От автора

Виктор Еремин
В 20-х числах декабря 2013 года в издательстве "Вече" вышел мой авторский двухтомник под общим названием "Гении интриги". До этого в начале того же года был опубликован дайджест по книге - "100 великих интриг". Теперь увидел свет полный авторский текст с новыми главами в дополнение.
Первый том называется "Гении интриги: от Валтасара до Марии Стюарт". Второй том - "Гении интриги: от Годунова до Гитлера".
На Проза.ру я для ознакомления публикую несколько глав из каждого тома. Введение "От автора" относится ко всей книге в целом.

От автора

К политике будь слеп и глух,
Коль ходишь ты в заплатах.
Запомни: зрение и слух —
Удел одних богатых!

Р. Бернс (перевод С.Я. Маршака)

Никогда в России такого не было,
и вот опять повторилось.

В.С. Черномырдин


У России есть две главные беды: дураки и дороги. У России есть два верных союзника: российская армия и российский флот. У России есть два смертельных врага, в неразрывном единстве и вражде которых, как в Кащеевом яйце, сокрыта тайна погибели земли Русской и народа российского: имя им российская олигархическая бюрократия и российская либеральная интеллигенция. Жесткое противостояние общества этому двуглавому монстру, срединный путь без грабежа народа «элитами» и европофильских шараханий в поисках «счастливой богатой жизни для избранных», и есть верная национальная идея, которая единственная может привести нашу цивилизацию к сплоченности, устойчивости и процветанию.
Когда я начинал писать эту книгу, передо мной стояла четкая задача: никакой политики. Книга должна быть по преимуществу развлекательная, настоящее историческое чтение для любителей исторического чтения. Поэтому предшествующий абзац и есть здесь единственно целиком политический — эгоистически отдал дань собственным пристрастиям.
Однако избежать политики было трудно. Ведь под интригами обычно понимаются «происки, козни» человека против человека, государства против государства, сообщества против сообщества, а это и есть прежде всего политика.
Интригами пронизана наша жизнь, и выделить среди них великие и главные оказалось невероятно трудно. Более того, рассказывать об истинно великих интригах я не стал. На это есть свои причины. Поясню. Истинно великие и главные интриги современного мира объединены одним именем — идеологические фантомы. Реально главные среди них — сталинизм, фашизм, демократия, гуманизм, европейские ценности, правовое государство и т.д. Абсолютное большинство тех, кто использует эти термины в своем лексиконе, даже не догадываются, о чем ведут речь, и не желают понять, что в том виде, в каком они их себе представляют, термины эти навязаны обществу интригами власть имущих, а на деле каждый из них имеет совершенно иной, порой прямо противоположный ныне общепринятому смысл. Рассказывать об этом, значит, погубить книгу скукой. Но не упомянуть об идеологических фантомах здесь, в авторском слове, означало бы сознательно солгать. Сказанное особенно касается россиян. Ведь сегодня мы живем в обществе, где власть запугана демократией и заграницей.
Чтобы понять, как разгадывают интриги, приведу небольшой пример. Все мы с детства помним легенду о Прометее. Герой даровал людям огонь ценой собственных тяжких мучений. Однако, как правило, восхваляющие Прометея, предпочитают умолчать, что за подаренный огонь герой отнял у смертных дар предвиденья, вселил в людей «слепые надежды». И еще большой вопрос, что хуже — жить без огня или жить в неведении своего будущего. Ведь люди творят злодейства именно по последней причине. За потерю людьми дара предвидения и покарал Зевс Прометея. А нам говорят, что за дарованный огонь. Вот вам и суть интриги, до глубин которой мало кто добирается.
Очень часто за завесами словес мы не отличаем черное от белого, справедливое от подлого, объективно неизбежное от субъективной человеческой воли. По этому поводу есть отличный интернетовский анекдот. Некий миссионер, выступая с проповедью в техническом вузе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу:
— Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло…
Тут из-под кафедры высунулась голова изумленного беса и с благоговением спросила:
— Как-как ты меня назвал?
Не надо обращать внимание на чужую словесную заумь. Достаточно узнать факты, а оценку им каждый разумный человек сумеет дать сам согласно собственным нравственным и духовным установкам. Образно говоря, беса проще увидеть собственными глазами, чем отличить его посредством наставительных бормотаний «интеллектуалов».
Целью этой книги я определил: на примере отдельных событий, где интриги особо выпуклы и оригинальны, показать, что человечество в духовном и нравственном отношении никогда не менялось, оставалось и остается таким же одинаково алчным, жестоким и бессмысленным. И это нас губит. Единственное, что постоянно совершенствуется в человеческом обществе — ханжество и ложь, причем становятся они все более глобальными и всеохватывающими. Трагедия наша в том, что в мире много честных и справедливых людей, но не они «играют» в нашем обществе музыку, они, как правило, всегда остаются на обочине жизни — «отстоем» и «лохами», уступая общественное лидерство жлобам и ублюдкам. Причем это одинаково свойственно всем народам и всем временам. Удалось ли мне достичь желаемой цели, судить читателям.
Почему я поставил перед собой именно такую цель? По той причине, что нас, русских, затравила наша же либеральная интеллигенция комплексом неполноценности там и в том, где мы, как правило, просто равны всем народам, а порой и превосходим в лучшую сторону. И даже относительно мерзкого нашим либералам сталинизма я отвечу: да, было, да скверно, ну и что? Это что, повод всю оставшуюся жизнь посыпать себе голову пеплом, скулить и унижать своих предков, свой народ и свою страну? Если обратиться к истории, такое было, есть и будет у всех народов и во все времена, для каждого в своей вариации, но было. И что с того? С историей воевать нельзя. Историю следует всего лишь принимать как данность. В противном случае тем народам, кто возьмется судить и отрицать свою историю, она воздаст по полной программе. Клио очень капризная и мстительная дама. Жесточе и мстительнее Клио человечество ничего и никого не знает. И те, кто пытается восстановить ее против собственного народа брюзжанием на отечественную историю, на героев своего народа, на его вождей и даже на его злодеев, есть главные преступники против общества — своими причитаниями и «разоблачениями» они добиваются лишь национального самоуничтожения. Чем кончаются подобные самобичевания в истории отлично известно. Нельзя поддаваться на такую подлость. Всегда надо помнить: история у всех народов одинаковая, и только безграмотным обалдуям чудится, будто где-то было лучше и по-иному. Вот об этом и пытаюсь я рассказать в настоящей книге.
Была у меня еще и узко практическая задача. Двоякая.
Во-первых, книга моя обращена к тем, кто любит историю, но не столько как науку, сколько как увлекательное повествование о прошлой жизни человечества. Именно по этой причине даты и цифры здесь наличествуют как несущие стены здания книги, но не определяют замысел, архитектуру и искусство построения. Во-вторых, труд мой предназначен тем, кто предпочитает чтение с бумажных, но не с электронных носителей, кто понимает и физически ощущает красоту и вкусность чтения с бумажного листа, кто получает удовольствие от картонного переплета в руке, от уюта настольной лампы, а не от холода сияющего экрана. Электронная версия этой книги неизбежно будет ущербной, поскольку понесет духовный урон от ее сугубо утилитарного восприятия.
И еще один важный момент. Есть такой лживый в устах атеиста, убаюкивающий, но эффектный парафраз из Ветхого Завета: «Все тайное рано или поздно становится явным». Равна ей только булгаковская преднамеренно лживая «Рукописи не горят». В земном мире очень редко тайное становится явным. И рукописи если сгорают, то их уже не вернуть. Об этом следует помнить всегда и делать все возможное, чтобы тайное становилось явным, а рукописи — сберегались, если они того достойны. Небесные же дела нам, земным людям, не ведомы.
В конце хочу выразить искреннюю благодарность всем, кто помогал мне в работе над этим изданием: Виорэлю Ломову, Диане Удовиченко, Валентине Ластовкиной, Татьяне Подгурской, Валерию Алешкову, Николаю Смирнову, Ольге Репиде.
Отдельная благодарность Ивану Колеснику и Ивану Йорге, оказавшим мне неоценимую поддержку на самом сложном этапе моих трудов.