Спасение кино

Анатолий Емельяшин
                Фото: над Тунгуской

   Эту историю рассказал командир звена во время длительного перекура по случаю ожидания минимума метеоусловий. Рассказчик он великолепный, хоть сейчас на сцену. Правда со сцены его рассказ не пройдёт, слишком много "словечек для связки". Словечки и обороты сочны и звучны, но их и со сцены не скажешь и не напечатаешь. А в устном рассказе они очень к месту.
Постараюсь изложить эту, то ли байку, то ли авиационную легенду, так же связно, как он травил, но без «словечек».

   «После переучивания с Р-5 летал я правым пилотом на «Дугласе». Отечественные Ли-2 в то время использовались как бомбардировщики. Но война кончилась, бомбёры остались без работы и многие соединения боевой авиации сокращались. Транспортников не трогали, наоборот собирали отовсюду и создавали отдельный вид:   военно-транспортную авиацию. Она, собственно, и зародилась с переводом Ли-2 из бомбёров в транспортники. Надо заметить, что наш ВТАП базировался тогда в районе Енисейска на площадках, в насмешку названных аэродромами во времена лендлизовских авиационных поставок. Мы выполняли кроме армейских перевозок многие задачи, которые сейчас являются прерогативой гражданского флота.
   Так вот. Однажды получаем необычайное задание: вывезти с реки Тунгуска груз. Началось обычное для тех мест летнее половодье и груз, застрявший на реке среди затопленной местности, нужно было спасать. А как его снять, если сесть там невозможно?
   Не знаю, в чьей дурной голове возникла идея  выдернуть груз с речной косы с помощью кошки на тросе. Пройти бреем и зацепить кошкой фал от груза.
Здравые соображения были отвёргнуты, расчётами не занимались.
   Комполка, рисковый человек, решил лететь сам. Я у него был праваком. Вместе с технарём подбирали трос, руководили изготовлением кошки, крепили на борту лебедку.
   Штурман вывел точно на цель, сделали пробный заход. «Геодезисты», – так мы окрестили владельцев груза, подготовились основательно: вкопали на косе два столба, закрепили между ними петлю связанную с обмотанными верёвками коробками, разложили дымовые костры.
   Заходим на боевой курс. Через открытую дверь техник выпустил трос, я высунул голову в форточку и наблюдаю за болтающейся за хвостом кошкой. Идём на бреющем над самой водой. Первый заход промазали, – кошка прошла выше петли. Развернулись на второй, прижались к самой воде. Куда уж ниже было прижиматься? Мне даже видно как от наших винтов за самолётом возникает волна.
   Наконец, трос цепляет за петлю, командир резко переводит в набор.
Но куда там! Видим, как ящики взметнулись за нашим тросом, а потом трос проседает и вся связка чмокается о песок косы. Тучи песка и размолоченный груз длинной дорожкой сыплются в реку. Отвоевались!
   Связываемся с точкой и уходим восвояси. Фокус, как и следовало ожидать, не состоялся. Такой способ подъёма груза с земли попросту несостоятелен. И не верьте подобным байкам, это – выдумки фантазёров.
   Позже узнали: в коробках были отснятые киноленты испытаний какого-то оружия или ещё чего-то сов секретного. Так мы и похоронили этот секрет в водах Тунгуски. Может, там после работали водолазы, но вряд ли – наступала зима».

Рассказ КЗ в моём изложении получился суховатым. Не сохранил я, ни дара рассказчика, ни сочности его словаря. Ладно, пускай будет просто зафиксированный факт.