Ёлки для всеобщей грамотности

Наталия Ермашова
Сегодня сложно себе представить, но именно рождественские ёлки каких-нибудь 120-130 лет назад сыграли не последнюю роль в деле преодоления безграмотности среди казачьего населения Оренбурга и ближайших станиц. Самые отсталые слои ни в какую не хотели отдавать собственных чад в обязательные казачьи школы, предпочитая всем наукам, помощь по хозяйству, умение скакать на резвом коне, да махать шашкой. Но прогрессивные мысли медленно, но верно всё же проникали в головы казаков и казачек, которые, как и все нормальные родители, желали собственным детям только добра. И не могли не заметить, как образование благоприятно отражалось на подрастающем поколении. Педагоги, со своей стороны, делали всё возможное, чтобы оживить учебный процесс. Особое удовольствие казачатам доставляли "туманные картины", которые показывали при помощи "волшебного фонаря", а так же взятия снежных городков, скачки на масленицу и конечно ёлки в рождественские праздники.
Журналист "Оренбургских губернских ведомостей" в разделе "Из жизни губернии" с умилением описывал подобные ёлки в посёлке Благославенном и в станице Оренбургской, т.е. в Форштадте: "Сколько удовольствия и неподдельного интереса светилось в глазах детей при виде искрящейся ёлки". Вечнозелёная красавица была украшена гирляндами цветов, блестящими безделушками, яблоками, золотыми орехами, конфетами, переливалась множеством свечей и казалась совершенно фантастической. В то время позволить ёлку у себя дома могли только очень состоятельные люди. Поэтому для простых казачат явление разукрашенной лесной красавицы было настоящим чудом. "Глаза детей, перебегая от предмета к предмету, зажигались радостью и весельем. Они любовались и долго не могли оторваться от очаровавшего их деревца", - писал обозреватель "Оренбургских губернских ведомостей".
Закончился рождественский детский праздник для казачат традиционной раздачей подарков, этот факт, естественно, стал ещё одним весомым аргументом в пользу всеобщего школьного образования. Кстати, подобные школьные мероприятия регулярно осчастливливали своим посещением самые высокие чины, например, жена наказного атамана Ершова и атаман генерал-майор Мелянин с супругою.