Магазин застойного периода прод. 20

Веруня
    
Экзамены позади. Все студенты в моей группе стали квалифицированными специалистами.  Встречая меня, Валентина Ивановна со счастливым лицом восклицала одно и то же:
         - Вот, вот, а вы боялись! Я же говорила: всё будет замечательно! Так и вышло!  А вашим бывшим сокурсникам не повезло – несколько человек не получат дипломы.  Меня и не взволновали, и не обрадовали её слова. Я никому не желала худого, но и сочувствия не испытывала. И думала не о прошедшем, а о проблемах в магазине: непостижимо, но мне постоянно во время сессии передавались записки, и я, при малейшей возможности, мчалась на выручку. За несколько дней до торжественного вечера, посвящённого вручению дипломов, меня на улице нагнали две однокурсницы.   Я попыталась ускользнуть - не выношу выяснений отношений. Не удалось. Они оказались проворными.
      - Вера,  а мы всё гадали, куда ты пропала. Честное слово, не знали, что с тобой мерзко поступили! Ты всегда всем оказывала помощь.  Но не жалей, у нас много произошло негативного: поменяли членов экзаменационной комиссии потому, что у старосты группы изъяли листы с ответами, написанными на листах со штампом института. В общем-то, пережито немало.
  -   Вера, мы собираем деньги на ресторан и на общую фотографию. Пожалуйста, приди в ресторан, приходи без денег! Все хотят тебя видеть!
      Я поблагодарила за приглашение, но от ресторана отказалась.  Записала адрес фотоателье, где в тот же день сфотографировалась.  Из-за занятости за своим планшетником   пришла спустя несколько месяцев. Ни с кем из бывших сокурсников не столкнулась, последний раз всех увидела при вручении дипломов.
       Грозная преподавательница по текстилю, её боялись студенты, вручая мне диплом, сказала: "У вас светлая голова, вам нельзя было учиться на вечерне-заочном отделении, и сейчас  необходимо продолжить учёбу в Киеве."
Я кивала головой, благодарила, но радовалась свободе.
А в магазине меня ожидал сюрприз: я шла по проходу, а мне, словно какой-то знаменитости, аплодировали  сотрудники.    Растерянная,  счастливая, с пылающими щеками  я принимала  поздравления – слова, запомнившиеся  на всю оставшуюся жизнь...



  *Выпускная фотография - апрель 1974года.


Окончание  http://proza.ru/2013/12/24/996