Басик. Часть 4

Марина Бех
Окончание. Часть 3: http://www.proza.ru/2013/12/22/2230

       Последний Новый год Басика мы встретили вчетвером, приходила Наталья, моя давнишняя коллега по работе.

 
       Как обычно, дня за три-четыре, Марк принёс несколько сосновых веток. Занятая праздничными хлопотами, я поместила их на время в ведро с водой и поставила в ванную комнату. После запланированного небольшого марафета в столовой, заключавшегося, в основном, в разгонке пыли по помещению, выбрала вечерок, с предпраздничной телепрограммой и стала сооружать новогоднюю композицию.

 
       За один раз поставить и нарядить ёлку мне никогда не удавалась, поэтому в первый вечер я укрепляла ветви. И хорошо, если ещё удавалось проложить на них гирлянды с лампочками, а уж всё остальное – мишура и игрушки, времени занимали не так много, и это я откладывала на последние часы.


       Я закрепляла ветки в двух вазах, находящихся на разных уровнях. Одна - узкая, очень высокая стояла внизу, на шахматном столике возле обеденного стола, другая - низкая и массивная вверху на серванте Марка. Вроде ничего сложного, но провозилась я долго, так как ветки были кривые, полуголые и я долго крутила их, прежде, чем нашла выгодное положение.


       С лампочками тоже вышло не всё гладко. После проверки – горели все связки лампочек. Я стала прокладывать самую любимую, и уже почти закончила, но у неё оборвался один тонкий проводок около соединения с пультом управления. Накануне я налаживала лампу – синий свет, удачно заменила расколовшийся патрон, поэтому ободренная ремонтными работами, раскрутила коробку пульта гирлянды, но в данном случае требовалось припаять. Ночью, дабы не произошло короткого замыкания и мы не лишились бы света, электроремонтами я никогда не занималась, поэтому пришлось умащивать на ветки ещё одну гирлянду и для верности – третью. Закончила с композицией далеко за полночь.


       Утром после завтрака, закончила с праздничными угощениями, поставила всё в холодильник и принялась опять за ёлку. Вспомнила, что оборвался проводок, принесла паяльник, свинец, канифоль и осторожно припаяла его. Спасибо учителю, другу Марка Алексею. Проверила, ура!!! Всё получилось.

 
       Повесить игрушки и мишуру не сложно, только нужно продумывать, как бы так закрепить, чтобы Басику было не просто её достать. Его она всегда привлекала, особенно блестящая, кот её стаскивал с елки и грыз. Когда украшения только из бумаги, еще куда ни шло, но у меня было две мощные, скрученные проволокой. А это уже смертельно, если она попадёт вовнутрь кошки.


       Особенно всегда боялась, что будет жевать провода гирлянд. Но ничего, проводка его никогда не привлекала. А вот мишура, так это да. И почему она так его привлекала? Измочаливал блестящие игрушки вдрызг, приводил их в негодность, набивал ими все свои внутренности. Потом, правда его рвало или выходило естественным путём. К ветеринарам по этому поводу никогда не обращалась. А стоило бы... Может быть, ему чего-либо не хватало?

    
       Но сейчас, в этом году мишура Басика привлекала не так сильно, как раньше. Только и всего-то перегрыз, жёлтое змеевидное украшение на стойке торшера, да пытался сжевать блестящий шарик, тоже бумажный. В рот круглая игрушка ему не поместилась, и кот отгрыз лишь нитку, за которую она держалась на ветке.

       Басику, как и всегда, готовила специальную праздничную еду и накупила кошачьей вкуснятины.

 
       После новогодних праздников Марк заметил, что Басик стал много пить воды. Всё говорил, что это болезнь. Я отмахивалась, так как ставила сухой корм, а он предполагает большое питьё. Потом, уже в конце января, я заметила, что сухой корм Басик не ест, а воду пьёт. Но обращаться по этому поводу в клинику мы не стали, вспоминая последнюю никчёмную поездку в ветеринарку.


       В первых числах февраля он ещё, как и обычно вечером приходил общаться ко мне. Если я сидела в кресле-качалке перед телевизором, он заскакивал на колени, но не сразу, а обязательно дожидался приглашения – моего похлопывания рукой по своей груди или бедру. Запрыгнув сбоку на кресло, быстро переходил на колени, потом вскарабкивался на грудь и уютно устраивался у меня на левом плече.


       Когда я сидела около компьютера, он подходил, приподнимался на задние лапки, а передней левой нежно касался моей руки, при этом преданно смотрел прямо в глаза, и будто спрашивал: - Можно, разрешите? Я приглашала его на колени и он, вскочив, сразу же усаживался поудобнее и наслаждался общением.

 
       Мне кот, конечно, часто мешал, но я старалась его не прогонять. Если уж была занята печатанием, то приходилось ему отказывать, тогда Басик обижался, уходил в коридор и громко плакал – орал, жаловался на меня, на окружающих и вообще на жизнь. В этих случаях, Марк ставил около меня стул с подушечкой и Басик, немного угомонившись, возвращался вновь, чтоб ещё раз попроситься на колени. Не получив согласия, заскакивал на стул, какое-то время наблюдал за движением на мониторе, успокаивался, сворачивался клубочком на подушечке и сладко засыпал.

                ***

       В середине января появились мыши. В кухне и даже в большой комнате...


       Я часто жарила на гриле сухарики из городских булок, крошки оставались, а это, видимо, привлекало мышей.


       Поставив  мышеловку в выдвижной нижний ящик плиты, поймала неосторожного, заблудшего в гости грызуна старым проверенным способом, прямо днём!


       Басик, порой замирал возле кухонного шкафа, подолгу смотрел под него, видимо чуял мышей, но был слишком уже стар для охоты, а может болен. Да и в большой комнате, он засматривался под софу, но вглубь под неё не лез.

 
       В течение всех восемнадцати лет, пока у нас были сначала Катька и Басик, а потом  и один Басик, мыши не очень нас беспокоили, как говорят – запах кошек их отталкивает. Пара или две пары маленьких несмышлёнышей выползали из-под половых решёток-отдушин, но молодые ещё тогда кошки были бдительны. Они ловили всё, что двигалось, мышей, мух, моль, пауков. Басик приносил мне в подарок мышей с перегрызенным горлом и выкладывал их около письменного стола. У Катьки мы их отнимали, потому что она пыталась грызунов есть, а заразы нам дома не нужно. После того как, из-за стоящих вдоль кухонной стены трёхлитровых банок, приготовленных для засолки овощей, Басик упустил мышку, грызуны надолго оставили нас в покое.

 
       А вот когда вновь появились мыши, я забыла о примете…


       Я разобрала старый холодильник, стоящий за дверью большой комнаты, и служащий нам хранилищем сухих и консервных припасов. Положила туда бутылку со съедобной приманкой для мышей. Мышеловку ставила в плиту, боясь, что Басик куснёт приманку и попадётся. В результате поймала ещё пару мышей.


       Как-то утром в первой декаде февраля, кот не пришёл к завтраку, не здоровался, не проверял обстановку, не клянчил сыр. Это было необычно.


       Басик сидел у меня в комнате на батарее. Я подошла к нему, села за стол, позвала. Он не реагировал на кличку. Какая-то завеса опустилась и разделяла нас с ним. Я всё звала и звала, похлопывая себя по груди. И о чудо, до него будто бы достучалась… Он как-бы понял, что это я, на миг стал прежним и с радостью подошёл ко мне. Это было последнее его понимание.

 
       Однако, в беспамятство кот не впадал, и условные рефлексы не потерял. До последнего своего дня, приходил в кухню к своему месту кормления иногда попить воды. Но обнюхав мисочку, к еде не притрагивался. Ходил в туалет, да и к ночи являлся, как обычно, спать ко мне. Правда, засыпал, по большей части, теперь в ногах, а не на подушке около головы.

 
       В первых числах февраля Басик перестал есть. Марк говорил, что он уже старый и это наступление смерти. Но по коту совсем не было видно, что это его последние дни. Никаких, описанных, в книгах, симптомов. Всё так же высоко прыгал – на стиральную машинку, кресла, стулья, Все зубы были целы, вот только рвало иногда...


       Вычитала, что кошек кормят насильно, пробовала. Иногда удавалось скормить яйцо,выпивал немного молока, но это для большого кота, конечно, мало и он день ото дня худел.

 
       Во время болезни кота, звонила коллега по работе Валентины. Как-то ещё работая, приходила к ней в гости и видела её кошку. Пушистик чёрно-рыжеватый со слегка растрепанной шерстью.Она занимала «верхний этаж» квартиры, перемещалась по подоконникам, ела на холодильнике. Такое случается с кошачьими, если площадь обитания небольшая. Квартира у коллеги действительно не велика, к тому же кроме кошки жила у неё, бог весть как прибившаяся, маленькая собачка породы «дворняг». Беленькая, с розовым отливом, почти без шерсти, очень напоминала маленького поросёнка.


       Я поинтересовалась судьбой её кошки. Она рассказала, что кошка была не ласковая, по-видимому, из-за какой-то внутренней болезни, что-то связанное с пищеварением. Лечили её неоднократно в клиниках, делали уколы, давали лекарство. Корм покупали специальный. Но ничего не помогало… Печально, но ветеринары не смогли вылечить кошку, и в итоге они усыпили  её…


       Ну да, здесь зачастую, с человеком разобраться-то не могут, когда заходит речь о желудочно-кишечных заболеваниях. Помню, как меня что-то стало мутить. Голова кругом шла, тошнота, в рот ничего не лезет. Месяц обследовали. Посылали по всем врачам в разные клиники, диспансеры, больницы и диагностические центры, хорошо, что все приёмы обошлись мне бесплатно.

 
       А в итоге, ничего найти так и не смогли. Но от каждого специалиста выходила с большим списком необходимых лекарств, которые мне якобы помогут. Странно только, диагноз установить не могли, а таблетки выписывали?! Как хватило ума ничего не покупать и ничего не принимать? Может потому и не покупала, что на учительскую зарплату особо не разбежишься по аптекам!

 
       Сама потом уже определила, когда по радио прослушивала передачу про отравление нитратами, что виноваты арбузы, которые Марк оставил мне для «прочищения организма». Прочистилась…


       Всё это как-то вместе сложилось и поэтому в ветеринарную клинику кота мы повезли, слишком поздно.


       Там нас стыдили. Говорили, что кот совсем пустой, весь высох, что надо было на второй же день приходить, как заметили какое-то изменение в поведении, тем более что он уже в возрасте. Мы уменьшили коту года, сказали, что ему пятнадцать, а если бы сказали, что восемнадцать? Врач, всмотревшись в табличку соответствия возрастов кошек и людей, которая была у него под стеклом на столе, сказал, что коту 76 лет и надо бы его усыплять.

 
       Об этом я слышать не хотела, и тогда врачи попробовали кота реанимировать. Обкололи Басика какими-то препаратами, штук семь-восемь. После них кот стал «плакать», то есть появился голос и последние два дня жизни коток всё время жалобно «разговаривал». Есть он так и не принялся, и я, не видя существенных успехов, на третий день кота в клинику на уколы не понесли.

 
       Басик продержался около двадцати дней, а не три-четыре, как описывают в литературе, когда приходит кошкам смерть. И все эти дни по нему не было видно угасание жизни, если не считать, что есть, он отказывался…


       Он болел, а мы не помогли. Он доверял нам, а мы его не спасли.


       Конечно, нужно было нести его в клинику сразу же, а мы всё считали, что он старый и настал естественный процесс…


       Русский крепок задним умом…


       23 февраля – последний день Басика. Это самый тяжёлый его день, он уже не ходил, а больше ползал, но ноги задние у него не отнимались, как полагал Марк, просто были слабы. А ещё накануне мог сравнительно свободно прыгнуть на стул, на диван, и даже пару раз снимала его с унитаза. Почему он туда стремился залезть? Он никогда на унитаз раньше не залезал.

 
       В последнюю ночь жизни кота, Марк грел Басика на своём пузе, но животному это не очень нравилось. Пролежав некоторое время, он стал жалобно мяукать, царапаться, и я взяла его к себе на диван, где любила лежать, смотря телевизор. Но ночью кот спрыгнул, хотя передвигался уже почти ползком.

 
       Спать я не могла. Чувствовала, как он бродит, волоча тело по коридорам, комнатам, кухне. Слышала, как скрёб когтями. Казалось, что он пытался открыть дверь к Марку в комнату.

 
       Это потом уже, за утренним чаем, увидела, что кот пытался, поддавшись инстинкту «умереть вне дома», открыть форточку. Глупенький, хотел через неё убежать и скрыться, но ему не удалось это, расцарапал только клеёнку на кухонном столе, да оконные рамы.

 
       К утру Басик приполз к дивану, где я была в полудрёме, и стал мяукать. Силы покидали его, он уже не мог запрыгнуть на софу. Я его подняла, положила на грудь, и мы проспали с ним всё утро.

 
       Днём носила его с собой по квартире и сидела с ним весь вечер в кресле…


                ***
       Дорин Тови в книге «Новый мальчик» пишет: “Мы ничего не подозревали. Иногда он выпивал больше воды, чем обычно, и я тревожилась за его почки. Но, с другой стороны, он ведь никогда не знал меры. Пил так уж пил. (Да и вообще сиамы пьют много.) Ел так уж ел…

 
       …Примерно через месяц мы заметили, что он пьёт гораздо больше. И не просто за один раз, но снова и снова возвращается к своей миске. И как-то сразу почти перестал есть. Однако больным не выглядел.


       На всякий случай мы всё-таки вызвали ветеринара. Наверное, с почками у него стало чуть хуже, полагали мы. Полечить его, как Шебу, и всё будет в порядке.


       Если бы! Позже ветеринар объяснил нам, что в случае с Шебой её собственный организм компенсировал недостаточность. Частично почки продолжали работать, как это бывает и у людей. Рано или поздно, предупредил он, всё повторится, и уже ничего сделать будет нельзя.


       А с Соломоном произошло именно это. Вероятно, компенсации уже имели место, хотя мы этого не знали.


       На протяжении четырёх суток ветеринар бывал у нас каждый день…

   
       …Боли он не испытывает, – сказал ветеринар, заглянув перед обедом, – но, как ни грустно, он, по-видимому, умирает. Как последнее средство он ввёл ему кортизон, но ничего не помогло…”

 
       Соломон, сиамский кот, про которого пишет Дорин, умер на тринадцатом году жизни. Шебу, его сестричку, удалось подлечить, и она продержалась ещё пару лет и умерла от заболевания почек на шестнадцатом году. Почки у неё были увеличены. Причём обе кошки умерли, отказавшись от еды за три-четыре дня.

 
        С Басиком было по-другому. От еды он отказался за двадцать дней до смерти, а при осмотре кота, ветеринар сказал, что почки в норме, а печень увеличена.  И сетовал, что мы принесли кота слишком поздно, он уже совсем весь высох, сжался.

 
       Всё как-то получилось не так…

                ***

       В нашем случае вряд ли помог бы ветеринар, без малого восемнадцать (без двух месяцев) лет для кота, конечно, много.

 
       И всё же чувствуешь себя виновной, что не смогла ему помочь…

 
       Коришь себя, что делала что-то не то и не так. Не тем кормом кормила, не то лекарство давала, напрасно держала его дома, не встали на учёт к врачу по достижении преклонного возраста, не достаточно..,  не так.., не этак…


       Может и было бы всё иначе, если бы обстоятельства складывались по-другому? Как знать?!


       Но у истории нет сослагательного наклонения. Получилось то, что получилось. Увы.

 
        И это приходится принять… И с этим приходится дальше жить...

Март 2012