Автостопом до Стамбула. Измит - Стамбул

Игорь Прицко
ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИЗМИТ - СТАМБУЛ


5 февраля. Солнечным  утром  перед  нами  открылась  безрадостная  картина. На  древние  руины  смотреть – ещё  куда  ни  шло. Но  свежие  развалины  производили  удручающее  впечатление. Некоторые  дома  сложились  полностью, как  карточные  домики. Видимо  это  были  старые  постройки. Новые  дома, даже  многоэтажные, хоть  и  потрескались, но  устояли. Здания  просто  методически  отливают  из  железобетона – от  фундамента  до  самого  верха, этаж  за  этажом. С  таких  зданий  стрясло  только  то, что  выложено  из  кирпича. Одно  высотное  здание, похоже, собирались  сносить – на  удивление  оно  устояло, но  несущие  опоры  потрескались. Народ, потерявший  в  одночасье  и  крышу  над  головой, а  кое-кто  и  своих  близких, жил  в  палаточных  лагерях, которых  нам  встретилось  два. Это  были  длинные  ряды  больших  палаток.

Встречный  полисмен  сказал, что  до  Стамбула  100 км. Близость  большого  города  чувствовалась  даже  по  тому, что  туалеты, даже  на  АЗС  стали  платными. Какое-то  время  мы  шли  пешком  в  указанном  направлении, уехать  не  удавалось. Наконец, для  нас  остановил  автобус  один  довольно  бедно  одетый  мужчина. Он напоминал  одного  из  пострадавших  от  землетрясения. Такие  люди острее  чувствуют  трудности  других  и  приходят  на  помощь, даже  если  их  и  не  просишь.   Он  о  чём-то  поговорил  с  водителем  и  подозвал  нас.

В  пути  были  всего  час, но  за  это  время  нам  успели  предложить  кофе, чай, колу. В 12.10.  по  местному  времени  мы  вышли  на  залитую  солнцем  набережную  Вечного  города.

На  тёмно-синих  волнах  Босфора  качались  белоснежные  корабли  с  красными  флагами. Вдалеке, в какой-то  дымке  виден  был  густо  застроенный  другой  берег  пролива – Европа! Мы  пошли  вдоль  набережной  в  сторону  моста  через  пролив. Исторический  центр  города  был  там – на  другой  стороне. Уникальный  висячий  мост  был  виден  издалека. Построенный  в  1973 году  он  выглядел  более  чем  современно  благодаря  своей  смелой  конструкции. Дорожное  полотно  подвешено  на  высоте  68  метров. Шесть  полос  движения  шириной  30  метров. Расстояние  между  опорами  1074  метра, а  высота  опорных  башен – 165 метров. Все  эти  данные, конечно, можно  найти  в  любом  путеводителе. Но  лучше  все  же  один  раз  увидеть.

Наша  прогулка  по  набережной  закончилась  у  парка. Он  был  сильно  загажен  и  обжит, но  другого  места  для  ночлега  что-то  не  наблюдалось. В  поисках  места  мы  обошли  парк  и  решили,  перелезть  через  кирпичный  забор, который  его  разделял. Что  было  за  забором, мы  не  знали, но  казалось, что  там  спокойнее. Так  оно  и  оказалось. Ночь  обещала  быть  не  из  тёплых, хотя  и  теплее, чем  в  Измите. Снега  не  было. Идея – сшить  спальники, можно  сказать,  витала  в  холодном  стамбульском  воздухе. Вдвоём  в  одном  спальнике  всегда  теплее. Сложность  была  в  том, что  к  этому  времени  совсем  стемнело. Спальники  были  разной  конструкции  и  длины. Но  главное – надо  было  просто  вдеть  нитку  в  иголку. Пришлось  проявить  чудеса  изобретательности – мы  подсвечивали  друг  другу  спичками. Несколько  раз  я  морщился  от  боли, втыкая  иглу  в  палец. Валя  шила  так, будто  всю  жизнь  только в  темноте  этим  и  занималась. Уснули  в  тепле-то  довольно  быстро.

6 февраля. Первый  полный  день  в  Стамбуле. Как  оказалось, пройти  по  мосту  пешком  нельзя. Пришлось  воспользоваться  автобусом. Проезд  на  километр  обошёлся  по  200 тысяч  лир  с  носа. Кстати, узнали, что  Стамбул – это  место, где  не  дают  сдачи. Оказавшись  в  Европе, мы  первым  делом  пошли   по  направлению  к  центру. Мост  Галата  через  залив  Золотой  Рог  ощетинился  с  солнечной  стороны  целым  лесом  удочек. До  воды  довольно  далеко. Удивительно, как  рыбаки  не  запутывают  снасти? Рыбка  ловится  не  больно  крупная. Скорее, это  развлечение, чем  попытка  добыть  продовольствие. Тут  же  продаётся  и  наживка  и  снасти. С  моста  открываются  живописные  виды  на  город  по  обеим  сторонам  залива.

Кажется, что  застраивался  Стамбул  хаотично. Громадные  мечети  с  серыми  куполами  и  остроконечные  минареты – главные  сооружения  в  городе. Всё  остальное  кажется  на  их  фоне  не  существенным  и  мелким. По  узким  улочкам, мимо  рынка  мы  прошли  до  собора  Святой  Софии  и  целый  день  прогуляли  в  его  окрестностях. А  посмотреть  там  есть  что. Был  смешной  случай: на  площади  у  собора  ко  мне  подошёл  турок  с  семейством  и  хотел, чтобы  я  их  сфотографировал.

К  вечеру  вышли  к  мосту  Ататюрка, чуть  выше  по  заливу  Золотой  Рог. Мечети  были  красиво  подсвечены. По  берегам – море  огней. Ночным  Стамбулом  можно  было  любоваться  долго.  Но  надо  было  подумать  о  ночлеге. Мы  присмотрели  для  этого  два  места: вокзал  и  разрушенный  дом  в  районе  малой  мечети  Святой  Софии. Была  идея - напросится  в  мечеть, но  мы  опоздали – везде  было  закрыто. Узкие  улочки, где  днём  кипела  торговля, к  вечеру  опустели. Груды  мусора  рано  утром  соберут  мусорщики. На  вокзале  было  тепло, но  на  ночь  он  закрывался. Пришлось  идти  к  начальнику. Он  сидел  за  большим  столом  и  его  грозный  вид  говорил  о  том, что  ночевать  нам  с  Валей  под  открытым  небом. Но, узнав  о  наших  затруднениях, начальник, вдруг  улыбнулся  и  сказал: «О кей! Отель  но  мани». Мы  расстелили  спальники  у  батареи  и  легли  спать  около  часа  ночи.

7 февраля. Продолжили  осмотр  города, начиная  от  Голубой  мечети  или  мечети  султана  Ахмеда  с  шестью  минаретами. Говорят, из-за  этого  шестого  минарета, в  Мекке, чтобы  сохранить  главенство  пришлось  построить  седьмой  минарет. Голубая  мечеть – это, конечно  редкой  красоты  сооружение, к  которому  мы  потом  ещё  не  раз  возвращались. Построена  она  как  будто  вчера, а  на  самом  деле  в  1609 – 1616 годах. Впрочем, древности  нам  встречались  на  каждом  шагу. Например, на  античном  ипподроме   установлены  сразу  три  древние  реликвии. Египетский  обелиск  времён  фараона  Тутмоса III  (1525 – 1473 г. до н.э.), вывезенный  из  Египта  ещё  при  императоре  Феодосии I в  390 г. н.э. Вот  когда  уже  начинался  грабёж  Египта! Удивляет  даже  не  то, что  в  те  времена  умудрились  доставить  сюда  эту  громадную  стелу  и  не  отбить  ни  кусочка, хотя  и  это  впечатляет. Загадка  в  том, как  3,5 тысячи  лет  назад  египтянам  удалось  выбить  в  граните  такие  чёткие, глубокие  рисунки?               

Два  других  памятника – это  колонна  дракона  из  храма  Аполлона  в  Дельфах, на  которой  когда-то  стоял  треножник  из  чистого  золота  с  чашей  и  обелиск  X  века  императора  Константина  VII. Ещё  крестоносцы в 1204 году,  во  время  своих  завоевательных  походов  содрали  с  него  бронзовые  плиты. Нет  сомнений, что  и  золотую  чашу  с  треногой  умыкнули  они  же.

Мы  решили  дойти  до  городской  стены, которая  загораживает  город  с  запада, и  с  этой  целью  пошли  вдоль  моря  по  направлению  к  угловой  и  самой  южной  крепости  «семи  башен» Йедикуле. Кое-какие  остатки  стен  угадывались  и  вдоль  моря. Сейчас  всё  застроено, как  кажется,  без  всякого  плана  и  смысла  и  стена  явно  не  сохранилась  полностью. По  пути  сделали  остановку  на  берегу, у выброшенного  на  берег  рыболовного  судна, которое  ржавеет  там, видимо, давно. С  трудом  нашли  топливо  для  костра – до  того  берег  чистый.

Причину  такой  неправдоподобной  чистоты  нам  пришлось  узнать  чуть  позднее. По  пути  заметили  на  берегу  оставленную  рыбаками  мелкую  рыбёшку – хамсу, которую  как  горячие  пирожки  разбирали  десятки  чаек. Оставив  рюкзак, я  вернулся  и  набрал  немного  рыбы. На  обратном  пути  меня  окликнул  мужчина  и  попросил  помочь  ему  донести  до  машины  канистру  с  морской  водой. Когда  я  помог  и  собрался  уходить, мужчина  протянул  мне  купюру  в  500 тысяч  лир – единственный  реальный  заработок  за  всё  время.

 Уху  мы  сварили, и  хоть  она  и  была  немного  странная – с  манкой, съели  за  милую  душу. Кстати, к  этому  времени  никакой  другой  крупы  у  нас  уже  не  было. Потом  мы  встретили  электрика  Бориса, который  когда-то  работал  в  России  и  понимал  немного  по-русски. У  него  была  там  любовница. Он  собирался  нас  покормить, но  я  не  вовремя  сказал, что  у  них  тут  хоть  не  говори, что  ты  из  России – сразу  начинаются  сексуальные  притязания.

Возможно, я  оскорбил  его  в  самых  лучших  чувствах  и  Борис  на  самом  деле  хотел  помочь. Он  подарил  Вале  телефонную  карточку  и, кажется,  ей  удалось  дозвониться  до  дома.
До  крепости  «семи  башен»  дошли  только  в  сумерках. Береговая  крепостная  стена  была  внушительна,  прежде  всего,  по  ширине  и  высоте. Башни  были  в  плачевном  состоянии  и  частично  восстановлены. Сама  стена  была  хорошо  обжита – кое-где  на  ней  горели  костры. Своих  бомжей  там, видимо, хватает. Перед  стеной  было  довольно  широкое, но  не  очень  глубокое  понижение, в  котором  мы  узнали  ров. Сейчас  он  занят  огородами.

Стена  и  нам  казалась  вполне  подходящей  для  ночёвки. Мы  дождались, когда  стемнеет  и  пошли  через  ров  «на  штурм»  той  части  стены, где  не  было  костров. В  темноте  наткнулись  на  забор, из-за  которого  залаяла  собака. В  конце  концов, нашлось  на  стене  место  и  для  нас. Пожалуй, это  была  лучшая  ночёвка  в  Стамбуле.

Мы  лежали  в  высокой  сухой  траве  на  городской  стене,  и  над  нами  было  только  усеянное  звёздами  небо. Ночью  через  нас  прыгали  свирепые  янычары  с  ятаганами. Сверкали  кривые  клинки  и  отрубленные  головы, гулко  ударяясь  о  землю, катились  куда-то  вниз, под  стену, подпрыгивая  на  древних  кирпичах. Где-то  в  этом  месте  в  1453  году  турки  ворвались  в  Константинополь.

8 февраля. Сами  мы  «ворвались»  в  Стамбул  рано  по  утру  через  ворота  Эдирнекапи. Именно  до  этих  ворот  мы  дошли  вдоль  стены. Методически  стали  обходить  все  обозначенные  на карте  достопримечательности, начиная  с  мечети  Михримахи, которой, может  быть,  и  не  было  бы, если  бы  у  султана  Сулеймана  Великолепного  и  Рокселаны  не  умерла  любимая  дочь. Время  постройки – 1550 год, и  имя  любимой  дочери  султана  действительно  живёт  в  веках. Конечно, у  каждой  мечети – своя  история.
Вот  Хоральная  монастырская  церковь, построенная  ещё  при  императоре  Юстиниане I  (527 – 565 г.г.)  Турки  перестроили  её  в  мечеть  в  1511 году  и  закрасили  уникальные  фрески  и  мозаики, которые  увидели  свет  лишь  через  400  с  лишним  лет – в 1951 году.

Далее  мы  пошли  к  мечети  Завоевателя. По  пути я  заметил женщину, несущую  вязанку  дров. Попробовал  предложить  помощь, но  она  согласилась  принять  её  только  от  Вали, и  то  частично – они  несли  вязанку  вместе. Секрет  чистоты  на  берегу  и  в  городе  заключается  в  том, что  отопления, как  такового, в  турецких  домах  нет,  и  свои  жилища  зимой  народ  отапливает  простыми  печками- буржуйками, подбирая  на  улицах  всё, что  горит. Это, конечно, не  очень  эстетично, когда  дымовая  труба  проходит  через  комнату, но  зато  дёшево  и  практично. Зиму  в  Турции  просто  пережидают, благо, что  она  не  так  длинна, как  у  нас. Женщина  с  хворостом, в  благодарность  за  помощь, пригласила  нас  к  себе. Появилась  возможность  побывать  в  простой  квартирке  на  втором  этаже, где  в  обстановке  не  было  ничего  лишнего. Нас  угостили  так  же  скромно, как  они  живут: чай, оливки, масло. Провожать  нас  вывалил  весь  небольшой  подъезд.

Кстати, несколько  слов  о  хлебном  вопросе. Мы  слышали, что  утром  у  магазинов  можно  найти  чёрствый  хлеб, который, якобы, просто  вывешивают  на  улицу  в  пакетах. Когда  после  ночёвки  на  вокзале  мы  шли  по  ещё  спящему  городу, у  некоторых  магазинов  действительно  висели  пакеты  с  хлебом. Но  мы  не  решились  их  взять. Возможно, у  них  так  развозят  свежий  хлеб. Пакет  с  хлебом  Валя  всё  же  нашла  на  парапете  фонтана, и  мы  потом  долго  ели  эти  булочки, вполне  пригодные  в  пищу, решив, что  турки  просто  зажрались. Позднее  нам  попался  пакет  с  полностью  заплесневевшим  хлебом, который  могли  бы  сожрать  хотя  бы  крысы. Но, видимо, крысам  в  Стамбуле  не  до  такой  ерунды. Или  их  просто  нет. Во  всяком  случае, мы  поняли, что  Стамбул – город  хлебный. Помереть  с  голода,  надо  умудриться.

Осмотрев  практически  все  обозначенные  на  схеме  интересные  объекты, мы  спустились  по  крутым  и  узким  улочкам  к  заливу  Золотой  Рог. Характерная  черта  таких  улиц – это  бельё, висящее    на  высоте  этажей  прямо  над  головами. Улицы  становились  порой  такими  крутыми, что  превращались  в  лестницы. Потом  мы  вернулись  на  берег  Мраморного  моря, которое, как  мы  уже  знали, богато  рыбой. Там, у  рыбного  базара  нас,  вдруг, окликнули  по-русски.
Это  был  грузин  Вано, который  шестой  год  зазывает  посетителей  в  небольшое  кафе  у  моря, получая  за  это  10 долларов  в  день. Он  угостил  чаем. В  разговоре  выяснилось, что  в  этом  кафе  можно  заночевать. Для  этого  надо  подойти  часам  к  11 – 12. Сторожит  и  убирает  это  кафе  тоже  наш  человек. Насчёт  работы  в  Турции  Вано  не  обнадёжил. Говорит, без  знания  языка – это  дохлое  дело. «Плюньте  мне  в  глаза, если  вам  будут  платить  больше  200 долларов  в  месяц. Даже  не  покажут».

До  вечера  мы  шатались  по  наиболее  интересным  местам  в  городе. Когда  стемнело, нам  предлагали  отель  всего  по  четыре  доллара  за  ночь. Но  нас  уже  ждали  в  кафе  на  берегу. Ближе  к  полуночи  мы  вернулись  туда  и  познакомились  с  Петром  из  Молдавии. Третий  год  живёт  в  Стамбуле. Иногда  ездит  домой. Визу  продлевает  каждый  месяц  на  границе. Философ  по  определению. Ушёл  из  семьи; 52 года; высшее  образование – учитель. Проблема  с  взрослыми  сыновьями. Разочаровался  в  них – не  так  воспитал, не  в  своём  духе. Считает, что  если  мы  дошли  до  жизни  такой, то  виноваты  сами. «Как  мы  можем  сделать  что-то  хорошее, если  в  нас  столько  плохого?»  Он  не  пытается  что-то  исправить, понимая, что  это  не  в  его  силах.  Это  философия  сама  в  себе. Типа: я  не  приемлю  это  общество, значит  мне  лучше  уйти. Кто-то  уходит  в  монастырь. Может  это  для  него  и  есть  ближайшее  будущее. Но  пока  он  выбрал  этот  путь  и  ночью, пока  убирает  мусор  и  сторожит, у  него  есть  время  поразмышлять  над  жизнью, и  он, в  принципе, доволен, если  не  считать  сожаления, что  развалился  Союз,  и  мы  перестали  себя  уважать.

Он  предложил  нам  помыться  в  душе, что  было,  как  нельзя,  кстати  за  20  с  лишним  дней. Потом  нас  накормили. Ужинали  в  обществе  нескольких  турок, которые  тоже  там  потом  заночевали. Дело  в  том, что  приготовленное  днём  на  другой  день  не  оставляют – выбрасывают. С  утра  всё  готовится  заново. Говорят, когда  не  сезон – это  даже  себе  в  убыток. Так  что  эти  мужчины  просто  уничтожали  вчерашний  товар – не  пропадать  же  добру. На  ужин  были  баклажаны, салат  «оливье», салат  острый  и  чай. Пётр  оказался  настоящим  артистом  и  на  сон  грядущий  устроил  нам  настоящий  концерт, спев  песни  на  трёх  языках: русском, турецком  и  молдавском. Спать  мы  улеглись  прямо  на  полу, сдвинув  столы. Уснули  где-то  после  трёх  часов  ночи.

9 февраля. За  ночь  добрая  душа  Пётр  насушил  нам  сухарей  в  дорогу, а  утром  снова  накормил. Поспать  удалось  часа  три, но    этого  было  вполне  достаточно. Душ  смыл  с  нас  не  только  грязь, но  и  усталость,  накопившуюся  за  последние  недели. Даже  рюкзаки  стали  как  будто  немного  легче. Прощание  было  коротким  и  тёплым, как  и  сама  эта  мимолётная  встреча  в  пути.  Путь  наш  снова  лежал  к  мосту  Галата  через  залив  Золотой  Рог. Нам  осталось  сходить  к  знаменитой  башне  Галата, построенной  около  500  года  нашей  эры. Башня  видна  издалека. Никаких  других  строений  выше  неё  рядом  нет. Попасть  в  неё  оказалось  невозможно – шла  реставрация. Но  рядом  было  кафе, в  котором  дают  бесплатно  кипяток. В  башне  Галата, на  самом  верху, похоже, ресторан.

По  пути  к  мосту  нам  встретилось  ещё  несколько  старинных  мечетей. Если  центр  города  ещё  сохранён  в  прежнем  виде, то  чем  дальше  от  него  уходишь, тем  больше  встречается  новых  построек  из  стекла  и  бетона. Зеркальные  окна  банков  и  витрины  дорогих  магазинов  сияют  такой  чистотой, что  невольно  озираешься  в  поисках  кирпича. На  автостоянках  нет  ни  одного «Запорожца». Всё  импортное, но  не  с  Украины. Шикарные  лимузины  отсвечивают  полировкой  как  медовые  пряники  глазурью. А  с  чем  ещё  сравнить  эту  роскошь  путешественнику, у  которого  в  желудке  бултыхается только  стакан  чая?
Идти  до  пешеходного  моста  мы  снова  поленились. Стамбул  располагает  к  расточительству – мы  потратили  на  паром  ужасную  сумму – 700 тысяч  лир. Столько  стоили  два  билета.

Отдельно  стоит  рассказать  о  чистильщиках  обуви. Пацаны  лет  с  пяти, похоже, все  поголовно  занимаются  этим  грязным  бизнесом  в  сфере  услуг. Некоторые, правда,  продают  зажигалки. Чистильщики  очень  навязчивы. Вплоть  до  того, что  бросаются  под  ноги  и  стараются  мазнуть  по  пыльному  ботинку  своей  ваксой. Руки  у  них, чуть  ли  не  по  локоть  чёрные. Вероятно, это  очень  впечатляет  сердобольных  капиталистов, но  не  нас.
На  азиатском  берегу  мы, конечно, направили  свои  стопы  в  знакомый  парк. В  пять  часов  уже  начинало  темнеть, а  в  семь  можно  было  смело  ложиться  спать, тем  более, что  на  следующий  день  мы  собирались  покинуть  Стамбул.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: