Учения Щит-79. Есть такая профессия...

Эдуард Зайцев
 
1.  Мы гордились своей профессией.

  Сегодня, на День Победы, я не надеваю парадную форму с наградами. Простой набор колодок на гражданском костюме, достаточно приобщает нас к торжеству этого великого дня и не  отбирает внимание у поколения, чей подвиг, в годы Великой Отечественной Войны, стал величием и гордостью страны.
  В 90-е годы, померкло значение служения  в такой профессии, как защита Родины.
 И хотя многие из моего военного поколения, в мирное время, тоже прошли несколько войн в «горячих точках», их боевая работа остаётся только в мемуарах. Мы, вместе со всем народом, отдаём дань уважения ветеранам ВОВ.

 А было время, когда в Советской стране, мы гордились своей военной профессией.    Авиаторы военно - транспортной авиации, многое умели.
 Вот одна из страниц моего участия в крупных учениях, на которых было привлечено большое количество военно-транспортных самолётов.

 В 1979 году состоялись учения стран Варшавского Договора «ЩИТ-79».
 
 Эти маневры войск проходили в Венгрии в майские дни. Пять стран демонстрировали своё воинское мастерство на военных полигонах под Будапештом. Каждая сторона стремилась показать наивысшие результаты в боевой подготовке. Общий подъём патриотических настроений армий был очень высок. Лучшую выучку показывали подразделения СССР, ГДР и Чехословакии.
 Руководил учениями Министр Обороны Венгрии генерал Цинеге.

 Учения начались с военных маневров на земле.
 После нескольких дней "сражений", для развития наступления основных сил, в бой должны были вступить десантные войска.

  Доставить эти войска к месту решающего сражения предстояло экипажам самолётов военно - транспортной авиации (ВТА).
Задача была наивысшей сложности. Воздушное десантирование такого масштаба, ранее никогда не проводилось.
 98 гвардейская воздушно десантная дивизия десантировалась в полном составе вместе с боевой техникой. Около 200 военно - транспортных самолётов было привлечено для выполнения этой задачи. Всего было выполнено, для обеспечения учения, 350 самолёто - вылетов. (См. 4-е издание книги "История ВТА")

 К заключительному этапу учений было приковано наибольшее внимание. Корреспонденты всего мира транслировали ход учений. На смотровых вышках располагался весь руководящий состав пяти армий стран участниц Варшавского Договора. Присутствовали и руководители правительства Венгрии.
 
 Ответственность каждого экипажа с десантом в воздухе была исключительной. Выброска представляла наиболее показательную часть учений, за ней наблюдали тысячи глаз, ошибка любого экипажа могла повлиять на общую оценку всей воздушной операции. Командовал авиацией Командующий ВТА генерал-полковник Пакилев Г.К.

 События развивались в следующем порядке.
 
 В установленное время, по команде руководства учений, с разных аэродромов, в воздух поднялись самолёты с десантом на борту.
 Над своими аэродромами, авиационные  полки производили сбор в боевой порядок "колонна пар" ("поток пар"). Дистанция между самолётами составляла 3-6 км. Далее, колонны сближались и формировали общее построение, состоящее из трёх параллельных потоков. Расстояние между колоннами составляло 6-8 км.
 Каждая колонна состояла из однотипных саолётов: Ан-12, Ил-76, Ан-22. По сходящимся маршрутам, группы выстраивались в параллельном движении и направлялись к месту "боёв" под Будапештом.
 
Воздушное десантирование личного состава и техники предстояло произвести на три площадки одновременно. Таким способом, формировался ударный кулак десантных войск, который играл важную роль в решающем сражении на земле.

 Наш, 110-й полк, на самолётах Ил-76, был ведущим всей группы и шёл в центральной колонне. Мы первыми должны были начать десантирование на центральную площадку. Мой экипаж находился на месте ведомого у командира 1 авиационной эскадрильи подполковника Мурашова А.Н. Впереди нас летела пара командира полка.

 После взлёта с аэродрома в Белоруссии, мы произвели сбор экипажей в боевой порядок "поток пар" и направились к пункту общего сбора, где к нам произвели пристраивание другие группы.  В левой колонне следовали Ан-12. В правой, с боевой техникой десанта, следовала группа Ан-22.
 
В грузовой кабине моего самолёта расположились 100 десантников. Они, в обнимку с парашютами, с напряжением ожидали начало десантирования. Некоторые, дремали, используя возможность для отдыха перед напряжённой предстоящей работой.

  Полёт длился несколько часов. Наблюдая на экране радиолокатора за отметкой ведущего, я старательно выдерживал свое место в строю.

   Полёт, по всему маршруту, выполнялся в боевом порядке. Дистанции между самолётами в паре 3 км, между парами 6-9 км. Летели, в основном, в облаках. Только иногда, в разрывах облачности, можно было увидеть параллельные колонны самолётов слева и справа.
 
  Задача для ведущих командиров трёх групп была сложной. Плотность авиации в зоне десантирования была наивысшей. Чтобы не перемешаться с другими группами, требовалось вывести колонны на свои площадки с точностью до 1 минуты.   
 В районе "боёв" действовали подразделения боевой авиации разных видов. Воздушное пространство прикрывали самолёты электронного противодействия. Истребительная авиация барражировала на всех высотах, защищая воздушное пространство. В воздухе было тесно.
Десантные войска должны  были вступить в "бой" строго в заданное время, после того, как боевая авиация освободит воздушное пространство.   
 
 На второй час полёта, отчётливо чувствую, как по спине  сбегают капли пота. Мне, как ведомому, приходиться пилотировать воздушный лайнер, в основном, в ручном режиме, а это не простое занятие в облаках, на дистанции в 3 км. от ведущего. Руки постоянно сжимают штурвал. Самолёт периодически попадает в спутный след от впереди летящих самолётов. Воздушный корабль кренится, волнистая дрожь пробегает по всему корпусу.
   
 Миновав государственную границу СССР, приступили к снижению. На подходе к Будапешту заняли высоту 800 метров. В свободном от облаков пространстве я с удивлением увидел плотность всей авиационной группы.
Слева, казалось совсем рядом, идут Ан-12, справа, плывут огромные Антеи (Ан-22). Выше нас летят истребители. Вся эта армия воздушных кораблей, повинуясь единой задаче, движется к намеченной цели.
 
 Наверно, эта картина воздушной армады грандиозно смотрится с земли. Для нас, на земле, привычно проплывают города и маленькие посёлки. В росчерках дорог они густо рассыпаны под нами. Там, люди  живут в своём мире повседневных забот. По дорогам бегут автомобили, приветливо дымят трубы в маленьких селениях.
 Не обычным громом грохочет, сегодня, над ними вся мощь советской авиации.
Эта мощь не представляет для них угрозу – это защита их мирной жизни.

 По плану десантирования, на главную смотровую площадку нацелена центральная колонна на самолётах Ил-76. Эти самолёты только поступили на вооружение ВТА и они должны были продемонстрировать свои возможности.
Левая колонна, на самолётах Ан-12, производила десантирование личного состава на свою площадку, слева, в 5 км от центра.
Правая колонна, самолётов Ан -22 производила выброску тяжёлой техники правее 10 км. Для десантирования боевых машин десанта использовали новые многокупольные парашютные системы. Они представляли величественное зрелище. 
Вся эта картина воздушного десантирования была впечатляющей. Телевидение многих стран активно показывало этот этап учений на всех каналах.   
 
 По мере приближения к цели, напряжение в нашем полёте нарастало.
 К этому моменту, все экипажи строго заняли свои места в боевом порядке. Вот и я "уложил" своего ведущего точно в перекрестие заданных линий на экране радиолокатора. Цифровое табло обозначило дистанцию 3 км. Боковой интервал 300 м. Чтобы при приземлении парашютисты сохранили этот интервал, мне надо ещё учесть угол сноса от бокового ветра.

 Подходим к пункту, обозначенному как НБП (начало боевого пути).
С этого пункта начинается подготовка к десантированию. Всё внимание сосредоточено на прицеливание для выхода в заданную точку. В этой задаче, решающая роль у штурмана ведущего экипажа. У подполковника Мурашова А.Н. опытный и надёжный штурман майор Кречетов П. Ему предстоит вывести наши самолёты в такое положение, с учётом ветра, откуда десант приземлится в заданное место перед трибуной. Счёт идёт на метры.
 Моя задача - выдержать все параметры в боевом порядке, не опоздать с выброской.

 До цели 10 км.
 Дал команду:
  -Открыть грузолюки!
  - Десанту приготовиться!

  Теперь наступает очередь боевой работы десантников. Им предстоит показать своё воинское мастерство.
Под руководством своих командиров, они выстроились в самолёте перед грузовым люком и боковыми дверями, поправляют свои парашюты, готовятся к прыжку.

 Вслед за ведущим, я плавно исправляю курс:
 - Влево 2, ещё влево 2! Собранность экипажа максимальная.

 До цели 5 км.
 - Открыть двери! Самолёт отзывается дрожью от встречных потоков воздуха. Эта дрожь вибрирует в теле.

 В расчётной точке начал десантирование ведущий.
 Через стёкла кабины вижу, как из его люков сыплется десант. Их купола быстро наполняются воздухом, плавно уплывают под мой самолёт.

 До выброски 2 км.
 - Внимание!...Помощник называет в эфире наш позывной.   
 Зажав штурвал, парирую кренение от спутных воздушных потоков. Десантники уже на ногах, нельзя допустить их падения от резких бросков.
 
Секундомер отсчитывает время.
 - 10, 5, 4, 3, 2 сек...
 Команда: «Пошёл!» - отзывается резким звуком сирены.
 Десантники сходу, бегом покидают воздушный корабль через грузовой люк и открытые двери. Самолёт вспухает, освободившись от сотни человек.
 
 -Десант покинул самолёт! - доложил бортовой техник.
 - Удачи вам, ребята!- промелькнуло в голове.

Взгляд, снова, безотрывно следит за самолётом ведущего. На экране отметки от всех самолётов в воздухе. Не потерять ведущего, теперь главная моя задача.
 
 - Закрыть грузолюки!

  После выброски парашютистов работа продолжается с прежним напряжением. Все группы начинают маневрирование для возвращения на обратный маршрут.
 Главное, теперь, не потеряться в этой гуще воздушных кораблей. Разворот каждой группы производится в строгой последовательности. 
 
 
Первой разворачиваются влево группа Ан-12. За ней, отворачивает вправо группа Ан-22.
 Через несколько секунд, производит разворот наша колонна с набором высоты над колонной Ан-22. Такой полёт в облаках требует безотрывного наблюдения за ведущим по экрану радиолокатора. Стоит на секунду отвести взгляд от своей отметки, как тут же можно прицепиться к чужой. На экране они все одинаковые.
При наборе высоты, снова, входим в облака. На экране радиолокатора россыпь отметок от самолётов всех групп. Где тут свой, а где из другой группы? Попробуй - разберись.
 Вместе с пилотированием корабля глаза постоянно нацелены на экран. Постепенно колонны самолётов расходятся в своих направлениях. Заняв высоту своего эшелона, спадает напряжение. Можно передохнуть. Отдал управление помощнику.
 
   Обратный полёт происходит в томительном ожидании результатов работы. Сохраняя место в строю, по несколько раз вместе со штурманом анализируем свои действия.
  - Не сделали ли ошибку? Не промахнулись ли при прицеливании? Каждая секунда  - это 100 метров ошибки в приземлении парашютистов. Сверив все расчёты, приходим к выводу, что всё верно.

 Время растягивается в ожидании оценки результатов работы. Командир полка имеет "специальную" связь с группой руководства на площадке десантирования. Ждём от него сообщений.
 
Настроение улучшилось, после доклада о высокой оценке  работы полка руководством учений.
  Над своим аэродромом, под Новгородом, выполнили роспуск группы. Маневрируя на расходящейся петле, выстроились в ряд для посадки. Через каждые 2 минуты, реверс двигателей извещал авиагородок о приземлении очередного самолёта.
 На земле нас тоже все ждали с нетерпением.  Технический персонал и наземные службы приложили немало сил для подготовки полка к этому вылету. Возвращение всех экипажей на свои аэродромы без серьёзных отказов авиационной техники - это уже хороший результат общей работы.

 После выключения двигателей, мы принимаем поздравление командного пункта. Наша пара, из всей группы полка, удостоилась особой оценки. Десантники, которые десантировались из самолётов нашей пары, приземлились наиболее точно у смотровой трибуны на площадке. Их командирам вручены награды от командования учений.
 
  Командирам кораблей: подполковнику Мурашову А.Н. и мне, - предписывалось прибыть, на утро, в Будапешт для церемонии награждения.
 
 Забежал домой. Успеваю только умыться и сообщить жене об очередной командировке. Самолёт уже ждёт нас.
  Учитывая, что все эти сутки нам пришлось быть в напряжённой работе, я, в качестве пассажира, с облегчением проспал всю обратную дорогу в Будапешт  на борту штабного Ан-12.
 

 2.   Награждение.

 Заключительным этапом всех больших учений, всегда, был парад войск.
 
 На парад представлялись лучшие  подразделения, демонстрирующие свою строевую подготовку. В этом  виде тоже было соревнование.
 
 Отменную строевую выправку в Будапеште демонстрировали войска ГДР,  аплодисментами провожали зрители советские подразделения, участвующие в учениях.
 
 Всем авиаторам, приглашённым для награждения, представилась возможность наблюдать за прохождением колонн в строю почётных гостей.

 После парада, состоялась церемония награждения отличившихся воинов. Она происходила в дворцовых помещениях Будапешта. Туда нас доставили автобусы задолго до назначенного срока. Представители всех армий были построены в общем строю и ожидали прибытие Министров Обороны.

 Предыдущие напряжённые дни учений большой усталостью навалилось на организм. Пребывание несколько часов в строю, не прибавляло нам парадной бодрости.
 Наконец, под команду:  - Смирно!- перед строем вышли все пять Министров Обороны стран участниц Варшавского Договора. Нашу страну представлял маршал Устинов.
 
  Длительная приветственная речь Министра Обороны Венгрии на венгерском языке, с последовательным переводом на русский, немецкий, болгарский и польский языки - затянулась.
Мне, иногда казалось, что под ногами земля качается и куда то уплывает.
Опираясь на плечо соседа в строю, с трудом удерживаю равновесие. В голове напряженно работает мысль:
 -Не пропустить вызов своей фамилии на венгерском языке!

 Вот, наконец, вызывают меня. На «чугунных» ногах, но твёрдо, подхожу к Министру Обороны Венгрии. Короткое рукопожатие и вручение коробочки с медалью.
 Печатаю шаг обратно в строй.
 Теперь, можно расслабиться.
 
С чувством огромной усталости, дожидаемся затянувшегося окончания церемонии.
 Сразу, после награждения, размещаемся в штабном Уазике и отправляемся на экскурсию по Будапешту.

    До следующего мероприятия - приёма у Министра Обороны Венгрии, есть несколько часов для отдыха.
 
Путешествие по городу увлекает. К началу мероприятия успеваем вернуться за несколько минут.

 К нашему удивлению, все столы, в зале приёма, уже заняты предусмотрительными военными. Свободными остаются  только столы в первом ряду.  Вместе с награждёнными десантниками размещаемся рядом со столом Министра Обороны.
 
 Вскоре, появляются Министры.
 
 Перед лицом высшего руководством армий, мы, вначале, робко поддерживали поздравления, наполняя бокалы газированной водой. Нам казалось, что военные лётчики не должны демонстрировать своё стремление к алкогольным напиткам. В то же время, на столах - изобилие спиртного  и холодных закусок.

 После выступления нашего Министра Обороны, не выдерживает капитан-десантник и наполняет большие стаканы венгерской водкой. Она, в разных бутылках, присутствует на нашем столе.
 - Мужики! За наше братство по оружию!
 Ну, как тут откажешься?

 Следующего министра, все слушали уже  под одобрительный гул повеселевшей публики.
Кто выступал с заключительным словом, я не помню. По предложению того же капитана – десантника, мы отправились к венгерским генералам и офицерам других армий меняться значками. Потом, генералы терпеливо выслушивали наши пожелания. Все чувствовали себя героями праздника и не очень выдерживали субординацию.
 
Поздно вечером, мы добрались до аэродрома. Наш штабной Ан-12, уже за пол-ночь приземлился на аэродроме в Новгороде.  Теперь мы дома.

           ****************************

 К полученной награде я отношусь с большим уважением.
 
 Во-первых, это награждение связано с конкретными результатами в моей лётной деятельности.
 Во-вторых, таких медалей было выпущено ограниченное количество, только для участников учений "Щит-79". На церемонии награждения, их было, чуть более ста человек.
 Эта медаль отличается от наших традиционных наград. Перекрещенные мечи напоминают о рыцарских турнирах.
 Вот, такими рыцарями, в те дни,  были мы - воины Советской державы, которые обеспечивали мирную жизнь на земле.
 
         Медаль «За братство по оружию» остаётся в моём комплекте наград, как память о тех сложных учениях.