Бремя Идиота. О чем умолчал Достоевский

Петр Лебедев
Концовка романа Достоевского "Идиот" вгоняет меня в меланхолию. Прекрасный искренний человек князь Лев Николаевич Мышкин после выхода в люди и своеобразного, но славного и самоотверженного служения им, впадает в идиотическую кому, из которой недавно вышел усилиями швейцарского профессора - и снова попадает в клинику профессора, уже, видимо, навсегда. Это один из положительных прототипов Шарикова из "Собачьего сердца", но аристократичный и добрый Шариков, цель которого - праведное служение людям, снятие противоречий между ними, по крайней мере, попытка вмешаться "во благо всех людей".

Он не выдержал мучительных противоречий в которые попал из-за свойств своего любвеобильного сердца. Он не вынес выбора - его разорвали на части, не поделили и бросили две прекрасные женщины, две авантюристки - Аглая и Настасья.

Князь был уверен, что красота спасет мир. Но жизнь ему доказала, что если столкнутся две красоты, то мир не спасется, не устоит, а погибнет, как та ваза, которую он разбил на дворянском собрании. Мир его души не устоял. Аглая бросила его, увидев, что он, после ее ментальной борьбы перед ним с соперницей Настасьей, проявил сочувствие к падшей полубезумной противнице.

Настасья же, тоже идиотическая в своем роде личность, таки сбежала из-под венца, к которому шла с князем, как гоголевский Подколесин, - сбежала под нож маньяка-безумца Рогожина, утешая которого как брата, возле трупа неподеленной ими Настасьи, - трупа их примирившего, - князь и впал в последнюю кому. Чудовищная сцена. А перед этим, умирающий от чахотки Ипполит, переживая за князя, советовал ему уехать с Настасьей подальше, вне досягаемости Рогожина - это был спасительный совет, которому князь, отдавшийся фатуму, не последовал.

Авантюристическая Аглая, женщина с большой жизненной силой и романтической мечтательностью, сбегает с польским революционером, разорвав со своим семейством.

Достоевский же ненавязчиво дает некоторую подсказку, почему женщины не остались с князем, а Настасья не смогла быть верной Рогожину. Рогожин живет среди секты скопцов, а князь видимо слаб по мужской части. Мысль о вечной близости с такими сомнительными мужчинами могла быть невыносима. Настасья могла бы успокоиться, если бы Рогожин овладел ей, но он предпочитал сторожить. Князь же был платоником и не понятно, на что претендовал как мужчина, вступая в брак с Настасьей. Возможно (Достоевкий умалчивает), его мужская сексуальность готовилась пробудиться.

Но поздновато. Зато, "после всего", Рогожин и князь нашли друг друга и любовно сблизились, разумеется платонически. После этого Рогожин попал на каторгу, а князь в дурку. Законы царской России были суровы к убийцам и извращенцам, да тут еще Божья длань проявилась.

И вот мораль сей притчи. Вспомним апостола Павла. Он говорил примерно следующее. В идеале человек (мужчина) должен остаться неженатым, монахом. Но если никак невозможно обойтись без этого по обстоятельствам (типа "как честный человек я должен"), дозволяется жениться. Это менее благочестиво, чем монашество и целибат, но, может быть, это меньшее зло, чем потворствовать непреодолимому зову природы вне брака. Развод, конечно, должен быть запрещен. Логику можно продолжить - если не можешь не иметь двух женщин, имей две жены и т.д. Это именно случай князя. Здесь не было выбора "или-или", Аглая или Настасья. Решение было "и-и", но Аглая была из приличной семьи, Настасья же считалась падшей женщиной, Лилит с раскаяниями. Вот, собственно, и все.

После этого фиаско, князю оставалось только воссоединиться с Рогожиным, своим собратом по несчастью, и выпасть навсегда из книги жизни.