Майдан и средневековье

Анатолий Клепов
 

 «Ничего личного: бизнес есть бизнес».
Приписывают Эдгару Гуверу, бывшему директору ФБР*
 
* Джон Эдгар Гувер, занимал пост директора Федерального бюро расследований США с 1924 года до самой смерти в 1972 году.
За 50 лет своей деятельности поставил на «прослушку» не только практически всех политических деятелей Америки от президента, до членов коммунистической партии США.
Но и банкиров, финансистов, промышленников, журналистов, актеров, адвокатов...
 
Уже мало кто помнит как развивались на нынешнем бунтующем Майдане столкновения демонстрантов с властями и полицией. А началось все с того, что оппозиционеры «вычислили» в центре города оперативную машину Службы Безопасности Украины и атаковали ее. Обратите внимание, на войне, по правилам военного искусства, первый удар обычно наносят по самым важным объектам противника, и прежде всего средствам командной связи и радиолокационной разведки. Самое важное – лишить противника возможности получения достоверных данных и организации эффективной информационной защиты. Вот и в описываемом политическом противостоянии, как говорится, ничего личного, на войне как на войне…
 
Как же разношерстной толпе демонстрантов удалось обнаружить среди сотен машин ничем не примечательный спецавтомобиль СБУ, да еще и на сто процентов быть уверенными в своей догадке? На видео, снятом кем-то из зевак и размещенном в интернете, видно, как во время атаки на машину СБУ лидеры оппозиции приглашают столпившихся поблизости журналистов запечатлеть спецтехнику для «прослушки»! Правда, совершенно непонятно, как они без экспертизы определили тип находившегося там оборудования…
 
Для того, чтобы запеленговать работу электронных приборов, необходимо специальное оборудование. Но даже охранявшая митинг местная милиция подобной спецтехники не имела. Откуда демонстрантам поступила информация, не сама же СБУ «сдала» свою опергруппу?
 
На этом простом примере мы видим, что оппозиция располагала техническими возможностями, по своей эффективности не уступавшими государственным структурам. Кто вооружил «стояльцев» Майдана как минимум точной информацией, а как максимум современным кибероружием?
 
Чтобы понять скрытые механизмы подобных процессов, мне кажется стоит вспомнить недавнюю историю.
 
Несколько лет назад Объединенная редакция МВД России и Общество изучения истории отечественных спецслужб выпустили сборник «Чехословацкие события 1968 г. глазами КГБ и МВД СССР». Авторы сборника: А. А. Зданович, Ф.Л. Лашкул, Ю. Н. Моруков, Ю. Х. Тотров.
 
Один из авторов любезно подарил мне этот сборник, а также прокомментировал некоторые любопытные детали, связанные с описываемыми в книге событиями, которые, к его большому сожалению, не были тогда опубликованы.
До сих пор события 1968 года, связанные с вводом советских войск в Чехословакию, окутаны многими тайнами, поэтому целью авторов сборника было показать реальные причины событий в Чехословакии и их предысторию, подтвердив свои доводы архивными документами. В сборнике приведено 63 совсем недавно рассекреченных документа.
 
Прочитав сборник, читатель узнает из рассекреченных документов ЦРУ, что это ведомство очень внимательно следило за событиями в Чехословацкой Социалистической Республике.
 
Так, на брифинге для лидеров Конгресса, директор ЦРУ Ричард Хелмс признался, что его ведомство внимательно отслеживало перемещение членов Политбюро ЦК КПСС накануне ввода советских войск в Чехословакию. Например, в ЦРУ знали, что с 6 по 17 августа в Москве находились только два члена Политбюро, А.П. Кириленко и К.Т. Мазуров. Остальные отдыхали в санаториях на Черном море. Однако 17 августа Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и Н.В. Подгорный срочно вернулись в Москву вместе с четырьмя другими членами Политбюро. (Напомню, что ввод советских войск состоялся с 20 на 21 августа 1968 г.).
 
Директор ЦРУ также продемонстрировал лидерам Конгресса США записи телефонных разговоров членов Политбюро ЦК КПСС и сказал, что они касались вооруженного ввода советских войск в Чехословакию. Авторы сборника считают, что это стало возможно благодаря операции под названием Gamma Guppy, проводившейся ЦРУ. Цель операции заключалась в перехвате телефонных разговоров, которые вели члены Политбюро из своих правительственных лимузинов. (Хотя, по имеющимся у меня данным, эту операцию проводило Агентство Национальной Безопасности США (АНБ), в частности занимающееся радиоперехватами на международных линиях связи.)
 
Этот исторический пример характерен для стиля работ спецслужб многих стран мира и сегодня. Вместе с тем, за прошедшие годы на службе радиоразведки появились совершеннейшие приборы, позволяющие вести радиоэлектронную разведку и из космоса с помощью спутников. И само собой разумеется, из помещений посольств, частенько расположенных практически в нескольких сотнях метров от эпицентра конфликта. Оттуда активно ведется слежка за информацией, передаваемой по электронным коммуникациям, в том числе за разговорами по мобильным телефонам.
 
Данный факт подтверждают и совершенно свежие документы Эдварда Сноудена, опубликованные в западной прессе и рассказывающие о слежке, организуемой правительством США не только за своими противниками, но и за ближайшими политическими союзниками, в частности канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Всего же на прослушке находились телефоны лидеров почти сорока государств и сотни миллионов абонентов мобильной связи по всему миру.
Что касается описываемого мной случая с захватом спецмашины СБУ в Киеве, то он был не единственным эпизодом развернувшейся на Майдане электронной войны.
 
За последние годы в прессе было множество сообщений о появившихся на Украине в большом количестве средствах слежения, фальшивых интернет-серверах и прослушивающих устройствах. Они используются различными хакерскими группами и преступниками для получения компрометирующей информации о высокопоставленных государственных чиновниках, политиках, бизнесменах.
 
Не удивительно, что такое оборудование оказалось и на Майдане. О массовом вбросе дезинформации и попытке создать новую точку напряженности рассказал один из участников митинга в своем блоге. «...Вдруг приходит мне на телефон смс-ка с номера одного из активных деятелей Майдана. «Все на Майдан! Начался штурм!» Спустился на Крещатик. Все спокойно, никакого штурма нет».
 
Разумеется, о том, что в самом центре Киева используется современное кибероружие, знали и высокопоставленные чины в украинском МВД. У самого же МВД явно не хватало подобных спецсредств. Иначе чем объяснить ситуацию, когда в критические моменты, связанные с жизнью людей, командиры и офицеры спецназа были вынуждены вести разговор по незащищенным радиоканалам и даже личным мобильным телефонам, либо отдавать приказы дедовским способом, отправляя в нужное место посыльного? А то, что это было именно так, автору рассказал один из непосредственных участников событий на Майдане.
 
Именно в подобных критических ситуациях, когда противник вооружен современными средствами прослушивания, со всей остротой проявляется дефицит спецсредств и гарантированной защищенной связи для управления государственными силами правопорядка.
 
 Как всегда, и на Украине и в России, использование средств шифрования информации в МВД оставляет желать лучшего.
 
 Вот и посылают современные генералы человека с запиской, чтобы передать свои приказы, как будто живут они в средние века, а не в цифровую эру. Пока этот человек дойдет в толпе до нужного места, время будет упущено и выполнение приказа станет неактуальным.
 
Поэтому нередко, вместо запланированного результата и эффективного завершения операции, происходят события, впоследствии оборачивающиеся громким политическими скандалами и вызывающие большой общественный резонанс. Разумеется, негативный по отношению к тому, кто отдавал приказы…
 
А отдавать приказы по открытой связи, значит не только сразу же выдать свои секреты противнику, но и предоставить ему возможность для последующей компрометации. Любой человек в момент боя может позволить себе жесткие высказывания и нецензурные выражения, непозволительные в спокойной ситуации. Впоследствии, после перехвата разговоров, их можно будет выложить в интернет или передать в крупные СМИ, предварительно перемонтировав речь говорящего человека в нужном ракурсе…
 
После множества подобных историй, нередко заканчивавшихся громкими отставками и возбуждениями уголовных дел, многие руководители просто боятся отдавать не только устные, но и вообще какие-либо приказы. Тем более, когда ситуацию подогревают и местные интересанты, и зарубежные, организуя различного рода «черные списки», оказывая неприкрытое политическое давление на местные власти, требуя жестко наказать сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих.
 
Ставшие уже традиционными, подобные «жертвоприношения», устраиваемые политиками после громких скандалов, являются одной из причин, по которой из органов правопорядка «вымываются» преданные руководству страны люди, реально защищавшие законную власть. Это еще один важный результат информационной войны, на который изначально надеется одна из развязавших ее сторон.
 
 События развернувшиеся на украинском Майдане, а еще раньше в Египте, Ливии, Сирии и т.д., подтверждают, что способность государства защитить не только служебную, но и личную информацию служащих МВД, армии, спецслужб, в современных условиях является важнейшим показателем жизнеспособности государства, гарантирующим его национальную безопасность.
 
Легитимность подобных действий буквально сегодня подтвердила и Генеральная ассамблея ООН, единогласно принявшая резолюцию, призывающую все страны – члены организации – гарантировать защиту прав на конфиденциальность информации пользователей электронных коммуникаций.