Лётные книжки

Эдуард Зайцев
  Разбирая книжные полки, невольно стал перелистывать страницы своих летных книжек.
 Это такие альбомы, в которых лётчики ведут записи своих полётных заданий.
Лётные книжки являются основными документами, определяющими лётную подготовку лётчика, его проверки, допуски, порядок выполнения программ совершенствования  по различным видам авиационной деятельности.
 Здесь же, в соответствующих разделах, записываются все результаты проверок, проведённые тренажи и наземные занятия.
 

 За каждой записью в этой книге - шаг в становлении, шаг в профессиональном мастерстве, шаг в познании лётного дела.
 
 Сколько таких шагов сделал каждый из нас, из тех, кто посвятил свою жизнь авиации?
 
 Первый том отражает мою подготовку на самолёте Ан-12.

Здесь записи о лётной деятельности в качестве помощника командира корабля, а затем и командира корабля.
  Записи о присвоении классных квалификаций:
"Военный лётчик 3 класса", через 3 года - "Второго класса", через 5 лет -"Первого класса". Ежедневные записи повествуют о напряжённой лётной работе в тот период.
 
 Вторая книга содержит отчёты о лётной деятельности на самолёте Ил-76.
 Она вобрала в себя полёты, в качестве командира корабля, в разных воинских должностях в течении 15 лет.

 Третий том моих лётных книг начат в 6 гв.втад. Здесь не только мои полёты в качестве командира корабля, но и инструкторская работа с экипажами авиационной дивизии.

 Четвёртая книга содержит записи лётной деятельности в гражданской авиации. Здесь же запись удостоверяющая присвоение Пилота гражданской авиации 1-го класса.

 За всей моей лётной деятельностью стоят большие массы людей, которые обеспечивали эту работу.
 
 Мало можно найти таких профессий, когда над совершенствованием одного человека – лётчика, работало бы так много специалистов разного профиля.

 Преподаватели, инструкторы, специалисты инженерных, тыловых, радиотехнических, метеорологических служб, медицинские работники, - все они приложили свои усилия для подготовки человека, которому доверено поднимать в небо воздушные корабли.
Всем им я благодарен за их труд.

 Для военного лётчика, вся жизнь связана с постоянной учёбой. Совершенствование не знает границ.
 Вначале, - одиночная подготовка днём, ночью, потом в сложных метео условиях днём и ночью. Затем, подготовка к полётам в группе. Снова, днём, ночью, в простых и сложных условиях. Подготовка к специальным видам полётов продолжается постоянно.

 Для успешного освоения всех программ требуется кропотливая работа на земле.
 
 Изучение авиационной техники, правил полётов, множества специальных авиационных предметов, - были той основой, на которой базировались знания, необходимые  для выполнения полётов. Знания эти постоянно наполнялись новым содержанием, новыми дополнениями.
 
 Почти два десятка предметов, ежегодно, выносились на экзаменационную сессию.

 Авиационная техника, аэродинамика, тактика, самолётовождение, инструкция экипажу, связь, радиотехнические системы, различные наставления и другие документы, - представляли тот перечень предметов, которые ежегодно проверялись в ходе итоговых проверок.
 К каждому зачёту нужно было подготовиться, показать преподавателю соответствующий уровень своих знаний. В зачёт принимались только оценки не ниже, чем "хорошо".
 
 Огромна роль в подготовке лётчика принадлежала инструкторам и опытным командирам - наставникам.
 
 В авиационном училище, инструктор учил лётчика летать, в авиационном полку,- каждый командир передавал свой опыт молодому поколению, помогал освоить все виды лётной подготовки. Эти люди  в практических полётах передавали свои знания и опыт; обеспечивали обучение  основным принципам управления самолётом; были требовательными учителями и помощниками.
 От успешного освоения всех элементов полёта складывалась вся дальнейшая судьба обучаемого лётчика.
 
  В тяжёлой авиации, при многоместных экипажах, неоценима роль всех членов экипажа, работающих в одном самолёте.
В каждом полёте, в воздух поднимался целый экипаж, и благополучие каждого, из этих специалистов, зависело от умения лётчика успешно выполнить задание и качественно завершить полёт.
 
 А сколько людей трудились, чтобы самолёт был подготовлен к вылету?
 
 Инженеры и технические специалисты, днём и ночью, обеспечивали надёжную работу авиационной техники в воздухе. Этот труд не всегда был заметным, но он вселял уверенность экипажа в надёжности самолёта, а, значит, успех при выполнении задания.
 
 За каждым  полётом  в воздухе следили специалисты группы руководства полётами. На них была возложена забота об организации полётов. Они приходили на помощь в трудную минуту.
Голоса этих специалистов остались в памяти на всю жизнь. Я и сейчас, с уверенностью, узнал бы их в эфире.
 
В день полётов, весь ритм работы частей тылового и радиотехнического обеспечения также был подчинен задачам, связанным с выполнением полётов.
 Все авиационные специалисты были своевременно накормлены, воздушные суда заправлены, а за положением самолётов в воздухе, обеспечен постоянный контроль службами радиотехнических систем.
 Сколько же людей я должен поблагодарить за каждую запись в своей лётной книжке? Пожалуй, их тысячи, которых можно собрать за всеми томами моих лётных книг.

 На пожелтевших от времени страницах, читаю записи своих инструкторов о допуске к полётам:
  - "Подготовлен в качестве помощника командира корабля".
  - Через два года - «Подготовлен к тренировочным полётам в   качестве командира корабля».
 В памяти всплывают эти дни, когда заместитель командира эскадрильи майор Веселов В.И. проверял меня и сделал эти записи. Для многих лётчиков, это событие остаётся в памяти на всю жизнь и определяет дальнейшую карьеру пилота.
  Не менее важны, для военного лётчика, различные допуски к выполнению специальных задач:   
 - к выполнению полётов с максимальным полётным весом,
 - к полётам с предельно передней и задней центровками,
 - к полётам на предельно малой высоте,
 - к посадкам при минимуме погоды,
 - к десантированию войск и грузов,
 - к полётам в боевых порядках и т.д.
 За каждым таким допуском, роспись проверяющего. Это он, каждый раз, поднимался со мной в небо и оставил свою запись в лётной книжке.
 В первой лётной книжке, значатся фамилии: полковника Новикова И.Н., подполковников: Малютенкова, Корниенко, Черкасова, майоров Аброськина Н.П. Веселова В.И и многих других.
 Авиационный городок в Кречевицах помнит этих людей, давших путёвку в небо многим авиаторам ВТА. Помню их и я.
 
  Новый самолёт Ил-76, - как новая глава в жизни каждого авиационного специалиста при освоении новой техники.
 
  С огромным энтузиазмом изучали мы эти новинки и осваивали современную технику. 
За каждым полётом - повторение пройденных задач в боевом применении и новые заключения инструкторов и проверяющих лиц.
 
 Для меня, переход с самолёта Ан-12 на Ил-76, стал счастливым событием.
 Новый самолёт, по степени своего технического совершенства, значительно отличался от Ан-12, был воплощением новой эпохи в военно-транспортной авиации. Овладевать этим самолётом было интересно, каждый этап в совершенствовании доставлял радость.
   
 После полного переучивания на самолёт Ил-76, заключения моих инструкторов завершаются приказом по части с выводом:
 -«Подготовлен к самостоятельным полётам в составе авиационного полка»,
 - «подготовлен к полётам при минимуме погоды 60*800»,
 - «подготовлен к инструкторским полётам» и т. д.
 
 В следующем томе моих лётных книг, новые страницы отражают каждый полёт. Ежедневные учебные полёты, участие в крупных учениях, десантирование личного состава ВДВ и техники, перевозки грузов и людей по огромным просторам нашей страны и за рубеж.
За скупыми записями вспоминаются все особенности, сложности, радости и огорчения тех, минувших дней. За каждой такой записью, труд огромного количества специалистов, направленный на одну главную задачу – подготовку лётчика.
 Безмерно благодарен им всем!

 Заглянул в раздел по проверке знаний лётного состава.
 
 Ежегодные зачётные сессии отражают знания по всем предметам авиационной деятельности. Таких предметов набирается до 20.  За каждой оценкой - роспись проверяющего. Таковы правила в авиации - проверяющий несёт личную ответственность за объективность своей оценки. К экзаменационным проверкам добавляются различные зачётные тренажи и полугодовые проверки. Эти мероприятия тоже проводились под руководством старших начальников. Их записи значатся на каждой страничке.
 Все эти проверки подтверждают, что жизнь лётчика представляла постоянную учёбу. При этом, зачётными считались только оценки «хорошо» и «отлично».
 
 8-й раздел лётной книжки, известен всем авиаторам – это проверка техники пилотирования.
 За каждой такой проверкой (в году их набиралось до 10), оценки проверяющих. Как много тех, кто открывал мне дальнейшую дорогу в авиации!
  С благодарностью вспоминаю подполковников Черкасова, Мурашова, Аброськина, Коба, полковников Новикова И.Н., Левковича Г.И., Денисова В.Ф.
 (В последующем, Левкович Г.И. станет генералом и возглавит авиационную дивизию, а Денисов В.Ф. возглавит военно – транспортную авиацию).

 Новые места службы - новые проверки и, чем выше была должность, тем более высокие должностные лица проверяли подготовку лётчика. 
 Отличные оценки за подписью генералов: Липунцова Ю.П., Козий И.И., Полоник, Денисова В.Ф., Кочергина Г.П., Медовикова. Все они вызывают гордость за свои возможности в овладении авиационной техникой. 
 Лаконичны записи и допуски к заходу на посадку  с максимальным градиентом снижения. Такие полёты выполнялись на аэродромы Афганистана.
 
 За каждой записью свои проблемы, переживания, радости и огорчения. Сколько седины волос добавили эти полёты, знают только те люди, которые были со мной в одной кабине.

 Моя инструкторская работа тоже отмечена во многих лётных книжках пилотов. Проверки в технике пилотирования, контрольные полёты в боевых порядках, подготовка к сложным полётам в ДРА,- проходили при моём участии во многих авиационных полках.

  Минули года воинской службы.
 Новая лётная книжка отражает полёты в гражданской авиации.
Снова проверки специалистов гражданской авиации.
 
Приказ о присвоении квалификации, теперь уже, пилота 1-го класса гражданской авиации, открывает путь к новым воздушным трассам за пределами нашей страны.
 Полёты по разным регионам нашей планеты, зарубежные аэропорты и страны, - отмечены в новой лётной книжке. Английский язык становится всё более привычным при работе за пределами стран СНГ.
Снова учёба, зачёты, проверки в гражданских специализированных центрах.
 
 Такова жизнь лётчика, отражённая в старых лётных книжках!
 
 Моя история - это только крупица жизни целого поколения, пришедшего в авиацию вместе с поколением Ю.Гагарина.

   С грустью вспоминая прожитые годы, заботливо сложил свои лётные книжки на отдельную полку. Пусть они станут тем наследием, по которому вспомнят о нас наши дети и внуки, прикоснуться к нашим делам, прочитают скупые строчки записей на пожелтевших страницах.

18 августа, в День ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, поднимая бокал, вспоминаю о всех тех, кто своим трудом прокладывал мне дорогу в большое небо!
  Спасибо, Вам за Ваш труд !!!