Проблемы со щитовидкой. Что делать?

Тина Хеллвиг
Когда щитовидная железа работает в организме человека нормально, то он не задумывается о существовании этого органа. Но как только эта маленькая железа выходит «из нормальным берегов», то сразу могут начаться очень большие проблемы в организме.

Как выглядит щитовидная железа

Щитовидная железа находится в передней части шеи, чуть ниже адамова яблока (кадыка). Она имеет около 4 см в высоту и весит около 18 г. По форме она напоминает бабочку с широко раскрытыми крыльями. Непосредственно за щитовидной железой находится трахея (дыхательное горло или воздухоносный путь к легким), и щитовидная железа крепится к трахее, как бы охватывая ее.
Поскольку щитовидная железа — очень тонкий и мягкий орган, ее обычно сложно заметить, даже ощупывая шею. Однако даже самая малая припухлость в щитовидной железе хорошо прощупывается. А более крупная припухлость хорошо видна невооруженному глазу. Поэтому большинство людей начинают подозревать наличие расстройства щитовидной железы из-за появления «припухлости на шее».

Щитовидная железа представляет собой орган, который вырабатывает гормоны, способствующие обмену веществ в организме. Она синтезирует тиреоидные гормоны, используя содержащийся в пище йод.

С пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы, эти питательные вещества усваиваются в процессе обмена веществ и используются в качестве материалов для формирования тканей или в качестве энергии для организма. Тиреоидные гормоны выполняют функцию стимулирования или интенсификации этих процессов обмена веществ.. Существует два типа тиреоидных гормонов: тироксин (T4), содержащий четыре атома йода, и трийодтиронин (T3), содержащий три атома йода. Щитовидная железа главным образом вырабатывает T4. T4 затем переносится в печень, где он преобразуется в T3. T3 является более активным гормоном.

Гипофиз и щитовидная железа

В организме имеется система для поддержания постоянного уровня тиреоидных гормонов в крови. Эта система управляется тиреотропным гормоном (ТТГ), который выделяется мозговым придатком — гипофизом. Этот гормон выполняет функцию стимулирования щитовидной железы и индуцирования секреции тиреоидных гормонов.

Если уровень тиреоидных гормонов в крови становится слишком высоким, количество выделяемого гипофизом ТТГ уменьшается, естественным образом препятствуя секреции тиреоидных гормонов. С другой стороны, когда уровень тиреоидных гормонов в крови опускается ниже нормы, количество выделяемого ТТГ увеличивается, усиливая секрецию тиреоидных гормонов. Эта функция известна как «механизм обратной связи»; она позволяет организму всегда поддерживать уровень тиреоидных гормонов в крови в пределах определенного диапазона.

Какие функции выполняет  щитовидная железа

Щитовидная железа участвует практически во всех важнейших процессах, происходящих в организме. Гормоны, которые она вырабатывает, стимулируют обмен веществ в клетках и регулируют такие важные процессы, как дыхание, прием пищи, сон, движение. С током крови гормоны этой железы распространяются по всему телу.

Без здоровой щитовидной железы невозможны нормальный рост и развитие. Не менее важная ее заслуга – создание и сохранение женской красоты. Ведь гормоны щитовидной железы влияют на формирование молочных желез и контролируют стройность фигуры.

Щитовидка играет важную роль в формировании иммунитета. Ее гормоны стимулируют клетки, с помощью которых организм борется с инфекцией.

Что происходит в организме, когда щитовидная железа работает неправильно

Когда щитовидная железа здорова, то все органы работают слаженно. Но случается, что ее активность уменьшается, что сопровождается снижением уровня гормонов. Это состояние называют гипотиреозом .

Может быть и обратная ситуация, активность и уровень гормонов повышаются, тогда речь идет о гипертиреозе (тиреотоксикозе) . Если щитовидная железа работает слишком усердно, дополнительные порции гормонов ускоряют все процессы в организме. Внешне это проявляется в суетливости возбуждении, остром реагировании на мелочи, настроение может меняться мгновенно – от радостного к плаксивому или апатичному. Волнами по телу проходит жар, усиливается потоотделение. Несмотря на повышенный аппетит, еда не оседает на боках, а напротив, вес снижается. Все время хочется пить и …избавляться от съеденного и выпитого, чаще опорожняя желудок. Часто признаком тиреотоксикоза являются выпученные глаза (базедова болезнь).

Все вышеперечисленные признаки можно отнести к обычному стрессу, которым полна наша жизнь. Именно поэтому многие обращаются к специалисту лишь тогда, когда возникают уже более серьезные симптомы – учащенное сердцебиение, дрожь в конечностях, общая слабость из-за атрофии мышц.

Когда щитовидная железа работает не в полную силу, или вообще замирает, что происходит с человеком. Хочу рассказать, как это случилось со мной.

Возможные причины  угнетения  работы щитовидной железы

Свое дошкольное детство я провела у моей бабушки в новгородской деревне. Когда пошла в школу, то все летние каникулы проводила в этом живописном месте. Что мне запомнилось из моего долговременного пребывания в этой местности? Почти у каждого третьего из населения деревни, которое составляло около 500 человек, вокруг шеи было заметное утолщение. У детей такого не наблюдалось.
 
Мне было более интересно общаться со сверстниками: бегать по деревне, ходить в лес за грибами и ягодами, купаться в речке, чем заострять внимание на каких-то тетках с толстыми шеями.

Много лет спустя я узнала, что в деревне, где я провела золотое детство, и ее окрестностях наблюдается острая нехватка йода в воде, растениях, молоке коров и коз, которое занимало значительное место в рационе местных жителей.
Чем обернулся недостаток йода в детстве для моего здоровья во взрослой жизни
Детство пролетело незаметно. В юности примерно до 23-24 лет у меня не было никаких симптомов заболевания щитовидной железы. Но годам к 25 щитовидная железа начала увеличиваться. Во время планового осмотра  доктор нашел, что щитовидная железа увеличена, а с правой стороны имеется значительный узел. Он отправил меня на консультацию….к хирургу.

Я долго собиралась с силами, чтобы отправиться к доктору в Первый медицинский институт, что в Ленинграде. Наконец, день настал, и я сижу в приемной, передо мной  очередь из пяти человек. Пациенты пришли примерно с той же проблемой, что и у меня. Они велеречивый джентльмен рассказывает, что три года назад он  уже был здесь с узлом в щитовидке. Ему назначили операцию, узел удалили, но сейчас образовался новый, и он опять здесь!  Послушала я его речи и решила, что мне здесь делать нечего, ложиться под нож каждый 2-3 года я не хотела.
Прошло еще несколько лет, я чувствовала себя все хуже и хуже: подскочило давление, вес рос как на дрожжах: набрала 30 килограмм ненужной биомассы. Во второй половине дня чувствовала себя, как выжатый лимон: мотало от стенки к стенке, появилась тахикардия, постоянная усталость легла тяжелым камне на плечи. Иммунная система была на нуле: постоянная простуда, грипп стали моими постоянными спутниками. В довершение ко всему волосы стали тонкими и ломкими, кожа сухой. И еще одна напасть: дамский цикл сломался. Настроение было подавленное. Постоянно преследовала мысль: «Мне нет еще и тридцати, а я ощущаю себя уже старой развалиной! Что же будет дальше?»

Посещение докторов не давало никаких результатов, они объясняли мое состояние, например, так: «Вы  не умеете справиться со своим настроением и накручиваете себя, отсюда и все ваши проблемы!»

Такое бывает только раз в жизни…

Но однажды судьба повернулась ко мне лицом. Я встретила свою давнюю подругу Людмилу, она посмотрела на меня, и ужаснулось, что со мной сделалось за три года, что мы не виделись. Я ей объяснила мое состояние. Она подумала немного и сказала, что постарается мне помочь.

В ту пору она работала в Институте акушерства и гинекологии.  Через пару дней Людмила позвонила мне и сказала, что надо встретиться, чтобы обсудить детали. Ее институт находился очень близко от того места, где я работала. Она назначила мне свидание. На следующий день мы встретились в холле ее института. Она сказала, что моей персоной заинтересовался аспирант, который занимается темой: «Нарушение менструального цикла в связи дисфункцией щитовидной железы». Но для окончательного решения он должен меня уложить в госпиталь института, чтобы детально обследовать.  Терять мне было нечего, и я согласилась.

Через пару дней я навестила аспиранта Сергея Бескровного, мы договорились, когда мне следует явиться в госпиталь. Не буду утомлять читателей подробностями моего пребывания в этом лечебном заведении, скажу только, что после обследования я узнала очень много интересного о своем здоровье. Моя щитовидная железа не работала вовсе, содержание сахара в крови зашкаливало, еще шажок и диабет 2 типа стал бы «моим компаньоном» на долгие годы, полностью нарушен обмен веществ, нарушение цикла напрямую связано с дисфункцией щитовидной железы (гипотериозом) .   Короче, я идеально подходила в качестве «лабораторного кролика»  для диссертационной работы Сергея.

После обследования мы встретились с Сергеем и его коллегой-эндокринологом, который работам над этой же темой, но как специалист по щитовидной железе. Кстати, эндокринолог полностью озвучил как называется заболевание моей щитовидки: гипотериоз с эндемическим нетоксическим зобом. Ребята мне предложили пройти более детальное исследование щитовидной железы с поглощением радиоактивного йода, сделать сканирование, сдать специальные анализы крови, сделать сахарную кривую. После этого я должна была поступить в полное распоряжение Сергея.

Я все это проделала, эндокринолог прописал мне минимальную дозу  левотироксина, чтобы посмотреть, как будет реагировать железа. Дальше я отправилась к  Сергею. Его задача заключалась в том, чтобы наладить мой цикл, который напоминал о себе только два раза в год. Но наша первая беседа началась с того, что он настоятельно рекомендовал мне убрать лишний вес, для этого он посадил меня на диету: полностью исключалось острое, сладкое соленое, из мучного можно было есть только 1 кусочек черного хлеба в день. 3 раза в неделю допускалось употребление вареного постного мяса, либо куры. Можно было употреблять рыбу с гарниром из овощей, салаты, фрукты, за исключением винограда. В заключение он сказал, что без ограничения я могу потреблять клюкву без сахара. Юморист! Каждую неделю я должна была являться на проверку, как на работу. В таком режиме я провела два с половиной года своей жизни.
Что произошло за это время. Я потеряла 25 кг лишнего веса, постепенно наладился цикл, несколько раз эндокринолог увеличивал дозу левотироксина до тех пор, пока щитовидка не начала функционировать. Сахарная кривая пришла в норму.  Общее самочувствие постепенно улучшалось. Потихонечку я сползла с диеты, и это сразу сказалось: килограммы опять стали прибывать.  Сергей посоветовал опять исключить из питания калорийные продукты и… заняться спортом.

Я решила заняться бегом по утрам. Как сейчас помню, было это в ноябре 1983 года. Мы с мужем поехали отдыхать в Сухуми на турбазу, и там я его тоже сагитировала составить мне компанию. Первый раз я резво рванула с места в карьер, но в боку сразу закололо, дышать нечем, глаза из орбит стали вылезать. Отдышавшись, я поняла, что торопить события не надо, буду втягиваться в этот процесс постепенно. Действительно, к концу отпуска я могла пробежать легкой трусцой 500 метров.

После отпуска я пришла к Сергею посвежевшая, постройневшая и с улыбкой от уха до уха.  Наше сотрудничество заканчивалось. Эндокринолог сказал мне, что мне придется принимать гормоны до конца моей жизни. Следует найти хорошего эндокринолога, который будет постоянно наблюдать за мной и корректировать дозу левотироксина.

Что было потом

Я нашла такого эндокринолога. Это очень опытный  доктор. Она наблюдала меня около 15 лет. Каждые 6 месяцев я сдавала анализы на гормоны и делала сканирование щитовидки. За это время у меня накопился большой архив всяких бумаг и снимков. Что любопытно, мой зоб постепенно исчезал, оставался только узел в левой доле железы. Я продолжала бегать каждое утро. Выбрала для себя приемлемый режим питания. Мой вес оставался постоянным в течение всего этого времени.

Еду в США. Что будет с моей болячкой?

Я приехала в Америку с большим архивом документов о моей щитовидной железе. Когда здесь я попала впервые на прием к эндокринологу, я была ошарашена. Его совершенно не интересовала история моей болезни. Он рассказал мне, что закончил Гарвард и очень хорошо говорит по-русски. Я это отметила в первый визит. Но когда в третий раз повторился урок русского языка и полное отсутствие интереса к моей проблеме, я сказала ему до свидания.  Платить за визит 250 долларов и иметь болтовню «начет картошки – дров поджарить», в мои планы не входило. Я сама нашла опытного эндокринолога онлайн, записалась к нему на прием и не пожалела. Он дотошно вник во все документы, подкорректировал дозировку гормона в сторону уменьшения, поскольку гормональные анализы показывали, что щитовидка работает более активно.

Мой зоб исчез вовсе. Что касается узла, то это оказался кальцинат. Доктор наблюдал его несколько лет, размеры и форма практически не менялись со временем.  Когда я спросила у доктора, почему эта штука образовалась у меня в щитовидной железе. Он ответил, что  это могло быть последствием перенесенного аутоиммунного тиреоидита (АИТ). Так я узнала еще одну новость, поскольку  АИТ – это еще тот подарок! АИТ – это хроническое аутоиммунное воспаление щитовидной железы, при котором иммунная система воспринимает свою железу как чужеродный орган, вырабатывая против нее антитела, разрушающие нормальную ткань щитовидки. Со временем это может привести к  серьезному нарушению функции щитовидной железы. Вероятно, у меня АИТ был в начальной стадии, когда началось комплексное лечение…

Как обстоят дела сейчас?

3 года назад мой эндокринолог предложил провести эксперимент: прекратить прием гормона щитовидной железы на 3 месяца, поскольку я уже сидела на минимальной дозе несколько лет. Я охотно согласилась. Через три месяца анализы показали, что щитовидка работает нормально без «горючего извне». После этого доктор продлил эксперимент еще на 6 месяцев. Результат был положительный. Тогда он сказал, что передает меня под наблюдение врачу первичной практики, у которого я прохожу ежегодный осмотр. Наряду с физическим осмотром предусмотрен  анализ крови по полной программе, в том числе и гормонов щитовидной железы. Пока все показатели железы в пределах нормы без дополнительной подпитки.
Таким образом, вовремя начатое лечение и здоровый образ жизни могут принести хорошие плоды. Сейчас я каждый день продолжаю бегать или занимаюсь быстрой ходьбой, питание разнообразное с преобладанием овощей и фруктов. Но по праздникам я позволяю себе расслабиться и скушать что-нибудь вкусненькое.

Несколько советов

Если вы почувствовали усталость, апатию, нехватку сил, депрессию, сонливость, нервозность, ухудшение памяти – все это может быть типичными симптомами нехватки в организме йода. Это значит, что надо проверить вашу щитовидную железу.

Не забывайте, что существуют продукты, которые блокируют действие йода на щитовидную железу или даже просто разрушают его. Это - арахис, сладкий картофель, маис, соевые бобы. Редис, редька, хрен, некоторые виды капусты и листового салата также содержат органические вещества, которые могут уменьшать выработку гормонов щитовидной железы (особенно если употреблять эти овощи  в большом количестве).

Йод может разрушаться фтором – не случайно в регионах, где фторируют воду, йододефицит встречается чаще. Нужно быть осторожными с фторированными зубными пастами – они укрепляют зубы, но,  могут лишать организм положенного ему йода.
Никогда не используйте в качестве средства для похудения тироксин. Вы можете нанести непоправимый ущерб эндокринной системе вашего организма и остаться на всю жизнь инвалидом.