Встреча в раю

Владимир Микин
На фото: Дача И.В. Сталина на озере Рица

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОПУСК В РАЙ

Воздух в раю, размещенном на мысе Пицунда,  был насыщен благоуханным ароматом реликтовых  сосен. У  врат, ведущих в Рай-сити  - на территорию, где высились семь 14-этажных корпусов, воздвигнутых людьми три года назад, в 1967 году от рождества Христова,      стоял, как положено,  привратник. Вид  у привратника был не совсем апостольский: на лике  его вместо "Из каких краев прибыл, раб божий?"  явственно  читалось  «Посторонних пущать не велено».

Райского стража можно было понять: мой старый  рюкзак и  футболка не первой свежести  говорили ему, что я не принадлежу к привилегированному сословию отдыхающих в фешенебельном пансионате.
 
Я понял, что  доходчиво растолковать ему, почему меня следует пропустить в рай, мне не удастся:  предстоит, скорее всего, длительная  волокита со звонками в райскую канцелярию, объяснениями  с  должностными ангелами, способными подтвердить стражу, что я не совсем безнадежно грешен.

Поразмыслив самый чуток, я придумал более простой выход, гарантирующий мне вход (извините за невольный каламбур) -  в рай.
 
Вспомнив, что  в здешних  чудо-пансионатах  живут не только простые смертные, но  и иностранцы, - которые вряд ли затрудняют себя предъявлением карточки отдыхающего, - я постарался изобразить на лице зарубежную  самодостаточность с оттенком  некоторого пренебрежения к статусу стража, и произнес:

- Айм фром Раша. 
Затем, уловив на лице привратника некоторые остатки сомнения, прибавил для пущей убедительности: 

- Ихь бин аус  Руслянд!

Эти две явно заграничные фразы произвели на стража должное впечатление:  он вежливо воскликнул «Пр-р-рашу!»,  сопроводив  возглас широким приглашающим жестом.

МИНИПОСЕЛОК "НАХАЛОВКА" НА РАЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Я оказался на заповедной территории, однако отправился не к зданиям пансионата, а, повернув направо, прошел вдоль берега к трем монтажным домикам и спросил  там у молодого человека, разводившего костерок, не знает ли он, где можно найти  коменданта этого  незатейливого поселения.  Тот глазами указал на крайний домик и продолжил  раздувать разгорающийся огонь.

Следует пояснить читателю, как этот миникомплекс из трех обшарпанных домиков возник  рядом с шикарными корпусами пансионатов. Дело в том, что, когда монтаж корпусов был закончен, руководство «Стальмонтажа» выговорило  у дирекции  пансионатов разрешение на то, чтобы еще тройку лет придержать свои бытовки на территории пансионата, с целью предоставить  возможность  своим  работникам за символическую плату проводить отпуск  здесь, на море.  Одна из таких халявных  путевок досталась  мне.

Главное, что меня прельстило  –  это возможность заняться подводной охотой на Пицунде, где я побывал уже десять лет назад: на этот славный черноморский мыс мы вышли тогда после туристского похода по горам кавказским. В том походе мы преодолели шесть трехтысячных перевалов, переобуваясь на ледниках и снежниках в отриконенные  -  оснащенные стальными  шипами ботинки, наслаждаясь  купанием в горных реках и сбором малины, которая росла  в изобилии в долинах. Стоило только подставить руку под спелую гроздь, слегка тряхнуть ее, и ладонь наполнялась крупными ароматными ягодами.

Помнил я еще и о купаниях здесь, на мысе, -  не только в море, но и в устье Бзыби.  Это было действительно  незабываемое ощущение: речная вода в устье поверху  была холодной, но стоило нырнуть буквально на метр, и ты оказывался уже в теплой морской воде, более тяжелой из-за солености. Парадоксы физики.

Предъявив  коменданту путевку, я получил ключи от моей комнаты, бросил вещи,  и, захватив ласты, маску и недавно купленное в Москве рижское ружье для подводной охоты, отправился к морю.

ПОД ВОДОЙ И НА СУШЕ

Начало октября на Пицунде выдалось теплым и солнечным, море было спокойным, и потому прозрачным. Я охотился в стороне от пансионатского пляжа, где почти никто не купался. Каждый день мне удавалось добыть несколько морских ершей, изредка  - кефаль или пару черных горбылей. Горбыли паслись под бракованными плитами, которые строители захоронили в море, поленившись отвезти их на свалку.

Плиты лежали на донных камнях,  и под ними был зазор  сантиметров в 20 – 30. Когда я во время ныряния заглядывал под плиты, то нередко обнаруживал  там одного - двух горбылей. Оставалось осторожно завести под плиту руку с ружьем, прицелиться и выстрелить.

 Все шло удачно, пока гарпун не заклинило однажды под плитой вместе с нанизанным на него горбылем. Попытки выдернуть его  за линь ни к чему не привели. Пришлось оставить ружье на дне  и всплывать. Потом, вооружившись  найденной на берегу палкой, я  снова нырнул к плите  и  вызволил гарпун из подплитного плена  вместе с  рыбиной.

Подводный мир отличался большим разнообразием. Кроме  морских ершей (они же скорпены)  и дракончиков нередко появлялись стаи кефали.  Можно было также изредка увидеть зарывающуюся в песок камбалу, которая каким-то чудом забрела на мелководье,  морского кота и забавных морских коньков. Зеленух,  которые встречались здесь в изобилии, я игнорировал, поскольку, в отличие от Джеймса Олдриджа, считал, что рыба эта  уху не украсит.

Одним из ярких подводных впечатлений  была встреча со стаей рыб-игл. Серебряные стрелы, посланные в меня не иначе как Нептуном, неслись мне навстречу, в последний момент  почему-то  уклоняясь от цели.

Менее приятным, но вовсе не менее впечатляющим был для меня укол  о  ядовитый плавник морского дракончика, которого я чистил. Большой палец на руке распух,  и мне пришлось всю ночь держать его в стакане с холодной водой, чтобы боль не так донимала.

Вода в море была уже довольно холодной, но на пляже была кофейня, где можно было согреться свежим кофе. А по вечерам у меня была уха, сваренная на портативной газовой плитке, которую я не поленился привезти из Москвы.  Сухое белое вино отлично дополняло  вечернюю трапезу.

Н.А. НЕКРАСОВ

 С ним я познакомился здесь же, на облюбованном мной пляже. Он сам подошел ко мне, чтобы разглядеть мою добычу, -  крупного ерша, сидевшего на моем гарпуне, когда я выходил из воды. Представляясь,  он назвался Николаем Алексеевичем.  Я сказал ему, что его имя и отчество легко запомнить:  двойной тезка Некрасова.  «Да, сказал он,  но не двойной, а тройной: у меня и фамилия -   Некрасов».

Мой новый знакомый  оказался  прорабом-строителем, человеком  образованным и интересным. Мы быстро нашли общий язык, и с удовольствием болтали на самые разные темы. Николай Алексеевич был лет на десять старше меня,  -  в то время было ему лет сорок с небольшим.

Как-то зашел у нас разговор  о том, наказуема ли инициатива:  то есть всегда ли стоит вмешиваться, когда видишь, что что-то делается не так, как нужно.  Я при этом вспомнил откровения знакомого  инженера-сантехника  насчет  того, что он по молодости всегда влезал  со своими идеями  - как ту или иную  работу лучше выполнить, но потом понял, что за проявленной инициативой как правило следует предложение  автору же  ее и  реализовать. «А сейчас, -  сказал он, -  вижу, что кто-то в другой бригаде делает что-то не так, - постою дурачком, да и отойду».

На это Николай Алексеевич заметил, что от людей, побывавших в местах не столь отдаленных, слышал золотое правило, возведенное в принцип. Формулируется оно так: «Подумал – не говори; сказал – не пиши; написал – не подписывай; подписал – кайся».  Я же  сказал ему, что нечто подобное в "Гамлете" говорил Полоний, наставляя Лаэрта: «Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль – от действий». 

После чего в развитие темы Николай Алексеевич поведал мне замечательную историю о том, как, и главное – где работал он первые три года по окончании  Московского энергетического института. На той работе, сказал он, слова Полония считались прямым руководством к действию.

СПЕЦОБЪЕКТ (РАССКАЗ Н.А. НЕКРАСОВА)

«Закончил я МЭИ в 1949-м, мечтал, конечно,  как все москвичи, остаться в столице. Однако на распределении предложили мне, и настоятельно, -  так что возражать было практически невозможно, - поработать на юге, в курортной местности, на каком-то ответственном объекте. На каком – не говорят, но намекают, что условия работы и зарплата будут неплохие.

Ну, что же, думаю, юг, да еще курорт, - не Колыма. Согласился на этого южного кота в мешке. И очутился я, - где бы вы думали? Нипочем не угадаете.  На даче Сталина, на озере Рица!

Объяснили мне, что должен я буду заведовать энергохозяйством дачи со всеми ее вспомогательными службами.  Электроэнергия поступала на дачу от небольшой гидроэлектростанции.  Познакомили меня и с подчиненными – двумя электриками, Петей и Максимом. Петя – средних лет, тоже, как я, инженер-электрик, Максим – моего возраста, толковый электрик, этот -  с техническим образованием. Оба – мужики простые, расторопные и дисциплинированные: положение обязывает.

Освоился я быстро: хозяйство не ахти какое сложное, оборудование и сети – все новое,  и сделано на совесть. Кормежка – отличная, к обеду –  даже красное вино. Бильярд на даче, играть в свободное время разрешают. Иосиф Виссарионович не появляется, и когда может приехать, никто не говорит.
 
Петя и Макс все мои распоряжения выполняют беспрекословно, и даже как-то весело, - никаких претензий ни у меня к ним, ни у них ко мне.

Отработал я год, интересуюсь у начальства насчет отпуска. А как же,-  отвечают, - святое дело !Ты куда хочешь поехать?  Я говорю, - в Москву, конечно, я по своим соскучился. А  вот в Москву, говорят, - как раз нельзя. Поближе поедешь!  В Сочи, в санаторий имени Фрунзе. Ты не горюй, там условия отличные, да и нам удобно: вдруг, не дай бог, ЧП какое, а ты – рядом, враз привезем.  Я попробовал возражать, - бесполезно. Уперлись.
Ну, что же, думаю, жаль, но, -  хоть поживу в Сочи как свободный человек, отдохну  от ответственности, да  и от Петьки с Максом: хорошие ребята, но за год хоть чьи морды осточертеют.

Приезжаю в Сочи. Санаторий -  и правда отличный. Выход к морю – прямо из корпусов, не надо пересекать железную дорогу: она выше санатория проходит.  Разместился в шикарном одноместном номере – красота!  В море окунулся – время обеда. Иду в столовую, осматриваюсь.

Вдруг слышу – зовут меня:

- Николай Алексеевич, давай к нам за столик!

Гляжу – двое военных, - один – майор, второй – капитан. Улыбаются приветливо, машут мне. Присмотрелся, - мать честная!  Петька с Максом!

Так весь отпуск и провели мы в нашей дружной компании, черт бы ее побрал».

- А кто же на хозяйстве остался? – изумленно спросил я у Николая Алексеевича.

- А у них на этот случай подменная  бригада была, - отвечал он.