Йолочные страсти

Нора Шах
Три года назад благодаря президенту Януковичу невольно ввел в  современный украинский язык  одно новое слово. Конфуз случился во время пресс-конференции, когда президент Украины проявил находчивость и заменил забытое им украинское слово "ялинка"  на изобретенное им же слово "йолка". Народные острословы мгновенно отреагировали на та это событие  и  метко назвали Виктора Федоровича "Президентом Ялинковичем".

Анализируя события последних в Украине, приведшие страну к глубочайшему кризису, невольно ловлю себя на мысли, что все чаще вспоминаю пьесу замечательного писателя- абсурдиста Александра Веденского «Ёлка у Ивановых». Символично, что в пьесе Веденского вместо рождественской истории, атрибутом которой является елка, повествуется о трагедии в доме Пузыревых. Ведь, как известно,  разгон Майдана (предтечи Евромайдана) начался с команды силовой зачистки главной площади украинской столицы от митингующих студентов якобы во имя установления ...рождественско-новогодней елки. Неоправданная жестокость этой акции не оставила равнодушными даже детей.  Буквально на следующий день  в социальных сетях и мировых электронных СМИ появилась фотография очаровательной маленькой девочки  Эли, державшей в руках самодельный плакат с кратким обращением к власти: «Подавись своей елкой!»

Актуальная общественно политическая ситуация в Украине очень напряженная. Однако очевидно, что украинские власти продолжают прилагать массу усилий для того, чтобы довести ее до высшей точки,  для чего используют излюбленныe инструменты полицейского государства.  От информационной войны и неуклюже спланированныx провокаций   - способов психологического давления на оппонентов -   президент и его однопартийцы перешли к реальным политическим репрессиям Как результат этого за последний месяц было осуществленно множество  незаконных арестов по сфальсифицировнным обвинениям активистов Евромайдана и случайных лиц, оказавшихся жертвами жестоких действий бойцов «Беркута» и милиционеров.

В «Ёлке у Ивановых» А. Веденский применяет интересный прием: создавая иллюзию иерархии и упорядоченности мира, он одновременно и разрушает ее. Похоже, что  и В.Янукович и его соратники, веря в иллюзию созданной ими прочной монолитной иерархии, сами же ее и разрушают.

Применения силового сценария в отношении украинцев, выражающих мирный протест против правового беспределa, развязанного в стране президентом Януковичем и его окружением, удалось избежать благодаря массовым  общественным акциям и вмешательству зарубежных политиков. Минувшие дни подтвердили, однако, что, желая любой ценой удержаться в президентстком кресле и оправдать свою провальную политику и на внешне- и на внутриполитическом уровне, украинский президент и его приближенные не отказались от идеи применения силового сценария в Украине. Сценарий этот им пришлось чуть откорректировать. Силовой сектор, похоже, получил от президента и правительства карт-бланш на осуществление точечных ударов по сторонникам  Евромайдана и членам оппозиции.  Физические атаки на политических оппонентов, журналистов,  гражданских активистов общественных деятелей, членов их семей участились. И степень жестокости при этом возрастает. Нападения на дома и автомобили журналистов и активистов Евромайданов -  прямое тому подтверждение.

24 декабря 2013 года в Украине отмечали День Памяти выдающегося журналиста, политика и великого патриота Украины Вячеслава Черновила, которому исполнилось бы 76 лет. В связи с этим мне вспоминается одна фраза, сказанная им еще в 90-х годах, на пороге зарождения независимой Украины, и не утратившая своей актуальности и сегодня: «Танками порядок не наводят!».

Президент В.Янукович совершает ошибку, пытаясь силой навязать украинскому обществу  правила жизни не по закону, а «по понятиям». Украинское общество уже давно определило для себя свои моральные императивы: верховенство права, гуманизм, сохранение общечеловеческие ценностей. Среди признанных моральных авторитетов украинской нации  - покойный Вячеслав Черновол  и ныне живущие Любомир Гузар, Иван Дзюба, Лина Костенко, Левко Лукьяненко, Мирослав Маринович, Василий Овсиенко, Мирослав Попович, Евгений Сверстюк, Вадим Скуратовский, Лесь Танюк Игорь Юхновский. Именно их личные судьбы, их мужество и высоконравственное поведение, их принципиальная позиция в самых суровых обстоятельствах являются ориентиром для тех, кто не хочет мириться с желанием  Януковича вернуть независимую Украину в привычную ему систему координат, где царят насилие и беззаконие, где подавляется человеческая личность и унижается достоинство человека, где все подконтрольно только одному человеку, находящемуся на верхушке созданной им вертикали власти, где коррупция растет огромными темпами, где нет места независимым СМИ (в 2012 году Украина занимала  126 место между Алжиром и Гондурасом в рейтинге Мирового индекса свободи слова) и тормозится развитие настоящего гражданского общества, а, следовательно, нет возможности для его эволюции в целом, зато создаются все предпосылки для тотальной деградации.

Высокий уровень физической агрессии против политических оппонентов, против независимых журналистов является одним из признаков такой деградации власти, поскольку это -  особая форма политического насилия. Иначе никак не объяснить резкое увеличение количества нападений на журналистов и общественных деятелей со стороны чувствующих абсолютную безнаказанность силовых структур. Так, например, украинский Институт массовой информации за восемь месяцев 2013 года зафиксировал 54 случая нападений и угроз в адрес журналистов. А в результате событий у здания Администрации Президента на ул. Банковой от действий «Беркута» сообщалось о 48 (!)  пострадавших журналистах, среди которых были и представители зарубежных СМИ. Зверское, граничащее с покушением на убийство, избиение сегодняшней ночью известной украинской журналистки Татьяны Чорновол  - еще один пример того, что нынешняя власть в  Украине не чурается никаких методов устранения тех, кто разоблачает и придает публичной огласке ее деяния, чем дискретидитирует, в первую очередь, саму себя. Подобные факты, кроме всего прочего, да еще и в сочетании со сверхциничными заявлениями отдельных депутатов от Партии Регионов  в адрес пострадавших, не оставляют никаких сомнений, что преследования представителей от Оппозиции и общественных деятелей и избиения журналистов осуществляются в интересах конкретных представителей власти. Похоже, они всерьез ощущают свою слабость, если верят, что насилием и репрессиями могут  подчинить народ своей воле.
 
В.Ленин отмечал, что «диктатура, есть власть, опирающаяся не на закон, а на силу». В этом смысле угрозы, насилие и репресии являются неотъемлемыми компонентами любого тоталитарного политического режима, поскольку, будучи инструментом текущей политики, они регулируются исключительно интересами правящего режима. Последствия применения этого инструмента весьма печальны. В качестве одного из примеров можно вспомнить хотя бы весну 1918 года, когда коммунистическая власть, развязав массовый террор против крестьянства, спровоцировала широкомасштабную гражданскую войну. Имеют ли своей целью В.Янукович и властные элиты установить диктатуру, разжечь гражданскую войну в Украине и расколоть ее? Сами украинцы уже успели горько пошутить по этому поводу, сочинив анекдот: "Как оказалось, Януковичу после его "успешного" четырехлетнего правления страной, уже нечего больше предложить украинскому народу кроме... раскола!"
 
Война против собственного народа - это преступление. Такая война в конечном итоге обернется личным поражением Януковича. В ответ на действия украинского президента  жители Украины в предверии наступающих праздников уже успели высказать в его адрес немало пожеланий, среди которых есть и такое: „Щоб в тебе Йолка не стояла, і ворожка не допомогла ("Чтоб у тебя елка не стояла, и гадалка не помогла").