Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями».

«Этот человек попал в немецкий плен, прошел 3 концлагеря, был приговорен к смерти, жил под иной фамилией. Он бежал из плена на самолете Люфтваффе и спас от смерти еще 9 военнопленных. Михаил Девятаев никогда бы этому не поверил, если бы ему нагадали такую судьбу, потому что этому поверить нельзя.
Шел третий год войны. Истребители дивизии легендарного аса Покрышкина, где летал и ст. лейтенант Девятаев, прикрывали штурмовиков. Подо Львовом и произошел последний его бой.Немцев было больше, и его самолет был подбит. Выпрыгнув с парашютом в последний момент, потеряв сознание, с тяжелейшими травмами, он попал в плен.

Среди документов, захваченных советскими войсками, уже после войны, нашли протокол допроса Девятаева в немецком плену. Такая удача – летчик из дивизии самого Покрышкина, этот должен много знать. Но: «Секретно. Штаб 6-й воздушной армии. Отдел разведки.Девятаев Михаил. Родился 8.07.1917 года на ст. Тарапеево. Не заслуживает доверия то, что он имеет такие большие сведения о своей воинской части, будучи ст. лейтенантом. Тяжело проверить его показания. Военнопленный кажется не очень умным человеком».
Ему удалось обмануть немецких разведчиков. Даже дураком обзывали.

А потом был концлагерь Кляйнекенигсберг. Сторожевые вышки с пулеметами, ров, колючая проволока, ток высокого напряжения, часовые с собаками. За малейшую провинность пленные подвергались зверским истязаниям.

Постоянно Девятаев вместе с другими заключенными думал о побеге. Решили рыть подкоп. Ночью спускались в подпол и рыли руками, ложками, мисками. Землю волоком вытаскивали на куске жести. Прокопали уже за ограду лагеря, оставались считанные часы до побега, но подкоп был обнаружен. Охрана знала, что искать, возможно, нашелся предатель. Организаторов подкопа приговорили к смерти.

В день, когда Девятаева приговорили к расстрелу, его матери пришло извещение: «Ваш сын, ст. лейтенант М. Девятаев пропал безвести». А ведь на фронте уже погибли 7 его братьев. Но поезд увозил Михаила в концлагерь Заксенхаузен, который находился в 36 км от Берлина и в 300 м от Главного имперского управления лагерей. Эсесовцы называли его образцовым. Виселицы, комнаты пыток, быстродействующие газы, мгновенно убивающие яды.Здесь изобретали и испытывали самые изощренные способы уничтожения людей. В печах местного крематория сожжено 100 тыс. человек. Эта фабрика смерти была под непосредственным контролем руководителя СС Генриха Гиммлера.

Но и здесь Девятаеву повезло. В бараке санобработки парикмахер сменил ему бирку узника-смертника на бирку Никитенко Степана Григорьевича, умершего учителя из-под Киева. Так он остался жив. В списках же сожженных в печах крематория за 5 декабря 1944 г. числится и Девятаев Михаил. Вскоре Девятаев-Никитенко был переведен в лагерь на острове Узедом (Пенемюнде). Островом Дьявола называли это самое секретное в Германии место. Мало, кто тогда знал, что здесь испытывали и запускали ракетные снаряды V-1 и V-2 Вернера фон Брауна. В лагере находилось более 3 тыс. заключенных. Они ремонтировали взлетные полосы, строили новые сооружения, рубили лес. И тут Девятаев думал о побеге. Ведь он пилот, а здесь аэродром, на котором стоят самолеты заправленные. В основном бомбардировщики. Лучшие самолеты Германии.

Часто испытания ракет V-2 заканчивались авариями, и те падали на стоящие недалеко самолеты. Зарывая воронки и разбирая груды металла, Михаил и его друзья снимали таблички с приборов, приносили в барак и тщательно их изучали. Так собирались знания о приборах самолета.

Чтобы подготовить побег использовали и рисунки заключенных. Они изучили каждую мелочь, которая могла повлиять на успех побега. И план вызрел. Надо было снять часового, переодеть в его форму одного из пленных, который должен был конвоируя, довести всех до самолета.

Подобравшись к часовому, Иван Кривоногов с разворота ударил немца по голове увесистой шуровкой, похожей на клюшку. Охранник упал на спину с проломленной головой. Девятаев с Володей Соколовым, который знал немецкий язык, где нагнувшись, где перебежками, преодолевают 100-150 м до самолета. Володя крикнул «Ложись!» Они залегли. Увидели, как немцы перетаскивают стремянки от одного крыла самолета к другому. Пролежав некоторое время, беглецы дождались, когда немцы уйдут в столовую, и с другой стороны капонира подобрались к самолету. Попав в кабину, Девятаев завел моторы и стал их прогревать. Но нужно было добраться до взлетной полосы. По сторонам рулежной дорожки стояли Мессершмитты и Фоккеры в готовности номер 1. Михаил, чтобы летчики-истребители не увидели его полосатой формы, снимает с себя всю одежду.
Мысленно Девятаев проделывал это тысячи раз. Обороты до полной мощности, набрать скорость. Но за штурвалом этой машины он впервые. Полный газ, разгон, машина не отрывается, полоса заканчивается. Тормоз, разворот, второй разгон.

Угнать с секретного аэродрома немцев боевой самолет, вернуть на Родину 9 своих товарищей, это мог сделать лишь великий солдат. За всю историю мировых войн не было другого такого случая. Все, самолет в воздухе. «Поднять истребители! Догнать, уничтожить!» Такой приказ получил воздушный ас обер-лейтенант Люфтваффе Гюнтер Хобом. Немецкий летчик взлетел с решимостью найти беглецов и сбить, но прошло 20 минут, а он так и не обнаружил русских. Ведь никто не знал их курса: в Восточную Пруссию или в Швецию. Шансы обнаружить сбежавший самолет были минимальны.

А они полетели к своим. Но по-разному их встретили. Некоторые радовались, другие относились с подозрением. 10 пленных да на немецком самолете. Они подверглись жесткой проверке, оскорбительной и унизительной.Из протокола осмотра: «Самолет Хе-111 находился в 300 м южнее нас. пункта Голлин и охранялся вооруженным постом. Самолет лежит на фюзеляже и несущих плоскостях. Фюзеляж деформирован. Имеются пробоины от осколков зенитных снарядов и несколько пулевых пробоин. Правый мотор разбит. Винты обоих моторов разбиты. Все навигационные приборы целы. Ст. следователь от. контрразведки Смерш 61-й армии капитан Туровский. 10 февраля 1945 г.»

«Срочно. Секретно. Донесение.  Допросы Девятаева и др. ведем в направлении уличения принадлежности к разведорганам противника. По результатам дальнейшего следствия доложу дополнительно. Нач. от. контрразведки Смерш 61-й армии полк. Мандральский».

Следственные органы выпытывали подробности побега, никак не веря в возможность угона самолета. Девятаева заставили забыть о подвиге. В Германии он спас 9 своих товарищей, а дома оказался бессилен. Его постоянно  допрашивали, а их отправили в штрафные батальоны.

Через 50 лет в Германии, в Пенемюнде,  он поставит 100 свечей товарищам, с кем бежал, и которые гибли в каждом бою один за другим: Дмитрий Сердюков, Владимир Соколов, Николай Урбанович, Иван Олейник, Петр Кутергин.

Война, закончилась. Он завидовал людям, шедшим на работу в родной Казани. Его не принимали никуда. Единственное, что он смог найти – грузчик в порту. Он писал Сталину, Молотову, Берии, но никто не ответил. Крамолу искали долго. 12 лет не хотели поверить в подвиг. И лишь в 1957 г. нашла его Золотая Звезда Героя Советского Союза.

А в 2002 г. на аэродроме в Пенемюнде встретились два воевавших человека. Хорошо воевавших. Гюнтер Хобом был преследователем, Михаил Девятаев – преследуемым. Тут мало причин для дружбы. Но и они устали враждовать. Небо их сделало врагами, земля же не примирила, но все же позволила понять другого. И они поняли».
 
«Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево (ныне пгт в Мордовии) в семье крестьянина. Мордвин. Член КПСС с 1959 года. Был тринадцатым ребенком в семье. Когда ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Из-за недоразумения с документами ему пришлось учиться в Казанском речном техникуме, который он окончил в 1938 году. Одновременно учился в Казанском аэроклубе.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день младший летчик Девятаев на своем И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счет открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо Москвы. В одном из воздушных боев в районе Тулы в паре с Я. Шнейером сбил Ju-88, но и его Як-1 получил повреждения. Девятаев совершил вынужденную посадку и оказался в госпитале. Не долечившись, сбежал на фронт в свой полк, который в то время базировался уже западнее Воронежа.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев в воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов. Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе группы истребителей «Аэрокобра» P-39 на отражение налета вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолет подожжен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжелыми ожогами захвачен в плен.

Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь Заксенхаузен (под Берлином). Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил его бирку смертника на бирку штрафника (№ 104533) — убитого охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича Никитенко. В группе «топтунов» разнашивал обувь немецких фирм. Позже при помощи подпольщиков был переведен из штрафного барака в обычный.

 
Брехливые либерасты сказали, что Девятаева сразу же посадили в ГУЛАГ как германского шпиёна. НО.
Девятаев пригнал именно тот самолет, на котором было оборудование по сопровождению Фау-2 в воздухе.
Что интересно, 8 из 10-и заводов по производству топлива для Фау-2 принадлежали американцам.

В конце октября 1944 года его в составе группы из 1500 заключенных отправили в лагерь на остров Узедом, где находился секретный полигон Пенемюнде, на котором испытывали ракетное оружие. Так как полигон был секретным, для узников концлагеря был только один выход — через трубу крематория.

Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключенные, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один их них надел его одежду и стал изображать конвоира. Таким образом удалось проникнуть на стоянку самолетов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик He-111H-22.

Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться догола. Но взлететь незамеченными не удалось — кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хейнкеля» со всех сторон бежали немецкие солдаты.

Девятаев начал разбег, но самолет долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев, что есть силы тянул штурвал на себя. Только в конце полосы «хейнкель» оторвался от земли и на малой высоте пошел над морем. Перелетев через линию фронта, совершил посадку на брюхо южнее населенного пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.

Если бы смельчаки не улетели, ракеты Фау-2 еще какое-то время громили бы Лондон, а всех узников Пенемюнде уничтожили бы как свидетелей. Ведь когда Девятаев прилетел, он сразу сообщил точные координаты 10 установок Фау-2 командующему нашей 61-й армией генерал-лейтенанту Белову. Тот передал информацию куда следует. И через несколько дней ракетная база Пенемюнде была разгромлена. Только фашистов погибло при бомбежке около 3,5 тысячи...

А в сентябре 1945 г. Девятаева вызвал на остров Узедом полковник Сергеев. (Это потом уже стало известно, что это был будущий главный конструктор советских ракет С. П. Королев.) Они вместе изучили все места стартовых площадок, взорванные и затопленные цеха по производству ракетных установок.

Давно пора во всеуслышание признать: главный смысл подвига Девятаева в том, что:

— во-первых, он пригнал именно тот самолет, на котором было оборудование по сопровождению Фау-2 в воздухе. Это подтверждается воспоминаниями бывшего наблюдателя Пенемюнде Курта Шанпа, опубликованными в упомянутых книгах;

— во-вторых, указал координаты ракетных установок с точностью до десятка метров, что позволило их уничтожить тогда же, в марте 1945 г.;

— в-третьих (что не менее важно), помог Королеву собрать необходимые узлы и детали ракеты для ее скорейшего восстановления. Демонстрационный стенд действия двигателя Фау-2 (изготовленный конструктором ракеты Вернером фон Брауном для Гитлера) и сам двигатель в разрезе до сих пор находятся в одной из аудиторий КГТУ (КАИ). Его изучают студенты как гениальное открытие человечества.

Да, приходится признать, что ничего подобного в СССР тогда не было. И что первая наша ракета была копией трофейной немецкой.

Но что в этом постыдного?
Почему американцы не постыдились назначить пленного нациста Брауна руководителем своего NASA?

Горделивым американцам не стыдно признать, что все их «шаттлы» — порождение пленного немца. Так чего же мы стыдимся? Ведь все последующие поколения наших ракет — разработки советских конструкторов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11167)».


Я привел информацию из трех источников, чтобы у читателей сформировалось свое мнение об этом удивительном человеке. Его фамилия – «Девятаев» стала пророческой, он из немецкого плена спас девять человек. И я горд, что мне удалось пообщаться с таким человеком.

Вверху фотография Михаила Петровича Девятаева.