Опасно ли писать в книге то, что думаешь?

Константин Деркачёв
Опасно ли писать в книге то, что действительно думаешь?
А не то, что все хотят слышать

Небанальные истории и неординарные точки зрения привлекают читателей. Книги, авторы которых рискуют затрагивать неоднозначные темы, готовы все поставить на карту, кажутся настоящими и не придуманными.

Речь не идет о вещах, которые намерено нацелены на разжигание скандалов. От настоящей литературы они так же далеки, как брак по расчету от настоящих чувств. На практике нередко оказывается, что при ближайшем рассмотрении темы таких книг поверхностны и скучны. И после достижения очевидной цели - привлечь внимание, - они закатываются в щель забвения.

Речь пойдет о настоящем риске писательства, которое допускает вероятность неудачи - что страшно, но зачастую необходимо. А поэтому заманчиво.
3 темы, которые вы боитесь затронуть в книгах (но очень хотите)
1. Риск залезть в противоречия

Предметы, которые могут вызвать обиду, интригуют больше всего: политика, религия, классовые противоречия, мораль…  Под каждым из них скрывается источник эмоциональных противоречий. Можно бояться погрузиться в них и затронуть диаметральные интересы самых разных людей. А значит навлечь на себя их недовольство.

Но можно позволить своим персонажам стойко придерживаться отчетливых точек зрения (даже если они отличаются от вашей собственной - истина рождается в спорах). Ведь в первую очередь это ваш сюжет. Не нужно вести его в угоду общественному мнению. Кому-то при этом ваша книга может прийтись не по вкусу. Но те читатели, которых она заинтересует, останутся преданны вам и дальше.
2. Риск затронуть чье-либо мнение

У каждого есть свое мнение. Особенно это касается творчества - искусство не рождается в присутственных местах. Если вы вымоете из своих книг все крайности, которые в них есть для того, чтобы соответствовать стандарту, значимость вашего голоса существенно упадет.

Аморфное согласие со всем скучно. Элемент поиска ниши для своих книг заключается в том, чтобы не быть в согласии со всеми. Если вы пишите общепонятное фэнтези в духе Гарри Поттера, не ждите того, что вам будут рукоплескать интеллектуалы. Когда вы решили писать бандитские боевики в одном ряду с Элмором Леонардом, то почитателям романтических комедий это не понравится. Но если вы решили сотворить второго Улисса, то не рассчитывайте, что среднестатистические читатели будут пытаться понять вашу книгу.

Не пытайтесь поймать в свои сети всех обитателей водоема сразу - от омаров до китов. Ловите свою рыбу по одной.
3. Риск показать себя

Большинство людей боится раскрыть себя эмоционально, философски, со стороны своего alter ego. Все то, что вы боитесь сказать о себе, о своем опыте, сомнениях, романтических увлечениях, друзьях, врагах - пусть ваши герои скажут об этом за вас.

Когда читатель читает обнаженную правду, он способен ей сопротивляться, но также он может ответить на сюжет и сделать эти секреты частью своей эмоциональной жизни.

Нельзя написать книгу, которая устроит всех и каждого. Можно попробовать взять за дело с таким намерением, но это будет своего рода литературным плацебо. В итоге не интересно это будет никому. Вместо этого можно определить свой “творческий Рубикон” и не побояться перешагнуть через него. Не смотря на острые углы и натянутые нервы.