5 А

Лаки Волкова
       Первый раз увидела их первого сентября. Не помню ни одного лица. Все чужие.
      На меня не смотрят. Кто такая? Линейку вспоминаю с трудом. Когда идем в класс, отдают мне цветы - пустая формальность. В классе приглядываюсь
к ним: все на одно лицо, одинаково черно-бело одетые. Решила быть строгой
      Не помню, что говорила в первый день, но я бы не хотела чтобы меня когда-нибудь так встретили.
         Предлагаю игру. Назвать животное на букву вашего имени. У некоторых слабое мышление и знания русского языка. 'Арел' -говорит кто-то. Это был первый урок на выживание, за некоторыми сохранились прозвища.
         Замечаю у одного на столе цветы, видимо не успел мне ОТДАТЬ. В конце урока он встает с букетом
         -Можно я их ТУДА положу?
      Это в общую кучу. Я не обижаюсь. Я для них никто. Тогда это было взаимно.
      Домой беру только розы, а целую охапку отдаю техничкам. Знали бы они - вообще бы не дарили.
          Вот так начался этот год. Тогда я и не думала, что скоро  все
      изменится.
          По началу я их все время сравнивала с первыми, веселыми, умными,
      милыми. Эти были молчаливыми, даже послушными, но скучные. Потом я
      написала
          Но случилося однажды я попала в этот класс
          Кислым мне казался каждый, скучным разговор у нас
          Зато в плане дисциплины я не напрягала нервы. Даже не повышала
          голос. Они меня боялись, наверное.
          Как-то захожу к ним на математику, а они такие все шумные - не
      узнать. Алевтина Викторовна меня поразила, вся такая добрая, нежная
      Не говорит, а просит
          -Ну что устали, ребятки, отдохните.
      У ней было так приятно на уроке, что я стала сомневаться. Зачем мне быть такой сухой? Но тогда мне было на них наплевать.
          Стала к ним присматриваться так больше из любопытства. Жигич Денис все время тянул руку на литературе, Алеша Семенов – старательный мальчик. Коротенко Антон очень впечатлительный, боится моего голоса.
          Потом замечаю, Паша заставляет вместо себя дежурить Семенова.
      А тот, хоть и выше его на целую голову, покорно выполняет его
      приказы. Спрашиваю у Семенова, почему так?
          -Он бить будет
          -Нельзя же позволять собой помыкать
          -Я брату скажу, он его...
          -Если ты сам не справишься, тебе и брат не поможет
          -Да этот Паша в третьем классе котят поджигал, - сообщает мне
      Даша. Так, уже что-то есть. В другой раз вижу забирает у Семенова
      фишки. Тот жалобно пищит. Отбираю фишки и отдаю Семенову. За
      моей спиной Паша спокойно протягивает руку, и тот отдает ему
      фишки. Так, значит меня ни во что не ставят. За Семенова больше
      не заступаюсь. С ним все ясно.
          В другой раз Катя подходит ко мне вся в слезах.
          -Паша сумкой ударил по лицу, - плачет навзрыд.
      Опять этот мальчишка. Надо с ним разобраться.
          -Ты бил Катю? - наклоняюсь над ним.
          -А что она...-договорить ему не даю. Кажется я его ударила
      или что-то в этом роде. Первый раз таким образом устанавливаю
      авторитет. А он ничего, смолчал. Только глаза сделались злые.
      А после говорит Кате
          -Получишь у меня после уроков
      Меня ничуть не боится. Отсаживаю его от Кати.
          Вообщем, все относятся ко мне настороженно. Одна Лена ждет
      меня после занятий.
          Я и не ожидала от них большего. Ведь сама я ничего не сделала
      чтобы заслужить их доверие. Поэтому нормально, что они так со
      мной. Было бы противно, если бы стали подлизываться, не люблю
      этого.
          На день учителя дарят мне цветы, конфеты. А Лена что-то
      особенное, от себя, - блокнот. Мне это особенно приятно,
      значит не всем я безразлична. Цветы и конфеты дарят они и
      Алевтине. Не нравится мне это.
         Стала общаться с ними на равных. Я же совсем их не знаю.
      Интересно, как они относятся друг к другу. Кого они уважают,
      а кого нет. Вижу, Паша всегда в центре. Провожу анкету на
      выявление лидера
          -Кого из класса ты бы пригласил на день рожденья?
      Ответы меня озадачили. Многие пригласили бы Пушнина Виталика
      Ильинова Вадима и Дину. Но никто, ни один человек, не пригласил бы Пашу. Почему Виталика понятно. Остроумный, изобретательный
      Вадик тоже добрый, компанейский. Но почему же Пашу? Все мальчишки
      его уважают. Наверно, этого не достаточно.
           Как будто главный козырь оказался у меня в руках. "Ага",-
      думаю. Попадись ты мне теперь, припомню. Хотя данные анкеты не
      оглашаются. Но если уж начала, поздно отступать.
           Наверно я так много об этом думала, что начала кое-что понимать
      Этот мальчишка не похож на других. Когда другие льют слезы, он
      строит планы мести. Он довольно умный, независимый. Но еще я
      заметила, что он слишком ранимый. Не попасть бы ему за решетку.
      Об этой анкете я не сказала никому.

           Целый месяц мы ставили сказку "Василиса Прекрасная". Роль
      Василисы по жребию досталась Даше. Она, молодец, серьезно
      отнеслась к этому, слова все выучила сразу. А вот Лена никак не могла
      запомнить пару предложений.
           Сказка мне наскучила еще до открытого мероприятия. Все
      это делалось для начальства. Поэтому в этой сказке и не было
      особого тепла. Не репетировали, а больше веселились, а мне хотелось
      скорее смыться домой.
           Работала в напряжении. Начальство в гимназии, коллеги - все
      осиное гнездо. Открытый урок. Пришла завуч. ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ.
           -Это была такая скука... Вы не знаете и не любите русский
      язык. "Учавствовать", - дети пишут, а вы не видите, участие -
      проверочное слово.
           Позор. Когда я уходила, меня кажется шатало. Какого черта
      я так готовилась к уроку? Тема, объяснение, что-то интересное.
      Да я идиотка. Кому он нужен этот русский язык.
           Несколько дней вообще не веду уроки. Не могу. Так делайте
      что хотите. Да, да, да, я плохая. До профессионализма мне далеко.
      Но раз так, пусть все летит к черту. Буду делать только то, что
      нравится.
           К русскому охладела, используем урок для изучения психологии.
      На перемене часто играем, в письмо, например. Через пожатие рук
      посылаем друг другу письма. После уроков в комплимент. По кругу
      передаем друг другу приятное. Мальчишки шарахаются, когда приходится
      становиться рядом с девочкой. Cовсем дети. Но им нравится, когда
      мы подводим итоги дня в кругу, взявшись за руки.
           -Кто сегодня больше всех пятерок получил?
           Наивно, но мы прошли через это.
           Просят пересадить. Хорошо
           -Я хочу за первой партой, - просит Паша
           Уступаю. Так он садится напротив меня, так целый год
      он мой визави. А остальным разрешаю сесть кто как хочет, но только
      девчонки с мальчишками.
           -Вы лучше сами нас посадите, а мы вам скажем, -говорит Паша.
           -Напишите
      Девчонки приносят мне целый список, представляю как они его
      составляли. Мальчишки каждый отдельно. Так у меня совпадают только
      две пары. Лена с Пашей, Дина с Вадиком.
           -Она Вадику с третьего класса нравится, -говорят мне о Дине.
           Кажется мне начинают доверять.
           Хочу узнать их получше. Оставляю после уроков Лену, Дину,
      Вадика и Пашу. Остается еще и Лешка Раев. Садимся в круг, я объясняю,
      что это все значит.
           -Круг дружбы, - догадывается Лешка.
           -Все, что будет здесь происходить, не должно выноситься за
      его пределы.
           Для них это что-то новенькое. Чтобы все почувствовали себя
      комфортно, играем в зоопарк. Я в джинсах и быстро перескакиваю
      с места на место. Мне становится весело, у них неплохая реакция.
      Потом мы рассказываем каждый о себе. Я спрашиваю
           -Какой я вам показалась в начале?
           -Больной, -говорит Паша.
      Да, как они меня еще терпели. Разрешаю называть себя Светланой.
      Они тоже придумывают себе удобные имена. Так Вадик у нас Там-Там.
      Им странно называть меня по имени, но в коридоре решаются
           -Светлана! Светлана! - зовут меня мальчишки.
           -Тише, - говорю, - а то нас не так поймут.
           -А кто поймет? Может мы ей говорим? -Пашка быстро соображает.
      Таким составом мы остаемся довольно часто. Теперь обсуждаем темы
      посерьезней. "Ты пробовал курить?", "Ты был влюблен?"
           -Как ты относишься к родителям? -спрашиваю у Паши.
           -Я их люблю, - говорит с каким-то вызовом.
      Обсуждаем, какой должна быть девушка, каким парень. И многое другое.
      У них еще никогда такого не было. Разговаривать об этом с
      учительницей. Это оказалось здорово.
           -У нас еще никогда такой учительницы не было, - говорит Дина.
      Пожалуй, таких учеников у меня тоже не было.
           Больше всего я слушаю, что говорит Паша. Он уже разбирается
      в людях. Когда другие задают вопросы, он знает ответ. А если
      спрашивает, то в самую точку.
           -Вы что так хотите весь класс оставлять?
      Он прав. Пропадет весь интим.

           Нашу шестерку мы зовем элитной. Понимаю, что многие хотят в
      нее попасть. Конечно, это неправильно. Но так надо.
           Зато какие мы на уроке. Полны значительных взглядов.
      Между нами какая-то связь. Другие это чувствуют.
           -Мы сегодня остаемся? -спрашивает у меня шепотом Паша
           -Да, да
      Он уже несколько раз называет меня при всех Светланой.
      Другие думают, не ослышались ли? А на наших сборах зовет меня
      исключительно С.В.

           Теперь после уроков допоздна. никто не хочет уходить. Мне
      интересно за ними наблюдать. Как-то сажаю их на ковер. Как дома.
      Играем в космическое путешествие/ на умение отстаивать свою
      точку зрения/. Cпорят, решают, что важнее на луне спички или компас.
      Это было весело.
           Это после уроков у нас все хорошо. На уроке Паша начинает
      отлынивать от работы. То число не запишет, то упражнение не
      сделает, то домашнюю не сделает. То вообще сидит, смотрит на меня
      своими красивыми глазами. Или с Ленкой шепчется, и еще говорит,
      что она его смешит. Говорю:
           -Ты почему не работаешь?
           -А вы меня к доске не вызываете
      Вызываю. Опять не работает. Написал одно упражнение и считает это
      большим подвигом.
           Теперь ссоры у нас без конца. Когда совсем наглеет, забираю
      дневник. Он тоже забирает у меня что-нибудь.
           -Что подружку нашел?
           -Нашел
      Как-то забрала дневник для замечания. Все, урок полетел к чертям.
      Развернулся к Русиной, забрал пенал. А у нее там ручек гелевых!
      Не в каждом магазине столько встретишь. Так вот все эти ручки
      кидал он ей по одной через плечо. Какая на стол упадет, какая
      на пол, а какая ей на голову свалится. Кинет и на меня смотрит
      невозмутимо: "Ну что отдадите дневник или дальше будем урок
      срывать?"
      Обычно тут мой педагогический талант заканчивался, и начинались
      разборки. Если начну кричать, сядет и закроет уши руками.
           -Паша, ну почему ты мне урок срываешь, думаешь легко так
      работать?
      А он в ответ так нежно
           -Ой, ну что вы, Светлана Владимировна, плачете?
      Как будто и сердиться не стоило.
           Я знаю, что все эти разборки из-за того, мы на равных. Иногда
      обещаю позвонить родителям. Не верит. Звоню его маме.
           -Вот наглец, -говорит она.
      На следующий день:
           -Вы зачем звонили?
           Но таких фокусов хватает не на долго. На следующий день опять
      тетради по классу летают. Это он меня так изводит. Берет по одной
      из стопки и в конец класса. Я сижу улыбаюсь. Его это еще больше
      злит.
           Но после уроков всегда мир. Можем даже поговорить спокойно.
           -Паш, зачем ты мне сегодня урок сорвал?
           -А вы зачем мне в дневнике записали?
           -Что ты не выполнил домашнюю работу, что не работал на уроке?
      Разве это неправда?
           -Последнее нет
      На следующий день вижу свою запись зачеркнутой. Когда упоминаю об этом
      его маме, она, удивленно:
           -А он сказал, что записали по ошибке.
      Я чуть не расхохоталась. Так красиво лгать, и так глупо верить.

           Когда у нас разборки, весь класс следит за нами. А мне становится
      наплевать на класс, на урок. Он обижает меня, а я его. Интересно,
      что обо всем этом думали остальные. Наверно, что я не способна все
      это прекратить. Все бы прекратилось в один день, если бы я повела
      себя как учитель, а не как ревнивая подружка /шутка, конечно/

           Каждый день что-то происходит. Вот рисуем декорации к сказке
      Сидим на полу, у всех кисточки. Но мальчишкам слишком весело,
      лезут к девчатам. То мешок на голову оденут, то крышкой в них запустят.
      Девчонки еще спокойные, а вот я: кого-нибудь поймаю, руки выкручиваю.
      Вот так Пашку прижала к полу, не вырывается, сдался. Лена дает ему сдачу.
      Когда отпускаю, он на нее кидается с кулаками, а то еще и ногой не
      постесняется. Зачем так жестоко? Это же только игра.
           А потом они меня разозлили. Паша и Леша.
           -Закройте нас в кабинете, ну закройте
      Домой не идут ни в какую. Я уже не знаю как их из кабинета выманить.
      Закрываю, жду минут пять. Злая до ужаса.
           -Ну что думаете выходить? - открываю дверь.
           -А вы только отойдите от двери, - видно знают, что влетит.
           -Быстрее, - но сама от двери не отхожу.
      Они пытаются проскользнуть, Лешке это не удается. Хватаю его за
      воротник и возвращаю в класс.
           -Ты за кого меня принимаешь, - и как трухану.
      А он головой об зеркало. Такой удар, едва не разбил. Я сама в шоке.
      Не хотела. Я ему :
           -Леша, Леша
      А он вырвался и убежал. Пашка все видел.
           Как все плохо. Ну сама же все затеяла. Даже в школу идти не
      хочется. Они меня не простят.
           На следующий день мальчишки со мой не здороваются /хотя они
      почти никогда не здоровались/. Совсем все плохо.
           Через пару уроков сижу в коридоре, они на труды идут:
           -Леш, подожди, - остановился ,-ты прости меня, это я во всем
      виновата.
      Кивнул. Кажется, простили. Нельзя таким как я в школе. Попаду под
      статью.
           Вот так у нас всегда. То мир, то война.

           Как-то нарисовала всех своих учеников и придумала забавные
      стихи: "Кто помощница моя? Это наша Дания", "И сказал однажды Паша,
      что добрей всех наша Даша", "Кто сидит всегда как мышка, это тихая
      Иришка", "Кто голы все забивает? Ну конечно Лешка Раев"/ хотя это
      и не так, но это чтобы кое-кого подразнить/.
           Вывешиваю перед уроком. У доски толпа. Читают вслух и хохочут.
      А я сама сижу довольная своей шуткой. Какой тут русский язык!

           Но с Пашей у нас вечно разборки. Тетрадь хоть бы открыл.
      Как-то говорю /в сотый раз наверно/
           -Ты мне мешаешь вести урок
      А он спокойно:
           -Нет, это вы мне мешаете баловаться
      Сейчас мне смешно, а тогда чтобы не рассмеяться, я его по лицу.
      Это уже не в первый. Обещаю себе больше никаких рук, обидных
      слов и т.п. Приходится себя сдерживать, но он сам забывает, кто я
           -Что подружку нашел?
           -Нашел, - отвечает
           Правда?

           Прихожу через пару дней в школу. Ко мне в вестибюле подходит
      одна учительница:
           -В вашем классе учится мальчик Паша?
           -Да, - отвечаю настороженно, - что случилось?
           -Вчера в обед он с одним мальчиком избил девочку
           -?!!
           -У девочки травма носа и кровоподтеки. Сегодня придет ее мама
      разбираться. Вы зайдите к заучу с Пашей и с тем мальчиком.
      Допрыгались.
           -Паша, подойди сюда
           -Что?
           -Что вчера произошло?
           -А что?
           -Ты опять подрался?
           -А.. это в раздевалке
           -Но почему?
           -Да она на меня обзывалась
           -Но она же тебя не била
           -Да, вы бы видели...У меня на ноге такой синяк
      Я ему и верю и нет. Спрашиваю, с кем он был.
           -С Раевым, -отвечает, не моргнув.
      По дороге к заучу говорю:
           -Только не лгите, а то все испортите.
           -А что нам вот так стоять? - Паша вытягивается по стойке смирно
           -Просто признайте свою вину

           С дисциплиной здесь строго. Знаю, влетит прежде всего классным
      воспитателям. Не уследили.
           В кабинете два завуча и мама с девочкой. Ой, я думала она в гипсе.
      Раздули из нечего. А нам теперь предстоит торжественная разборка.
      Уже из детской комнаты милиции позвонили. Нормально.
           -Альбина, эти мальчики были вчера в раздевалке?
           -Вот этот - да, а того я не помню, - указывает на Лешку Раева.
           -Расскажи, что же произошло
           -Я одевалась. Рядом стояли девочки, и одну я нечаянно толкнула.
           Потом подошел он, и стал меня обзывать
           -Как?
           -Сказал, чтобы я пошла на...
           -Альбина, давай мы не будем повторять плохие слова
           -Я ему сказала, чтобы он не обзывался. А он ударил меня в лицо
      и в живот
           -Паша, так все было, как рассказала Альбина?
           -Почти
           -Что было не так?
           -Она меня тоже ударила
           -Да, но она защищалась, верно?
      Кивает. Смотрит в пол. Изображает раскаяние. Меня начинает это
      веселить. Кусаю губы, чтобы не улыбнуться.
           -Значит, тебе показалось, что Альбина толкнула твою одноклассницу
           -Да
           -Почему же ты начал драку?
           -Я не разобрался в ситуации
           -Ты не разобрался в ситуации...Можем ли мы думать, что ты
           сожалеешь о случившемся?
           -Да
      Он сожалеет? Он сожалеет, что мало ей врезал. Я опять подавляю смех.
      Неужели они думают, что перевоспитали?
           Тут вспомнили про Лешу
           -Леша, а что делал ты в раздевалке?
           -Одевался
           -Одевался?! Для чего?
           -Чтобы идти домой
           Я едва не расхохоталась. Пашка тоже. Так расколоться. Всем ясно,
      что тут не обошлось без Паши. Даже я такого не ожидала. Авторитет?
           -Отведите мальчиков в класс, а потом зайдите ко мне, -говорит
      мне социальный педагог.
           -У меня сейчас урок
           -Тогда после
           Иду с ними в класс. Чувствую, что должна что-то сказать. Все
      равно все узнают. Но почему то молчу. Паша вдруг делается таким хорошим:
           -Светлана Владимировна, можно я вам наизусть отвечу?
           А все так и шепчутся, что , что случилось.
           -Отвечай, - махаю рукой.

           У социального педагога:
           -Скажите, какие взаимоотношения у Павла с товарищами?
           -Хорошие
           -Вы раньше не наблюдали за ним срывов в поведении?
           -Нет
           -Этот мальчик находится под наблюдением у нервопатолога c
      диагнозом /как это она сказала/ склонен к садизму.
           Ничего себе
           -Его отец проявляет жестокость в воспитании
      Если это правда...Тогда понятно, почему он такой. Хотя меня должны были
      сразу поставить в известность. Хорошо, что не поставили.
           Теперь о всех отклонениях в его поведении я должна докладывать
      руководству
           -Потому что, - как сказала соц.пед ,-когда такое доходит до директора,
      она не держит таких в гимназии. В прошлом году двое были отчислены.
           Все ясно. У Пашки положение не завидное. Если вылетит, то по
      глупости. Было бы жаль, умный мальчишка.

           На каникулах моих учеников вызывают для дачи показаний.
           У Паши действительно синяк, засвидетельствовали в травмпункте.
      Теперь дело завили и на Альбину. Эта девчонка еще той штучкой оказалась.
      Двоих на учет и поставили.
           Да, первое посещение милиции уже есть, представляю , как он
      повзрослел.

           На каникулах устраиваю им игру "Поиски клада". Разбиваю на две
      команды. Вначале разминка. Команды навстречу друг другу обегают школу
      Это их разогревает. А потом начинаются настоящие поиски. Части карты
      спрятаны во дворах и на стадионе. По лужам, по грязи бегают мои
      девчонки и мальчишки. Один клад уже найден. Шоколадные конфеты.
      Потом находят и другой.
           Кажется такие гонки им понравились. Вадик долго их потом вспоминал.

           Начались занятия. Чтобы их как-то расшевелить, говорю:
           -А знаете как мы играли в школе?
           -Как?
           -У нас была игра "Первый - последний". Кто первый в класс вошел, тот..
           -Лох, -подсказывает Паша.
           -Но и кто последний тоже
           Сама думаю, ну теперь в кабинет буду входить без давки. Идея им
      понравилась.
           Иду как-то по коридору, а они стоят перед открытым кабинетом математики. Учительница: "Заходите". А они мнуться, подталкивают друг друга.
      Уже и звонок прозвенел. У А.В. изумленный взгляд. Представляю. Коко-то
      заталкивают и вся толпа вваливается в кабинет. А я иду дальше. У меня
      такого не бывает.
           -Кто первый- сразу пойдет к доске
           -Первому ставлю пятерку
           Это срабатывает быстро.

           Но не всегда бывает весело. Через пару кислых дней вывешиваю
      листок. Там  анекдоты, но с именами моих учеников. Например:
      "Виталик спрашивает у мамы: "Мама, а сколько зубной пасты в тюбике?"
       "Не знаю, сынок, "-"А я знаю, от кресла до умывальника".
      Смысл то в любознательности Виталика. Но многие этого не поняли,
      обиделись.
           И все-таки они были пророческими. "Почему ты бежишь, Раев?"
      "Чтобы помешать драке". "А кто дерется?" "Пашка и я".
           Про Вадика я конечно загнула. Словно он напился и в луже заснул.
      Он обиделся. Но ,Вадик, нельзя же быть таким бесхарактерным.
      По-моему, он потом понял.
           Все шло хорошо. Читали анекдоты. Все хохотали, а Юля все
      оправдывалась, неправда это. Прозвенел звонок. Паша хочет дочитать до
      конца. Он громко смеется, а другие замолкают. Но тут его кто-то обидел.
      Похоже, опять я. Тогда он залез под парту и принялся от туда
      декламировать анекдоты. Все напрягали слух, так как читал он
      намеренно тихо. В итоге получилось, что весь класс слушал только его.
      Хотя все это заварила я, надо было это остановить.
           По-моему, я что-то сделала, потому что Паша вдруг вылез из-под
      парты и заявил, что если я /вроде не отдам его дневник/, он порвет
      мои художества с анекдотами. Я сказала:
           -Пожалуйста
           И он их порвал. Прямо у меня на глазах. Жалко. Но мне тут же
      стало наплевать. Ему по-видимому тоже стало жалко, потому что
      вторую половину урока он складывал обрывки на столе, пытаясь
      прочесть остальные.
           Теперь он мне не мешал вести урок, за исключением того, что сам
      ничего не делал. Но тут разозлилась я. Мои анекдоты порвал, опять урок
      из-за него полетел к чертям, а еще сидит себе в удовольствие читает.
      Забираю у него обрывки.
           -Не надо, -просит
      Ага. Теперь я владею ситуацией. Начинаю понемножку рвать. Что
      чувствуешь? Тоже самое чувствовала я. Он тоже рвет от злости на самого
      себя. Рвет и сосед его Раев. Нет, так не пойдет. Останавливаюсь,
      говорю:
            -У кого мельче, тот самый нервный
      У Пашки - гора клочков. Понял. Всю кучу Лешке и спихнул. Так мы
      анекдоты и не дочитали.
            Честно говоря, не помню, занимались ли мы в тот день русским
      языком.

            Думаете, я ничего не понимала? Урок превращался в выяснение
      личных отношений.
            Одна разборка дня на три. Не очень приятно мне это вспоминать.
      Закончилось, вернее началось все с драки. Паша и я.
            Как всегда, остались после уроков. Но теперь только чтобы
      побеситься. Предлагаю им проверить, кто самый спокойный. Закатываю
      кому-то рукав и медленно веду соломинкой / от веника / по руке.
      Не открывая глаз, он должен угадать место сгиба. Вадик говорит
      раньше времени, нервишки пошаливают. Виталик - спокойный как удав.
      Паша тоже нервный. Просят, меня сделать еще. Что понравилось?
            -Я этого вообще не знал, - говорит Паша
      Да, много ты еще чего не знаешь. Хочешь научу?
      Они настаивают, чтобы проверить меня. Я то спокойная! Да тоже
      говорю раньше времени.
            -Вы сами нервная, - смеются
      Я сержусь. В это время кто-то делает Пашке. Он на парту прилег,
      глаза закрыл, ангелочек. Тогда я ему кайф перебиваю, хлопаю по руке.
            -Да это я из-за вас такая нервная
      Он реагирует мгновенно. Раз меня в плечо. Я его . Но это все в шутку.
      Он меня опять, а сам чуть не падает. Я смеюсь.
            А потом мы с ним подрались всерьез. В первый раз так. Ударил
      меня ногой. Пошел, еще и оглянулся.
            Как низко я опустилась. Ищу свой дирол, чтобы успокоиться.
      Его нет. А еще сегодня он у меня спрашивал: "Дайте дирольчик".
      Неужели сам залез? Вытряхиваю всю сумку. Нет. Сбегаю вниз. Они еще
      не ушли
            -Отдавай то, что взял.
      Он, обалденно:
            -Я ничего не брал
            -А где дирол?
            -Не знаю, - и карманы выворачивает
      Подходит Леня-охранник:
            -Что пропало?
            -Он знает
            -Может куда закатился?
            -Ну пойдем посмотрим
      Идем. Наверняка он куда-то его спрятал. В кабинете упорно ищет.
            -Я не брал
            -Кроме тебя некому
            -Да не брал я, что если б взял, не отдал что ли?
            -Ладно, иди
       Вобщем заклеймила вором. Иду домой. В сумку рукой - да вот же дирол.
       Ой, лучше б его не было. И говорила мне мама, лучше сто раз проверь,
       прежде чем назовешь человека вором.
            Ну как мне теперь быть? Сказать, что нашла дирол? И чтоб он меня
       перед всем классом идиоткой выставил? А не сказать...Блин, как же
       сильно я его обидела.
            Решила сделать ему подарок. Так проще.
            -Паш, иди сюда, мне надо тебе кое-что сказать
       А он не подходит, прямо издевается. Я его за рукав:
            -Стой. Ну сколько можно себя так вести?
       Молчит. Нет, не то я хотела сказать. Не могу я просить прощение.
            -Паш, давай оставим друг друга в покое
       Кивает.
            -Вот это тебе
            -О шоколадка!
       Исчезает с нею вместе.
            Как будто все нормально. Нет, не нормально. И все из-за того
       что я не сказала правды. Надо было сказать.
            Перед уроком:
            -Ну что, Светлана Владимировна, нашли свой дирол?
       Обычный вопрос. Я же его воспринимаю как намек.
            -Нет, ты ж его взял
            -Сами вы его куда-то спрятали ..Раев, скажи, что я не брал
       Я уже остановиться не могу.
            Раздаю карточки. И вдруг в одной: "Падла из нашего класса".
       Сделано накануне. Первая мысль: "Он мне опять карточку испортил".
       А вторая: "Кого он имел в виду ...меня?"
            Подхожу и карточку ему в лицо
            -Это ты писал?
            -Да, - тихо
            -Кого ты имел в виду?
            -Падлу из нашего класса, - отвечает с достоинством
      Бью его в плечо. Сажусь на место. Что, теперь молчишь? Не можешь ничего
      возразить. Думаю, наконец, то я его приручила. Но какой он странный.
      Не швыряет тетради, ничего не говорит злого. Вообще ничего не говорит.
      Наверное думает, как бы посильнее ударить. У мальчишек шушуканье:
            -Короче...короче ты... у него
            Я перебиваю:
            -Что у кого короче?
      Смеются. Что моя шутка острее? И тут слышу его голос:
            -Вы, Светлана Владимировна, озабоченная
      Я так и знала. Одному уже ясно. Меня это прямо убило.
            -А ты дорасти сначала до меня, потом будешь...-говорю ему что-то
     в этом духе.
            -Да я вообще выше вас вырасту
            -Не вырастишь
     Запрещенный прием. Больная тема. Потом он говорит что-то насчет моих
     зубов.
            -У вас зубы желтые
            -Это золотая коронка, а зубки у меня белые, ровные, а вот у тебя
     кривые
     Боже, ну что я говорю, учительница я или кто? Или где? А он еще стал
     оправдываться, у него видите ли были пластины, но он их потерял.
     Запросто мог мне сказать что похлеще, да уж не красавица. Не сказал.
     Пожалел. А я нет. Жестокая. Но это я только потом поняла. А тогда
     сижу, на стуле качаюсь, руки за спинкой. Демонстрирую свое превосходство.
     Вдруг он тихо так, словно раздумывая над каждым словом, говорит:
            -А вот еще сегодня говорили, чтобы оставить друг друга в покое,
     а сами...
            - Да, Паш, ну а кто первый то начал? ...Да, я когда вот эту
     гадость увидела, -переворачиваю карточку
            И вдруг я начинаю понимать. Он прав. Это я все и начала. Как
     жестоко это с моей стороны. Эти слова без крика очень сильное впечатление
     произвели. Да еще Вадик
            -Зачем вы так, Светлана Владимировна?
     Когда шла домой, подумала, ну наконец я его приручила. А потом стала
     понимать, как сильно я его обидела. Впервые, он не нападал.
            А тут еще этот дирол. Он думает, что я его считаю вором. Теперь
     я должна ему все объяснить. Поговорю тет-а-тет. Нет, если уж обвинила
     при всех, при всех и прощение просить. Представляю, что они обо мне
     подумают. Может, лучше написать все в записке? Голову совсем потеряла,
     пишу: "Паша, прости, это все из-за дирола и т.д." Думаю, отдам, если
     сказать не смогу.
            На следующий день. Прошел мимо, даже не посмотрел. Готовит месть?
     Он же не может без этого? Не похоже. Ему и дела до меня нет. Словно
     ничего не произошло. Такой тихий, странно. Проходит классный час,
     хоть бы слово сказал. И я ему ничего не говорю. Сказать? Нет , не могу.
     Он уходит на физ-ру, а у меня настроение совсем падает. Не нравится он
     мне такой.
            Сижу на скамейке, в тетрадке записка. А он мяч в кольцо кидает.
            -Паш
            -Ну?
            -Иди сюда, что скажу
     Подходит. Но где же записка? Листаю тетрадь.
            -Резче
            /Резче? Ого!/
            -Потом, -говорю
            -Ладно, потом, - соглашается. Мы сейчас думаем об одном и том же.
     А Ленка рядом сидит, читает мою записку. Забираю. Рву. Глупо все это.
            -А ...что это?
            -Так...так
     А потом Даша мне такое говорит! Спрашиваю у ней:
            -Как ты думаешь, сильно я его вчера обидела?
            -Да. Когда вы его ударили, он отвернулся, а в глазах аж слезы
     стояли
            -?!!
            Чтобы Пашка заплакал? Должно было что-то сильно его расстроить.
     И это сделала я... Мне не это было нужно. Боже, Локтев ревет через
     день, Жигич, Виталик, когда их Пашка обидит, даже Вадика приходилось
     утешать. Но Пашка - никогда. Он скорее ударит, чем заплачет. Теперь
     понимаю, почему он был такой странный. Какая же я все-таки...
           На уроке ничего не происходит, и они остаются. Для меня это шанс.
           Они в кабинете все спрятались. Ну, дети. Начинаю искать:
           -Вот Лена... Иринка под столом...Виталик с Лешкой в шкафу
    Пашку нахожу последнего. Бросает свой рюкзак на стол
           -Замок поломался
           -Давай посмотрю
           -Да, тут ничего не сделаешь
    Вожусь с молнией, безнадежно. Если бы мне ее исправить... Он стоит рядом,
    чем-то занят. Подходит Ирина, она дежурная:
           -Ты что к мальчишкам не идешь?
           Смотрю на нее как на дуру. Отойди. Не мешай. Видишь нам надо
    поговорить.
           И вдруг застегиваю молнию. Он доволен. Теперь, пока никого нет
           -Паш...-говорю и сама удивляюсь, как тихо звучит мой голос
    Молчит. Может не слышал?
           -Что?
           -Ты на меня БОЛЬШЕ НЕ СЕРДИШЬСЯ? -слышу сердце у меня стучит
           -За что?
           -За вчера
    Ну что ты молчишь? Подходит Вадик. Вадик, уйди ради бога.
           -Вадик, отойди
           -А что?
    Отходит. Почему он не отвечает? Опять кто-то идет.
           -А?А?А?
           -Нет! Нет! Нет!
           НЕТ! НЕТ! НЕТ! -звенит у меня в ушах. Еще немного и я бы его
    поцеловала. Как это здорово.

          Когда через неделю у него дома /опять не работает/, мама вспоминает
          -А он хвалился, шоколадку подарили
          -Да я его обидела, поэтому, - говорю а сама краснею
          -И еще жаловался, обидели вы его очень. Говорит, она надо мной
    смеется. Я говорю, может ты что-то не так понял. Да нет, все так.
          Получила то, что заслужила. Интересно, что они там говорят обо
    мне, считают меня девчонкой?
         
          Потом когда всю историю уже подзамяли, у нас новые приколы.
          Директор собирает в актовом зале только девочек. Мальчики на
    стороже. Что? Что такое? Намеренно не говорю, что это по поводу высоких
    каблуков и коротких юбок, пусть пофантазируют. Паша:
          -Это на счет месячных?
          -!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
          Без комментария.
          Через пару дней мальчишек в актовый зал, кто сломал кран.
          Снимаю их с трудов, а когда возвращаемся, дверь закрыта. В кабинете
    работает дрель, и учитель не слышит стука, хоть бы мы дверь разбили.
          Тут дрель замолкает, и я хочу постучать. Мне это не дают.
          -Не стучите
          -Да вот еще!
          Мальчишки хватают меня за руки и оттаскивают от двери. Атнабаев с
    Антоном с одной стороны, Пашка с другой.
          -Cовсем обалдели?
          Я вырываю руку, но тут дрель включают снова.
          -А ну теперь стучите, - отпускают
          В следующий раз на мне виснут человек пять. Знаю, если стану строгой,
    поверят и отпустят. Делаю попытку, но они заглядывают в глаза: "О это
    игра!" и продолжают.
          -Хорошо, хорошо, отпустите, я ухожу
          -Идите
          Иду к охраннику:
          -Постучите трудовику, а то он не слышит
          Возвращается:
          -А он им оказывается сказал, что сам их пустит, только досверлит
          Вот сорванцы. Иду к ним
          -Что сидим?
          -Светлана Владимировна, да он уже выглядывал, сказал подождать
          Странно, но поверила. Сажусь с ними на лавочку. Локтев начинает
    выкручивать мне руку, вошел в азарт.
          -Мне  же больно
          Паша меня задевает. Я его в плечо слегка. Он меня бьет в ответ,
    осторожно, даже нежно. Смотрим друг другу в глаза, прям как влюбленные.
    Вижу, что он меня простил. Открывается дверь, и показывается трудовик.
    Удивленно:
          -Что вы здесь сидите?
          -Мы стучали, а вы не слышали
          Значит, опять меня обманули. Поднимаясь к себе в учительскую,
    думаю, и с чего мне так весело? Девчонкам этого не рассказываю.

          А за день до этого происходит следующее. Пашка избивает Раева.
    Началось все с беготни. Помните тот анекдот, от кого ты бежишь, Раев?
    Так вот, по началу Пашка пытался его догнать в проходах между парт.
    А Раев убегал. Через пару минут Пашка понимает, что так он его не
    догонит, мешают столы. Первый раз я чувствую, что не могу ничего
    сделать. Пашка зол, и я не могу его остановить. Говорю Раеву:
          -Остановись, так ты его еще больше разжигаешь
          -Ага, я остановлюсь, а он мне...
          -Тогда иди домой, пока я его держу, - ловлю Пашку
          Но Раев отбегает в конец класса, видимо не доверяет мне. Пашка
    чуть не плачет от злости, и я его отпускаю. Может поймет, что так нельзя.
    Гонки продолжаются, тогда Пашка начинает двигать парты. Я делаю еще одну
    попытку ,и он его догоняет. Впервые вижу с какой жестокостью он
    избивает человека. Ногами в грудь. И за что? За то что не смог его
    догнать. С Лешкой истерика. Никого к себе не подпускает. Конечно, я
    должна была это прекратить. Девчонки тоже все в шоке, словно говорят:
    "Почему вы его не остановили?"
    Паша успокаивается первым, кажется он сожалеет.
          -Лех, ну Лех,- трогает его за локоть
          Но Лешка отмахивается от него.
          Теперь ему стыдно, что друга обидел.
          -Видишь, что ты наделал, -говорю ему
          -А вы выйдите все, я с ним поговорю
          Не даю ему такую возможность, пусть поживет с этим хотя бы день.
          Лешка обиделся всерьез. На следующий день не обращает на него
    внимания. Пашка от него не отходит. Но на трудах вижу их вместе. Простил.
    А сама жду, не появятся ли Лешкины родители с жалобой. Думаю, если
    эта история не выплывет, заучу ничего не скажу. Для него эта выходка
    могла стать последней в этой гимназии.

         Первого декабря у Сергея день рождения. С девчатами мы оформляем ему
    поздравительную открытку. Доволен, конечно, там пожелания всех девчонок.
    Целую его в щеку. Все хохочут, ладно больше не буду.
         На следующий день у Пашки, потом у Лешки. Или наоборот. Стрельцы.
    А тельцы со стрельцами постоянно в конфликте. Властный стрелец стремится
    подчинить независимого стрельца. А я то думаю, и что это мы с Пашкой никак
    не поделим. Лидерство. Борьба за первенство. Вот тебе и гороскоп.

         Примерно в это время провожу среди них анкету, конечно с предвари-
    тельной подготовкой:
         -Когда я была в вашем возрасте, мама оставляла всякие книжечки для
    подростков на видном месте. Я дела вид, что совершенно этим не интересуюсь,
    но всегда их прочитывала. В открытую я с ней никогда об этом не говорила,
    не знаю почему
         -Наверно вы просто смущались, -говорит Паша
         -Наверно, - почему я об этом не думала?
         "Что вы хотите знать о любви, браке, рождении ребенка?" -задала я
    вопрос. Анкеты были анонимными, я даже разрешила писать печатными буквами.
    Так что даже я сама не могла догадаться. Большинство так и ответило:
    "Хотелось бы знать, как рождаются дети, как они появляются и откуда".
          Потом спрашиваю у нашей шестерки:
          -Ну как ощущения?
          -Всем неловко было, -говорит Лешка
          Я это и сама поняла.
          Обещаю поговорить с девчатами на эту тему
          -Может пригласить врача?
          Да где его найдешь? Решаю сама.
          -Пусть сегодня останутся девочки
          -А мальчики когда же? - спрашивает Паша
          -Потом
          -Вот так всегда, и что у нас не мужик...
          И все-таки Пашка остается, пришлось его уговаривать уйти. Тогда я еще не была готова.
          С девчонками получается все довольно натянуто. У меня была одна книжка, рассказала по картинкам.
          На следующий день слышу Пашин шепот:
          -Лен, что вам вчера Светлана Владимировна рассказывала?
          -Ничего
          -Нет, ну правда
          -Правда ничего, -впервые она ему ничего не рассказывает
          Мои девчата как будто повзрослели, смотрят на меня со значением.
          Теперь мальчишки не отстают, устроили мне забастовку:
          -Мы сегодня не уйдем пока вы нам все не расскажете
          Я так и остолбенела. Пришлось сказать, что еще не готова. Вот
    дурная. Чего было затевать?
          Принесла им брошюры "Мальчику подростку" и что-то еще. Она пошла
    по рукам. Паша читает не литературе /ну хоть буквы вспомнит/ и вдруг
    как спросит:
          -А что такое "на лобке"?
          Я сначала не поняла, а потом чуть не упала. Сказала, только потом,
    не сразу

          В конце декабря Денис приносит фотоаппарат. Учитывая мою страсть
    к фотографированию...Разрешаю не заниматься русским, чтобы посниматься.
    Через пару обычных снимков говорю:
          -Давайте ко мне на стол
          Девчата вокруг меня, мальчишки за спиной на столе. Кто-то размахивает свитером. Вот это была бы фотка...Но ничего не получилось, хотя получилось, но очень бледно. Пашка сделал мне там рожки.
    Когда фотографируюсь с Вадиком, обняв его, Паша не дает. Ревнует что ли?
          -Паш, иди со мной
          Облокотился на мой стол. Я ему:
          -Давай, обними меня
          -!!? Вот именно
          Он меня и обнял. Тут еще и фотоаппарат заело. Так мы и замерли, а весь класс на нас смотрит. Дурдом. Мне аж самой неловко стало, но так приятно.. Эх, повезет какой-то девчонке.

          Когда принесла свои фотки, Пашка схватил альбом и забегал, как кот
    с мышкой. Остановился у последней парты и давай смотреть. Там на одной
    фотке я с розами на балконе, разрезы на черном халате и тут и там.
    Интересно, как отреагирует. Спрашиваю:
          -Какая больше понравилась?
          -Да здесь все классные
          -Ну а все таки?
          Показал на ту, а сам смутился. У меня там половина левой груди
    видна.
          Развратные действия. Статья 134, да? Но это же просто фото и
    выполнено со вкусом. Как живопись. /Тоже мне произведение искусства/
          И все таки я наверно была у них одна такая.

          Под Новый год заболела Даша и залетела в больницу как раз на свой
    день рождения. Мы все написали письма, сложили их в большой конверт и
    передали ее маме. А еще мы собрались и купили игрушечного щенка.
    А Пашка как всегда выделился, написав: "Чтоб ты там скопытилась". Хотя
    деньги на подарок сдал /первый и последний раз/.

         Вечеринку в классе на Новый год не разрешили. /Ну что за школа?/
    Довольствовались детским хороводиком вокруг елки. Я им сделала почтовый
    ящик, в который мы за две недели собирали послания друг другу. Я так и
    ходила по школе с коробкой, а все спрашивали что это?
         Но получилось по-моему не очень итересно. Все стало за количеством.
    Кому же больше? Больше всех поздравлений получила Дина.
         Девчонки мне подарили симпатичного Деда Мороза. Спасибо.
         С тем и ушли на зимние каникулы. Половина пути пройдено.






2
         Да вспомнит ли кто меня теперь...Когда я там уже год не работаю.
    Конечно вспомнят, как я вспоминаю кого-то из учителей без любви и тепла.
    В силу того, что человек не может не вспоминать.
         Удивительное превращение из больной в любимую завершилось. Теперь
    они меня ждут, мне улыбаются, со мной шутят. Это мне они рассказывают
    свои секреты.
         Мне весело думать, что я их скоро увижу. Опять будут приколы. Может
    я была для них учитель номер один. Хотелось бы, чтоб это было так. Когда
    они приходили ко мне на урок, у всех разгорались глаза, как будто ждали,
    что что-то должно произойти. Была какая-то атмосфера любви и эротики.
    И мне легко было так работать. Ведь в школе всегда такая скука, жизнь
    становится серой, если не научиться развлекаться. А для меня было
    главное - прожить жизнь со вкусом. Каждый день должно что-то происходить,
    грустное, веселое, неважно. "Любовь к жизни" - есть такой рассказ у Д. Лондона. И мой класс повзрослел раньше остальных.
         А потом пусть говорят что угодно. Жестокая, безнравственная, таким
    в школах не место. Только почему они мне еще звонят и говорят, что
    лучше меня их никто не понимал?

         Теперь Вадик занимает первую парту с Пашей. Два оболтуса большую
    часть урока не работают. Вадик своими огромными глазами с длиннющими
    ресницами смотрит на меня. Как-то я ему сказала про ресницы, а он
    обиделся. Вадик, это же классно. Когда он обижался, становился таким
    милым. Его нельзя было не любить.
         А вот у Пашки всегда глаза были хитрыми, какими-то въедливыми,
    замечали любую мелочь, и они всегда следили за мной. Стоило мне оступиться
    все, держись от его злых шуток. Ему доставляло наслаждение удачно
    надо мной подшутить. Иногда хотелось послать все к черту и вылететь из
    класса, из школы. Но не будешь же каждый день бегать? А уроки он мне
    срывал порядочно, ни во что не ставил. Уже когда сядешь за стол и лицо
    рукой закроешь, понимает, что переборщил, усядется и начинает работать.
    Да вот я продолжать не могу. Вот как-то после урока отошла к окну, а там
    темно, снег идет. А он подошел близко-близко:
         -Что плачете?
         C какой-то особой нежностью. Никто бы так не смог. В нем нежность
    и жестокость сочетались удивительно. Я его видела другим.

         Нарисовал какого-то телегероя с огромным, красным...Психологи бы
    сказали гиперсексуальное влечение. И подает мне, как отреагирую.
    Что это попытка совращения?
         -А это что? -указываю длинным ногтем в известный элемент рисунка.
         Сказать нечего, рисунок исчезает. Меня трудно смутить, другая бы
    начала кричать, а это что такое.
         А я вначале опустилась до их уровня, чтобы потом поднять до своего.

         Только далеко не всегда я на высоте. Один раз притаскиваю в школу
    наручники. Эффект какой и ожидала:
         -Дайте, ну дайте, - просит Паша, а у самого глаза горят. Дала
         -Продайте
         -Чего? -этого я не ожидала, интересно что будет дальше.
         События разворачиваются с бешенной скоростью. Бросает мне десять
    рублей и убегает с новой игрушкой. В коридоре пристегивает какую-то
    старшеклассницу. Вот дает!
         А потом забегает и швыряет их мне на стол:
         -Забирайте
         -!!
         -Я передумал. Они поломанные
         -Назад не принимаю, - выставил меня значит дурой
         -Нет?
         -Нет
         -Ну ладно, - первая тетрадь полетела в конец класса, - отдадите
   деньги?
         -Ты пролетел, Пашечка
         Вторая тетрадь в конец класса. Не знаю, что на меня нашло. Он что не понимает, что это шутка? Да нужны мне его деньги, когда я и так хотела их подарить!
         Нет никакого урока, и отдать хотела, да он забросил мои конспекты
   на полку. Прошу Аню позвать охранника. Не идет. Пашка начинает швырять
   чужие вещи
         -Я схожу, - говорит Юля
         Что ж твоя взяла. Отдаю ему деньги. Если ты шуток не понимаешь.
   Да вот это шуточки! А если и шуточки, то не известно, кто еще не понимает.
   Кто-то достает тетрадь с конспектами, Паша отбирает и отдает мне / сам
   вернул/. В классе тишина и порядок, ничего и не было. Но я не могла
   остановиться... Заходит охранник
         -В чем дело?
         -Вот, -говорю, - Паше немного не сидится, хочет прогуляться
         Он от меня не ожидал. Заложила.
         -Ну что ж пойдем, там как раз Надежда Валентиновна
         -Ладно, - и уже по его прямой спине я поняла, молчать не будет. Но
   было поздно. Через пять минут возвращается с завучем. Жду развязки событий.
         -Светлана Владимировна, -выхожу к ней за дверь, - пусть этот мальчик
   идет домой, а вы после урока зайдите ко мне
         Но домой он не идет, садится за стол. Сажусь и я.
         -Что?
         -Что?
         -Все сказал?
         -Все!
         -Да тебе никто не поверит!
         -Да?! Уже поверили! - смотрит дерзко

         Ладно. Ладно. Ничего я не потеряю. Раз так. Что ж. Я проиграла.
   О'кей. Наручники у детей отбирают, а тут учительница в целях воспитания.
   Упасть можно. Плюс купля-продажа с учащимися. Что еще? Провокация. Да
   только за одно вылететь можно. Пусть, так даже интересней.
         -Значит, - обращаюсь я как бы ко всему классу, - мне пора писать
   заявление об уходе
         Они еще не врубятся, что за заявление.
         -Думаю, мне пора попрощаться с вами. Завтра меня скорее всего уже не
   не будет.
         -Почему?
         -Уволят
         Достаю лист бумаги и начинаю писать. Паша заглядывает:
         -А вы по собственному желанию пишете
         -Конечно, чтоб не выкинули по статье без права преподавания
         -Вас не уволят, - говорит он не очень уверенно
         -Не уволят? Да за такое запросто! - продолжаю писать
         -Да вы шутите, - подает голос Атнабаев,- вон улыбаетесь
         -Что ж мне плакать что ли, если я проиграла ...
         Пашка молчит
         -Хотя сегодня еще будет литература, но на завтра я вам ничего не
   буду задавать. Хотя может быть я еще останусь до конца недели, пока мне не найдут замену.
Продолжение следует