Сон и бодрость

Александр Азовский
«Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес . 5:5-6).
«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:11-12).
 
Следует обратить наше внимание на эти освежающие, ободряющие и пробуждающие нас слова Священного Писания. Мы все дети света и любим свет. Поэт Валентин Сидоров, повторяя творчески слова Создателя, восклицает:

Да будет Свет, да будет Свет,
Да будет много Света!
А смерти нет, а смерти нет —
я точно знаю это.

Из века в век прядётся нить,
которой нет предела.
Мы после смерти будем жить,
а как — другое дело.

Нет перерыва, нет конца.
Слова о смерти лживы,
А наши души и сердца
ничем не расторжимы.

Рождаясь в мир, ребёнок как бы переходит из тьмы в свет, от сна к бодрствованию. Может быть, кто-то ошибочно полагает, что новорожденный не видит, не слышит, не имеет сознания. Пусть у него нет слов, но разве не бывает языка без слов? Нужны ли к примеру человеку слова, чтобы выразить свою боль? Она написана у него на лице.
То же бывает с младенцем: трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Он до этого спал в темноте, и вдруг поток света, слепящего и обжигающего, шквал звуков обрушился на него. Вспыхнуло одно солнце, затем — другое, десятки, тысячи солнц, заставляющие закрыть глаза. Страдая, ребёнок рождается в мир, пробуждается от сна. "Человек рождается на страдание, чтобы как искры, устремиться вверх". Наступит день, когда он будет умирать, тоже страдая. Это заметил Фламмарион: "Человек рождается в загробную жизнь так же, как младенец в жизнь земную". Определённый момент умирания человек воспринимает как конец своего существования, как безвыходный тупик, который, грубо выражаясь, заставляет его страдать. Но в перспективе — его ждёт свет жизни вечной.

Слово Божье называет смерть долговременным сном. "Девица не умерла, но спит". "Лазарь, друг наш уснул, и Я иду разбудить его". И настанет воскресение — пробуждение от сна, когда "многие из спящих в прахе земном пробудятся: одни — для жизни вечной, другие — для наказания, поругания и посрамления, услышав голос Божий: "Встань спящий, воскресни из мертвых!" Кстати, десять дев "задремали и уснули", скорее всего, сном смерти, то есть, умерли для того, чтобы проснуться после первого воскресения.

Между рождением и смертью человеку дан короткий отрезок времени земной жизни. И, надо признаться, что мы мало ценим этот бесценный подарок жизни, это счастье — жить! Вдыхать воздух, ощущать биение сердца, обладать умом, жадно впитывающим знания; ногами, ведущими нас — куда пожелаем — всё это бесспорно представляет неописуемое счастье. Но это счастье от ощущения жизни неизмеримо возрастает в том случае, если мы уясняем смысл её, постигаем истину бессмертия наших мыслей, чувств и желаний, когда мы осознаём себя объектами забот и любви нашего Отца Небесного, готовящего нам благодатное наследство в вечности. А право на это наследство приобретено ценой Крови Иисуса Христа, совершившего искупительный подвиг на Голгофском кресте.

Как же мало мы дорожим временем, забывая, что дни лукавы, другими словами, подобны быстротекущим водам, уплывающим без возврата в океан вечности.
И, может быть, среди нас есть люди, которым пламенно бы хотелось вернуть прошлое, начать жизнь сначала, не повторяя сделанных ошибок, чтобы жить иначе. Но это невозможно, поскольку жизнь однажды проживает каждый из нас, а потому, каждое её мгновение должно быть дороже денег для нас.

И вот на этом коротком жизненном пути появляется препятствие, регулярно останавливающее наши шаги. Это — сон. Сон бывает физическим, греховным и духовным. Кстати, там, где есть сон духовный — наверняка наличествует и сон греховный. Физиологический сон, хотя и занимает третью часть нашей жиз¬ни, необходим в аспекте отдыха нервной системы и всего организма. Сон даже важнее еды. Некоторые люди, экономя время, спали меньше общепринятых нормативов. Пётр I и Наполеон посвящали сну пять часов, а Эдисон — только два часа. Однако и естественный сон должен быть в меру. Если у человека появляется повышенная сонливость — это настораживающий признак патологического сна, появляющегося при некоторых заболеваниях, скажем, при сахарном диабете, воспалении мозга — энцефалите. Поэтому вялость, утомляемость, сонливость вызывают обоснованное беспокойство.

Бывают случаи летаргического сна, когда расслабляясь, люди засыпали на несколько десятков лет. Да и обычным сном не стоит злоупотреблять. Любителям долго спать Соломон советует: "Доколе ты, ленивец, будешь спать? (Кстати, ленивец — это животное, обитающее в джунглях Южной Америки и характеризующееся крайней медлительностью). Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложив руки, полежишь и, придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник". Не правда ли веско сказано? Таким образом, Писание предлагает таким расслабленным ленью, проснуться.
Итак, если физический сон как-то оправдан и обоснован, то духовный вреден и опасен.

Что же такое духовный сон, и какова его характеристика? Прежде всего, как и всякий сон, он выражается в потере или в отсутствии правильного сознания окружающей действительности. Ворота сознания затворены. Сонный человек не видит, что делается вокруг, не замечает опасности, угрожающей ему, не работает, не ест и естественно не в состоянии рассуждать здраво и действовать обдуманно.

Возможно,   кому-то  приходилось  ходить ночью полусонным от усталости. Вы помните, что это было за шествие? Голова, свинцово отяжелев, отключалась. Ноги, автоматически несли по дороге, и вы, наверно, многократно наталкивались на препятствия и, спотыкаясь, падали. Таково и духовное шествие христиан. Выходя из мира, они ясно видели путь к Небесному Иерусалиму, глаза веры были открытыми, а поступь — уверенной и твёрдой. Разум был просвещён светом свыше, мысли светлыми и святыми. Потом — многие устали, духовные глаза стали смыкаться, ум отуманился лжеучениями и веяниями мира сего настолько, что потерял способность отличать правду от лжи. Глаза веры закрылись, перестали видеть Христа одесную себя (Пс. 15:8).
Больше по инерции привычки, нежели по влечению Духа Святого такие христиане движутся вперёд, часто спотыкаясь, иначе говря, соблазняясь, падая и отпадая. Такое шествие вызывает порицание, насмешки, иронические реплики окружающих, и злорадство врага душ человеческих. Появляется вопрос: "Вы шли хорошо (как галаты). Кто остановил вас?"

Духовно сонные, не бодрствующие христиане, как правило, бывают обворованы лукавым. Воры обычно грабят, пользуясь тем¬нотой  и  сном своих  жертв. Сатана также обворовывает, когда духовно спят. Больше того, такие лаодикийцы бывают высокого мнения о себе: "Я богат, разбогател, ни в чём не имею нужды... не зная, что  бедны,   нищи,   слепы   и  наги" (Отк. 3:17).   Откуда  такое самовнушение,   такая   переоценка? Будучи больными, они считают себя здоровыми, подобно человеку, заявившему на приёме психиатру: "Вы окончательно избавили меня от мании величия. Так сколько же миллиардов я вам должен?". А сам не имел ничего. Какой самообман! Почему же лаодикийцы возомнили себя богатыми, хотя обанкротились духовно? Очевидно, когда-то они обладали сокровищами благодати Божьей. Но, не умножая полученных талантов, уснув духовно, они оказались ограбленными противником наших душ.

В Одессе мне рассказали следующий случай. Как-то один известный одессит, после двадцатилетнего отсутствия вернулся в родной город. Выйдя из вагона, он поставил свой чемодан, и, восхищаясь многоэтажными  новостройками, охватив голову руками, в порыве умиления воскликнул:
— О, Одесса, я не узнаю тебя!
Когда он пришел в себя, оправившись от удивления, то чемодана уже не было...
— Да, теперь я узнаю тебя, — сокрушённо признался он.
Вот к чему приводит утрата бдительности.
Бог века сего не только похищает духовные ценности христианина, но и ослепляет его настолько, что он не видит своего обнищания и оскудения.

Согласно определению Владимира Даля, бодрствовать – не спать, не дремать, не засыпать, быть на ногах, быть энергичным.
В Толковом словаре Ожегова бодрый – определяется как полный сил, деятельности и энергии.
В случае засыпания у человека закрываются глаза, он перестаёт правильно видеть окружающее, адекватно реагировать на опасности, поскольку его сознание отключается. "Если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой" (Лк. 12:39). Предвидя опасность, человек усиленно бодрствует. Поэтому "блажен бодрствующий и хранящий одежду свою" (Отк. 16:15). Апостол Пётр призывает: "Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1Пет. 4:7).

Есть такой вид сна, который называется внушённым сном. Перед человеком располагают блестящий шарик, на который он смотрит и смотрит, пока не истощится зрительный анализатор головного мозга, и торможение не охватывает всё тело. Он засыпает и становится послушной игрушкой в руках внушающего человека.
Точно также действует враг душ человеческих. Он внушает — да именно внушает — вопреки разуму и логике, и человек фанатично заявляет:
— Хотя вы и аргументировано обосновываете бытие Бога, и убедительные доказательства приводите, но я в Него всё равно верить не буду! Слышите, не хочу, и не буду!

Если Бог убеждает, действуя на разум, просвещая, то сатана, ослепляя ум до безумия богоотрицания, используя приём подавления и насилия, внушает! Во 2-м послании Коринфянам (4:4) апостол Павел сетует о том, что "закрыто благовествование для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образец Бога невидимого".

Вспомним Иоанна Крестителя, обратившегося к фарисеям: "Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?" Или вот, Апостол Петр, спрашивающий Ананию: "Кто внушил тебе мысль солгать Духу Святому?"
Таким образом, если Господь действует на ум, убеждая, то сатана, напротив, ослепляет ум, внушая сердцу безумного, что нет Бога. И не от того в Бога не верят, что доказательств недостаточно, а потому, что сердцу хочется грешить и не выгодно существование Бога с Его строгими требованиями. Правда от такого безумного самовнушения Бог не перестаёт существовать. Кстати, покаяние — это перемена мышления или "метанойя" по-гречески, заключающаяся в преобразовании и обновлении ума нашего (Рим. 12:2).

Разум просвещается сознанием бытия Божьего. Отсюда начинается обращение, то есть, перемена образа жизни. При помрачении разума теряется различие между добром и злом. "Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине невежества и ожесточения сердца их — они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью" (Еф. 4:18-19). Таковы чада тьмы.
Слово Божье предупреждает нас: "И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но обличайте" (Еф. 5:11). Хорошо и бодро шли вначале 10 дев. Только разума не хватало некоторым из них — того разума, который по определению из книги Иова (28:28) выражается в страхе Господнем и способности удаляться от зла. Держаться подальше от мирских сообществ, не уповая на иммунитет ко злу, и невосприимчивость к пагубному влиянию, быть ответственным в выборе друзей рекомендует апостол Павел, цитируя в 1-м послании Коринфянам (15:33) греческого поэта Менандра: "Худые сообщества развращают добрые нравы". Иоанн Златоуст замечает, что уголь горячий жжёт, холодный — пачкает руки.
Мирские сообщества Священное Писание уподобляют тьме, ночи, с которой сыны света не должны сообщаться. Поскольку эта ночь содействует греховному и духовному сну. Ночь неверия порождает преступления.

Замечено, что многие болезни начинаются или обостряются ночью: гипертонические кризы, инфаркты, тромбозы сосудов мозга, приступы астмы. И умирают ночью. Раны, полученные ночью, протекают тяжелее и заживают хуже, чем полученные днём. Болезни ведут себя подобно закоренелым преступникам, совершая злодейства под покровом темноты.
И грех тоже активизируется в условиях ночи неверия. Вот почему надо держаться на расстоянии от тьмы.

Профессиональные грабители, как правило, предварительно стараются отключить сигнализацию. Совесть и Слово Божие — средства сигнализации, информирующие о неблагополучии в духовной области.
Слово — сатана стремится изъять и оклеветать, а совесть — усыпить. Если сердце — ожесточившись, становится грубым, каменным, нечувствительным — то голос Божий как бы сквозь туманную дрёму непонимания доносится до сознания, в последующем — вовсе исчезает.
Закрываются глаза на истину, многое беззаконное становится в порядке вещей. Человек не боится оскверняться ядовитыми яствами "со стола царского", под нравственностью понимает всё, что нравится, а его совесть спит, как Самсон на коленях Далиды. А дьявол, являясь в виде ангела света, искушает, соблазняет, обольщает и льстит.

Есть ещё наркотический сон. Например, у нервозного человека. При Петре I пьяниц даже награждали специальной медалью, имеющий вид восьмиконечной звезды, отлитой из чугуна, весящей полпуда и крепящейся к металлическому обручу, который закрепляется на шее замком. Медаль называлась "За пьянство". В течении недели обязан был носить её "награждённый", ощущая тяжесть греха. В наши дни такие награды стоило бы вручать не столько за пьянство, ибо большая часть населения сгорбилась бы в три погибели — сколько за неверие, лежащее в основе всякого греха. Впрочем, сатана так и делает, но убаюканные лукавым жертвы не ощущают на себе этих рабских цепей и кандалов безбожия.
Так же как грабители отнимают часы — дьявол обкрадывает нас, лишает драгоценного времени, которым мы не дорожим — "забирает часы". Разумеется, делает он это "культурно".

В Мариуполе в одном многоэтажном доме появилось объявление: "ЖЭК такого-то числа будет проводить травлю насекомых. Просьба ко всем жильцам — обязательно быть дома. В случае отсутствия по уважительной причине, просим выставить перед дверью баночку для яда".
Как на грех, подавляющее большинство отсутствовавших жителей дома, клюнув простодушно на приманку ловких аферистов, приготовили злополучные баночки, представив, таким образом, ворам возможность безошибочно и, как говорится, культурно ограбить свои квартиры.

Такая хитрая приманка как кино и телеэкран некоторым представляется совсем безобидной. Стоит ли заниматься апологетикой телевидения, если даже японские учёные-психологи доказали, что если человек смотрит и смотрит эти фильмы в препарированном виде, то они опустошают и отупляют его, делают неспособным к самостоятельной творческой деятельности. Атрофируется интеллект, человек становится духовно нищим, нравственно растленным, жестоким, вкушая ядовитые рожки греха, приправленные развратом и сервированные неверием с красивым рекламным оформлением и зловонным содержанием. Он много знает, но как заметил Гераклит, это многознание уму не научает, склоняя к легкомыслию, поверхности и верхоглядству. Этот деревянный идол с голубым мерцающим экраном, отнимает дорогое время, превращается в "жевательную резинку для глаз", убивающую аппетит и стремление к здоровой духовной пище.

В телеэкран, в голубой леденец —
вы не всоситесь.
Не проглядите духовный конец —
сытость! —

советует популярный поэт Евгений Евтушенко. "Не упивайтесь вином" ложного учения о Боге, усыпляя голос совести — предупреждает Библия. Не будьте бесчувственными, "Ионы" спящие! Ваш сон — смертельный сон! Время потеряно. Надо пробудиться! "Встань спящий, воскресни из мёртвых",— призывает апостол Павел в послании к Ефесянам. Как блудный сын опомнись и приди в себя!

Когда жертва ограбления просыпается и не находит похищенного — поднимается шум, тревога, оттуда доносятся крики о помощи. А духовно сонные, к сожалению, люди настолько крепко спят, под действием снотворных средств греха, настолько опьянены иллюзиями благополучия, что нет никакого желания вернуть утраченные сокровища. Специалисты по воровству падки на документы, одежду, материальные ценности.
Может быть, кто-то лишился брачной одежды — виссона чистого, праведности святых? (Отк. 19:7). Не предел ли убожества и нищеты потеря этой одежды? А ведь без праведности и святости никто не увидит Господа
Иные обнаружили пропажу свидетельства о рождении свыше, духовного паспорта, запечатлённого печатью Духа Святого и удостоверяющего наше небесное гражданство. Потеряв эти документы, они сомневаются: спасутся ли?

Проснувшись, сонный человек может "наломать много дров". Даже погибнуть, как некоторые лунатики. Как-то в Гефсиманском саду Спаситель предложил ученикам бодрствовать и молиться. Он их даже упрекал за спячку: "Что вы спите? Встаньте и молитесь!" Пётр, бывший в числе спящих, неожиданно проснувшись, отсёк ухо мечом Малху. Такое опрометчивое и необдуманное поведение делало его государственным преступником, предоставляя воинам право без суда и следствия расправиться с Петром. Только экстренное вмешательство Учителя предупредило трагическую развязку. У христиан нет холодного оружия, но рубить уши и ранить сердца, оказывается можно другим способом:"Иной пустослов, уязвляет как мечом" (Пр.13:18).
Ссоры, скандалы, клевета, взаимные осуждения — дело рук духовно полусонных людей. Притча о плевелах повествует о враге, использующем наш сон для посева недобрых семян в сердцах. Мы удивляемся иногда такому явлению: вроде бы своим сказал — а уже во всех органах и учреждениях об этом известно. Несчастье в том, что лишаясь бдительности, мы позволяем проникать в нашу среду "волкам в овечьей шкуре" не совершившим достойного плода покаяния.

"Бодрствуйте!" — увещевает Писание, поскольку дьявол не спит, а бодрствует, ища погибели нашей душе. Он сменил тактику: осознав, что лобовой атакой и грубым насилием эффекта не добьёшься, предпринимает окольные, обходные приёмы, отягчая нас сном. Опытный Соломон наставляет: "Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть. Держи открытыми глаза твои и будешь досыта есть хлеб" (Пр. 20:13).

Вспоминаются трое учеников Христовых, отягчённых сном на горе Преображения, и таким образом проспавших значительную часть увлекательной беседы, состоявшейся у Христа с двумя восхищёнными на небо ветхозаветными старцами. Невольно приходит на память и юноша Евтих, упавший с третьего жилья во время проповеди Павла. К счастью, на этот раз для него всё обошлось благополучно, как говорят, отделался лёгким испугом. Но известны и другие случаи, когда отсутствие бодрствования становится причиной духовного травматизма и смерти.

Проповедников Евангелия, сваливая вину с больной головы на здоровую, иногда укоряют: плохо, мол, кормите, оттого и спим. Это несправедливый упрёк. Во-первых, потому что при одинаковых условиях питания, одни христиане бодрые, энергичные и жизнерадостные, а другие — вялые и сонливые. Во-вторых, как утверждают физиологи, сонливость обусловлена не голодом, а перееданием, и в частности, злоупотреблением мясной пищей, то есть, рожками этого  мира,  которыми до вынужденного  голодания  и последующего отрезвления наполнял своё чрево блудный сын. Бесспорно, что досыта есть хлеб, которым в Отчем доме избыточествуют наёмники, можно, если прийти в себя и держать открытыми глаза свои. Отсюда, обвинение служителей церкви в духовной дистрофии беспочвенно. Нужно вникать в себя и в учение, чтобы увидеть свою вину. Мать, у которой ребёнок подозрительно долго спит, беспокоится.

Мой сын как-то днём глубоко заснул. Взволновавшись, обнаружили у него тяжёлое отравление, которое при несвоевременном вмешательстве могло бы закончиться смертельным исходом. Церковь, как мудрая мать, зорко следит за своими детьми, постоянно тормоша их, а порой и "страхом спасая, исторгая из огня" (Иуд. 1:23).

Во время 2-й мировой войны генерал Макартур, покидая Филиппинские острова из стратегических соображений, обещал снова вернуться. Там было около двух тысяч военнопленных. Двое из них тайком собрали радиоприёмник и слушали известия с материка. Однажды они возликовали, услышав знакомый голос: "Говорит Макартур. Я вернулся!".
А враги, отступая, решили уничтожить заключённых и приказали всем построиться на площади для расстрела в назначенное время. Можно представить себе, какой бессонной и напряжённой была эта ночь. А стрелки часов неумолимо двигались вперёд, не оставляя надежды на спасение. Утро огласил реактивный гул. Самолёты — но чьи? Может быть – вражеские? Подходя ближе — убедились: свои! Из люков выпрыгивали парашютисты и, спускаясь на землю, освобождали обречённых на казнь. Генерал выполнил обещание.

"Се, грядёт с облаками!" (Отк. 1:7). Тот, Кто сказал: "Приду опять и возьму вас к Себе". Сатана идёт на решающий штурм. Как никогда прежде, силы зла мобилизованы для уничтожения сынов света. А некоторые спят... Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться!

(Из авторской книги «Пальма», 1995).