В двух березах

Нора Шах
Вот уже более недели эта новость занимает одно из лидирующих мест в медиапространстве и обсуждается на разных уровнях. Объявив об отказе от кредита от Международного Валютного Фонда, Украина попросила о финансовой помощи Россию. Для этого президент  Украины даже специально отправился в Москву к своему коллеге.  И российский президент, при одном взгляде на которого невольно вспоминаются посвященные Сталину строки Б.Пастернака :«А в те же дни на расстояньи /За древней каменной стеной /Живет не человек — деянье: / Поступок ростом с шар земной... / Он — то, что снилось самым смелым, /Но до него никто не смел»,  великодушно согласился подбросить деньжат обуреваемой в настоящий момент нешуточными революционными страстями братской стране.

Вроде бы весть довольно таки благая. Но что-то в этой истории все-таки вызывает вопросы.

Для начала обращает на сабя внимание то, как разнятся и в прессе, и в интернете заголовки статей на одну и ту же тему: «Россия может дать Украине 15 млрд. долларов», «Россия одолжит Украине 15 млрд. долларов» и т. д.  Журналисты, конечно, могут что-то недопонять, что-то недорасслышать. Но не стоит их тут винить, потому что в этой истории есть много недосказанного, тайного, засекреченного, что оставляет простор для воображения и профессионалу, и дилетанту.

О возможных целях и выгодах для России от предоставления 15 млрд. долларов Украине написано и сказано немало, тем более, что сам российский президент достаточно уверенно заявил о том, что считает объявленную сумму довольно выгодной инвестицией и даже объяснил почему. Средства для поддержания братской страны должны были быть вложены в украинский внешний долг, а для этого заимствованы из российского Фонда  Национального Благосостояния.

Несколько дней спустя, однако, в СМИ сначала появилась менее оптимистичная информация о том, что в России могут не найти обещанных 15 млрд. долларов. Дело в том, что в ныне действующей редакции постановления Правительства России  «О порядке управления средствами Фонда Национального Благосостояния» накопления фонда могут быть размещениы в странах, имеющих высший рейтинг кредитоспособности и гарантирующих своим инвесторам безопасность финансовых вложений. В списке таких стран находятся Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. Как известно, Украина в настоящий момент испытывает серьезные финансовые трудности, не имеет бюджета на следующий год и не может дать своим иностранным инвесторам гарантий сохранности и безопасности их вложений, что понижает ее рейтинг на финансовом рынке. Да и нынешняя ситуация внутри страны и охлаждение отношений с западными политическими партнерами не дают надежды на позитивные прогнозы для желающих осуществлять финансовые влияния в Украину. Тем не менее Россия выразила готовность купить украинские облигации. По имеющимся в открытом доступе данным ФНБ, его объем в конце уходящего года составляет примерно 88 млрд. долларов.  Увеличение этого объема  в ближайшие годы не ожидается, в связи с чем максимум средств, которые могут быть выделены на покупку украинских внешнедолговых облигаций, может составлять около 9 млрд. долларов, что, ясное дело, отличается от заявленной суммы российских инвестиций.

    Дальше еще интереснее. 24 декабря 2013 первый вице-премьер Игорь Шувалов в одном из телеинтервью неожиданно сообщил, что  Россия предоставила Украине заем так, чтобы всегда была «возможность требовать у украинского правительства погашения этого займа, и по самым жестким юридическим процедурам», потому что «это не просто какая-то договоренность между двумя Минфинами, это оформлено по очень жесткой процедуре». По его словам, Россия все хорошо просчитала, "полностью свои права в юридическом плане обеспечила" и в любой момент может потребовать погашения займа на 15 млрд. долларов.

    Россия, действительно, чувствует себя в относительной безопасности, предоставляя Украине кредит. О юридическом характере финансовых договоренностей рассуждать довольно трудно, потому что сами документы, подписанные двумя президентами, доступны очень ограниченному кругу людей. Можно лишь сделать некоторые предположения. Во-первых, «жесткая юридическая процедура»  - понятие расплывчатое, и как она выглядит на практике можно только гадать. Во-вторых, дан кредит, действительно, был отнюдь не бескорыстно, а под определенный процент. В- третьих, речь идет также и о политическом расчете. Данный кредит -  и этого ни для кого ни секрет - является своеобразным финансовым крючком, на который Россия насадила Украину, чтобы удержать ее от вступления в Евросоюз, для чего собственно все и затевалось. Стоит Украине заявить о дальнейшем стремлении к евроинтеграции, Россия расценит это как смену курса, нарушение договоренностей, и жестко потребует от Украины погашения кредита. Родственно, по-братски, но жестко.
Есть еще несколько общих вопросов. Почувствуют ли облегчение от такой помощи украинцы, и в какой форме это должно произойти? Представители украинского правительства и Партии Регионов отвечают на этот вопрос очень уклончиво, сами, видимо, не будучи достаточно информированы об этом кредите. Украинцы по этому поводу горько шутят, что Путин дал кредит не Украине и украинскому народу, а Януковичу. Поэтому и возвращать его придется лично Януковичу, продав свою резиденцию Межигорье.

Хорошо бы, чтобы нашелся кто-нибудь, кто бы решился напомнить, например, Президенту России  простую истину, высказанную Мариной Цветаевой в ее письме к литературному критику Юрию Иваску, написанному в декабрьские дни 1936 года: «Дать можно только богатому и помочь можно только сильному — вот опыт всей моей жизни...», а Президенту Украины другие ее слова: «Орфей, пожираемый зверями: пожрут они тебя». 

История с кредитованием напоминает плохую комедию театра абсурда. Одновременно с заявлением г-на Шувалова относительно обязательств Украины по кредиту члены украинского правительства 24 декабря 2013 года неожиданно вновь заговорили о намерениях украинскoй стороны подписать сорванное Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом в начале 2014 года. А днем ранее премьер-министр Украины Н.Азаров пожелал возобновить переговоры с Международным Валютным Фондом о предоставлении Украине кредита, без которого ей не обойтись и условия которого вдруг стал рассматривать как выгодные.

Очевидно, что руководство Украины, проводя в жизнь так называемую «многовекторную политику», рискует заблудиться в двух березах.