Мы так и не познакомились

Иван Гейгер 2
Я очень люблю берёзовый лес и думаю,что он не оставляет равнодушным,человека, выросшим в краю,где произрастают эти прекрасные деревья.Правда,там где я вырос,это не совсем лес,а небольшие берёзовые рощи или,исскуственно посаженные,лесополосы.Я часто бродил по этим,родным и милым сердцу,местам.В разное время года эти рощи по разному пахнут.Весной,к примеру,все запахи перебивает дух,только-только оттаявшей почвы.Она,своим ароматом,словно подсказывает мол я созрела,бросьте в меня семя и я вас отблагодарю хорошим урожаем.Позже,когда распустятся листочки,в рощах стоит горьковато- лиственный запах.Летом очень трудно сконцентрироваться на каком-либо запахе,если только не попадёшь на полянку где растёт много чебреца.Его аромат перебивает всё остальное.И Боже тебя упаси,пройтись по высокой траве,тысячи и тысячи комаров тут же атакуют  со всех сторон,да так,что приходится,как можно скорей, убегать с этого места.А всё таки приятно посидеть в прохладной тени и слушать,как шелестят листьями высокие,раскидистые берёзы.Своим шелестом они словно переговариваются друг с дружкой,при этом обнимаясь своими ветвями.Осень это особая пора.Стоит стойкий запах грибов,а кое-где пахнет гнилью.Жёлтые листья,словно прощаясь, траурно свисают с веток и кругом грустная тишина,только дятел изредка нарушает эту торжественную идилию.Зимой,при оттепелях,в лесу пахнет берёзовой корой.

Наверно у каждого человека есть место на природе где он чувствует себя наиболее комфортно.Он привыкает к этим местам и,выезжая отдыхать у него не возникает вопроса куда и где.Я знаю многих рыбаков,которые годами едут ловить рыбу в одно и то же место,хотя им говорят,что дескать там-то,там-то клюёт лучше.Есть традиционные места и у охотников,именно там они получают истинное наслаждение от соприкосновения с природой.Были такие места и у меня:где рыбачил,где с друзьями охотился,так же было место куда мы с женой выезжали на тихую охоту,т.е.собирать грибы и ягоду.Это лесополоса шириной около тридцати метров,а длиной больше пяти километров.К лесополосе с обоих сторон,на разном растоянии,примыкают  две большие рощи.

Как-то в конце сентября,проезжая мимо этого места,я решил побродить по его окрестностям,благо время позволяло.Грибная пора почти прошла,но я всё-таки взял с собой нож и полиэтиленовый пакет.Примерно за час набрал где-то половину пакета небольших рыжиков.Когда я вышел к машине,то увидел,стоящего рядом с ней,мужчину.Пастух,подумал я,вот и стадо коров пасётся невдалеке.Одет он был в старенький брезентовый плащ,на ногах кирзовые сапоги,на голове фуражка,с засаленным козырьком.Мне показался странным возраст пастуха.Это был мужчина лет семидесяти,а может и постарше.

-Доброго Вам дня,молодой человек-поприветствовал меня пастух.
               
-Я вот уже около получаса ожидаю,когда кто-нибудь выйдет к машине.Дело в том,что где-то потерял спички и теперь мне прикурить нечем.-
   
 -Я вообще-то не курю,но думаю,что смогу Вам помочь-улыбнувшись,ответил я.

 Как истинный охотник и рыбак,всегда возил с собой газовую зажигалку“на всякий случай“.Порывшись в бардочке,я нашёл искомый предмет и протянул его пастуху.

-Вот пожалуйста травитесь на здоровье-может к месту,а может и нет,с иронией сказал я.

-Да я и сам знаю,что это вредно,особенно для моего возраста,но ничего поделать не могу.Уже сколько раз пытался бросить эту заразу но никак не получается,единственное,что мне удалось –это не курить по ночам.

 -Я откровенно захохотал-Так Вы,что по ночам курили?-

-Да,бывало по два три раза выходил на“перекур,“представте себе-это меня будило,как вроде по нужде-.

-Судя по тому,что Вы ещё работаете,со здоровьем у Вас не так плохо.Сегодня не так часто встретишь людей работающих в таком возрасте,а может это вынужденная мера,что денег не хватает?

-Как же мне Вам подохотчивей объяснить?-вдруг замялся мой собеседник.-Пенсия у меня шахтёрская и мне с женой её вполне хватало,но у нас в жизни произошли непредвиденные обстоятельства.Я работы никогда не боялся,да и сейчас,как говорится хоть в огонь,хоть в воду,только в меру своих сил.Работать начал с пятнадцати лет.-

-Осенью 1942 года,меня и несколько моих сверстников,которым,как и мне,только-только исполнилось по пятнадцать лет,забрали в Трудовую Армию.До сих пор трудно понять,какую работу можно было ожидать от хилинького мальчугана.Но нет худа без добра.На шахте я попал в бригаду Сигаева.Это был пожилой,очень спокойный и добрый,мужчина лет пятидесяти.Осмотрев меня отеческим взглядом,он глубоко с грустью выдохнул и сказал-Пойдём сынок,определю тебе фронт работы.Была тогда на шахте такая должность-лампонос,вот на эту должность меня и определили.Кроме этого я выполнял всякие мелкие поручения и такая работа была мне под силу.Позже я понял,
что бригадир меня очень жалел и за это буду ему благодарен до самой смерти.А сынком он меня называл пока не ушёл с шахты,по старости.К шестнадцати с половиной лет я настолько окреп,что мог выполнять другие работы и меня перевели в коногоны.Эта работа более сложная и ответственная.Мне необходимо было с помощью лощади вытаскивать,гружённые углём,вагонетки из забойного штрека в основной и там сцеплять их вместе,а оттуда такие сцепки забирал электровоз.Хочу  сказать
несколько слов о шахтёрских лощадях-эти животные настолько умны и надрессированны,что понимают коногона с полуслова,мне иногда казалось,что у моего Медвежонка,человеческий разум.Мы с ним работали не как человек с животным,а как напарники.Бывало сойдёт вагонетка с рельсов,так пока я вагой приподнимал её, Медвежонок хомутом упирался в корпус вагонетки и ставил её на место.Мне по должности полагалась плётка,всё-таки коногон,но мне не прошлось её применить ни разу.Как-то,со стороны забойного штрека,произошёл обвал,убегая к запасному,в попыхах или со страху ,зацепился ногой за рельсу и меня тут же привалило камнем коленный сустав.Я пробовал как-то освободиться,но у меня не получилось.Вот сижу,а меня потихонько засыпает.Иногда мимо прокатывались увесистые глыбы,вот думаю ударит такая махина по голове и никто никогда её не найдёт.Я видел,как из-за угла запасного штрека выглядывали мои товарищи,но к сожалению помочь не могли.К счастью обвал,так же внезапно,как и начался,вдруг закончился.Меня откопали,но работать дальше я уже не смог.Ногу разбарабанило и было больно наступать,поэтому меня подняли на гора и отнесли в санчасть.Когда стал поправляться,меня направили на курсы машинистов электровоза,мол нечего зря валяться.Так,по воле случая,я стал машинистом электровоза.Когда мне исполнилось восемнадцать,стал с друзьями бегать на танцы.Там же и познакомился со своей будущей женой.Это удивительная женщина,в молодости она была такой красивой,что глаз не оторвать.Провстречавшись два года, мы решили пожениться.Встал вопрос где жить,я жил в общежитии,а она со старенькими родителями,в маленькой хибарке.Кое-как прожили с родителями год,а потом нашли брошенный  домик и стали его отстраивать.Я благодарен руководству шахты за
предоставленные стройматериалы.Получился неплохой домик,даже лучше чем соседские. В нем мы родили двоих детей,старшая родилась через годик,мальчик уже под занавес,так сказать,детородной функции.Казалось бы,что ещё надо:свой дом с приусадебным участком,красивая умная жена,любимые детки,хорошая работа,но все эти годы я очень скучал по родным местам.Неоднократно я подкатывал к жене с вопросом о переезде на мою малую Родину,но она всё отнекивалась.Прошло время,дочь вышла замуж,у неё родились две очаровательные  доченьки.Так незаметно приблизилось время выхода на пенсию и тут,как гром среди ясного неба,жена объявила,что не имела бы нечего против переезда на мою Родину.Незамедлительно написал своим родственникам о нашем решении и через время получили известие,что есть в их селе неплохая усадьба на продажу.Тут всё пошло,как снежный ком с горы,уже через полгода мы жили в моём родном селе.На усадьбе мы многое перестроили под свой лад,вообщем нам здесь очень понравилось.Правда дочь с мужем остались на старом месте.Сынок,наш,пошёл в школу и быстро обзавёлся друзьями.Так вроде незаметно он закончил её,а затем и сельхозтехникум.После службы в Армии женился,пошли внуки.Мы с женой нарадоваться не могли,всё у нас хорошо,всё в порядке-живи не хочу.Жена сына работала учителем и имела свою квартиру,поэтому дети жили отдельно от нас. Жили молодые хорошо и дружно.Правду говорят“не буди лихо,пока оно тихо". Получилось так,что сын с другом выследили где-то лося,ну и решили его по тихому пристрелить.Да разве возможно такое дело провести незаметно,вообщем попутали их и дали по три года тюрьмы.Трудно стало нашей снохе.Предствте себе,целый день на работе,а вечером дома:стирка,глажка,огород ,дети,что и говорить много работы на своём хозяйстве всего не перечислить.Также стало очень туго в финансовом плане-детей надо обуть,одеть,уголь и дрова покупай,корм для хозяйства купи,да и сама на такой работе,что необходимо хорошо выглядеть и мужу на свиданку надо,что-то везти и это всё на одну зарплату.Жена носила деньги,так она их не взяла-гордая.Пришлось идти к ней мне,мы долго и трудно разговаривали с глазу на глаз и я убедил её,что только совместными усилиями мы сможем прожить этот нехороший период.Весной я нанялся пасти скот односельчан,всё-таки большое подспорье к нашему,теперь уже, общему бюджету.Вот второе лето,как работаю пастухом,даст Бог всё когда-то закончится и мы по-прежнему заживём в привычном русле.

-Ну,что-то я с Вами заговорился,вон коровки потянулись в сторону,неубранного гречневого поля,а этого допустить никак нельзя.А Вам бльшое спасибо за зажигалку и,что выслушали мою балтовню.

С большим трудом он взобрался на своего конька и направился к своему стаду,а я мысленно пожелал удачи и здоровья этому доброму и порядочному человеку.