На Муромской дороге стояли три сосны...

Людмила Дейнега
      С детства знакомая русская грустная песня волновала мою душу.  Глядя на свою бабушку, которая с густым, распущенным, темным волосом и глазами, полными слёз, четко выводила слова неизвестного автора, я тоже подпевала эту бесхитростную старую мелодию…
   Шло время, пронося годы, будто на тройке с бубенцами, и уже в зрелом возрасте я услышала эту песню заново в исполнении Зинаиды Крысиной, которая попала в наши места после смерти своего мужа. Высокая, стройная, немолодая женщина пришла в клуб ветеранов, которым я руководила, неслучайно. Её привел сюда родной брат, который любил петь. Надо сказать, что Николай пел очень хорошо. Только иногда подводил ритм. Зинаида скромно стояла у двери и внимательно слушала пение женщин, с которыми я занималась. После того, как репетиция была закончена, а время подходило к обеду, поставили большой вскипевший  чайник  и стали доставать сервиз. Кто-то достал булочки, кто-то варенье, кто-то стал разворачивать горячие домашние пирожки с картошкой. К столу первой, как гостью, пригласили Зинаиду. Попросили рассказать о себе.
    «Да особенно рассказывать нечего. Нас у матери было  трое. Николая знаете, сестра живет в небольшом городке, я приехала к сыну. Он у меня бывший военный. С невесткой жить не захотела. Сын быстро построил мне домик. Приходите! Буду рада! Я ведь одна. Мужа похоронила… А вот петь мы любили с мамой все. Сестра в хор всю жизнь ходила. А мне некогда было. Работала заведующей большой библиотекой. Вот семьдесят исполнилось, решила прийти к Вам. Коля много рассказывал о каждой из присутствующих…   Я тут немного хотела всех угостить…»  Зинаида начала выставлять на стол закрутки и  кастрюлю с горячей картошкой. Все засуетились, вопросительно глядя на меня, потому что Зинаида поставила на стол графин с домашним вином. Отказывать гостье было неудобно, я одобрительно кивнула…
   В чайные чашечки налили холодного, домашнего, ароматного, малинового вина. Оно было сладким и вкусным. «Ещё муж делал… Давайте его помянем. Он у меня фронтовик был.Вчера была годовщина смерти. Коля сразу взял с меня слово, что приду сюда. Вот и пришла…»-Зинаида тяжело  вздохнула…
     Разрумяненные пенсионерки затянули «Ромашки спрятались», потом перешли на « Вот кто-то с горочки спустился…», а затем  дружно подхватили «Оренбургский пуховый платок»…
На секунду наступила тишина. Я, обращаясь к Зинаиде, сказала: «А, может, Вы нам подарите что-нибудь из своих любимых песен?»
   Зинаида сразу встала, лицо сделалось строгим и сосредоточенным. Повернувшись к баянисту, тихо произнесла: «Соль диез минор..»  И запела…
«На Муромской дороге стояли три сосны… Прощался со мной милый до будущей весны…»
  Голос был сильным, певучим, трепетным, грудным… Красота и тембр покоряли. Сразу стало тихо. Казалось, что именно ей приснился «ужасный, страшный сон, что милый мой женился, нарушил клятву он»… Когда она запела, что «у ворот стояла, когда он проезжал…» все пенсионерки плакали… А Зинаида продолжала: «Увидев мои слезы, глаза он опустил. И понял, что навеки мне сердце погубил…» Последний куплет пели все, кроме неё. Она горько плакала и не могла остановиться…
    Красивая, стройная женщина как-то держалась особняком, сошлась близко  только с одной симпатичной вдовушкой, но с удовольствием приходила на репетиции и разучивала со мною исполнение «Вальс о вальсе».
Относилась к занятиям очень ответственно, серьезно, даже трепетно. На зональном конкурсе Зинаида заняла первое место. Гордая улыбка говорила сама за себя…
   Как-то я, проходя по улице Красной, услышала тихий окрик. Открыв калитку, ко мне вышла темноглазая и темноволосая, стройная, высокая Зина.
 Пригласила в уютный, светлый и просторный дом, заставленный цветами и книгами… Позади дома  был небольшой сад с ветками малины… «Муж любил», - Зинаида грустно улыбнулась. Мы сидели за гостеприимным столом и долго разговаривали об увлечениях. Она прекрасно готовила, любила консервировать, мне подарила несколько рецептов приготовления красных помидор….
А потом мы не раз ездили давать концерты вместе с другими участницами ветеранского клуба.
   Только однажды петь Зинаида отказалась. Она увидела в  доме для стариков  мужчину на инвалидной коляске…  Он был без ног. Зина вздрогнула и перекрестилась. Как две капли воды, он был похож на её мужа. Горло перехватило. Голос пропал сразу. Это после Николай - её брат сказал, что десять последних лет муж Зины был без ног…
 С того момента Зина стала пропускать репетиции, потому что часто болела. Тот инвалид ей грезился ночами. Перед Новым годом она хотела передать ему коробку конфет и шампанское, но директор сказал, что мужчина  жил в стардоме всего три месяца. А потом умер…  Зинаида осунулась и побледнела.  «Как будто Господь дал встречу с мужем после смерти…»- тихо сказала Зинаида мне…
     Смерть моей мамы была неожиданной и слишком больной для меня. За неделю  милой мамы не стало… Работать больше я не смогла…
 Сидела дома и занималась внуком. Однажды, когда Русик уже пошел в школу и хвастался передо мной  своими успехами в спорте, ко мне на детской площадке подошел Николай - родной брат Зинаиды: «Всё никак Вас не вижу, уже давно сестра просила передать новый рецепт огурцов…» Он протянул листок. Я обрадовалась: «Огромное спасибо! Как раз собираюсь закрыть. Передавайте ей привет от меня. Другая сестра приезжала? Она ведь так её ждала!» Николай покачал головой: «Сестра-то приезжала. А вот Вы, я вижу, не в курсе… Зину похоронили еще год назад. В сентябре. Она собирала последнюю малину…То-то, думаю, Вас на похоронах не было… А  я прогуливаюсь. После шунтирования сердца… Вот такие дела наши семейные…» Немного постояв, он добавил: « Три вечера подряд до смерти всё вальс пела, что Вы разучивали…Что-то не получалось так, как раньше. Потом этот рецепт передала. Она Вас по-своему любила… Уже теперь там с другой сестрой нашей рядом и  со своим  мужем… Меня ждут. Втроем петь будем перед Богом…» Николай раскланялся и хотел уходить.
«Вы же не для этого делали операцию?! Надо жить! Еще не Ваше время уходить без песни! Первые места еще будут за Вами!»- бодро проговорила я.  «Хотелось бы…»- Николай улыбнулся и пошел вдоль молодых березок по аллее, идущей в сторону речки… Под ногами еще переливалась  изумрудами сентябрьская зеленая трава, а над головой было бездонное облачное небо, предвещающее осенние дожди… Вспомнив Зинаиду, я перекрестилась…В голове зазвучали слова: «На Муромской дороге стояли три сосны…  Прощался со мной милый до будущей весны…»
24.12.13