Творческая лаборатория поиск оптимальных решений

Иван Братусь 2
В последние десятилетия в мировой и отечественной литературах значительно возрос интерес к историко-биографическому жанру. Например, “сегодня в Франции  он (жанр биографии – И.Б.) переживает настоящий бум: биографии выходят десятками, в книжных магазинах ними заполнении целые отделы. Биография, судя по всему, сегодня самый читабельный жанр” [4, С.274]. Считаю, что подобная оценка несколько завышена, но отображает основные тенденции в отношении к ведущей позиции историко-биографического жанра в сегодняшнем литературном процессе. Следует отметить в биографическом потоке именно художественную биографию, поскольку “наибольшей популярностью пользуется жанр художественной биографии, которая развивается так же стихийно и разнообразно, как беллетристика” [3, С.10]. Итак, актуальность исследования именно этого направления литературы предопределяется требованиями времени и постоянно возрастающему количеству произведений историко-биографического жанра, постоянным движением к усовершенствованию художественных средств и методологии отбора материала биографических произведений.
В литературоведении отчасти выпадают именно жанровые характеристики того ли другого произведения, или же происходит путаница в определении принадлежности к историческому или историко-биографическому жанру. И если при игнорировании жанровой специфики теряется полнота спектру творческой лаборатории автора, то непонимания отличий исторического и историко-биографических жанров можно отнести к досадной ошибке.
При создании жизнеописаний выдающихся писателей автора ожидают великое множество проблем, от решения которых зависит художественное совершенство произведения, его историческая достоверность. Для постижения гения Шевченко необходимо быть равным нему за силой таланта, который до сих пор непревзойденный, итак, даже самое удачное произведение о великом Кобзаре к определенной границе ограниченное художественно-выразительными возможностями автора произведения. О проблеме контргеніальності справедливо выразил Г.Гор : “... Роман о гениального писателе для меня всегда воображается эстетичной загадкой ... Каким образом писатель среднего обдаривания и посредственного ума может проникнуть в те психологические, интеллектуальные и моральные измерения, в которых находились Пушкин, Достоевский или Шекспир?” [2, С.8].
 Усиливает искусственность фактор міфологізації – бич почти всех жизнеописаний об украинских писателях. Возможно, это вызвано и тем, что, скажем, Шевченко – национальный символ Украины, в сознания многих поколений он значит куда больше, чем просто поэт и художник. Правда, в монументальных чертах часто теряется человечность,  настоящая природа выдающихся деятелей. И для читателя воображается мало интересным рассматривать “мумию”, пусть украшенную и украшенную. Для настоящего биографического романа большим характером есть показать гения в земном масштабе, в повседневном окружении. В то же время существует опасность занижения значения выдающегося лица, его искусственного, неоправданного упрощения, стилизации. А.Акимова на это справедливо делает замечание, которые “...приближая  к нам героя биографической книги, в то же время разрушая пьедестал, на который его подняла героя его  деятельность” [1, С. 348].
Работа с архивами, странствия местами, где находился герой, свидетельства современников и изучения предыдущих исследований  помогают автору воссоздать действительность прошлого. Образцом подобного “перевоплощения” может считаться творческая манера уже упомянутого Ірвінга Стоуна. При создании жизнеописания Ван Гога он: “перечитал всю имеющуюся о нем литературу английской, французской и немецкой ... снимал его комнату, жил в психиатрической больнице, куда его поместили, и, в конце концов, спал в той самой комнате и в одном и той же кровати...в четвертую годовщину ее смерти”[5, С.339]. Конечно, подобное погружение у жизни предмета исследования требует определенного самоотречения, напряженной последовательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова А. История и биография // Прометей. Историко-биографический альманах "ЖЗЛ" – 1966. – Т. 1. – С.347-353.
2. Гор. Г. Биографическая книга: проблемы и трудности жанра // Детская литература, 1977, №5. – С.5.
3. Жуков Д. Биография биографии. – Г., 1980. – 136 с.
4. Зенкин С. Биографии и контрбиографии. Интервью с Жаком Нефом // Иностранная литература, 2000, №4. – С.274-279.
5. Стоун И. Биографическая повесть // Прометей. Историко-биографический альманах "ЖЗЛ" – 1966. – Т.1. – С.335-345.