Изгнанные из рая

Вадим Валов
               


                ИЗГНАННЫЕ ИЗ РАЯ

                (пьеса в одном действии)


               
                Действующие лица:
                -----------------------------------
                АДАМ – первый мужчина

                ЕВА – первая женщина
               
                ОН – их Создатель

               

               
Поздний вечер. Бескрайняя зеленая, только что засеянная, долина: ростки только-только начали пробиваться. На протяжении всего действия они должны подняться в полный человеческий рост, а пока они еле видны.

 У небольшого костра сидят трое: два старика и старуха, которая подбрасывает в огонь сухие ветки.               

АДАМ (сгорбленный, с добрым хитрым лицом и большими руками, крутит свою редкую седую бороду, вспоминая)- Да, это был первый дождь.

Второй старик, коренастый и чернобородый, молча кивает, не отрывая взгляда от костра, словно видит его впервые. Оба старика стараются не смотреть друг на друга.

АДАМ (переменил позу на более удобную) – Я увидел тебя издалека. Ты шел босиком по воде и волны в разные стороны разносили плывущие листья и сорванные цветы. Ты нашел меня на островке, под ТЕМ деревом, потому что ТО дерево стояло в стороне, на пригорке, и когда во время большого дождя я оказался под ним в окружении льва и косули, то внезапно почувствовал себя совершенно одиноким, словно во всем саду не было ни души. Тогда я был свободен и принадлежал сам себе! И это намокший клочок земли, и дрожащие звери… все было моим! Я вел себя как хозяин, я был им - тогда! Наверное, с той минуты я понял, что взрослею: у меня даже верхняя губа принялась дрожать, я потрогал ее – (смеется) – Она стала колючей! Мои первые пушистые усы… Как я испугался вначале, а потом принялся хохотать, и лев победоносно зарычал, а птицы оглушительно пели над головой.. Я посмотрел вверх: сквозь листья разливался ослепительно яркий свет, и я ослеп от счастья.. может быть, поэтому я близорукий теперь, не знаю. - (Снял с травинки жучка, посадил на руку своему молчаливому собеседнику) – Я был счастлив, может просто от мысли, что не следует думать о Тебе, что все вокруг - это созданное Тобой…

ОН (не отрываясь от жучка) – Для тебя.

АДАМ (кивнул) – Для себя. Но все это продолжалось недолго, пока мне на лоб не упала тяжелая холодная капля. Я открыл глаза и посмотрел вниз, на затопленный первым дождем сад. Твой сад.
И только тогда увидел Тебя.

ОН (подбросил жука) – Я искал вас.

АДАМ (снова кивнул) – Ну да. Ты сел рядом, и мы вместе смотрели, как мимо проплывают листья с большими стрекозами, намокшими бабочками и много-много яблок: зеленых, желтых, красных. С ТОГО дерева, под которым мы сидели. Их было так много вокруг – словно огненные созвездия на ночном небе.

ОН (впервые пристально рассматривает Адама) – Ты много помнишь.

АДАМ (вздохнул) – Мне казалось, я все забыл, но память сама выбирает. Да… – (положил голову на колени) – А потом мы увидели ее…

Старики посмотрели на старуху, которая, не обращая внимания, продолжала поддерживать огонь. Одетая в темное покрывало, она походит скорее на тень, чем на женщину.

АДАМ – Она бежала в нашу сторону, что-то кричала и смеялась. На ее груди раскачивалось ожерелье из красных яблок, ТЕХ самых. Как они горели на солнце! Как ее глаза… И когда она подбежала, ты вдруг вскочил и…

ОН (громко) – Адам!!

Рядом с пронзительным  криком  взлетела дикая птица. Внезапно  поднявшийся ветер рванул пламя костра, а вдалеке сверкнула молния.

АДАМ (стряхивает пыль с головы) – Нет, тогда Ты закричал: » Нельзя!» Ева испугалась, когда Ты внезапно схватил ее за волосы. Веревка оборвалась, красные бусы соскользнули в воду, рассыпались и поплыли в мою сторону. Я поднял одно из этих яблок и принялся рассматривать: что могло быть в нем такого опасного? Обычное красное спелое яблоко. Сочное. Красивое. Очень красивое. Ты тогда учил меня говорить, учить слова, и я уже знал слово «Красиво». Ты отобрал яблоко и отдал плачущую Еву. И сказал: «Нельзя»

ОН – Я не мог объяснить всего раньше…

АДАМ – Думаешь, мы не смогли бы понять? Наверное, да. Но тогда я усвоил истину, или даже закономерность: если очень красиво, то - нельзя. Ева залезла на нижнюю ветку и принялась сушить свои золотые волосы. Она уже не плакала, а снова смеялась и щурилась от солнца.

ЕВА (рассеянно, словно сама с собой) – Плакать я научилась позже.

ОН хочет что-либо ответить, но останавливается.

АДАМ (помолчал) - Мне очень хотелось сидеть рядом с ней, но я не мог этого сделать. Потому что она была такой красивой, а мне так не хотелось быть наказанным Тобой.

ОН – Глупости.

АДАМ – Ты сказал мне тогда: «Иди к ней», но я остался с Тобой, потому что ..нельзя.

ОН – Это относилось только к яблоку.

АДАМ – Но Ты сказал: » Иди » и ушел, не объяснив.

ОН (настала его очередь помолчать) – Есть вопросы, на которые не так просто найти ответы.

АДАМ – Знаю. Все мои беды оттого, что я сам себе кажусь маленьким ребенком, у которого впереди вся жизнь. Словно барашек: когда у него подрастают рога, а он ночью, потихоньку, когда никто не видит, стачивает их о камень. И поэтому к утру он чуть живой, и сил хватает только дожить до другой ночи – (оглянулся вокруг, прислушался с закрытыми глазами) – Наша последняя ночь. Ева! – (та не отвечает)

ОН – Завтра для вас снова наступит единый нескончаемый день.

АДАМ – Не понимаю, зачем тебе нужно, что бы мы вернулись? – (Он молчит)- Боюсь, у нас не хватит сил начать жизнь заново.

ОН – Эту жизнь вы оставите здесь.

АДАМ (греет руки) – Ну хорошо. Значит, мы сегодня умрем. Почему не завтра?

ОН – Срок. Всему есть срок

АДАМ (хитро подмигнул) – Отдавая – берешь?

ОН (нервно) – Вы дали согласие!

Раскаты далекого грома, снова молния разрезала ночное небо.

АДАМ (улыбнулся) – Тихо, тихо. Конечно, разумеется: завтра мы снова станем молодыми, но ты взамен отберешь нашу память. Это справедливо. Это по-божески. Потому что быть молодым и знать все - совершенно невозможно. Невыносимо. Ева! – (та продолжает молчать)

ОН – Как и жить вечно, согласись.

АДАМ (смотрит на жену) – Тебе лучше знать. Снова неувядающие рассветы, вечнозеленый сад, где лев и косуля спят бок о бок, теплый ветер, бесконечное небо и безграничный покой. Слышишь, Ева, мы снова станем молодыми, ты хочешь?

ЕВА – И Он снова ударит меня – (тяжело встает, разминает ноги) – Пойду, наберу веток – (ушла)

АДАМ – Что-то она разговорилась. Не сильно на нее похоже, а?

ОН (пожал плечами) – Ее сложно понять.

АДАМ – Да нет, мы просто настолько притерпелись друг к другу, все понимаем с полуслова, или даже вот так – (сорвал травинку и торжественно взмахнул над головой) – Мы творим молча!

ОН (осторожно прикоснулся к голове Адама) – Совсем белый, а вихрь по - прежнему несговорчивый.

АДАМ – Ева любит повторять, что я мягкий, как воск, слишком податливый. А мне кажется, я упрямый, в конце концом все равно сделаю так, как она захочет – (улыбается)

ОН – Ты из глины, из земли.

АДАМ (не унимается) – Вот и я говорю, а она тут же вставляет, что глина необожженная, вероятно в Тот день случилась гроза и все разбежались… то есть никого рядом не оказалось, что бы помочь Тебе развести огонь. Хотя зачем он – (смеется, но внезапно захлебывается в кашле)

ОН (вздрогнул и впервые на его скупом до чувств лице можно прочитать отцовскую любовь) – Адам, я не могу видеть тебя таким!

АДАМ (отмахнулся) – Старым? Это просто усталость. Всегда видно, когда человек устает…

ОН – Жить? – (Адам шепчет, потирая руки у огня) – Повтори, я не расслышал.

АДАМ – Все суета. Дело совсем в другом: оказывается, я совершенно не знаю Тебя. И поэтому нам так сложно говорить.

ОН - Со мной? Возможно, мы давно не виделись…

АДАМ – Для Тебя совсем недавно, но на самом деле прошла целая жизнь, отец. Не с каждым можно говорить правду вот так, глаза в глаза, говорить вообще. С другой стороны: не всегда следует молчать, потому как противоположная сторона может посчитать себя лишней и все разойдутся. Уйдут. Насовсем. – ( Он отводит глаза в сторону)

Тихо подходит Ева с небольшой охапкой. Осторожно ломает ветки и складывает в огонь.

АДАМ (помогает ей, не прекращая разговор с Ним) – Как там сад, не засох?

ОН - Зарос, я в нем почти не появляюсь. Многое изменилось.

АДАМ – Время. Когда встречаешься с человеком и понимаешь, какую роль он сыграет твой жизни…. Почему-то все время хочется плакать, странно. Вот так  и проходил с невыплаканными глазами… - (берет жену за руку) - Ева, завтра мы снова сможешь гулять по Тому саду, помнишь?

ЕВА (села у огня и откинула покрывало с головы) -  Надеюсь, его яблоки успели созреть. До сих пор рот сводит, как вспомню: ну и кислятина! Я тогда откусила кусок, но тут же выплюнула.

ОН (начинает вставать) - Что, что?

ЕВА (с вызовом смотрит на Него) – Ему-то я другое дала, с другого дерева – (усмехнулась) – Вот Тебе и познание добра и зла. Познанье началось гораздо позже, вот здесь, на проклятой Тобой земле…

ОН – Что она говорит?

АДАМ – Тихо! Она устала. Ева!

ОН – То есть как: с другого дерева? – (в недоумении садится снова)

ЕВА – Причиной изгнания стала твоя пощечина – (с треском ломает ветку, каждая фраза сопровождается глухим треском) – Потом меня часто били. Здесь другие законы. Другие правила. Но та пощечина была первой, и если бы не она, как знать, не было бы этого мира. Слышишь? Земля дышит. Приложи руку сюда, чувствуешь?

ОН с опаской прикасается к  прорастающим стеблям, быстро отдергивает руку и отряхивается.

ЕВА (с закрытыми глазами) – Это не Твой мир. Чужой. Проклятый наравне с нами, но вот какая странная штука: мы все-таки выжили, и его спасли. А вот Тебе не живется – (горько смеется) – Ну разве можно вот так! Взять и свалить все задуманное на чужие плечи, на детей своих, заставить их нести непосильное бремя среди камней и песка, что бы однажды, когда на пустом, мертвом месте зацветет сад – наш сад! – прийти и простить?! – (к мужу) – Ты думаешь, Он нас зовет? Он нас прощает? Он - нас! – (смеется) – Он просто хочет услышать, что это мы простили его сами.

АДАМ (косится на Него) – Тихо. Давайте лучше спать, время позднее, да и ноги болят.

ЕВА – Как было смешно! Он каждый раз приходил, что бы убедиться в невинности нашего сна. Как бы моя рука случайно не оказалась на твоем бедре. О чем речь?! Мы всего лишь весело проживали райские деньки, так сказать, убивали время…

ОН (грозно) – Я не учил вас убивать! Никого и никогда!

ЕВА – Не придирайся к словам. Здесь другой язык, сотни новых слов, о значении которых Ты даже и не подозреваешь. Например «Упряжка» - это когда впрягаются двое, что бы выжить.

АДАМ (пытается остановить) – Ева…

ЕВА (оглядывается)- А? Где? Меня звали когда-то Евой, так давно, что и не помню, была ли я когда-то молодой, красивой. Красивой! Твой сын отлично запомнил урок, никогда не употреблял в мой адрес это слово. Никогда вслух не говорил обо мне. Вот я красоту и растеряла. Наверно, ему достаточно видеть меня, но для меня важно слово, понимаешь. Женщину тоже создают словом. Хотя, что я говорю, женщина - не Твой мир.

АДАМ (пытается обнять ее) – Ева, прости меня

ЕВА – Простила. Всех простила. Всю свою жизнь только и делаю, что прощаю, извиняюсь. А теперь вот пришли прощать меня. Ты опоздал: пока собирался прийти и простить – прошла вся наша жизнь.

ОН – Это не так, я всегда любил вас..

ЕВА – Нас – возможно, но не меня. Я устала, да и позднее время для подобных разговоров. Ноги болят.

АДАМ – Действительно, пора спать. Завтра будет…- (поднимает ее, что бы увести)

ЕВА (внезапно резко) – Завтра ничего не будет! Я очень долго ждала этого разговора, знала: когда-нибудь наш Создатель вернется. Он не мог не вернуться. Спи, а мне спать нельзя: слишком долго ждала и слишком много хочу сказать, спросить. Иди – (садится)

АДАМ – Посижу еще немного – (стоит)

ЕВА – Не уверена, что услышанное понравится тебе.

АДАМ (ходит вокруг костра) – Почему, всегда интересно услышать мнение о себе, тем более от собственной жены.

ЕВА – Забыл добавить «Любимой». С чего ты взял, что я собираюсь говорить о тебе?

АДАМ – Никогда не слышал, что бы ты рассказывала обо мне.

ЕВА – Выходит, мы квиты – (улыбается)

ОН – Еще немного, и вы броситесь друг на друга. Адам!

ЕВА – Ну что ты! Кстати, к разговору о любви. Объясни: что есть любовь? Только не говори, что у каждого по-разному…. Вот Ты любишь нас, так?

ОН – Так, но разве ты до сих пор не знаешь? – (растерянно) – Вы прожили столько лет вместе и .. – (обращается за помощью) - Адам!

АДАМ (положил ей руки на голову) – Ты всегда остаешься для меня той девчонкой, которую я увидел тогда, на Том Дереве.

ЕВА – И все время помнил, что - нельзя? – (устало усмехнулась)

АДАМ – Ева, прекрати, не надо. Да, было всякое, но ты не думаешь… Я любил тебя! – (обращается за помощью) - Отец!

ЕВА – Кто сомневается? Все знают: мы самая счастливая и долговечная пара. Или наоборот, короче - вечная! И первая! В Его Саду не хватало место для земной любви, это понятно: неблагоприятные условия для цветения подобного чувства, ибо Любовь есть Тайна. Тайна, сокрытая от посторонних глаз, но при Тебе никто не смел уединяться без разрешения. Никто не отдаляется от своего стада, верно? Любви еще предстояло родиться, мы несколько опередили события. Не дождались - (замолчала) - Так я жду – кто посмеет ответить?

АДАМ – Холодно. Где ты набрала веток? – (отворачивается и вытирает лицо)

ЕВА – Холодно? Да, никто из нас не любил ночь, но она не всегда была такая холодная. Скажи. Вспомни: мы любили друг друга, и нам было жарко, и мало! Но наступало утро, и за ним день отнимал у  меня мою любовь, толкал в спину костлявыми кулаками, жег глаза, Бесконечный день тянул меня на поводу, понукал, словно лошадь, заставляя делать то, что я не хотела. Не хо-те-ла! Но была должна!

АДАМ (подходит к нему, извинияется) – Она устала.

ОН (поспешно соглашается) – Устала.

ЕВА – Я устала от слова «Должна». Кому - тебе? Ему? Разве я просила, обещала, клялась, вымаливала? Я молчала. Если я и должна, только самой себе, когда не позволяла жить, быть живой!  - (бросает обвинение в Его сторону) - Это не моя жизнь!

ОН (потрясен) – Что с тобой произошло?

ЕВА – Здесь нельзя быть женщиной. Тем более красивой - нельзя. Ты знаешь сам. И для кого? Приходилось поздно ложиться, слишком много дел, а вставать нужно очень рано, опять-таки дела.
Понимаешь, о чем я? Ночью важно хорошо выспаться, не до глупостей - как Ты их называешь..
Я училась ставить себя на место другого. Это я к тому, что понимаю, почему Ты меня ударил.

АДАМ – Зато я не понимаю. Кто кого ударил? Когда?

ЕВА – Он. Меня. Тогда.

ОН (смотрит на Еву, затем на Адама) – Это правда.

Адам встал, снова сел. Сломал ветку.

ОН – Я стоял к тебе спиной, поэтому ты ничего не видел.

ЕВА – Было не до меня.

АДАМ – Но почему? Почему?

ЕВА (сломала ветку) – Страх – вот причина – (обращается к  Нему) – Разве ты не знал, как он боялся Тебя? Дрожал всякий раз, когда Ты проходил мимо, утыкался в плечо, зарывался в волосы.

ОН (удивлен) – Не знал.

ЕВА – Знай. Можешь мне верить, я права. Я молчала, потому что была права.

ОН – Выходит, вы боялись меня? Неужели?

ЕВА – Не мы родили страх. Первым испугался ты сам.

АДАМ (поспешно) – Ева!

ОН (снова уставился на огонь) – Так, так…

ЕВА – Испугался, что однажды, в одно прекрасное утро Адам увидит меня. Не То дерево открыло мне глаза, нет. Когда Ты ударил меня, я не испугалась, а начала думать: » За что?»  Вдруг обрушились  горы вопросов, пришлось зажмуриться: »Кто я? Почему? Зачем все это?.. И когда открыла глаза: вокруг дрожали кровавые круги, как плавающие яблоки вокруг. Вот когда я научилась думать, хотя для жизни в Твоем Саду такого занятия совершенно не требовалось. Зачем?

АДАМ (заинтересованно) – Теперь знаешь?

ЕВА – Что бы мучаться. Страдать. Сперва я научилась видеть, а чуть позже сделала так, что бы меня увидел ты. Кстати, он не ел То яблоко.

ОН –  Опять! То есть как?

ЕВА – Вот так.

ОН – Адам!

АДАМ – Ну что? Я совсем не понимаю, о чем здесь разговор, при чем  тут какие-то яблоки… Какая разница: ел я их или нет?

ОН (встает и теперь каждое его слово сопровождается отдаленным громом)- Еще какая разница! И поверь, очень существенная разница! Говори, Ева, но только говори всю правду.

ЕВА – Успокойся. Тем яблоком стала я: да, я заставила Адама увидеть меня  и полюбить. Не надолго, но все-таки достаточно, что бы вспоминать потом всю жизнь – (страстно) - Мне хотелось отнять у Тебя твоего сына, не назло, но мне нужно было напомнить о себе, понимаешь… Прости, я много говорю, но это только сегодня и уже никогда. Скопилось столько ненависти и боли: зло давно переплавилось в добро за давностью лет. Я перестала чувствовать сперва запахи весны, шелест ветра, как лунный свет сменяет солнце. Перестала ощущать саму себя. Завтра я снова стану молодой и пустой, и мне тогда будет все равно – (взяла Его за руку) – Но кто-то должен сказать тебе правду. И простить: не ты, а я  прощаю тебя. Понимаю и прощаю.

АДАМ – Похоже, все-таки придется сходить за ветками. Прогуляться  не помешает.

ЕВА – Осторожно

АДАМ – И ты – осторожно – (уходит)

ЕВА (сразу стала намного мягче, селя рядом с Ним) – Знаешь, я бы поступила точно так же. Только намного жестче, потому как знаю женщин. Вот Ты не знал, да и откуда - я была первой. Ты создал меня для мужчины и сразу же отрекся. Мужчину для себя, я меня для него - вот такой порядок. Как инородное тело, я оказалось неподвластно Твоему разуму и Твоей природе… Ты боялся потерять власть.

ОН (усмехнулся) – Оказывается, я все время чего-то боюсь.

ЕВА – Власть! Ею Ты наделил того, кто должен был царствовать в созданном Тобой мире. Над этим царем Ты не хотел потерять власть – (показывает в сторону ушедшего Адама) – А я могла стать причиной, потому как приходилась не совсем  чужой ему: могла советовать, направлять, подсказывать, заставлять. Влиять! Я тоже имела власть над сыном Твоим, я дорого платила: за каждую минуту любви. Это больно – (помолчала) - Рожать словом легче, поверь. Плоть менее приспособлена, она ранима и тонка: если бы Ты испытал на себе всю прелесть рождения, то после первой попытки отказался бы от задуманного и замолчал навсегда – (прислушалась, подняв голову с закрытыми глазами) - Я не хочу возвращаться туда, не хочу опять становиться пустым местом, я заслужила большего, разве нет? Зачем Ты создал каждой твари по паре – неужели только для соблюдения приличий? Признайся, Ты с самого начала отводил для меня второстепенную роль и не дай Бог! – прости - если я хоть на миг поднимала голову и подавала голос. Пожалуйста, я была готова подчиняться, соблюдать,… но только не знала как. И когда все-таки решилась - Ты меня ударил – (закрыла лицо)

ОН (хочет обнять, но вместо этого встал, осматривается)- Не вижу Адама, в какую сторону он ушел?

ЕВА (не смотря на Него) – Ты всегда ревновал его ко мне. Сперва Ты благословил меня на союз с сыном, а затем проклял за то, что он поступил как послушный ребенок. Ты сказал, и он сделал и выбрал меня. Женщину! Чужую в твоем Саду, где среди благоухания и неги я задыхалась: Ты создал мир для Мужчины, но мне не было там места – (помолчала) - Ревность родителя –  она родилась впереди страха. Но и это мне знакомо. Знаешь, у нас много детей, несмотря на твое проклятие и боль, я дарила этой земле как можно чаще счастье и любовь. Теперь они готовы идти дальше, уже без нашей помощи: они жестоки и смелы, они знают – это их мир. Скажи, если мы согласимся, то завтра…. Сколько лет мне будет? Как теперь моей любимой внучке Руфине – (улыбнулась) - Тебе нужно обязательно ее увидеть, как она звонко бежит к реке, а затем зовет меня и…. Не могу!

ОН (осторожно берет ее за плечи) – Ева, послушай…

ЕВА (всхлипывает) – Не могу! Не хочу уходить. Куда? От детей своих, от дома, от земли, от всего - в никуда. В пустоту! Что будет с ними, как они без нас? Адам! – (кричит в пустыню) – Адам!

ОН (останавливает ее) -   Всему свой срок.

ЕВА – Твой срок! Я не понимаю. Я не помню..

ОН – Послушай меня…

ЕВА – Ты послушай! У меня одна просьба: когда завтра Ты отберешь нашу память, и я не забуду этот разговор, пожалуйста, не отнимай у меня Адама. Оставь его мне, прошу.

ОН – Хорошо, Ева – (целует ее) – Обещаю, Ева.

Появляется Адам

АДАМ – Посмотри, что я нашел – (протягивает Ему зеленый колосок) – С виду такой неприметный, верно, но когда его согреет солнце и освежит дождь, он способен дать жизнь очень многим. Такого что-то не припомню в Твоем Саду: в нем мало красоты, но много пользы. Ева, пойдем, я приготовил для нас чудное местечко – (Берет ее за руку и ведет в сторону)

ЕВА (останавливается, обращается к Нему) – Ты не сказал: а могу ли я начать жизнь сначала? Встань на мое место и ответь. Смог бы опять, с самого начала?

ОН (тихо)- Идите.

Он остается один. Поддерживает огонь, прислушиваясь к ночной жизни неведомой земли. Осторожно прикладывает руку к прорастающей траве, которая вышла наружу высотой с ладонь.  Адам возвращается.

АДАМ – Если раньше и хотелось сказать, то лучше теперь помолчать.

ОН – Она действительно копила всю жизнь. Ничего, теперь успокоится.

АДАМ (зевает) – Может и нам?

ОН – Ничего не хочешь рассказать? Поговорим на равных.

АДАМ – На равных не получится, что толку: Ты все равно сделаешь по-своему.

ОН – Может и так, и тем не менее.

АДАМ – Хорошо. Начинай – (садится напротив)

Возникла пауза. Близко раздается крик, за ним рычание. Он осматривается по сторонам. Адам складывает ладони и издает похожий звук, а затем тихо свистит.

АДАМ – Это Айсах: вернулся в нору, а она оказалась занятой. Сейчас многие пытаются найти место получше, впереди осень.

ОН – А что случится осенью?

АДАМ – У него появится подружка. Опять же зимой теплее, а? – (подмигивает)

ОН (качает головой) – Как ты его назвал?

АДАМ – Айсах. Мне пришлось всем им дать имена, когда мы появились здесь. Звери сидели у ног и ждали, словно домашние. Но стоило им услышать имя, как тут же срывались с места и пропадали - (бросил палку в огонь)  - Ты, наверное, не помнишь всего, что создал.

ОН – Я все помню – (помолчал) - Ты не вспоминал обо мне?

АДАМ (усмехнулся) – Гордость! Я никогда не понимал, за что Ты нас тогда.

ОН – Ты ослушался! – (гром прозвучал значительно ближе, и снова вздрогнуло пламя)

АДАМ – Ты разбудишь Еву. Давай не будем возвращаться, к тому же мы теперь на равных, нет?

Снова завыл зверь, на этот раз зов протяжный, зовущий и тоскующий

АДАМ – Я иногда им завидую, их не мучают вопросы, о которых говорила Ева. Они не страдают по ночам от мысли, что занимают чужое место. Время уходит, а ты так и не успел, ничего не успел. Они живут, не думая  о жизни, как дети, для которых новый день как подарок. Если бы я вдруг снова оказался на том самом намокшем острове - все мои муки на время затихли. Жить легче одному: не на  кого надеяться, не нужно строить планы, рассчитывать и ждать внимания со стороны. И самое главное: отсутствует ответственность за будущее.

ОН – Теперь ты уличаешь меня во лжи?

АДАМ – Я не о нас, я всегда делал все наперекор своему желанию. Плюс мое упрямство – Ева права – (чешет голову) - Эта макушка, эти рога - их трудно сбросить. Вот другие свободные рогатые сбрасывают свою корону по нескольку раз, мне же, прирученному барану рога можно только обломать, да и то при посторонней помощи. Видно суждено до конца дней быть коронованным собственным упрямством. Ты не смеешься?

ОН – Чего ты хочешь?

АДАМ – Прости, но здесь Ты бессилен. Мне нужен покой, вот здесь – (положил на грудь) – Признайся, Ты когда-нибудь жалел, что сотворил все это?

ОН – Я всегда мог все изменить, если возникали проблемы.

АДАМ – Мы явились первой проблемой, которую ты пустил  на самотек. Мы единственные, кто не пошел за тобой.

ОН – Я пришел за вами, не достаточно?

АДАМ – Я рад, что Ты не злопамятный, просто долго помнишь, верно? Хочешь услышать, чему меня научила жизнь здесь?

ОН – Хочу. Расскажи.

АДАМ – Но разве Ты, создающий все вокруг и дающий жизнь, разве Ты чего-то не знаешь? Мне ли раскрывать секреты и истины?

ОН – Я создал жизнь, но жил ты.

АДАМ – Хорошо сказал. Я жил за нас двоих, хотя признаюсь: трудно править проклятым миром.

ОН – Разве я не помогал? Разве мои советы и  действия оказались бессмысленными?

АДАМ – Советы! Что бы их воплотить, требовались годы, столетия… Что касается действий: извини, не замечал. Вероятно, Ты был очень занят – подрезал кусты или выводил новый сорт яблонь: » Ложный плод»?

ОН – Прекрати.

АДАМ – Имею право говорить, о чем хочу. Значит, чему меня научила жизнь.. Не чувствовать себя обязанным - в первую очередь. Познать собственную силу - два. Нет, это несправедливо: Ты вернешь нам завтра молодость в обмен на силу. Неравноценный обмен. И жестокий.

ОН – Решил творить вместе со мной? На равных?

АДАМ – О чем Ты! Не мне под силу одним движением создать весь этот мир, но мы построили свой сад, свой дом – это важнее. Дом для своих детей.

ОН – Они и мои дети тоже.

АДАМ – Нет, не тоже. Не знаю, как Ты, но я им завидую! Существует такое понятие: » Впервые». Жаль, оно для Тебя пустой, глухой звук. Жаль.

ОН – Для меня не существует таких понятий. Есть – соответствие.

АДАМ – Но это и есть – красота! Как-то раз я копошился в земле и случайно поднял голову: увидел звездное поле и пожалел, что не могу его вспахать. Только подумай! – (поднял голову)

ОН (так же смотрит вверх) – А смог бы?

АДАМ – Еще как, дайте только время и силы. Время. Жизнь- возможность расширять необходимое до невозможного, до самых звезд. Но до них никогда не доходят руки…

ОН – Странное выражение.

АДАМ – Ну, а Ты  доволен своей работой?

ОН – О ней можно судить по результатам. Ты сам как считаешь?

АДАМ – Хочешь услышать слова благодарности: все, созданное Тобой – не напрасно. Прекрасно. Да, все имеет смысл, даже камень, на котором Ты сидишь, и тот не случайно здесь.

ОН (поднялся)-  Этот камень?

АДАМ – Ну да, я его прекрасно помню: совсем давно сломал об него плуг, когда впервые вспахивал это место. Я захотел его перенести в другое место, но он оказался таким тяжелым, что закружилась голова и мне пришлось лечь…. И тут меня осенило!

ОН – Как?

АДАМ – Идея! Гениальная мысль! Не помню какая - сколько их побывало проездом в этой голове, не сосчитать, но я помню, как кружилась голова и хотелось летать.

ОН – И при чем здесь камень?

АДАМ – Представь себе, очень даже при  чем! Иначе сидеть бы нам сейчас на голой земле, а уж она отблагодарила бы тебя за все, можешь поверить. Наградила бы простудой, и пришлось бы хлюпать носом и чихать, благословляя или проклиная лишний раз – (чихнул) – Вот так!

ОН – Ты всему пытаешься найти объяснение, своеобразная гимнастика ума.

АДАМ – А как же! Ну, вот Ты создал:  задумал, махнул рукой, и появилось все это, так? Но зачем? Объясни, какой смысл?

ОН – Теперь я сам хочу спросить, ты лучше знаешь – зачем.

АДАМ – Может и знаю, но мне все равно интересно: если мы не ели Того яблока с Того дерева, какой смысл был прогонять нас, объясни.

ОН (настала Его очередь встать и начать ходить вокруг костра) – Не ели. Значит, все-таки не ели. Так - так. Но хотели! Признайся – хотели?

АДАМ – Но не ели! Что важнее: факт или причина?

ОН (обрадовался) – А – а, значит, все-таки хотели! И тем самым нарушили слово! Факт! – (совсем рядом послышался приглушенный шум дождя) – Значит, всё это напрасно? Всё это - зря?

АДАМ  - Нет, не зря – (устало) - Это хорошо, дождь не помешает сейчас, пусть – (растирает кусок засохшей земли) - Хорошо, если Ты прав и мы преступили закон, выходит Ты не можешь и не должен нас прощать. Следовательно..

ОН (поспешно)- Адам…

АДАМ (не слушая) - .. мы не имеем возможности вернуться в Твой Сад.

ОН - Адам!

АДАМ (продолжая громко) – Мы остаемся – (сам поражен смелостью заявления, уже спокойно) – Остаемся. И я не жалею, не раскаиваюсь, даже если в меня ударит молния, пожалуйста. Оказывается, наша жизнь здесь – Твоя ошибка. Невероятно! Прости, я не могу допустить, что пот, слезы и кровь, пролитые здесь, а теперь вдобавок и смерть – результат Твоей рассеянности или каприза. Прости. Я не могу снова поверить в искренность Твоих слов. Прости.

ОН (осторожно)- Каких слов, мальчик мой?

АДАМ – Ты действительно любишь нас? Скорее всего, да, но согласись, это все выглядит очень смешно. Сквозь слезы. Мы остаемся здесь.

ОН (растерянно) – Нет, вы не можете так поступить. Не можете! – (стоит с опущенными руками)

АДАМ – Не можем, но мы постараемся. Да, пока не забыл. Послушай: старость наступает, когда устаешь жить и, наверное, то же самое происходит с бессмертием, с вечностью? Хотя нет, вечность бесчувственна.

ОН – Но не мертва, можешь поверить – (отворачивается) – Ты добровольно отказываешься от бессмертия?

АДАМ – Наше бессмертие здесь: в этой земле, в наших детях. И я благодарен, что однажды Ты отнял его у нас, теперь мы сильнее Тебя. Мы можем уйти сами, когда захотим. Ты сам себя наказал вечностью. Признайся, ты тоже устал, отец.

ОН (упрямо) -  Я не могу вас отпустить вот так!

АДАМ (улыбнулся) – Теперь я знаю, в кого такой упрямый. Поздно. У тебя нет другого выбора: или ты не мешаешь нам, или идешь с нами.

ОН – Куда?

АДАМ – Откуда мне знать? Мы вышли из земли, туда и уходим. Она не всегда такая жесткая, можешь поверить. Попробуй, приляг. Знаешь, зачем Ты вернулся? Посмотреть, как мы обманываем Вечность– (ложится на землю) –  Однажды в порыве гнева Ты проклял нас и сослал сюда, лишив своего покровительства и заботы. Так мы стали простыми смертными. И вот теперь, когда наступил наш последний час, Ты вспомнил о детях своих и пришел посмотреть, как они завтра освободятся от Твоей власти и обретут свободу. Обманут Вечность: совершат то, что даже для Тебя неподвластно. Даже Боги иногда жалеют, что не могут поставить точку, иногда нужно позволить себе быть слабым. Идем с нами.

ОН (потрясен предложением) – Ты сошел с ума! Ты не понимаешь: если исчезну я, пропадет всё вокруг, всё, созданное мной…  исчезнет!

АДАМ – Мы здесь уже не нужны. И знаешь почему: от нас уже ничего не зависит.

ОН – Ты не прав! Ты не прав!

АДАМ – Может и так. Прощай, отец. Прости, у меня осталось не так много времени: я хочу провести последнюю ночь со своей женой. Мне нужно успеть так много сказать. Ева – (подходит к ней, осторожно зовет) – Вставай, родная, посмотри на рассвет – (берет ее за руку и в ужасе) – Ева! Ева! Она не дышит! Ева!

ОН (тяжело вздыхает) – Она спит, ее сон продолжался всю долгую земную жизнь. Тяжелый мучительный сон, но теперь она проснется. Смори – (хочет подойти, но Адам не позволяет)

АДАМ – Не смей! Назад! Ты убил ее!

ОН – Это ты убил её! Вы сами убили себя, когда отказались от меня – вот! Такова расплата за жизнь – (торжествуя) - Вы этого хотели, вы этого добивались. Вы к этому стремились -пожалуйста.

АДАМ – Я не просил Тебя! Никогда не просил! Я все делал сам и Ты нам не нужен, слышишь? Мы остаемся здесь, на этой земле - пусть я умру и снова вернуть туда, но не к Тебе! Уходи, иначе я ударю Тебя! Ева…Прости, моя дорогая, прости, постой, не оставляй меня здесь..  Ева! Ева!

ОН (отходит, безучастно) – Сколько лишних слов: красивых, но запоздалых. Напрасно тратишь силы и не прислушиваешься к моим советам. Торопись, Адам: с первым лучом солнца я стану бессилен изменить вашу смерть…

АДАМ – И тогда ты станешь не нужен нам! Отойди! Что, не хочется оставаться во веки веков детоубийцей? Не заставляй меня быть грубым, я не владею хорошими манерами, уходи! – (поднимает над головой камень, на котором сидел ОН) – Мы нужны Тебе больше: благодаря нам Ты имеешь власть и смысл существования – (пошатываясь, находит на Него)

ОН (стоит к нему спиной, рассматривая светлеющее небо) – Ты так думаешь….

АДАМ – (пошатнулся и уронил камень) – Это мы создали Тебя! Мы! Помни! – (тяжело дышит и еле держится на ногах)

ОН легко дунул в сторону Адама и тот упал рядом с Евой. ОН подошел к ним, присел рядом, отряхнул пыль с лица сына и повернул его на спину. Вложил руку Евы в руку Адама и закрывает их тела черным покрывалом.

ОН (спокойно) – Спи. Спите – (глубоко вздыхает) – Спите. Вы много потрудились, здесь вы знаете больше меня, здесь вы нужнее. Это ваш мир, вы правы, так оставьте его за собой. Он ваш. Ты не учел одного, сын мой: жизнь великое благо, но и от нее можно устать - (кладет им руки на головы) – Я лишаю вас памяти и знания, потому как нет тяжелее чувства собственного бессилия и жалости к себе. Вот и все, страха больше нет, я с вами, мы вместе. Спите. Будем спать – (затихает над ними)

Из-за зеленой стены осторожно высовывается остроносая морда странного зверя - айсаха. Он подходит к костру, обнюхивает камень и с опаской приближается к странной группе. Тихо рычит, но никто не подает признаков жизни. Тогда зверь ложится у ног единственно сидящего и кладет голову на лапы: он наконец-то нашел пристанище.
Наступает долгожданный рассвет. Далекие горы, скрытые ночным покоем, становятся больше и ближе. Их верхушки постепенно окрашиваются восходящим светилом. Равнина медленно оживает. Молодые зеленые колосья вытянулись в полный рост, тихо дрожат от утреннего ветра.
Когда первые теплые лучи касаются спящих, то фигуры становятся словно бумажные: от соприкосновения с огнем чернеют и съеживаются в комок.
Проходит время. Айсах поднимает голову и недовольно рычит, осматриваясь по сторонам. Сквозь утреннюю песнь невидимых птиц слышны детские голоса. Странный зверь прячется за почерневший холм спящих как раз вовремя: задрожала трава и к погасшему костру выбежала девочка, за ней мальчик.

АДАМ – Стой! Я так больше не могу, погоди.

ЕВА – Давай, твоя очередь, лови!

Адам  пытается ее поймать, но спотыкается и падает

АДАМ (потирает ушибленное место) – Все!

ЕВА (скачет вокруг него) – Проиграл! Проиграл!

АДАМ – Тебе повезло. Просто я сегодня плохо спал... – (растирает колено) – Больно!

ЕВА (срывает листок) – На, приложи. И что тебе приснилось?

АДАМ – Не помню. Какая разница, не хочу говорить.

ЕВА – Расскажи, пока здесь никого нет. Пока Он не пришел.

АДАМ (оглядывается) – Где ты Его видела?

ЕВА – Как всегда, в саду и Он, как всегда, сидел и молчал. Вот так! – (изображает умную позу мыслящего человека) – Смешно, правда?

АДАМ – Ты не понимаешь. Он все время думает о нас – (тихо) – Он везде. Он здесь.

ЕВА – И что? Скучно – (зевает) – Что будем делать?

АДАМ – Не знаю, что хочешь. Пойдем в сад.

ЕВА – Да ну, не нравится мне там. Все вокруг опять уставятся, словно у нас вырос хвост, как у той глупой птицы, знаешь?

АДАМ – У цветокрыла. Я ее так назвал, потому что каждое перо словно распустившийся цветок –  (срывает несколько стеблей, прикладывает их вместо хвоста и показывает, как та важно расхаживает)

Ева повторяет за Адамом, и вот уже две смешные и смеющиеся птицы бегают вокруг костра, подпрыгивают вверх и машут несуществующими крыльями. Перепуганный айсах высовывает голову и тут же снова прячется.

 ЕВА – Адам, смотри! - (показывает на темный холм, отдаленно напоминающий трех спящих фигур)

АДАМ (с опаской) -  Стой. Лучше пойдем отсюда.

ЕВА – Подожди.

Подходит к фигурам и хочет дотронуться до них, но тут раздается грозное рычание. Ева с криком прячется за Адама.

ЕВА – Я боюсь! Возьми меня за руку. Пожалуйста! – (Адам в нерешительности)- Можешь не бояться, Он не увидит.

АДАМ (вспыхнул)- С чего ты взяла! – (осторожно берет ее за руку) – Теперь идем.

ЕВА – Вон там! – (снова взвизгнула и показала в сторону выходящего на солнце айсаха)

АДАМ – Да тихо ты! Смотри, как напугала его, весь дрожит, бедняга – (присаживается и вытягивает руку) – Иди сюда, ну, иди.

ЕВА – Откуда ты его знаешь? А если он схватит за палец, Адам!

АДАМ – Он может схватить за язык, если ты не замолчишь. Иди ко мне – (гладит зверя по спине, тот в благодарность лижет руку) – Не бойся меня, не бойся. Хороший зверь. Видишь?

ЕВА (присаживается рядом) – Какой смешной.

АДАМ – Смешной. Уши как у краснозуба, а хвост как у…Ай!

Ева схватила айсаха за хвост и зверь начал вырываться из рук мальчика. Кусает за руку и убегает в зеленые заросли.

ЕВА – Я говорила! Я говорила! Больно?

АДАМ – Отстань! Уйди!

ЕВА – Надо приложить лист, вот… – (срывает лист и снова подбегает к Адаму) – Он возвращается, слышишь?!

Слышно, как трещат согнутые колосья, и через минуту появляется высокий крепкий мужчины в короткой тунике, с сильными загорелыми руками. Улыбается.

ОН – Нашлись.

ЕВА (подбежала к нему) – Он его укусил, видите? Мы хотели его погладить, а он…

ОН – А он не хотел, что бы его дергали за хвост, верно? – (качает головой в сторону Евы) – Какой неблагодарный зверь – (подходит к Адаму) – Покажи.

АДАМ (сразу смутился) – Ничего нет, он просто лизнул и все.

ЕВА – И все! Он укусил, я видела. Вот, смотрите. Я говорила!

ОН – Тише – (хочет взять Адама за руку) – Я только посмотрю, обещаю - кусать не стану – (дует на раненое место) – Вот и все. А теперь я жду объяснений, как вы здесь оказались.

ЕВА - Мы играли, Адам побежал за мной и не догнал.

ОН (улыбается) –  Так-так. Неужели проиграл?

АДАМ – Я упал. Запнулся.

ЕВА - Ага, засмотрелся под ноги. Ты еще про сон расскажи. Я, например, ничего не помню, когда проснусь, подумаешь. Проиграл! Проиграл!

ОН – Плохие сны? Адам…– (обнимает его)

АДАМ – Мне приснился долгий-долгий день, я даже устал спать, а он все продолжался и не кончался.

ОН (гладит его по голове) – Просто ты растешь, мой мальчик.

ЕВА – Просто ты проиграл.

АДАМ – Замолчи!

ОН – Почему ты кричишь?

АДАМ – Потому что я хочу говорить.

ЕВА - Ну и говорите – (обиженно отошла в сторону)

ОН (укоризненно качает головой) – Я не узнаю тебя.

АДАМ – Я видел себя там, во сне…. И мне совсем не понравилось. Отец, я хотел спросить… – (замолчал) – Ты можешь так сделать, что бы так не было, как там?

ОН (заинтересованно) – И как же? Ты видел свою жизнь?

АДАМ – Не хочу так. Не хочу – (резко) – Не буду!

ОН – Но ты уже живешь, разве не так?

АДАМ (упрямо) – Нет. Я не хочу уставать от жизни.

ОН (улыбается) – Вот как. Хорошо, но это зависит только от тебя самого, мой мальчик. Ева, нам пора.

ЕВА (не оборачиваясь) – Я с ним не пойду.

ОН (Адаму) – Я учил тебя, как следует с ней обращаться. Очень осторожно, пойди, извинись.

АДАМ (упрямо)- За что?

ОН – Ты не прав. Существуют моменты, когда вину берут на себя.

АДАМ – Зачем?

ОН – Но ведь ты хочешь, что бы тебя любили.

АДАМ (смотрит в сторону Евы) – Так – нет.

ОН (размышляя вслух, разглаживает короткую бороду) – Он старается понять причины, в то время как меня интересует результат. Адам, знаешь, мы с тобой оба растем, и это прекрасно.

АДАМ - Да? Я буду так же, как ты? - (смутился)

ОН - Не совсем, но так же - (обнял его)

ЕВА (проходит мимо)- И мне совсем не интересно. Скучно. Я пошла.

ОН - Мы тоже, у нас сегодня много дел. Нужно привести сад в порядок. Была гроза.

АДАМ (улови в голосе тревогу) – Что-то случилось?

ОН (ломает зеленый стебель и растирает на ладони) – В яблоню ударила молния. Ничего не осталось.

АДАМ – В ту самую? Жалко.

ОН (кивает) - Жалко.

ЕВА (громко шепчет) – Зато нас не станут больше ругать из-за нее. Теперь ты меня простишь? – (подходит к нему и целует в щеку)

ОН (удивлен) – Если ты мне объяснишь, за что.

ЕВА (махнула рукой) – Уже не важно. Идемте, я хочу посмотреть на сад после дождя.

ОН (внимательно смотрит на нее) – Хорошо. Скажи, кто тебя научил целоваться, а?

ЕВА – Ты сам.

ОН – Не может быть!

ЕВА – Я сама видела, как ты целовал Адама. Разве тебе больно?

ОН – Конечно нет. Все хорошо, ты правильно поступила. Итак, кто первый добежит до того камня, будет кормить Единорога.

ЕВА (прыгает) – Я! Я! Я первая!

ОН - Раз, два…

ЕВА (кричит) – Три!

Дети убежали. Он машет им вслед, затем срывает новый стебель и подходит к холму. От прикосновения холм рассыпается, остается только лишь кучка пыли. Он молча рассматривает останки, осторожно переворачивая их стеблем. Возвращается Адам.

ОН (не оборачиваясь) – Что-то потерял?

АДАМ – Да. Нет. Отец, а почему сгорел сад? Это не гроза, это ты рассердился. Почему?

ОН – Уже не помню.

АДАМ - Плохие сны?

ОН – Может и так.

АДАМ (сел рядом)- Я хочу знать все, что знаешь ты.

ОН (вздыхает) – Сейчас ты должен знать одно: быть мудрым не значит быть счастливым. Идем.

АДАМ – Почему? Ты мне расскажешь, почему?

Голос Евы: » Адам! Я добежала! Я первая! Ты проиграл!»

ОН –  У нас еще будет время поговорить, обещаю. А теперь твоя очередь – (внезапно стукнул его по плечу и побежал) – Три!

Мальчик какое-то время смотрит ему вслед, затем бросается за ним и скоро они исчезают в зеленом океане, который живет и дышит.

                ЗАНАВЕС