Сила

Владимир Воропаев
Да, мельчает народ. Только такой вывод я могу сделать, поразмыслив над историей своих дедов и прадедов. Например, от отца своего я слышал о дядьке деда: он был немногословный человек, каменотес. Когда нагружал мощную телегу камнем, то лошадка, понуро напрягаясь, везла её в село из карьера.  Дядька перед возвышенностями выпрягал лошадку, жалея её, впрягался сам и взвозил телегу с камнем на бугор. Однажды, возвратившись, домой не в привычное время, застал свою молодую жену с барином в их семейной постели, барина молча выпроводил, а жену, взяв за ноги, ударил с размаху об стену и убил. Его отправили на каторгу, где он безследно сгинул.
Мой дед, был небольшого росточка, но крепыш. В свои семьдесят два года боролся с моим братом, который вернулся из армии, и бахвалился накачанным прессом и бицепсами.
Дед отбыл от звонка до звонка осужденный срок, десять лет, на Колыме, куда попал по доносу и вернулся со всеми своими зубами – пил отвар хвои, полоскал рот. Матрос с боевого крейсера «Гангут», потом не рядовой сотрудник НКВД, реабилитирован по возвращении и получивший за всё хорошее орден Ленина. Когда вернулся из мест отбывания, бабушка уже вышла замуж и родила от второго мужа сына, поскольку ничего не знала, где муж, жив ли, и цел ли?  Дед, вернувшись, тоже женился, и было ему тогда шестьдесят два года. Через год у них родился сын, мой дядя, младший меня на семь лет, а потом, через два года ещё один дядя, дед назвал его именем моего отца – Евгений, очень любил своего первенца. У деда был намечен сокровенный план в жизни – прожить сто лет; не дотянул четырех лет, умер в 96. Когда до него дошла весть о смерти моего отца, дед затосковал, часто припадал головой на лежащие на столе ладони и размышлял, размышлял…
Через месяц после смерти моего отца, своего сына, он тихо умер.
Отец мой был тоже незаурядный по силе человек. Когда строил дом, много тяжестей переносил с завода на своих плечах. Помню, я утром выбежал с мячом во двор, побутсать мяч о ворота в качестве разминки, но возле ворот лежал четырехметровый рельс, это отец принес его, идя с ночной смены, домой, а от нашего дома до завода было не меньше четырех километров. Неудивительны последствия таких ношений тяжестей – у него образовалась грыжа, которую отец сам «вправлял».
-Ты смотри, опять грыжа выскочила! – он немного наклонялся, придавливая низ живота ладонью и несколько раз втягивая в себя  воздух и злополучную грыжу.
Нет, народ не мельчает – это я обмельчал. Да, мои трое сыновей не блещут силой, но может быть сейчас физическая сила и не нужна, может быть сейчас особенно важна сила духа, чтобы устоять перед соблазнами мира?

Декабрь 2013 год.