Еще в добиблейские времена, 4000 лет назад, по равнинно - озерной территория Приишимья скакала скифская конница, а у их шатров и полуземлянок поднимались дымы. Это подтверждают раскопки археологов. Оказывается, жизнь не просто теплилась, а била полноводной рекой на Беловском увале, что в 6 км. к северу западу от нынешнего с. Калмак. Там было два поселения и одно селище, а в 220 метрах к югу востоку от озера Звериное хоть и более скромное по масштабам, но стояло, еще в раннем железном веке, одно селище. Зато аж целых три селища и курган - могильник найдены археологами в 4,5-5.5 км. северо-западнее с. Армизонское, (Часть села на фото) на берегу озера Рямовое. Здесь жили люди и звучали бубны шаманов в позднем бронзовом веке.
Нравились здешние места сарматам и скифам, и татарам. Бухарские купцы с Полуденной Азии хорошо знали эти места, и не исключено, что их караваны останавливались на ночлег возле озер Снегирево и Чащиное. Там тоже найдены следы поселения и одного селища. Сейчас здесь лежит деревушка - невеличка Снегирево, возле которой бежит, торопится дорога из Армизонского по направлению Бердюжье - Ишим-Омск..
Ах, эти следы прошлого! Летом 1987 года они были найдены и на северо-восточном берегу озера Харламово и на северном берегу озера Черное. Можно ли их найти сейчас, и охраняются ли исторические памятники людьми? Это тема для отдельного разговора. Да и до того ли было людям, когда как поленница дров начинала разваливаться империя! Но нельзя без чувства восхищения читать скупые записки времен 16 и 17 веков, когда уже после падения трехсотлетнего татаро-моногольского ига, сюда, в южное Зауралье, хлынул из европейской части Руси предприимчивый славянский народ. Он шел сюда пешком, ехал на крестьянских телегах, плыл на стругах.И как щемило у них сердце от широты горизонтов и неведомого потока реки жизни, которая перекинулась для них через Большой Камень и теперь встречала их здесь со всеми радостями и трагедиями! Переселенцы рубили свои первые дома, ждали первого урожая жита и с тревогой посматривали на восток. Ведь в Барабинских степях еще скакали немирные татарские отряды Давлет -Гирея, одного из внуков хана Кучума. Они громили русские деревушки, а заодно и мусульманские аулы, уже признавшие власть Москвы. Оттуда же, с востока, с Коркинской слободы наезжали и приказчики, чтоб обложить налогом утаенные от властей крестьянские хозяйства. А их «не в тягле» оказалось в 1713 году 411 из 499 проверенных домов. Ретивость приказчиков вызывало ропот, и даже волнения.
В 1714 года мужики с окрестных слободок собрались, и разогнали всю Коркинскую охрану и ее чиновников, и в течение девяти месяцев сами решали, как им жить.
Историки пишут, что когда Петр Великий в 1722 году, после персидского похода, был в Астрахани, он поглядел на восток, где синими волнами, цветущих пионов и тюльпанов колыхалась бесконечная весенняя пустыня и сказал: Киргиз - Кайсацкая орда - это ключ к вратам Полуденной Азии. Но ему не надо было прорубать в Зауралье окно. Это сделали до него другие русские люди без всяких на то царских указов.
Время не в силах сохранить до нас все отзвуки прошлого. Порой мы и сами помогаем стереть их, запахивая могилы, и не только древние. Найдете ли вы сегодня на Зубаревском увале скифский курган, которому было 4000 лет? Да и следы славянского погоста, оставленного там же, всего лишь 50 лет назад, я тоже не смог найти, когда несколько лет назад с кинокамерой ходил по этому увалу и снимал на пленку величественный вечерний пейзаж с двумя Полуденными плесами озера Черного.
Может, не там искал.
На авторском фото. с. Армизонское