Лучше быть...

Леонид Патракеев
               
Выключив ноутбук, Сергей встал из-за стола и посмотрел на производственную площадку, которая была под окнами его кабинета.  Заказов было много, и на площадке кипела работа.

- Надо завтра поговорить с главным инженером, - подумал Сергей, - пусть ищет людей, организуем вторую смену, иначе не успеем все выполнить к сроку.
День в делах пролетал быстро, поэтому отвлекаться на посторонние мысли было некогда.  И лишь, оставаясь один и прокручивая в голове прожитый день, Сергей снова приходил к печальному для себя выводу – он занимался не своим делом. Сергей организовывал, руководил, решал возникающие проблемы, разговаривал с людьми и чувствовал – это не его работа, он занимает чужое место. В принципе – все получалось: дела шли неплохо, заказы выполнялись и зарплату платили вовремя, но  внутреннее удовлетворение не приходило. Работа не приносила радости, превращаясь в тяжелое ярмо, которое изо всех сил давило на плечи.
- Лучше быть, чем казаться, -  вспомнились Сергею слова Валентина Пикуля,-  конечно, лучше, - подумал он, - только вот знать бы   кем?
Однажды он понял, что так и не нашел себя и это не давало теперь покоя.
 
В дверь постучали. В конце дня главный бухгалтер приносила на подпись документы. Сергей подписал их и стал собираться домой. Завтра была суббота и  давний друг, Олег, с которым когда то они вместе учились в детской художественной школе, пригласил его на свою выставку. Сергею нравилось рисовать, он чувствовал краски, но после окончания школы, когда он заявил, что хочет стать художником, родители выступили против, и уговорили Сергея поступить в технологический институт. С тех пор, он почти три десятка лет возился с техникой,  в которой разбирался, но радости от этого  не испытывал.  Сергей брал иногда в руки карандаш или кисть, рисунки не всегда были понятны окружающим его людям, и только  Олег не раз  говорил Сергею, что тот зарывает свой талант в землю...

Картины друга занимали одно из помещений в выставочной галерее.   Оно оказалось проходным, и народ здесь не задерживался. К тому же неудачное освещение  и расположение картин на стенах скрадывали впечатление от мастерски написанных, полотен. Сергей, обойдя помещение два раза, встал к выходу и вдруг ясно увидел всю композицию картин в целом. Помещение с картинами и на стенах и подсветкой под ними  как бы само  стало картиной, состоявшей из многих фрагментов.
- Кто тебе оформлял выставку? – спросил Сергей, подошедшего Олега.
-Да, нашелся один, развесил, как попало, хотя я ему объяснял и показывал,  - ответил расстроенный Олег.
- А что если все поменять? Давай сегодня после закрытия я развешу картины так,  как вижу сам, ты договорись там с кем нужно, чтобы мне разрешили, - предложил Сергей.
- Это будет поздно, что ты дома скажешь, и я помочь тебе не смогу, приглашен в гости, а  отказаться - не получится.
- Мне помощь не нужна, жена в санатории, дети живут отдельно, спокойно все сделаю.
-Ладно, делай,- согласился Олег.
Сергей ушел домой и вернулся обратно перед закрытием. До трех часов ночи он перевешивал картины и расставлял подсветку, закончив все, попрощался с охраной и, придя домой, лег спать.  Поздним утром его разбудил телефонный звонок. В трубке бился голос Олега:
- Серега, ты гений!- кричал он в трубку, - я, конечно, имел представление о композиции, но ты расположил все просто великолепно. Народ потрясен, люди уходят и возвращаются, чтобы посмотреть еще раз. Давай, быстро приезжай сюда.
- Да я еще сплю, - попробовал отговориться Сергей.
-Спит он,  - возмутился Олег, - сотворил чудо и спит. Все, жду.
Через час Сергей входил в галерею. У картин Олега толпился народ.  Сам Олег находился здесь же. Заметив Сергея, он подбежал к нему и обнял.
-Серега! Как ты это смог?!
Рядом остановились два посетителя.
- Посмотрите, - сказал один, обращаясь к другому, - насколько потрясающе подобрана композиция. Сюжет следующей картины дополняет сюжет предыдущей, энергия, заложенная в них художником, усиливается от картины к картине и будто фейерверком завершается в полотне расположенном в конце.  Я давно не видел ничего подобного.
- Ну что, слышал, - засмеялся Олег. – Вечером приглашаю тебя в ресторан.

Весь день приподнятое настроение не покидало Сергея. Это была, испытанная, когда то и основательно потом позабытая,  радость творчества.

В ресторане,  Олег, после рассказа о своих планах, спросил  Сергея:
- Ну, а ты не надумал еще променять директорское кресло на мольберт?
Сергей взглянул на него и, подумав, ответил:
Давно об этом думаю,  решиться трудно, ведь получается -  жизнь перевернуть надо, и перед людьми мне неудобно, перед теми, кто меня на работу брал и перед теми, кого  я взял.  Получается, что обманул я и тех и других. Вроде как взялся за дело и бросил.
-Первым делом ты обманываешь себя, да еще и оправдание этому ищешь,- сказал Олег.     - Может тот, кто на твое место придет - лучше тебя будет,  а перед подчиненными своими ты ни в чем не виноват. Что сейчас - война? И если ты не выведешь людей из сложного положения – они погибнут? Могу тебя уверить, если ты уйдешь – никто не погибнет. Разве люди, которых ты брал на работу,  не уходили от тебя?  Наверняка уходили,  и чувства вины при этом не испытывали.
-Да уходили, конечно,- махнул рукой Сергей, - один раз сразу четверо рабочих подали заявление -  нашли, что то выгоднее для себя, как не уговаривал задержаться - не остались, мы тогда чуть сроки не сорвали. 
-Ну вот, а ты  себя терзаешь, а то, что ты талант Богом данный не используешь – это преступление.
-Так уж и талант, - сомневался Сергей.
-Можешь мне поверить, я знаю, что говорю.
-Но нельзя же уйти в никуда, уйти – уйду, а дальше?
- Пойдешь ко мне, я сейчас над большим заказом по оформлению работаю, заплата конечно не директорская, но на первое время – вполне достойная.
- Ты серьезно? – не мог поверить Сергей.
-Вполне,- отозвался Олег и налил в рюмки коньяк.
- Давай выпьем за будущего художника Сергея Кленова.
Они выпили, посидели еще немного и разошлись по домам.

Придя на работу на следующий день, Сергей написал заявление об уходе. Оно вызвало удивление, его попытались отговорить, но Сергей остался непреклонен и, отработав положенное время, передал дела своему приемнику. Завершая последний день, он попрощался с сотрудниками, вышел на улицу и сел в машину. Какое - то время, не уезжая, Сергей смотрел на окна  кабинета, в котором прошла часть его жизни, ощущая сожаление по ушедшему времени. Жизнь, сделав круг, возвращала его обратно к холстам и краскам, еще раз давая шанс обрести себя.
-Лучше быть, чем казаться,-  опять вспомнил Сергей.
-Лучше быть…- подумал он, улыбнулся  и  выехал  за ворота, которые закрылись за ним,   выпуская  в новую жизнь и оставляя  позади,  все сомнения.