Ты будешь часто меня вспоминать

Ольга Степаненко
Со старых пожелтевших фотографий
Ко мне с приветом из ушедших лет,
Мои далёкие, но сердцу дорогие
В глаза взглянули бабушка и дед.
Неделя отделяла от разлуки,
Всего семь дней осталось до войны.
Счастливая семья. Пока ещё их трое.
Всего семь дней до “звания” вдовы.
“Люби и помни” – дед писал на фото.
“Люблю и помню”, - говорю я им.
И через годы, через расстоянья
Слова твои я передам другим.

Дедушку Ваню мне довелось видеть только на фотографиях. Бабушка Валя воспитала меня. Я росла у неё, слушала рассказы о войне, о судьбах своей родни. Бабушка Валя была для меня -  маяком, а её хата – причалом, где жила я до окончания школы.
У родителей не оставалось свободного времени, чтобы меня воспитывать. Они работали шесть дней в неделю и видели меня один день – в выходной.
В детский сад меня не отдавали. Я росла болезненным ребёнком. И бабушка посвящала мне каждую минутку своей жизни, отдавая всю теплоту души и заботу.
Бабушки Вали не стало десять лет назад, но всё чаще и чаще во сне я иду к ней в гости по знакомой дороге.
А бабушка встречает меня у калитки со словами:
- Заходи, внученька, в хату нашу. Заждалась я тебя, все глаза проглядела. Давай чайку попьём, о жизни поговорим.
И вот я прохожу в небольшую комнату. У окошка стоит старенький диванчик, рядом круглый стол, покрытый цветастой клеёнкой. В высоких кружках дымится горячий чай. В позолоченной вазочке конфеты ждут своего часа. Но они меня сейчас не привлекают. Я , как и раньше, прошу бабулю:
- Бабуля, расскажи про свою жизнь.
И она, вытерев платочком стёкла у запотевших очков, начинает:
-Ну, о чём тебе рассказать, Олюшка. Ты же это тысячу раз уже слышала. Ну да ладно, побалую себя, старую, потревожу память ушедшую.
Родилась я 11 числа декабря месяца 20 года. Мама моя, Мария, замужем была за папой моим, Сашей. Следом за мною ещё трое родились: Коля, Дуся, Нина. Папа умер в 1935 году, голод на нём сказался. А мама растила нас четверых и работала свинаркой в колхозе. В Москве в 1939 году ей сам Калинин грамоту за достижения в труде вручал. В 1941 году её обещали опять на ВДНХ отправить, да война помешала.
Я закончила семилетку и уехала в Славянск – на Кубани учиться на медсестру. Там и познакомилась с Ваней Бохан. Был он высокий, статный, в военной форме. Влюбилась с первого взгляда. Он к тому времени окончил школу военных командиров в Краснодаре. Видишь, фотография их выпуска, а вот и  рядом и его друг Фёдор Степанов. Фёдор погиб раньше, на Халхин – Голе в 1939 году. А мы в 1938 году поженились, и Ваня попросил меня оставить училище. Говорил, что нельзя в семье двум военнообязанным быть. Боялся, если дети родятся, то в случае войны останутся сиротами.
В другое училище поступить не пришлось. Ваня был ранен на Финской войне в голову в декабре 1939 года. Я жила на то время в Ставрополе, где и родилась твоя мама Нелли, 30 января 1940 года.
Потом Ваню перевели в Белорусский округ город Лида. Видишь, фотография, мы с Ваней и маленькой Нелли. 15 июня 1941 года сфотографировались. А Ваню направили в летние лагеря село Рынковцы, на самую границу. Вот я фотографии забрала, и на выходной поехала с Нелли и подругой Верой к мужу. У Веры там тоже находился муж Василий.
21 июня мы почти до ночи гуляли, а на рассвете 22 июня нас боец разбудил:
- На границе стреляют, товарищ командир! Война началась!
Ваня поцеловал нас и пообещал прислать машину, чтобы вывезти в город. Это было единственным обещанием, которое он не успел выполнить…
Бабушка Валя затихает, и слёзы невольно бегут по её щекам. Она запоздало старается их вытереть. Снова снимает очки и протирает стёкла платком.
- Бабуля, лучше расскажи, как вы в первый раз танцевали, - пытаюсь отвлёчь её от горьких раздумий.
Её взгляд светлеет, на губах мелькает едва заметная улыбка:
- Ваня танцевать не умел. Пригласил меня, а пока танцевали, все боты мне оттоптал. Неуклюжий был в танце, будто медвежонок. А я так бы и кружилась, так бы и танцевала…

Кружись в вальсе, кружись –
Пусть будут над вами
Не властны годы.
Кружись память, кружись,
Любовь не затушат
Потери, невзгоды.
Кружись в вальсе, лети –
Пусть станут легки
Шаги командира.
Кружитесь, годы назад –
Верните время счастья и мира.

Бабуля милая, дорогая! Мне ведь уже пора! Скоро утро. Вот – вот проснутся мои дети.
Помнишь, им было всего по году, когда тебя не стало…
Им недавно 11 лет исполнилось. А у Вовы, твоего старшего внука дочка Света и сынок Ванечка. Его в честь прадеда назвали.
“Ты будешь часто меня вспоминать”, - говорила мне ты. Да, бабуля, ты права! Я не просто вспоминаю, а горько сожалею о твоём уходе. Но человек не умирает, пока о нём живёт память. Пока хотя бы одно сердце на земле начинает чаще биться, произнося его имя.
Своим рассказом я пытаюсь продлить эту память. Бабушка, если ты меня слышишь, знай – я тебя люблю, и буду помнить о тебе всю свою жизнь.