Коляда, Дед Мороз и Санта Клаус

Просто Мирика
Завтра, 25 декабря - Коляда.

Бог Коляда - Имя этого Бога, пожалуй, известно всем по празднику который отмечается сразу после Зимнего Солнцестояния. Колядки - песни, исполняемые в честь Коляды. Многие, даже из слышавших колядки, не знают, что обозначает слово "Коляда".

Коляда - уменьшительно-ласкательное от "коло", солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребенка пол еще не играет значимой роли; само солнце у нас среднего рода).
Также считается, что солнце-младенец  - Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод).
Когда день “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду.
Коляда это название праздника рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как “КолёНда”, с носовым Н), от “колo” — круг, отсюда “кола” — повозка, колесо, колач, колобок.

Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день - оно перенесено на понятие "новый год."

Еще необходимо сказать о сакральном смысле праздника Коляды, которые вносит смысл вечного, непрекращающегося движения жизни.
Карачун, отмечаемый накануне Коляды (21.22 декабря) – время, когда молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник Летнего Солнцеворота) свою высшую точку, готовится с размаху ударить по  каменной тверди  Бел-Горюч камня Алатыря.
Именно  на Коляду (25 декабря) и высечет  искру Нового Огня, из которого разгорится пламя Нового Кола Года.

25 декабря - Коляда, коловорот, начало нового Солнца. Новый год -  Свадьба Дажьбога и Марены.  Принято играть в с вяточные игры, примеры будут приведены ниже.
Сегодня, как и многое в нашей жизни,   праздник Коляды подтасован и заменён рождеством Иисуса Христа, еще говорят, и «католического рождества».И даже больно это слышать, что НИКТО или почти никто, не скажет – КОЛЯДЫ.

Мы уже настолько привыкли к постоянному обману всюду и везде, что не замечаем и подмены родного нашего Деда Мороза имитацией в виде китчевого Санта Клауса! Мы дарим своим детям игрушечных сантаклаусов, украшаем ими елки, весело напевая при этом известный новогодний мотивчик. Наших детей поздравляет с Новым Годом не сказочный Дед Мороз из далекого детства, а какой-то бородатый тип, который "работает под нашего".
О настоящем Деде Морозе дети, увы, уже почти и не помнят.

Различия  в образах Деда Мороза и Санта Клауса, которые необходимо осознать.

1. Красный цвет. Дед Мороз тоже может быть в красном, но при этом он может носить и другое одеяние – вообще желательно, чтобы оно было белым, синим, может оно быть и желтым, и зеленым. Также одеяние настоящего Деда Мороза не покрывает сплошной цвет – он разбавлен узорами, вышивкой, оторочкой (белого или голубого цвета) и пр. А в одежде Санта Клауса преобладает агрессивный сплошной красный цвет (исключительно этот!), и лишь опушка его жалкой куртёнки (в которой околеешь на нашем морозе) порою белая.

2. Колпак. Самая типичная отличительная черта! Настоящий Дед Мороз НИКОГДА не может быть в колпаке – на нем боярская шапка. А на Санта Клаусе – этот мерзкий шутовской колпачок с помпончиком, как у гномика-проказника, что сразу придает ему нетипичную для Деда Мороза несерьезность и пародийность.

3. Верхняя одежда. На Санта Клаусе надета короткая куртка (иногда чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса), перехваченная поясом. Ниже кацавейки – красные штаны. Запомните, что в таких издевательских «шмотках «истинному Деду Морозу нашей русской зимы ни за что не вынести. На Деде Морозе должна быть длинная шуба до земли, из-под которой не должно быть видно никаких штанов. Вид штанов, торчащих из-под короткой шубы, уничтожают всякую солидность. Что у Деда Мороза под шубой – это сакрально и выставлению на обозрение не подлежит!

4. Обувь.
На Санта Клаусе всегда одеты сапоги, зачастую укороченного типа, что опять же смехотворно для нашего климата. У Деда Мороза должны быть только валенки! В который не замерзнешь в лютый мороз, который Санта Клаусу и не  снился никогда.

5. Борода. У Санта Клауса борода коротко подстрижена, как у эдакого цивильного старичка, и еще кудрявая, как у барашка с детской открыточки.
Всё это абсолютно не характерно для Деда Мороза. Борода Деда Мороза – буйная, длинная, растрепанная вольным ветром, и в большинстве случаев в ней отсутствует всякая слащавая кудрявость. Какой порядок в бороде может быть у бйного русского характера, которому нет преград? То есть, сам дух Руси противоречит образу.

6. Рост и объем. Из всех предыдущих разглагольствований, в общем-то, понятно, что по росту Санта Клаус неприлично мелок, что, я бы сказала, оскорбительно для русского – потомка ариев!

 Дед Мороз внушителен по росту, как истинный властелин Нового года! Что касается объема, то Санта Клаус достаточно тощ. Ну да шмотки-то у него «фиговые», так, ради формальности. А вот на Деде Морозе в соответствии с русский зимой надето множество теплых одежд, и все одежды – настоящие, меховые, толстые.
Так что Дед Мороз внушителен и в отношении объема и своего образа! Иногда бывает, что в отношении объема Санта Клаус, наоборот, кидается в противоположную крайность и становится толстым и круглым.
Но помните, что его толщина всегда выглядит неестественно и карикатурно, в то время как все пропорции Деда Мороза всегда гармоничны, и его толщина никогда не вступает в противоречие с его ростом.

7. Очки. Также для Санта Клауса типичен такой признак окультуренности, как «очочки». Эдакий «ботан» на прогулке, с мешком для подарков.
Дед Мороз этим признаком не обладает. Разве может этот всесильный дух Природы – Дед Мороз – иметь такой недостаток, как близорукость?! Близорукость присуща только тем, кто испорчен пагубной цивилизацией, кто приручен и одомашнен до полной дегенерации, как это и произошло с Санта Клаусом.

8. Снегурочка. Тоже отличительный признак. У Санта Клауса никогда не было и не будет внучки, потому что его изуродованный прообраз – св. Николай, – почти как всякий святой, был целомудрен. А у нашего природного Деда внучка есть, это всеми любимая Снегурочка! Так что наших – двое, он  и она.
А Санта Клаус – всего-навсего один! И тут нельзя не съязвить, сказав: «А хорошо, что хоть шубейка куцая не голубая!»

9. Посох. Обратите внимание: посох у Санта Клауса – это стандартный посох католического епископа (ибо не зря Санта Клаус происходит от св. Николая, епископа Мирликийского): палка с загнутым верхом.
Но Дед Мороз не имеет к св. Николаю никакого отношения, поэтому его посохом должна быть только прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды; закругляться посох не должен ни в коем разе).

10. Олени. Только Санта Клаус передвигается, как учат нас американцы в своих кино и мультиках, на оленях по небу. Способом передвижения Деда Мороза олени никогда не были.
Для нашего Деда олень мелковат и слабосилен. Ему только чукчей возить – весят мало.
 Дед Мороз может ехать на русской тройке, не по небу, а вполне себе по земле, вернее по снегу, - он же плоть от плоти этого снега, этой земли, этой природы, зачем ему отрываться от родных корней, из-под полозьев взвивается снежная пыль, морозный ветер бьет в лицо. 
Дед Мороз катится с удалью и бубенчиками! Мчится лихая тройка по русской Земле - то хозяин Зимы Дедушка Мороз объезжает свои бескрайние владения!

11. Носки на камине. Это относится только к Санта Клаусу, но не к Деду Морозу. Носки на камине – чисто западный «прибамбас»: якобы Санта Клаус спускается по дымоходу и кладет подарок в носок. Однако что объяснять – дураку понятно, что никаких каминов на Руси никогда не водилось. Да и не пролезет наш Дед в какой-то узкий камин, зачем ему это? К тому же Дед Мороз никогда бы и не появился у нас таким примитивным и приземленным способом, как у них: "Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Нового Года."

Дед Мороз возникает в наших домах неким мистическим образом, истинно как дух, никто толком и не знает, как он появляется, - знаем только, что он БЫЛ... А пытаться на западный манер объяснить эту священную тайну рациональным образом – кощунство.
И еще. Наш Дед Мороз – настоящая щедрая русская душа, он не так убог и зажимист, чтобы ограничить свой подарок размером идиотского и чаще всего полосатого носка!

12. Прочая сопутствующая атрибутика – всякие веночки, колокольчики и пр., в том числе песенки "Джингл беллз" и другие. Это всё – чисто рождественская атрибутика и связана только с Санта Клаусом, и относить весь этот западный ширпотреб и мусор к образу Деда Мороза не следует.

Прессинг со стороны чужой и чуждой нам поп-культуры продолжается, и нам по-прежнему назойливо предлагают чужие мифы, традиции, символы и ритуалы, в том числе и рождественские. Сегодня даже хладнокровные и ко всему привыкшие европейцы начинают отстаивать свои национальные традиции, связанные с Новым Годом.
И русским, и украинцам и белорусам пора. Наконец, вспомнить свои традиции, родные и близкие.

А вы заметили, что в продаже найти русского Деда Мороза – невозможно. Где-нибудь, на «толкучке», старенького. Из папье-маше. Уже раритетного, запыленного почти пятидесятилетней пылью…разве что. И подумайте, кому так выгодно, чтобы наши дети ЗАБЫЛИ про дух русского Нового года и чтили дух американского рождества, о котором столько показывают фильмов.


Пример Святочной игры.
Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая длинная ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом. Из леса появляется ряженый, одетый “Овсенем”, верхом на “свинье”.


Собравшиеся приветствуют Овсеня:


— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить!
— Кому ездить?
— Коляде государю!
— На чём ему ездить?
— На солнечной свинке!
— Чем погонять? Поросёнком!


Овсень (Усень) — старший брат-близнец Коляды, прокладывающий небесную дорогу. “Солнечная свинка” — то же самое, что и боров с золотой щетиной германского светоносного бога Фрейра. Это отголоски древнейших общеиндоевропейских представлений о солнце и плодородии: su (санскр.) — рождать, sur (санскр.) — блистать, surya (санскр.) — солнце, schwein (нем.) — свинья. Блюда из свинины занимают почётное место на святочных пиршествах. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются “неузнанными” нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти.


Проводив Овсеня, люди зовут:


— Приходи, Коляда!


Появляются колядовщики и поют песню:


Мы ходили, мы искали Коляду святого
На земле, на небеси, по Словени, по Руси,
По полям да по лесам, по долам да по горам,
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!


Впереди идет козовод, ведёт “козу” (ряженого, одетого козой). Коза с древнейших времён считается кормилицей человека, обычай гладить козу по шерсти на святках означает сытную жизнь в будущем году.


Колядовщики:


Пришла Коляда из Новгорода
На вороном конёчке, в малёванном возочке.


“Вороной конёчек” — длинная зимняя ночь, “малёванный возочек” — солнечные лучи, возможно северное сияние, которое иногда наблюдается и в средней полосе.


Козовод:
Ну-ка, девчонки, ну-ка, мальчонки!
Вставайте в ряду, я козу веду!


Впереди идёт сеятель, осыпающий зерном снег и народ (такое обрядовое засевание должно было заранее обеспечить урожай в будущем году):


Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Блин да лепёшка в заднее окошко!
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.


Когда “коза“ проходит меж рядами, её гладят по шерсти “на счастье” (“счастье” — соучастие в разделе добычи ). За “козой” идет её свита (кот, лисица, журавль, свинья). Девица-лисица пляшет и поёт:


Ой, пляшу, пляшу для дорогого —
Может, даст ползолотого.
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
Раз имеешь сына, дай головку сыра!
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку!
Если не богатый, выгони из хаты —
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою.


“Звери” подпевают:


Наша коза, стара дереза,
С Киева шла, всю Русь обошла.


Коза:


Коза-дереза, большие глаза,
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!
Ножками затопчу, хвостиком замету,
Тут тебе смерть! Тут тебе смерть!


Хор:


Не ходи, коза, во темны леса.
Там, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.


У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят колядуют: “Гой, Колядо!”


Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.
Кудесник бьёт козу в ухо, и та падает.


Хор:
Вот коза упала, хвост свой задрала.
Нужно козе три куска сала!


Кот:
Мяу, мяу, сала! Чтоб коза встала.
Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье.


Козовод:


Одари, государь, колядовщиков!
Наша коляда ни рупь, ни полтина.
Наша коляда всего пол-алтына!
Коляда пришла, вам здоровья принесла.Ой, Коляда, Коляда!
Мы пришли прославлять, да хозяев величать.
Да хозяину сотню лет прожить,
А хозяюшке многоздравьице,
Вашим детушкам: сыновьям, дочерям
Девяносто быков, полтораста коров,
Надели вас бог житьем и бытьём,
И житьем, и бытьём, и богачеством!


Хор:
Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!


Коза встаёт, пляшет и поёт:
Твои волы, мои волы, гей-гей!
А впереди медведи, гей-гей!
А вдогон им две вороны, гей-гей!
В колеснице две синицы, гей-гей!


Козовод:


Слушай, коза, где трубы ревут.
Где трубы ревут, там блины пекут.
Где блины пекут, там и нам дадут!
Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает.


Хор:
Хозяин идёт, пожиток несёт!
Первый пожиток — мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток — мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички.
Третий пожиток — решето овса, решето овса, сверху колбаса.
Будьте здоровы! Весёлых свят! С праздником, хозяева!
Хозяева одаривают колядовщиков.


Кот:
Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!
Козовод:
Дайте, дядя, сала, а то кот сдохнет.
Хозяин:
Нету сала, мышь украла!


Кот пристаёт до тех пор, пока не выпросит кусочек. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики идут пировать. На пиру едят обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка (“то бо покрпишемо коляди ягнчем”, В.К. II 7а), едят печенье в виде бараньей головы (баранки, крендели). Непременно нужно попробовать узвар и кутью (кутья, безусловно, “прапрабабушка” современных пирожных; наши предки долгое время отваривали зерно целиком, прежде чем догадались размалывать его в муку). Праздник заканчивается игрищами. Обрядовая игра — жмурки (“слепой козёл”). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде “красный петушок по жердочке бежит” и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: “В гору катись, с весной воротись”. Колесо означает разгорающееся солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.


Также на Коляду отмечают новолетие.