О, дивный новый мир

Сергей Шрамко
Доктор Павек прописал Швейку против его патриотического энтузиазма бром ...
На другой день доктор пришел опять и осведомился на кухне у пани Мюллер, как себя чувствует пациент.
- Хуже ему, пан доктор, с искренней грустью ответила пани Мюллер. - Ночью он пел, с позволения сказать, австрийский гимн.
                Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.

Несмотря на трудности с определениями, к концу XIX века мир был поделен меж великими державами.
Будущее создание единой расы и рождение общего языка представлялись неминуемым.
Многим философам белое господство казалось вечным, а всеобщее слияние - разумеется, путем растворения в высшей расе всех народов - естественным. (Так уж вышло, что большинство наций принадлежит к белой расе, а народностей и племен - к черной, желтой и коричневой).

Еще Фридрих Ницше считал, что «не следует придавать слишком большого значения жалобам людей на утрату национальных черт (в одежде, нравах, правовых понятиях, формах поэзии и т.д.). Ценой этой утраты человек возвышается до сверхнационального, до целей, общих всему человечеству, до фундаментального знания, до понимания прошлого и наслаждения иноземным, - словом, благодаря этому человек перестает быть варваром». Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Собрание сочинений, т.3. - М., 1911, с.339.

Другой Фридрих - Энгельс, мечтая о растворении обломков народов, неспособных к самостоятельному национальному существованию (Энгельс Ф. По и Рейн. - В кн. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.281), думал, что движущий фактор истории – исключительно классовая борьба, а все межнациональные конфликты разрешены.
В проекте «Коммунистического символа веры» он пророчил: «Национальные черты народов, объединяющихся на основе принципа общности, именно в результате этого объединения, неизбежно исчезнут вследствие уничтожения их основы - частной собственности». Энгельс Ф. - В кн. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.42, с.360.
Да что там нации, - «даже естественно возникшие родовые различия, как, например, расовые и т.д. могут и должны быть устранены историческим развитием». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с.426.

По сему поводу уже не Фридрих, а Федор Достоевский зло ехидничал: «Из всего человечества, из всех народов теоретики хотят сделать нечто безличное, которое бы во всех странах земного шара, во всех различных климатических и исторических условиях оставалось бы одним и тем же. Нам бы сильно хотелось, если бы кто-нибудь из этих теоретиков решил бы следующие вопросы: точно ли много выиграет человечество, когда каждый народ будет представлять из себя стертый грош и какая именно будет от этого польза?» Достоевский Ф.С. ПСС, т.20. - М., 1980, с.60.

Гораздо глубже и тоньше видел диалектику общечеловеческого и национально-группового Александр Блок, он считал, что “ненавидеть интернационализм - не знать и не чуять силы национальной”. Блок А. Собр. соч. в 8 т., т.7, с. 314.

Но и Ленин, вслед своим учителям, тоже пророчил грядущее слияние наций: «Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их». Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. - В кн. Ленин В.И. ПСС.т.27, с.256.

Движитель прогресса - социальные противоречия. Но использовать существующие национально-освободительные движения против колониальных держав, т.е. против мирового империализма, Ленин считал абсолютно необходимым. Недаром на II съезде коммунистических организаций народов Востока, обращаясь к его участникам, он заявил, что «в маленьких размерах мы осуществили в нашей стране то, что в большом размере, в больших странах осуществите вы». Ленин В.И. ПСС, т.39, с.329.
Ленин был уже давно убежден, что «нет иного средства борьбы с национальной ненавистью, как организация и сплочение класса угнетенных для борьбы против класса угнетателей в каждой отдельной стране, как соединение таких национальных рабочих организаций в одну международную рабочую армию для борьбы против международного капитала». Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (1894), ПСС, т.1, с.155.

А в октябре 1915 года, трудясь над рефератом «Империализм и право наций на самоопределение» и делая выписки из германского Придворного календаря («Hofkalender») за 1914 г., будущий  вождь педантично подсчитал общую численность наций великих держав по данным на 1910 г.: англичане (Англия и США) - 125; великорусы - 73; немцы - 72; французы - 38; японцы - 50; итальянцы - 35; венгры - 10. Всего = 403 млн. человек.
Так же усердно он высчитал прирост численности населения колоний: 1876 г. - 314; 1914 г. - 570 и пришел к поразившему его итогу: + 81% за 38 лет.  Затем набросал тезисы: Зачем разделение по нациям, когда империализм есть эпоха соединения наций? «Зачем» национальные движения в Украине, Китае, Персии, Индии, Египте и пр., «если» (когда) передовые страны достигли стадии империализма, соединяющего нации? если капитализм (= империализм) в передовых странах перерос рамки национальных государств?
Ленин вспомнил спор Маркса и прудонистов о степени развития стран Европы, и оброненное по сему поводу классиком словцо: «Вы полагаете, другие нации должны сидеть на ж... и ждать, пока Франция совершит социальную революцию?»
Он размышлял дальше: «Империализм есть угнетение наций на новой исторической почве... Это одна 1/2. Другая 1/2 задачи = пробуждение национальных движений на Востоке Европы (Украина после 1905), в Азии и в Африке (Китай, Индия, Египет) - в колониях (среди 1000 млн. населения земного шара 570+360=930)». Ленин В.И., ПСС, т.27, с.434-444.
После этих расчетов Ленин выписал и подчеркнул потрясший его итог: 300-400 млн. из 1600 - угнетатели.

Что же следует из того, что 1,2 -1,3 млрд. человек (75-82% всего человечества) на Земле испытывают национальный гнет? Социальному гнету мирового империализма подвергается и пролетариат развитых стран.
Вывод очевиден: именно в интересах рабочего класса угнетающих наций надо требовать свободы отделения угнетенных.
Критикуя «левых» доктринеров (Пятакова и др.),  призывавших к немедленному слиянию всех наций непосредственно в ходе социалистической революции, в  работе «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме» (1916 г.) Ленин писал: «Социальная революция не может произойти иначе, как в виде эпохи, соединяющей гражданскую войну пролетариата с буржуазией в передовых странах и целый ряд демократических и революционных, в том числе национально-освободительных, движений в неразвитых, отсталых и  угнетенных нациях». Ленин В.И. ПСС, т.30, с.112.

В этих раздумьях Ленин дошел... до признания права на национальное самоопределение рабовладельческих стран, решив, что большевикам надо поддерживать и рабовладельцев, если они заявят о своих антиимпериалистических настроениях. «К колониальным и полуколониальным народам мы отнесли 1000 млн. населения... Из 1000 млн. населения свыше 700 млн. (Китай, Индия, Персия, Египет) принадлежит к странам, где рабочие есть. Но даже для тех колониальных стран, где нет рабочих, где есть только рабовладельцы и рабы и т. п., не только не нелепо, а обязательно для всякого марксиста выставлять «самоопределение». (Написано в августе-октябре 1916 г.). Ленин В.И. ПСС, т.30, с.93-129.

Ничто не сближает так, как общий враг.
Этой мысли он останется верен всю оставшуюся жизнь.

«Все события мировой политики сосредоточиваются неизбежно вокруг одного центрального пункта, именно: борьбы всемирной буржуазии против Советской Российской республики, которая группирует вокруг себя неминуемо, с одной стороны, советские движения передовых рабочих всех стран, с другой стороны, все национально-освободительные движения колоний и угнетенных народностей, убеждающихся на горьком опыте, что им нет спасения, кроме как в победе Советской власти над всемирным империализмом». Ленин В.И. ПСС, т. 41, с.167.

В сборнике «Из глубины» Н. Бердяев писал: «Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные особенности даже тогда, когда они наносят тяжелый удар национальной мощи и национальному достоинству. Каждый народ имеет свой стиль революционный, как имеет свой стиль консервативный...
Русская революция антинациональна по своему характеру... Но и в этом антинациональном ее характере отразились национальные особенности русского народа и стиль нашей несчастливой и губительной революции - русский стиль. Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее характер. Русский коммунизм... с одной стороны, явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизма, русского искания царства правды, русской идеи принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями, чем это о нем думают, - традициями не только хорошими, но и очень плохими. (Бердяев Н. Духи русской революции, русские духи).

Примечательную мысль о циничном прагматизме подхода Ленина к национальным проблемам высказал Н.И. Бухарин:
«В начальной стадии своего развития ленинское учение в национальном и колониальном вопросе не всегда и не всеми было осознано, но теперь его смысл выступает совершенно отчетливо. Перед нами - эпоха мировых войн и государства, находящиеся в периоде распада, которые нужно, по ницшеанскому правилу, «подтолкнуть». Для того чтобы их подтолкнуть, нужно поддержать все элементы распада этих тел, сепаратизм колониального, национального движения, т.е. все те разрушительные силы, которые объективно ослабляют мощь того железного государственного обруча, того государства, которое представляет из себя наиболее могущественную и рациональную организацию буржуазии.
Отсюда, из этой практической постановки вопроса, вытекали как своеобразные теоретические задания, так и практические лозунги (право на отделение и т.д.). Сюда относится прогноз, что в ближайшую эпоху мы будем иметь целый ряд промежуточных революций, колониальных восстаний, национальных войн, борьбы за свободу угнетенных наций против великодержавия и пр. Все эти прогнозы, которые соответствуют ряду промежуточных ступеней в общем процессе распада капиталистических отношений, - все они, само собой, разумеется, предполагают сложную теоретическую работу мысли…
Решения этих вопросов разбросаны в целом ряде статей Владимира Ильича так, что мы теперь имеем полную возможность до конца понять его идеи и делать из этих идей таран против буржуазно-капиталистического общества, с одной стороны; а с другой стороны, строить, пользуясь рычагом пролетарской власти, на других принципах, новые политические образования, из которых самым крупным является наш Советский Союз. Мы имеем здесь соединение теории с практикой на основе новых явлений, которые являются как продуктом распада, с одной стороны, так и продуктом нового строительства, с другой стороны.
И все это подытожено и увязано в одну систему; она послужит нам в дальнейшем, в течение ряда ближайших десятилетий, одним из важнейших теоретических и практических орудий. Если мы только вспомним, какую роль в общем процессе распада теперешних капиталистических отношений будут играть и колониальные восстания, и национальные войны; если мы мысленно продолжим процесс революции на другие континенты, перенеся его из Западной Европы, то мы представим себе, какое могущественное орудие дает теоретическая система Владимира Ильича в этом вопросе, какую огромную силу, какие великолепные методы мобилизации масс представляет собой то учение, которое разработано Владимиром Ильичем в области национального и колониального вопросов». Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М., 1990, с.70-71.

Фактически право на самоопределение Ленин признавал за народами любых колониальных империй - Британской, Австро-Венгерской, Оттоманской, но никак не за народами Российской империи, включая даже Польшу и Финляндию.
Почти все нерусские народы, отделившиеся от империи после Февральской и Октябрьской революций, были возвращены в СССР, чаще всего насильственным путем. В отношении Финляндии и Польши такие попытки большевиками тоже предпринимались, но оказались безуспешными.

Он боролся против царской империи не потому, что она империя, а потому, что она – царская. Ленин был за мировую советскую империю. Это прямо записано его рукой в преамбуле Конституции СССР 1924 года, где сказано: «Новое советское государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Советскую Социалистическую Республику».

Дерзкая теория перманентной революции Льва Троцкого, по которой пролетарский пожар, начавштсь в одной стране, должен перекидываться на соседние, пока не охватит весь мир, была вовсе не утопией (как и мечта о создании Советской Республики Земного шара - не фантазией), но практической программой руководства партии, считавшего СССР плацдармом для начала мирового штурма пролетариата.
По его теории, мировая революция, как и в прошлом веке, фактически должна была стать одновременным выступлением пролетариев всех стран, продолжающимся до полного торжества социализма во всем мире. В «Перманентной революции», подводя итог, Троцкий  писал: «Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо... Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной, и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете».
И далее: «Указанная выше схема развития мировой революции снимает вопрос о странах, «созревших» и «несозревших» для социализма... Поскольку капитализм создал мировой рынок, мировое разделение труда и мировые производительные силы, постольку он подготовил мировое хозяйство в целом - для социалистического переустройства». Троцкий Л.Д. Перманентная революция. - Берлин, 1930, с.167-168.

По Троцкому, в ходе перманентной мировой революции пролетариат любой страны готов и может делать все сразу: свергать господство буржуазии, устанавливать диктатуру трудящихся, вести  социалистические преобразования, обеспечить победу революции в национальных границах и сразу перенести революцию за пределы страны - из пылающей собственной избы швырять зажигательные снаряды в дома соседей.

Но Троцкий не видел различия в целях и способах борьбы трудящихся Англии или Китая. И для тех, и для других цель борьбы общая - социализм. Если же делать ставку на развитие национальных движений, имеются ли гарантии того, что освободившиеся страны придут к социализму?
Гарантий таких не существует.
Поэтому он резко отрицал национально-освободительное движение, чреватое, по мнению Троцкого, буржуазным национализмом. «В условиях империалистической эпохи национально-демократическая революция может быть доведена до победы только в том случае, если социаль¬ные и политические отношения данной страны созрели для того, чтобы поднять пролетариат к власти как руководителя народных масс. А если этого еще нет? Тогда борьба за национальное раскрепощение будет давать очень половинчатые результаты, целиком направленные против трудящихся масс». Троцкий Л.Д. Перманентная революция. - Берлин, 1930, с.142.

В 1918 г., критикуя левых коммунистов, Ленин безумцами и провокаторами называл людей, думавших, «что революция может родиться в чужой стране по заказу», а «стремление свергнуть империализм вмешательством извне», «без учёта внутренних условий и степени зрелости классовой борьбы» в той или иной стране именовал «нелепостью и вздором». Ленин В.И. ПСС, т.36, с.457; т.36, с.252-257, 290-291.

Но в 1918 году шансы мировой революции выглядели высокими.
После поражения Германии мечта обрела реальные очертания.

В те дни Ленин телеграфировал Свердлову и Троцкому: «Международная революция приблизилась за неделю на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших... Вывод: 1) вдесятеро больше усилий на добычу хлеба (запасы все очистить и для нас, и для немецких рабочих). 2) вдесятеро больше записи в войско. Армия в 3 миллиона должна быть у нас к весне для помощи международной рабочей революции. Эта резолюция должна в среду ночью пойти всему миру по телеграфу. 1. Х. 1918». Ленин В.И. ПСС, т.50, с.186.

Ленин долго верил сам, что мировая революция не за горами, и убеждал в этом других.
В речи в Петроградском Народном доме 13 марта 1919 г. он уверял слушателей: «Рабочие массы и Парижа, и Лондона, и Нью-Йорка перевели слово "советы" на свои языки... Победа обеспечена за нами полная, потому что империалисты других стран подогнулись, рабочие уже выходят из состояния угара и обмана. Советская власть уже завоевала себе победу в сознании рабочих всего мира... Мы еще раз говорим себе и вам с полной уверенностью, что победа обеспечена за нами в мировом масштабе... Мы скоро увидим рождение всемирной федеративной советской республики». ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.1, д.8885.

Первый секретарь Вологодского райкома вспоминал одно из собраний тех лет, на котором  приезжий товарищ из Центрального Комитета обещал: «Товарищи! К 2000 году коммунизм победит во всем мире! Вы должны быть готовы занять руководящие посты в Европе, Азии, Африке и Америке!». Юность, №10, 1987, с.35-37.

Кавалерийская атака на мир капитала захлебнулась, но началась подготовка нового крупномасштабного наступления. Волнующие события в Германии, Венгрии, Австрии позволяли надеяться на скорое распространение революции во всей  Европе.
Поэтому для подготовки мировой революции в 1919 году в Москве создали Коммунистический III Интернационал. Руководили им по очереди Г. Зиновьев, Н. Бухарин, К. Радек, Г. Димитров.

Протоколы Коминтерна подтверждают: это был настоящий штаб организации пролетарских и национально-освободительных революций в странах Европы и Азии. (Состоялось 7 конгрессов Коминтерна, последний - в 1935 г.).

«Мировой рабочий класс имеет уже свое государство, единственное отечество международного пролетариата. Вокруг СССР сплачиваются все силы революционного пролетариата и угнетенных колониальных масс; непрочной, разъедаемой изнутри, но вооруженной до зубов мировой коалиции капитала противостоит единая мировая коалиция труда». Программа Коммунистического Интернационала. Принята на VI Конгрессе Коминтерна 17 июля - 1 сентября 1928 г. - В кн. Послевоенный капитализм в освещении Коминтерна, с.9.

Плацдармы нужны для подготовки новых наступлений. Но коммунистические партии развитых стран Европы и Америки были слишком малы, чтобы сыграть роль взрывной силы против капиталистических правительств.
А вот если против них повсеместно взбунтуется колониальное население Африки, Азии, Латинской Америки, количественно в десятки раз большее, то мировому империализму явно не сдобровать.

Поэтому большевики продолжали использовать ту же взрывную стратегию, которая принесла Ленину успех в России: оказание максимального содействия развитию национальных движений - оружием, продуктами, деньгами; провокационная пропаганда права наций и народов на самоопределение, подготовка руководящих и военных кадров для будущих национально-освободительных революций.

«Есть объективная логика фактов. Капиталистический мир, несмотря на всю свою цепкость и живучесть, продолжает расползаться. Этот процесс ускоряется выступлением на историческую арену колониальных и полуколониальных народов, которые объективно играют роль тарана, наносящего удар империалистской системе с тыла. Конечно, это не социализм, что их движет. Но это есть колоссальная разрушительная сила, которая подкапывает самые основы империалистского господства». Бухарин Н.И. Выступление на XII съезде РКП (б). - В кн. Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет, М., 1968, с.304-305.

Николай Трубецкой поражался в начале 20-х годов внешней политикой СССР: «Тратятся безумные деньги на коммунистическую пропаганду в Европе и Америке, субсидируются заграничные рабочие союзы и компартии, как прежде субсидировались дворы мелких балканских монархов, субсидируются чужие заграничные забастовки, и всем этим создается постоянная угроза конфликтов с иностранными государствами... И как прежде Россия, петербургские салоны и императорский двор были прибежищем разных потерявших престол немецких герцогов и политических эмигрантов-аристократов, изгнанных из разных европейских стран в силу местных внутриполитических событий, так теперь СССР становится прибежищем разных иностранных политических авантюристов, разных неудачных революционеров со всех концов европейского мира. И как прежде, так теперь эти иностранцы прекрасно у нас устраиваются.
Характерно, что балтийские провинции, завоеванные Петром I для того, чтобы быть поближе к Европе, и отомстившие России тем, что наводнили все русские министерства, флот, гвардейские полки, губернаторские посты и самый императорский двор плохо говорящими по-русски, но глубоко презирающими русский народ немецкими чинушами, солдафонами и сановниками, те же самые балтийские провинции и теперь поставляют нам такой же иностранный административный аппарат: только прежде это были немецкие бароны, а теперь латыши». Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. - М., 2000, с.278.

Поставки оружия Красной гвардии в Финляндию, патронов и винтовок гоминдановцам в Китай, оружия и золота кемалистам в Турцию, финансирование деятельности правительств Монголии, Ирака, Афганистана, компартий Европы - все это возможно, когда ты присвоил ресурсы одной из самых богатых стран мира.

Разоблачая действия государств-победителей Антанты, I Конгресс Коминтерна в тезисах «Международное положение в 1919 году и политика Антанты» (март 1919 г.) заявлял: «Политика крайнего национального человеконенавистничества выражается в непрерывной травле побежденных национальностей союзной печатью, оккупационными властями и в голодной блокаде, обрекающей народы Германии и Австрии на вымирание. Эта политика ведет к немецким погромам со стороны пособников Антанты - чешских и польских шовинистов, а также и к еврейским погромам, превосходящим все подвиги русского царизма». Послевоенный капитализм в освещении Коминтерна. - М., Партиздат, 1932, с.14.

В конце 1920 г. в Баку вышел орган Коминтерна - журнал под названием «Новый Восток», на обложке которого стоял лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!» Кто-то из товарищей выразил сомнение в правильности этого лозунга.

Тогда, как известно, выступая на собрании актива Московской парторганизации, Ленин заявил: «Конечно, с точки зрения «Коммунистического Манифеста» это неверно, но «Коммунистический Манифест» писался при совершенно других условиях, но с точки зрения теперешней политики это верно». «Мы, действительно, выступаем теперь не только как представители пролетариев всех стран, но и как представители угнетенных народов». Ленин В.И. ПСС, т.42, с.71-72.

Сразу после Октября в Москве открыты учебные центры подготовки зарубежных революций.
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского (работал с 1921 по 1936 год, имел филиал в Ленинграде, готовил партийные кадры из посланцев западных национальностей, населяющих СССР. Имел секторы: литовский, еврейский, латышский, немецкий, польский, румынский, белорусский, болгарский, итальянский, молдавский, югославский, эстонский, финский).
Коммунистический университет трудящихся Востока (действовал с 1921 по 1938 гг., готовил советские и партийные кадры для восточных республик и областей СССР и стран Востока - Турции, Афганистана, Персии. Имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске, имя Сталина носил с 1925 г.).
Коммунистический китайский университет им. Сунь Ятсена готовил в 20-е годы кадры для Компартии Китая. Именно этот университет Карл Радек назвал учебным заведением, «в котором польские и немецкие евреи по-английски читают лекции китайцам о том, как делать революцию по-русски». Цит. по Ю. Борев. Сталиниада, с.61.
В Москве работал Туркестанский рабоче-дехканский Коммунистический университет им. В.И. Ленина, университет им. Г.Е. Зиновьева в Ленинграде готовил эмиссаров для Финляндии, Прибалтики и народов Севера.
 
Кроме того, действовали коммунистические университеты в регионах: Северо-Кавказский во Владикавказе, в Минске - Белорусский, в Тбилиси - Закавказский, а в Харькове - университет им. Артёма. Коммунистические университеты открывались также в столицах других союзных республик и некоторых крупнейших городах страны.
 
Уже к 1931 году в СССР имелось 45 центральных, республиканских и краевых (областных) комуниверситетов, ежегодно выпускавших десятки тысяч функционеров.
Емкая фраза Сталина: «Основная суть большевистского подхода к национальному вопросу состоит в том, что большевики всегда рассматривали национальный вопрос в неразрывной связи с революционной перспективой», - подытожила все споры. Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. - М., 1934, с.151.

Попытки организации революций в Германии, Венгрии, Финляндии завершились поражениями, но раскрыли глобальную стратегию большевиков.

«Мы хотим, чтобы вскоре границы СССР совпали с границами всех партий Коминтерна», - писал старый большевик Семен Диманштейн. Он тогда был одной из главных фигур в проведении национальной политики, расстрелян лишь через 10 лет. Диманштейн С. Товарищ Сталин и национальная политика партии. - Новый Восток, 1930, №28.

Неужто же просто по чьему-то недогляду Бюро евгеники, созданное в Петрограде после революции, вело исследования по выведению коммунистической породы людей, а выпускаемый им журнал публиковал итоги масштабных опытов в этой области, - задолго до первых проектов идеальной арийской расы?

Нет, когда перед новой мировой войной Михаил Кульчицкий сочинял поэмы о заветном времени, когда «только советская нация будет и только советской расы люди», он лишь выразил в стихах уже принятую к исполнению внешнеполитическую доктрину. Кульчицкий М. Самое такое. - М., 1940.

Но еще в 1932 г. писатель О. Хаксли, брат биолога Дж. Хаксли, обрисовал утопическое кастовое общество в романе «Прекрасный новый мир».

В этом обществе с помощью манипулирования зародышами, которые взращиваются в специальных сосудах, организовано выведение 10 типов людей, отличающихся друг от друга по физическим особенностям и интеллекту, с последующим воспитанием каждого для исполнения только одной, заранее «предначертанной» ему формы деятельности (чистильщика каналов, ученого, литейщика, рабочего химического предприятия и т.д.).
Педагогическое манипулирование с применением гипнопедии, электрошока и т.д. с самого начала жизни детей формирует у них способы поведения и формы сознания, жестко «нормированные» в соответствии с условиями труда и жизни той касты, для которой они предназначаются.
Таким образом, за исключением небольшой группы представителей высшей касты, жизнь всех индивидов катилась бы по заранее проложенным рельсам, а сами они превращались живые машины, лишенные возможности даже осознать свое реальное положение.
С помощью специальных препаратов, содержащих наркотики, каждый из них получал бы тщательно отмеренную в соответствии с его производственными показателями порцию «довольства» и «счастья».

Хаксли доказал, что конкурентная борьба между группами и внутри групп, будь то классы или народы, борьба за существование, за лидерство и высокое положение в иерархии могут быть устранены путем направленного выведения и воспитания требуемых типов специализированных людей.

Не знаю, что вдохновило фантаста - успехи немецкой евгеники или опыты генетиков СССР. Но достижения генной инженерии уже ныне позволяют реализовать заветную мечту вождей, - во-первых, создать новую расу господ-сверхлюдей, во-вторых – вывести покорное стадо рабов, подвластное приказам стоящих у вершины общественной пирамиды...