Чёрный плащ

Леонид Глаголев
  Уж и не помню, зачем я зашёл в старый универмаг…

  Кажется, за зубной щёткой. Мелкая покупка требовала соблюдения вполне определённого ритуала. Когда-то, ещё в старые времена, после покупки чего-то мелочного, необходимого, появилась привычка обходить и другие отделы: а вдруг что попадётся ещё? Самое-самое нужное? Упустишь момент – улетит маленькое счастье, и улетит навсегда! Прошли годы, стала другой страна, мы стали другими, но вот некоторые привычки сохранились.
 
  Итак, отдав дань традиции, потратил четверть часа на обход, но так и ни на что не обратил особого внимания.
  И когда я уже собирался покидать магазин, вдруг увидел за стеклянной витриной чёрный плащ.

  О-о-о… как он был элегантен!

  Пришлось поневоле задержаться. На первый взгляд, разорение мне не грозило, в кошельке оставались примерно такие же деньги, какие я потратил на щётку, то есть - почти ноль. Тем больше было оснований приглядеться как следует, оценить на ощупь качество материала, подкладку, узнать состав нитей.
 
  И я ленивой, скучающей походкой обеспеченного сибарита завернул за витрину и вошёл в отдел. Остановившись перед плащом, дотронулся до рукава, и вдруг явственно услышал голос:

  - Если бы ты знал, к Чему прикасаешься… бездельник!

  Молниеносно отдёрнув руку, я обернулся. За кассой равнодушно сидело унылое существо неопределённого возраста,  причёска сияла всеми цветами солнечного спектра. Существо смотрелось в зеркальце и строило себе рожицы. В другом углу спиной ко мне перекладывались пакеты в упаковочной бумаге, судя по одеянию - женщиной, а судя по массивности фигуры - женщиной солидной, серьёзной и положительной.

  Посетителей не было. Рядами мирно висели на плечиках пальто, плащи, куртки, костюмы самых разнообразных цветов и фасонов, в центре магазина два манекена без интереса разглядывали друг друга. Вдоль витрины стояло ещё несколько таких же фигур. Тихо, на французском,  шептала музыка откуда-то сверху.

  - Не строй из себя идиота, дурень, как будто не понимаешь, в чём дело… это я… Я тебе говорю, Чёрный Плащ!

  У меня как-то противно отозвалось под ложечкой… но приходилось верить, и чтобы навсегда не уронить себя перед необъяснимым, я вымолвил:
 
  - И… э-э-э, чему обязан?
  - Это Я чему обязан… не я тебя щупаю, а ты меня! Что надо – спрашивай, только не дотрагивайся руками!

  Подобного хамства от какой-то вещи, пусть и привлекательной, не терпят, пришлось с ходу выпалить:
- Вот куплю тебя, а потом поговорим…

- Судя по тому, что ты одет, как чучело, тебе пришлось всю свою сознательную жизнь копить на плащ. Хорошо, что тут светло… внимательнее присмотрись к своему одеянию.

  Молча подойдя к зеркалу, с ужасом пришлось констатировать жестокую правду Чёрного Плаща…
  Серая вязаная спортивная шапочка в мелких комочках шерсти с непонятной эмблемкой как-то нелепо смотрелась, подымаясь пикой над головой; дешёвая куртка-пуховик неопределённого тёмного цвета, наоборот, местами свисала; очевидно, пух неравномерно осел, не выдержав времени и образа жизни хозяина куртки; штучные брюки на коленках пузырились, делая в этих местах брючную ткань немного светлее и как бы тоньше. Чёрные зимние ботинки, как нарочно, сияли потёртостями у носков. В довершение всего, несколько сзади и сбоку меня отражение выделяло благородный, элегантный профиль Чёрного Плаща…

  Поняв свои ничтожные позиции, я сдался на милость победителю и почему-то шёпотом спросил:
 - И что же мне теперь делать?

- Значит, остатки здравого смысла ещё могут сохраняться в некоторых человеческих головах? Радует, радует…
  Вот что я тебе скажу: судя по одёжке и простодушию твоего лица, ты, конечно, способен кое на что, но под солидным руководством и присмотром, естественно. Из нескольких миллиардов человек на Земле некоторые особи сохраняют на своих лицах оттенки этого самого простодушия всю свою никчёмную жизнь, вовсе не пользуясь теми преимуществами и благами, которые могут предоставить это качество.
  А зря. Жизнь – одна, другой - нет, и не будет. Но каждая жизнь даёт шанс, надо только поискать его хорошенько.
  Некоторым олухам вроде тебя может повезти – шанс сам ищет их и предлагает круто измениться, стать знаменитым, стать Личностью в полном смысле этого слова, прожить остаток дней своих, упиваясь собственной значимостью для общества и истории. Так если ты ничего не понял, выражусь яснее: именно Я – такой шанс.

   Что скажешь?

  Уж если ты грозился меня купить – покупай, не пожалеешь, столкуемся о твоей судьбе после. Пока сейчас она не стоит и гроша, но со мной её цена с каждой минутой будет только возрастать. Хочешь узнать, во сколько я тебе обойдусь?
  И тут он назвал сумму, на которую я недавно оценивал свою отечественную легковушку перед страховкой.

  - Да, не сомневайся, покупай. Живых денег у тебя нет, продашь свою четырёхколёсную керосинку. Толку от неё никакого, одни проблемы. Сам недавно плакался, что сыплется на ходу.

  Странно, откуда Это знает о моей машине такие подробности?
  - Ну, а что ты ещё знаешь? Может, это просто рекламный ход… трюк, чтобы хоть кто-нибудь, да купил тебя перед Новым годом.

 - Ха-ха, как смешно! Пойми, несмышлёныш, не ты тут выбираешь, а Я!
 
 - Хочешь сказать, что ты специально променял место в бутике на компанию ширпотреба, чтобы встретиться со мной?

  - Да, специально.
  Но начнём с того, что таким, как ты, в бутиках делать нечего, да и пустят ли тебя в бутик, достойный меня? Публика там – сплошь снобы, ни грана не мыслящие в достойной одежде. Их интересует только имя дизайнера, да уровень цены, чтобы никак не ниже, чем у приятеля. Пусть самородок-портной будет гением стиля, но если у него нет имени в мире моды, его вещи покупаться не будут. Да только настоящие кутюрье продают свой продукт не дороже и не дешевле того, что он стоит, но такое не купят в бутике – слишком дёшево!
  А во-вторых, мне нужен человек твоего типа: простодушный, доверчивый, в меру скромный; такой, чтобы его честность читалась на лице, в глазах, в походке… словом, интеллигент высшей пробы!
  Только из такого материала можно вылепить то, что мне нужно. Ни один актёр не сыграет честность и доверчивость, ни один!
         
… Чем больше я слушал Чёрный  Плащ, тем больше приходил в изумление: а не снится ли мне это? Вдруг я заболел чем-нибудь психическим, неизученным, и у меня - припадок? Или надо мной ставится опыт внеземной цивилизацией на предмет…
 
  Но тут я не успел додуматься, как могут проверять землян пришельцы из космоса, как из-за плеч услышал женский голос:
- Вам помочь чем-нибудь, сударь?
  Дородная женщина старательно отрабатывала свою смену. Переложив пакеты, она искала другое занятие, а тут, можно сказать, посетитель.
       
  - Да вот, наслаждаюсь видом изделия. Даже прикасаться страшно к такому великолепию, хоть картину пиши. Сколько экспрессии!

  - Вы, видно, художник; столько уже стоите и любуетесь нашим плащом. Я хоть и работала, но краем глаза отметила ваш неподдельный интерес к этой вещи. Вы знаете, такой плащ у нас один. Очень дорогой! Я даже не понимаю, как он сюда попал.

  И тут я, кажется, в первый раз в жизни солгал:
  - Да, я имею... э-э-э… некоторое отношение к искусству. Вот, думаю обрядить своего героя на полотне точно в такой же плащ. Изучаю некоторые аспекты темы…

  - Я так и поняла: у Вас чрезвычайно роскошный артистический вид; я так и поняла… Не смею мешать, не смею мешать…
  И она чуть ли не на цыпочках удалилась.

  - Да, парень, видно, из тебя выйдет толк. Сколько лапши навешал несчастной дюймовочке; значит, я не ошибся…
  Нет, это не сумасшествие, подумалось вдруг, тут что-то не так.

  Между тем Чёрный Плащ продолжал:
  - Не будь простофилей: счастье само лезет в твои руки! Продашь свой металлолом, купишь меня, взлетишь на недосягаемую высоту! Я тебя введу в высший свет. Разумеется, то, что на тебе, надо немедленно выбросить! Я знаю в Милане лавчонку – так себе, ничего вроде бы привлекательного, но только там можно подобрать весьма сносную пару туфель, перчатки, фрачную пару. Не беспокойся, всё потом оплатишь. Как и билет до Милана, так и гардероб, возьмёшь в кредит. В моём левом кармане - кредитка на предъявителя лимитом…
  И Плащ назвал цифру. Такой пройдоха предвидел выражение моего лица и поспешил меня утешить:
  - Всё отработаешь: ты попал в деловые руки. Тут правит балом простой до невозможности арифметический подсчёт: только выгода, и ничего лишнего. А где предвидится выгода, там мы не ошибаемся.

  И тут меня поразила мысль: неужели это реальность, правда? Неужели разведки западного мира дошли до такого развития секретных технологий, что простой по виду чёрный плащ может завербовать обычного человека, и завербовать как бы шутя, мимоходом, в отделе мужской одежды ничем не примечательного магазина?

  Только хотелось как следует покопаться в этой теме, как Чёрный Плащ перебил мои мысленные рассуждения:
  - Тебе кажется, что идёт вербовка агента для американской разведки? Так это смешно! Я не из разведки, я стою выше. Наверное, тебе попадалась информация о масонах… Льва Толстого «Войну и мир» читал? Так вот, масоны стоят над правительствами, но над ними стоим мы, Чёрные Плащи.
  Ни одно сколько-нибудь значимое событие на Земле не обходится без нашего участия. Войны, революции, смена человеческих ценностей, великие открытия…
  Всё находится и находилось под нашим контролем.

  - А как же этот ненормальный из Австрии?

   - Да, есть и у нас проколы. Против некоторых психических заболеваний нет лекарств, и потом - наши методы исключают убийства. Создание объективных ситуаций, приводящих к смене нелояльных нам правительств – вот наше дело, но это в основном. Есть много и иных задач.

  - И чем же мне прикажете у вас заниматься? Я не знаком с секретной деятельностью.

  - Научиться этому несложно: каких-нибудь десять лет…
  Но есть вещи, которым нельзя научиться – Ваше лицо вызывает доверие. Такие лица не купить в дешёвом универмаге или в дорогом бутике, этот товар – штучный, и делается на заказ. Заниматься Вам ничем особенным не придётся – просто жить себе в удовольствие, принимать гостей, делать визиты – официальные и не очень, умеренно пить дорогие вина по ресторанам в небольших компаниях… особенно под дорогие вина раскрываются люди.
  Вы, кажется, знаете французский и английский, да и на немецком чуть-чуть…

  - «Чуть-чуть» я ещё на испанском и итальянском.

  - Браво. А я-то думал, что кандидатский минимум…

  - Не в «минимуме» дело; так нужно было для работы, и потому кое-что изучалось неофициально.

  - Так вот, ближе к делу. Самый главный вопрос… Вы можете у меня спросить: а для чего, собственно, затея?
  Отвечу.
  Средства современных разведок давно исчерпаны, нужны новые методы, новые принципы, новые цели. Каждой цивилизации претят остановки. Развитие техники проблем не решает, а только усложняет. Кто может поручиться, что не найдётся какой-нибудь больной, который опять захочет мирового господства, а «цель оправдывает средства», и планета в определённый момент может быть поставлена на край гибели.

  Чёрный цвет, в отличие от белого, не разлагается на спектр, он всё поглощает, и белый в том числе. Именно поэтому в качестве истины в последней инстанции выбран цвет поглощения, умиротворения, победы. Напрасно некоторые думают, что это – апокалипсис… в корне неверно!

  Наоборот, это – Начало, Возрождение. Семя даёт плод потом, сначала надо пролежать во тьме и набраться Истины; следующее поколение совершит тот же путь, путь вечного обновления – семена упадут в чёрную землю набираться сил, поглощать истину.
  Нам нужно это во имя разворота в развитии земной цивилизации. Человечество слишком увлеклось опасными, недостойными игрушками, забыло о своём предназначении...

  Тут мне стало уже не по себе.
  - А вы знаете предназначение человека?

  - Мы видим, как человечество губит себя, и Вы должны нам помочь.
  Кое-что дорого стоит в этом мире. Решая стратегические задачи, не стоит забывать и о тактических целях. Информация – самый дешёвый и самый дорогой продукт на сегодня. Хватит вам всем, всем тем образованным, забывшим, что такое минимальный уют и комфорт в жизни, отсиживаться в сторонке, пора  вам, сначала, конечно, избранным, браться за настоящее дело.

  Наука – это прекрасно, но во имя чего нужна вся эта ваша наука?

  Не скрою, Вам придётся бывать на всех континентах, заводить сомнительные знакомства, вести рассеянный образ жизни, менять женщин, как перчатки, делать долги, сидеть в тюрьмах, обвиняться в подлогах и многое-многое другое. Но Вы будете известны, Вас будут знать во всех столицах цивилизованного мира,  у Вас будут испрашивать совета монархи и президенты, диктаторы и народные любимцы…

  Соглашайтесь, становитесь Рыцарем Чёрного Плаща во имя высокой цели, во имя будущего человечества.

  Не ожидая такого поворота в разговоре, я призадумался…

  А как ловко меня втянули в беседу, как незаметно «ты» сменилось на «Вы», как плавно совершился переход от всезнайства по мелочам до странных неточностей в знании языков… будто меня уже некоторым образом приблизили к тайне, приоткрыли щель, дали прочувствовать, что не с нуля придётся начинать, не с нуля…

  А вдруг это – обман?! Продам машину, куплю этот странный чёрный плащ… и всё. Крах. Больше ничего не будет. Ни шести континентов, ни монархов с президентами. Да, не будет тюрем и измен, но известность, слава…

  Кто я сейчас такой? Мало кому известный кандидат наук. Знают обо мне только коллеги, да и то только из двух отделов, да рецензенты, мои заклятые друзья. Студентам я даром не нужен, так, если в сноске будет упомянуто имя моё один раз в год одним старательным, и на том спасибо. Монографии мои интересны только узким специалистам, когда ещё до них доберётся будущее…

  А рушить семью?
  А что скажет взрослый уже сын?
  А коллеги (интересно, как отзовётся Верочка на такой фортель)?

  - Сомневаетесь, милейший, а зря. Жизнь на Земле зародилась не для сомневающихся, уж поверьте. Да и какая ответственность Вас ждёт? Вы – проводник информации, я – накопитель оной. А сидеть в тюрьме… Вы вспомните, какие величайшие умы сидели по тюрьмам… Гении человечества!
   У кого-то из ваших, русских, я слышал такую фразу: настоящий мужик должен сделать хотя бы одну ходку…
  Но не специально же я Вас в тюрьму зову! Так, должны знать о самом неприятном, что может случиться. Но и там Вы себе только добавите популярности. Нашим врагам не очень-то хочется делать героев из страдальцев, они это понимают. На крайний случай у Вас будут самые лучшие условия содержания, самые лучшие адвокаты.

  А пресса?

  Я бы и сам специально бы просился в тюрьмы, да у Плащей нет лиц, иметь лица – не наш удел.

  - Так, хватит! У меня – квартира, семья, работа… По выходным велосипед летом, лыжи зимой, преферанс по праздникам. Я доволен жизнью.
  - Я не настаиваю. Просто объясняю – не каждый день, да и не каждый год судьба дарит шанс. В этом городе, таких, как я, больше нет. Таких, как ты – несколько тысяч. Скоро закроется магазин, у тебя для решения осталась минута.
            
  - Молодой человек, мы скоро закрываемся!
Полная женщина подошла ко мне, льстиво заглянула в глаза:
  - Скажите, как будет называться Ваша картина?

  - Чёрный Плащ, не иначе.

  - Спасибо, молодой человек!

                -           -           -

  На следующий день после института я спешил в свой универмаг, я принял решение: покупаю Чёрный Плащ! Перед этим не спал ночь – у меня были круги под глазами, нездоровилось на работе, не было аппетита, но главное… Главное, я поверил, я сделал выбор, я договорился о продаже машины, я куплю эту вещь, я уйду в другую жизнь, я стану действительно личностью.

  Запыхавшись, влетел в магазин…

  А где же плащ, чёрный плащ, перед которым я вчера простоял часа три, куда он делся?

  - А-а-а, молодой человек, художник! Как хорошо, что Вы вчера так долго были у нас; я знаю, у вас, художников, замечательная память, вы досконально запомнили наш плащ, в нём будет Ваш герой на картине…
  Вы маслом пишете?

  Представляете, сегодня утром к нам зашёл ещё один молодой человек, кстати, очень похож на Вас, и лицом, и даже одеждой; наверное, тоже художник!
  Он отложил на полчаса наш чёрный плащ, вернулся и купил его!

                -           -           -

  С тех пор прошло немало времени, уже шесть лет, но я всегда примечаю человека, идущего в чёрном плаще, оборачиваюсь и долго-долго смотрю ему вслед, и пытаюсь узнать тот самый чёрный плащ.

               Почему я не купил его в тот вечер?..
               
                21. 12. 2013.