Мадонна, или Первые портреты Н. Н. Пушкиной

Галина Магницкая
Это событие произошло в зимней Москве на стыке 1828-1829 годов. Шестнадцатилетней девушкой, почти ребенком встретил  свою музу поэт среди огней большого шумного бала у танцмейстера П.А.Йогеля, первого бала, на который юную Натали вывезли как взрослую. Если верить дочери, то: «…В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».

Предоставим слово главному герою – А.С.Пушкину: «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки». По его собственному признанию, он оказался очарован,  или как шутили друзья, «огончарован». Ко всему прочему «впервые был робок».

Слова поэта подтверждает князь П.А. Вяземский: «Пушкин поражен был красотой Н.Н. Гончаровой… Он, как сам говорил, начал помышлять о женитьбе, желая покончить жизнь молодого человека и выйти из того положения, при котором какой-нибудь юноша мог трепать его по плечу на бале и звать в неприличное общество… Холостая жизнь и несоответствующее летам положение в свете надоели Пушкину…Устраняя напускной цинизм самого Пушкина и судя по-человечески, следует полагать, что Пушкин влюбился не на шутку около начала 1829 года».

Представим себе атмосферу тех времен по описанию сего праздника в первой части поэмы «Бал» Е.А.Баратынского:

Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала,
Старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала
С тупым вниманием глядят.
 
<1825-1828>

Натали была далеко не первой претенденткой на роль «хозяйки». Поэт иногда называл жену своей «сто тринадцатой любовью». Если он и преувеличил число своих увлечений, то, вероятно, не особенно сильно. «Пушкин до того был женолюбив, – вспоминал Сергей Комовский, учившийся вместе с поэтом в Лицее, что, будучи еще 15 или 16 лет, от одного прикосновения к руке танцующей, во время лицейских балов, взор его пылал, и он пыхтел, сопел, как ретивый конь среди молодого табуна...». Забудем пока о прошлом…

Именно с той зимы началась история любви. Любви? Да, Пушкин, несомненно, любил свою Наташу. Об этом буквально кричат его письма.

Вспомним некоторые из них: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, – а душу твою люблю я еще более твоего лица», - писал он жене в августе 1831 года в Петербург. Вот – главное – душа! В этом вся суть поэта. Красота важна, но это лишь внешнее проявление, для всех, а вот душа -  ее разглядеть и оценить у Таши мог далеко не каждый.

«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив», — уверяет он жену через три года после свадьбы. Думается, что в этом признании нет ни капли лжи. Натали расцветала в семейном кругу, окутанная облаком обожания мужа и, разумеется, становилась мудрее рядом с таким человеком.

А она? Натали была слишком молода, неопытна и чиста, чтобы сразу понять и оценить Пушкина. Хотя разница в возрасте была и не столь существенна – всего 13 лет. Здесь же решающую роль сыграл опыт прожитых годов, различие характеров, воспитания и темперамента.

Но сроку им было отпущено мало. Всего 6 неполных лет. И это притом, что за данное время Натали успела родить четырех детей, когда сам процесс и его последствия протекали не совсем гладко. Кроме того, между вторыми и третьими родами, в марте 1834 года у Натальи Николаевны случился выкидыш. Пушкины пришли на очередной бал, один из последних в танцевальном сезоне столицы в преддверии великого поста, где Наталье Николаевне сделалось плохо. Вот как описал Пушкин это событие в письме к другу П.В. Нащокину: «Вообрази, что жена моя на днях чуть не умерла. Нынешняя зима была ужасно изобильна балами. На Масленице танцевали уж два раза в день. Наконец настало последнее воскресение перед Великим постом. Думаю: слава Богу! Балы с плеч долой. Жена во дворце. Вдруг, смотрю – с нею делается дурно – я увожу ее, и она, приехав домой, – выкидывает». За несколько шутливыми словами сквозит явная тревога за здоровье Таши. В дневнике от 6 марта 1824 года он добавляет: «Вот до чего доплясались!» Очевидно, часть вины Пушкин берет на себя. Переоценил возможности супруги, а скорее и вообще не думал о возможных последствиях столь явной нагрузки.

Имена их детей: Маша, Саша, Гриша и Наташа. И какое совпадение – лишь у двоих, названных в честь родителей, осталось многочисленное потомство. У Александра Александровича от двух браков – 13 человек. У Натальи Александровны, опять же от 2-х мужей -  6 детей. Таковой оказалась игра природы, или пожелание Всевышнего.

Вернемся, однако, к истокам событий. Жениховство Пушкина затянулось. А причина тому – будущая теща с ее неуравновешенным и эксцентрическим характером. Наконец, 6 мая 1830 года состоялась помолвка. Обе столицы жили пересудами о предстоящей свадьбе «первого романтического поэта нашего времени на первой романтической красавице». Венчание из-за материальных сложностей состоялось значительно позже – 18 февраля 1831 года в приходе невесты – в церкви Большого Вознесения, что у Никитских ворот.

------------------------------

И вот тут мы подошли к основному. «Хлеба» оказалось достаточно, а «зрелищ» явно не хватало. Особенно женской половине, хотя, несомненно, любопытствовала и мужская часть столицы, а также все провинциальные подруги и друзья. Почему? В Москве Натали знали и могли лицезреть, а вот в Петербурге, куда Пушкин перебрался в мае 1827 года – нет. По этому поводу Пушкин пишет невесте: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей», - гласит письмо от 30 июля 1830 года. И далее в том же письме проскальзывает совершенно неожиданное предложение поэта-жениха: коль на покупку так полюбившейся картины недостает средств, «Афанасию Николаевичу следовало бы выменять на нее негодную Бабушку…».  Бронзовая статуэтка императрицы в обмен на «Рафаэлеву мадонну» — ну, чем не гениальное решение? Как же хотелось поэту «украсить…свою обитель» именно этой картиной.

«Нового» Пушкина после возвращения из михайловской ссылки в 1826 году первым запечатлел иностранец-рисовальщик Иосиф Вивьен. Он долгие годы работал в Москве, где стал именоваться на русский лад Иваном Осиповичем. Вскоре по прибытии поэта он нарисовал с натуры два его портрета. Один из них Пушкин оставил себе, а другой вклеил в рамочку и подарил поэту Е.А. Баратынскому.

Так что при необходимости можно было увидеть портрет Александра Сергеевича.  А вот у Натальи Николаевны сохранилось лишь детское ее изображение. Небольшая акварель, написанная неизвестным художником в 1810-е годы.

Портрет, которым любовался поэт, оказалось невозможным приобрести, но взамен появились бессмертные стихи. Один гений-художник, перешагнув через века, вдохновил другого гения, уже поэта. Забывается многое, поэтому уместно привести полный текст сонета

МАДОНА

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

<1830>

Вдумчивый  читатель, вероятно, обратит внимание, что слово мадонна у Пушкина написано с одной буквой «н». Именно в таком варианте это стихотворение печаталось в ранних изданиях. Теперь ошибка всюду исправлена. Что это - действительно ошибка? Плохое знание русского языка или нежелание гневить Бога за кощунственное сравнение?

Возможное и другое объяснение. Просто было найдено Слово - самое точное и образное для отражения мысли поэта. Тем самым Пушкин не посягнул на святые для каждого русского человека понятия: ни Богородицей, ни Пречистой Девой свою невесту он не назвал. Мадонна – образ  чисто поэтический. Но главное, что и самой Натальей Николаевной, глубоко верующей, эти строки, как и само сравнение, были приняты. Однако обозначив невесту Мадонной, поэт, будто невольно предсказал ожидавшие ее будущие страдания. Только разумеется не за сына-Спасителя, а за него, за мужа.

Сонет — в пушкинском наследии явление довольно редкое. Нужно отметить, что из-под пера поэта вышло их всего лишь три,  причем все — в 1830-м году. Но только одному суждена будет громкая слава, выше приведенному. Первоначально он  именовался как  «Картина», и лишь затем получил окончательное название – «Мадона», — под стать величайшим творениям ушедших эпох.

«Мадона» впервые увидела свет на страницах литературного альманаха «Сиротка» за 1831 год, что издавался «в пользу заведения призрения бедных сирот». Вновь проявились загадочные знаки судьбы. Ныне, зная о последующей участи детей поэта, невольно видится в этом событии некий потаенный смысл-предупреждение.

------------------------------

Вначале сложилась версия, что в письме Пушкина речь идет о «Мадонне с младенцем»  на фоне Синай, принадлежащей кисти  Пьетро Перуджино (ок. 1450-1523). Все его Мадонны отличаются состоянием величия и отстраненности от мира людей. Даже в «интимных» композициях, где Дева Мария изображалась не на троне и не в окружении святых, а только с Младенцем на руках, художник не считал нужным изменять свой стиль.

Много позже, с трудом, но дотошным пушкинистам удалось установить, что искомая картина была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, принадлежавшем И.В. Сленину, где Пушкин бывал частым посетителем. И  это была старинная копия картины Рафаэля, ученика Перуджино, которая выдавалась за подлинник. Но об этом тогда мало кто знал. Отсюда и столь высокая цена.

Всегда имеется место непостижимым совпадениям, неким временным параллелям, особенно в судьбах людей многогранно одаренных. Известно, что Рафаэль (полное имя Рафаэлло Санти, 1483-1520) не чужд был поэтическому вдохновению – сам писал сонеты. Пушкин, поистине, боготворил Рафаэля, подтверждением чему — его стихи, где столько раз упоминается имя гениального живописца. Но только Пушкин мог позволить себе обратиться к нему, как к равному, на «ты», и как к живому:
   … И ты, Харитою венчанный,    Ты, вдохновенный Рафаэль?
А в октябре 1830 года при написании трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин вкладывает в уста Сальери следующие слова:
…Мне не смешно, когда маляр негодный/ Мне пачкает Мадонну Рафаэля…
Кроме того сходство выразилось и в исключительной продуктивности творчества, которое и по сей день оценивается многими как некая видимая легкость, простота и вместе с тем непостижимое и непревзойденное совершенство, для описания которого сложно подобрать нужные слова. И нужно ли?  Возможно, лучшим ответом будет благодарное молчание.

По странной прихоти судьбы русскому гению, было отпущено столько же земного бытия, сколько и великому флорентийцу, – тридцать семь лет.
Оригинал рафаэлевский  «Мадонны с младенцем» много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of  Bridgewater, 1756 - 1829). С тех пор картина стала называться по имени владельца - «Madonna Bridgewater». После смерти герцога она  больше века хранилась в лондонской галерее «Дом Бриджуотеров».

Вторая  Мировая война внесла свои коррективы. Начались ожесточённые бомбардировки Лондона, поэтому «Бриджуотерская Мадонна» наряду с другими бесценными картинами была отправлена подальше от британской столицы, в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже в это время. После окончания военных событий картину решено было оставить в Эдинбурге

Вглядитесь, женский лик, словно излучает мягкий свет материнства, спокойный и счастливый. Чувствуется присущая ей грация. Необычен и младенец у нее на руках. Белокурый, как и Мадонна, он, повернув серьезное личико к ее лицу, изогнувшись, одной рукой, словно играя, тянет материнскую накидку. Такой сюжет живописцы используют крайне редко.  В одном из вариантов рукописи Пушкина сохранилась такая строка: « Пречистая и с ней играющий Спаситель». Как все совпадает!

Глядя на Мадонну, действительно ощущаются некоторые черты сходства с  Натальей Николаевной Пушкиной. Особенно если сопоставить ее лик с более поздним портретом Натали работы В.Гау.

------------------------------

Пушкин не забыл упрёки петербургских дам  и в первый же год семейной жизни заказал А.П. Брюллову портрет своей милой «жёнки».  К тому времени Александр Павлович Брюллов уже прославился в Европе своей акварельной живописью. Пушкин познакомился с ним в 1830 году в Петербурге, почти сразу после возвращения художника в родные края.   Неудивительно, что поэт захотел, чтобы акварельный портрет Натальи Николаевны писал  именно он. Жена его уже была представлена в свете и имела большой успех в обществе, где горячо обсуждалась не только её поэтическая красота, но и присущая ей всегдашняя немногословность и сдержанность. Натали в свете прозвали «кружевной душой» за то, что она казалась многим слишком холодной и бесстрастной, не склонной к тому, чтобы накоротке сходиться с людьми. Это – об особенностях характера. О ее красоте же ходили легенды. Так сестра Александра Сергеевича Ольга писала своему мужу следующее: « Моя невестка – женщина наиболее модная. Она вращается в самом высшем свете, и говорят вообще, что она – первая красавица; ее прозвали «Психеей»». При сопоставлении различных характеристик, данных Натали современниками в итоге получается – Психея с «кружевной душой». А как быть с утверждениями об ее ветрености и пристрастии к  балам и нарядам в таком случае? Не совпадают характеристики, увы!

Брюллов начинает работу над портретом в декабре 1831 года.  Наталья  Николаевна находилась к тому времени уже на четвёртом месяце беременности, которая пока была незаметной. На этом портрете ей 19 лет. Она в светло - розовом бальном платье с двумя рядами пышных кружев вокруг декольте. Длинные бриллиантовые серьги и  большая ферроньера на лбу придают портрету парадность. Кстати, возможно, при заказе такого портрета, поэтом отчасти двигало тщеславие, о котором говорил князь П.А. Вяземский - «в Петербурге Пушкину нельзя будет за всеми тянуться, в любви его к жене будет много тщеславия». Но поэт искренне гордился своей Ташей, когда писал ей «будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна!».

Несмотря на парадность портрета, образ получился необычайно трогательным и воздушным. Это единственный анфасный портрет, на котором Наталья Николаевна смотрит прямо на художника и на зрителей. На всех других известных портретах, она изображена либо в профиль, либо чуть-чуть  смотрящей в сторону. Здесь заметна  её «неопределённость во взгляде», о которой упоминали многочисленные составители словесных портретов жены поэта. А сам Пушкин написал своей старой приятельнице  Елизавете Хитрово накануне свадьбы такие строки: «Я женюсь на рыжей и косой мадонне». Очевидно, следовало сгладить душевную боль стареющей обожательницы.
Впоследствии он часто называл жену «моя косая Мадонна».

«Лицо её было чрезвычайно красиво, и черты его были удивительно правильны, но глаза, очень выразительные и большие, были размещены так близко друг от друга, что противоречило рисовальному правилу «один глаз должен быть отделён от другого на меру целого глаза», - записал свои наблюдения Станислав Моравский, который относительно долго не мог понять, что ему не нравилось и мешало в облике Натали.

Этот портрет так и остался единственным портретом Натальи Николаевны, сделанным при жизни поэта.

В мае 1836 года Пушкин хотел заказать ещё один портрет жены – у прославленного Карла Павловича Брюллова. В письме к жене от 4 мая 1836 он пишет: «…Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера». Однако на этот раз поэт ошибся. Карлу Брюллову красавица-жена поэта … не понравилась, и он  наотрез отказался писать её портрет! А когда этому своенравному живописцу  не нравилась модель, никто и ничто не могло заставить его писать. Да что Пушкин, когда он смог отказать в заказе на портрет самому  Николаю I.  Поговаривали, что именно «косинка» во взоре Натальи Николаевны так не понравилась художнику. Но, скорее всего, сам тип красоты Пушкиной был не в его вкусе. Карл Брюллов любил писать женщин знойных,  рубенсовского типа, а тут Натали, с её осиной талией.

------------------------------

«Ступай в деревню, носи по мне траур два года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона», - сказал Пушкин жене перед смертью. Вскоре Н. Н. Пушкина с детьми, с сестрой Александриною и в сопровождении тётки Загряжской покидает Петербург. Путь их лежал в Полотняный Завод - имение старшего брата Дмитрия, где они проживут более двух лет.

Добровольное изгнание не принесло Наталье Николаевне успокоения в столь тяжком горе. Она понимала, что стала для семьи брата невольной обузой, и по настоянию тётки Е. И. Загряжской,  возвратилась в 1839 году в Петербург. Здесь она с детьми поселилась в съёмной квартире, и долгое время вела весьма уединённую жизнь. Только самые близкие друзья Пушкина навещали её. В январе она переставала принимать даже друзей, постилась и выходила только в церковь.
О Наталье Николаевне тех дней можно судить по портрету К.П. Мазер, где она изображена  во вдовьем платье. Это - 1839 год. Ничего не осталось от облика ослепительной Натали. Перед нами предстает уставшая, и даже скорее  измученная женщина: поблекшая, похудевшая. Волосы, гладко расчесанные спереди и лежащие ниже ушей на щеках, заплетенные в виде подковы; широкий черный редингот с оплечным вышитым белым воротником; пестрый шарф на шее – не оживляли ее, не  придавали присущего ей ранее изящества. Похожа она на черную птицу с опущенными крыльями.
Возникали даже сомнения – она ли это? Высказывалось мнение, что изображена здесь жена П.В. Нащокина, портрет которой создавался почти одновременно. А может быть, художнику просто не удалось передать на полотне присущее Пушкиной обаяние?

Когда при жизни поэта кое-кто из друзей упрекал Наталью Николаевну в её увлечении балами, что требовало дорогих нарядов, она не отрицала этого. Но всегда категорически отвергала все обвинения в личных тратах. Все её выездные туалеты, всё, что у неё оказывалось роскошного и ценного - это подарки тётки Е. И. Загряжской, фрейлины царицы. Бездетная Загряжская безумно гордилась красотою племянницы, и богатую тётку тешило, что при её средствах племянница может поспорить изяществом дорогих нарядов с первыми щеголихами двора. Видно тщеславная была женщина… 
               
Так что когда в конце 1841 года в Аничковом дворце готовился костюмированный бал, на  который Наталья Николаевна получила личное приглашение царя, тётка опять не поскупилась и подарила «своей отшельнице» чудное одеяние в древнееврейском стиле, созданное по известной картине на библейский сюжет, изображавшей Ребекку. Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный, почти девичий, стан; яркий национальный головной убор, одним концом наброшенный на плечо, добавлял выразительности прекрасному лицу. Появление такой «Ребекки» во дворце было настоящим триумфом и вызвало общую волну восхищения. Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Наталье Николаевне и за руку подвёл к императрице, сказав во всеуслышание: "Смотрите и восхищайтесь!".  Императрица Александра Федоровна навела на неё лорнет и ответила с благодушной улыбкой: - "Да, прекрасна, в самом деле, прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству". Умная была женщина. Далеко заглядывала вперед.

Придворный живописец (предположительно В.И.Гау) написал сохранившийся до наших дней портрет молодой женщины, вызывающий чувство умиления  и восхищения одновременно. Такова притягательная сила красоты!
               
Известны ещё два портрета Н. Н. Пушкиной, относящихся к периоду 1841-1843 годов, которые без сомнений принадлежат кисти В.И. Гау (1816-1895). И опять же,  они были заказаны Загряжской к 30-тилетию любимой племянницы

Здесь она предстает перед нами в темном закрытом платье. Правда прическа соответствует моде того времени - локоны, спускающиеся вдоль щёк. Это уже не «воздушное создание» с брюлловского портрета. Но она по-прежнему своей скромностью напоминает Мадонну Рафаэля.

На следующем портрете Наталья Николаевна изображена по пояс, с поворотом влево. Она в бальном туалете с обнаженными плечами и короткими рукавами. Левая рука прикрыта светло-серой, отороченной горностаем накидкой. На шее черная бархотка, скрепленная драгоценным камнем. И сразу обращает на себя внимание черная бархатная шляпка с полями и длинным страусовым белым пером. Как тут не вспомнить стихи А.Блока?
               
Через семь лет после смерти Пушкина, Наталья Николаевна приняла предложение генерала П.П. Ланского, и вышла за него замуж. Есть ее портреты той поры, но это уже другая женщина, именуемая  Пушкиной-Ланской.

------------------------------

Постскриптум. Приходилось ли вам бывать на могиле Натальи Николаевы на Лазаревском кладбище в Петербурге?  Видели ли вы ее памятник? На камне высечена простая надпись – Наталья Николаевна Ланская с указанием дат жизни. Со вторым мужем прожила она в три раза дольше, почти 19 лет. Немного обидно за А.С.Пушкина. Ведь только благодаря его имени, его любви сохранилось имя Натали в истории и дошло до наших дней! Неужели такова была ее последняя воля?

------------------------------

Коллаж. Верхний ряд (слева направо):
Рафаэль Санти. Бриджуотерская Мадонна.
А.П.Брюллов. Портрет Н.Н.Пушкиной. Конец 1831 – начало 1832. Бумага, акварель.
К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839 год.
Нижний ряд:
В.И.Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной 1841 год.
В.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной. Акварель. 1842 год.
В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной. Акварель. 1842 -1843 гг.