Магия стеклодувов и современной фотографии

Александр Кондратович
Минская осень в этом году как никогда богата событиями в области культуры и искусства.

Вот и сейчас, в историческом центре города, проходит международная выставка художественных работ из стекла, в одном павильоне с фотокартинами авангардного художника из Праги Мартина Странка.

Как говорится, можно попасть одним выстрелом в двух вальдшнепов!

С наступлением выходных, мы всей семьёй планируем маршрут путешествия в мир необычного и волшебного. Когда прочитали о выставке работ из стекла, единодушно решили прикоснуться к хрупкому миру стеклодувного искусства.

Тем более, что экспозиция располагалась недалеко от нашего дома в «Художественной галерее Михаила Савицкого».

Галерея, находится в Верхнем городе и сама по себе является памятником архитектуры конца XVIII века. Строение известно своей удивительной историей. Этот дом — один из немногих, который уцелел в годы бомбёжек Великой Отечественной войны.

Сначала, здание галереи являлось усадьбой польских шляхтичей. Оно было построено в конце XVIII века графом Михаилом Пшездецким. Польский шляхтич возвёл его специально для приема Станислава Августа Понятовского — последнего короля Речи Посполитой, с которым род Пшездецких находился в дружеских отношениях.

Впоследствии, Пшездецкие продали усадьбу аптекарю Андрею Станкевичу за сумму около 50 000 золотых рублей — баснословные деньги по тем временам. Ещё позже строение перешло к Юрию Кобылинскому, известному в то время коллекционеру и меценату.

Именно Кобылинский организовал здесь частную выставку, куда минчане могли прийти и посмотреть на старинные книжные издания, манускрипты, оригинал статута Великого княжества Литовского, коллекции монет и минералов. Без преувеличения экспозицию Кобылинского можно считать первым городским музеем.

Позже здание приспособили под мужское духовное училище с жилыми комнатами. А после Великой Отечественной войны здесь долгое время (вплоть до 2004 года) квартировал областной военкомат. Именно отсюда, в далёких 80-х, многие мои сверстники уходили исполнять свой интернациональный долг в Афганистане...

Но вот, наконец, мы вошли в просторный холл галереи. Увы — гардероб на самообслуживании. Надеемся найти свои куртки на тех же местах, где мы их оставили. Обнадёживает, что персонал — крайне доброжелательный, в стиле няни Пушкина, Арины Родионовны.

— А у нас ещё, помимо художественного стекла, проходит выставка всемирно известного фотохудожника Мартина Странка, — сообщила бабушка в образе «миссис Марпл».
— Нужен отдельный билет?
— Ну, что вы, мои дорогие! Нужно только ваше желание...
— О, этот билет мы всегда носим с собой! — с отличным настроением мы открыли дверь в первый зал.

Мистическая подсветка произведений искусства из стекла: застывшие капли причудливых часов — замурованное в стекле время, сменялись экзотической флорой и фауной подводного мира — это изделия Литовских мастеров-стеклодувов.

А вот и американские, российские работы: хрустальные шары будто из миров фильма «Аватар», чудовище «Чупакабра», расколотый хрустальный каштан — взгляд невольно застревал на очередном экспонате.

glass-navБез преувеличения можно сказать, что первый Международный фестиваль художественного стекла «GlassНавігацыя» никого не оставит равнодушным. Трудно поверить, что из простого стекла можно делать такие удивительные вещи!

Затаив дыхание, мы познакомились с произведениями стекольного искусства художников из Беларуси, Польши, Нидерландов, Франции, Чехии, Финляндии, Литвы, Латвии и России.

Нечто-то гипнотическое есть в некоторых экспонатах: глядя в зрачки хрустальных шаров, невольно соприкасаешься с магией неизвестных мастеров стеклянного мира...

Изделия из стекла занимали две просторных комнаты. А «миссис Марпл» уже приветливо улыбалась, придерживая дверь в следующий зал:

— Вам понравилось? Правда, завораживающее искусство? В следующем павильоне у нас проходят выставки художников из Беларуси и, чуть дальше, выставка фотокартин Мартина Странка, которая называется «Моно», — мы следуем за «английской бабушкой» и попадаем в прекрасно освещённое помещение.

Я не эксперт в современной живописи. Некоторые работы оставили двойственное впечатление...

Невольно чувствуешь себя на месте главного героя из кинофильма «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем в главной роли, когда незадачливый художник показал ему свою картину «Тауэр».

— Это нагромождение кубиков «Тауэр»? Что-то я не очень его узнаю...
— О! Это — безусловно «Тауэр», но как бы изнутри...

Были картины, мимо которых просто невозможно пройти:

«Старая аллея» художницы Веры Оседовской, где чьё-то одиночество уходило под осенним дождём импрессионизма вдаль старинного парка...

«Солнышко» пера Крупенкова, где очаровательная малышка улыбается так, что невольно понимаешь меткость названия картины...

Картины «Катя» и «Сирень» кисти мастера Ткаченко, где создаётся ощущение изысканно вышитого гобелена — так и хочется потрогать: неужели это картина, а не ткань?

Наконец, мы медленно переходим в зал чешского Фауста художественной фотографии — Мартина Странка. Несмотря на то, что художник (язык не поворачивается назвать его «фотограф») всего три года занимается этим искусством, в каждой его работе ощущается рука опытного мастера.

Мартин начал свой путь в мир художественной фотографии после личной трагедии — когда ему было 25, он потерял близкого человека.

Эмоции одиночества в его работах сменяются чувством бескрайнего Мира, где жизнь не кончается, а переходит в некую новую форму существования.

Даже по истечении времени, мысленно возвращаюсь к сюжетам некоторых его картин. Они так и стоят у меня перед глазами:

Картина «Я — зима», где человек стоит босиком на снегу и трещина расколотого льда проходит прямо между его ног...

Или картина «Я нашёл тишину» в которой молодой человек идёт против вихря листков, мусора, пыли, тишина в центре циклона жизненных невзгод и обстоятельств...

Или работа «Это был мой закат», где заходящее солнце оказывается под подошвой кроссовок...

Вереница образов-бритв, которые навсегда останутся в сердце очарованного посетителя...

На выходе из зала «миссис Марпл», с участием и грустью провожала нас до самого гардероба. По дороге она рассказывала историю этого необычного дома — свидетеля смены трёх столетий, войн, революций, сплетения судеб и столкновения эпох...

Мы вышли в объятья морозного города. Минск переливался вечерними огнями и начинал жить своей ночной жизнью...

Осталось терпкое послевкусие букета современной магии искусства и трогательной истории минувших лет, воплощённых в старинном доме и доброй «английской бабушке», будто из сказки отворяющей двери в следующий зал...

02.12.2013