Герои нашего времени

Абдуджабор Абдуджалилов
Интернет пестрит сообщениями о том, как наконец Ходорковский и Толоконникова получили свободу. Отслеживается каждый их шаг, каждое телодвижение: куда приехали, с кем встретились, кому написали, кто им написал, чем они будут далее заниматься. Они дают пресс-конференции, журналисты ловят каждое их слово. Известные эксперты гадают, сколько денег осталось у бывшего олигарха. Пусирайтовки собираются дальше судиться теперь уже с Россией.
Так вора и «взбесившуюся письку» (наиболее мягкий вариант перевода «Pussy Riot») встречает наше общество. Впрочем, они не были обделены вниманием и раньше, когда «тянули срок».
Маленькое уточнение. И Ходорковский, и Толоконникова перед тем, как им было разрешено покинуть колонию, официально признали себя виновными в предъявленных им обвинениях. Без этого пункта по существующим правилам их нельзя ни помиловать, ни применить к ним амнистию.
То есть, оба признали себя перед государством вором и хулиганкой. И тем не менее, они, именно они сейчас в глазах общества – герои нашего времени. И тем не менее, интерес к этим персонам настолько велик, что они затмили смерть Великого Конструктора Калашникова, только имя которого принесло России миллиарды.
Поразительно ещё и то, что каждый такой персонаж требует к себе пристального внимания, неукоснительного соблюдения норм и правил, законов и подзаконных актов, постановлений и положений, когда сам в душе глубоко наплевал на всё это вместе взятое.
Мы все стали нигилистами. По словам Хайдеггера, в нас идет непрерывный процесс обесценки прежних верховных ценностей. И когда эти верховные, впервые придающие ценность всему сущему ценности обесцениваются, возникает ощущение неценности, ничтожества всего. Шаткость верховных ценностей доходит до сознания, и в меру этого нового сознания меняется отношение человека к сущему и самому себе. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» от мальчишек всё чаще можно услышать: «Олигархом! Вором в законе!» От девочек – «Валютной проституткой!».
В этом нигилизме, в атмосфере возвеличивания воров и проституток, восхищения моральными уродами, растут наши дети.
Поэтому не удивляйтесь завтра, когда ваш сын придет к вам, и скажет: «Старик, вали давай в приют, мне жизненного пространства не хватает». Вполне в духе времени и психологии его героев.