Поворот

Талгат Алимов
  На вопрос: «Какой проект начинался при Сталине, приостановили при Хрущеве, продолжили при Брежневе, запретили при Горбачеве?» - один мой знакомый умный, интеллигентный человек сразу ответил: «Наверное, что-то хорошее, то, что запретили при Горбачеве, плохим не могло быть!»
  Задавая этот вопрос, я имел ввиду проект поворота сибирских рек. У этого проекта есть и сторонники и противники.
Над проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 научно-исследовательских институтов (в их числе 32 института Академии Наук СССР). Все это уважаемые люди, специалисты своего дела, патриоты страны, строители, которые ударными темпами уже тогда проложили трубопровод от Павлодара, через Караганду, до Жезказгана.
  Противники, в большинстве своем, уважаемые писатели, общественные деятели (к которым я отношу и экологов), вряд ли были специалистами в гидрогеологии и мелиорации. Да и мотивы их поступков, при анализе «времени и нравов» и тщательном изучении источников финансирования их работ, назвать искренними очень сложно, особенно современных экологов.
  Вполне объяснима и реакция губернатора А.Тулеева, который аргументирует свою позицию тем, что проблемы воды – это проблемы стран Центральной Азии, пусть они ее и решают. Правильно. А как, по вашему, должен говорить этнический казах, чтобы удержаться в кресле русского губернатора. Он должен быть «новым» русским, в глазах любого россиянина. Ура, Тулееву!!! Какая политическая гибкость. Да и остальная публика, которая кормится на гранты западных «зеленых» партий, умничает за те же «зеленые». 
  А вот мне не платят и «терять» в России мне нечего, поэтому могу спокойно порассуждать.
  Начнем, наверное, с интересов России. Что теряет Россия при осуществлении проекта поворота сибирских рек?
  Во-первых, требуемое количество воды (до 6%) от истоков Оби, вряд ли существенно повлияет на что-то.
  Во-вторых, водозабор планируется осуществлять с точки, севернее Новосибирска, а дальше ледяная пустыня. Ну и течет себе Обь на 6% меньше по пустыне до океана. На полярные льды это даже скажется положительно, зачем пресную воду сливать в океан.
  В-третьих, обводнение, заболачивание. Странно, а как тогда строили первый канал? Во всех странах ведутся эти работы, в Америке, Азии, Африке, да и в самой России кроме пользы ничего не приносили, даже когда опыта и знаний было  меньше и технологии отсталые. Например, современный российский ученый предлагает передавать воду по трубопроводу. Это решило бы проблему дефицита питьевой воды в Курганской, Челябинской и Оренбужской областях, где поверхностные воды загрязнены.
  В-четвертых, сумму проекта называют до 160 млрд. долларов, канал собираются делать судоходным (200 м ширина, 15 м глубина). Зачем? Развивать железные дороги необходимости нет. Проложенная в трубах российская часть в 500-600 км дорого им не обойдется. Казахстан, со своими 1000-1500 км сам справится, Узбекистан добавит. Всегда можно привлечь инвесторов, на нефть же находят!
  Что приобретает Россия в случае осуществления проекта?
  Во-первых, вода не нефть, она имеет правило, благодаря известному круговороту, восстанавливаться. У России появятся деньги на освоение и обустройство Сибири. Такая «мудрая политика центра» сплотит народ, сибиряки поверят в руководство центра.
  Во-вторых, возрастет влияние России в Центральной Азии. Это может не понравиться некоторым ведущим державам, но так как территориально все относится к зоне российского влияния, ряд ли  вызовет сильное противодействие.
  В-третьих, снизится миграционный поток с Центральной Азии и возрастет поток дешевых продуктов с юга.
  Что теряет Россия, если проект не осуществится? Во-первых, деньги, и не малые, от продажи восстанавливаемого ресурса - «просто воды».
  Во-вторых, нестабильность и нищета в связи с засухой в Центральной Азии могут перекинуться на юг России. Экстремизм, наркоторговля и прочие прелести плотно подойдут к самой длинной в мире границе между двумя государствами.
  В-третьих, лидеры Центральной Азии начнут искать опору у других стран. Американская военная база в Киргизии – уже свершившийся факт. Их станет больше, Афганистан будет у ворот Урала.
  В-четвертых, сильное влияние других великих держав в Центральной Азии вряд ли добавит России силы и стабильности. То, что вся «творческая интеллигенция» на корню скуплена за «зеленые» явно недружественными силами, интенсивно вбивает клин между россиянами и азиатами, говорит о том, что «процесс идет».
  Хочу поделиться некоторыми выводами. Почему Центральная Азия потеряла Арал? Все мы знаем, что Родине нужен был хлопок. Стране, находящейся в экономической блокаде, этот стратегический ресурс был жизненно необходим. Поэтому миллионы узбеков, таджиков и прочих азиатов поколениями давали стране это сырье.
  Может быть, уважаемый А.Тулеев, скажет, встав на братские могилы сотен тысяч азиатских солдат, чьими трупами усеяны поля от Сталинграда до Берлина, что и это наше дело, наши проблемы?
  Мы всегда с негодованием относились к тем моментам, когда подвергали вандализму памятники и могилы советских солдат в Европе, Прибалтике. Но некоторые факты по отношению к их могилам в европейской части России вызывают непонимание и серьезное негодование.
  Все, в принципе, просто. Те, кто искажает историю войны, выращивает лук на братских могилах, бьет гастарбайтеров – это солдаты «невидимого фронта» других сил, которым не нужна сильная Россия. Центральной Азии нужен сильный, справедливый, стабильный сосед.