Лидер. Эффективная система воспитания чемпионов

Владимир Сергеевич Мусатов
Из книги "Всплески ярости".http://www.proza.ru/2012/12/15/64
В Озерске, я встретил тренера, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Он казался древним, умудренным жизнью, утомленным ею, испытанным в спортивных баталиях тренером. Я рад был тому, что он обратил на меня внимание, поскольку только начал тренерский путь. Он сам нашел меня в зале борьбы, в первую же неделю моего пребывания в городе, посмотрел, как я работаю, и вдруг заговорил тихим, завораживающим голосом. Володя, я пришлю к тебе парня, ему 15 лет, возьми его, он — будущий лидер, хороший борец вырастет, возьми, не пожалеешь. Вижу, у тебя с ним получится, он — подвижный и красивый юноша, которому нужен молодой мастер. Вы создадите с ним сильную команду.
Тренер с тихим гипнотическим голосом — Владимир Иванович Клыжук, а юноша, которого теперь непременно хотелось бы увидеть,— Леонид Фуражев.
Он не просто пришел, буквально ворвался в зал борьбы. Счастливый и радостный, он наполнил атмосферу спортзала, каким-то необычайно веселым содержанием.
Он вручил молодому тренеру душу и сердце и готов был выполнять любое задание. Так началось интереснейшее сотрудничество.
Жесточайший режим дня — хорошо: утренние тренировки в 6 утра, поначалу вдвоем,— отлично: дневник спортсмена — непременно начну сегодня же: создать команду в 30 человек — сделаю, стать чемпионом СССР — да, да, да!
Он согласен действовать сейчас же. И мы начали фанатично подбирать мальчишек и собираться каждое утро в 6 часов на тренировки. Леонид не позволял ни себе, ни новым друзьям просыпать эти увлекательные занятия.
Как в воду глядел мудрый, опытный тренер, Владимир Иванович Клыжук: я полюбил нового ученика, а он обожал своего молодого тренера. Мы заложили фундамент удивительной команды, которая впоследствии покажет замечательные результаты и выведет школу на международную арену.
Я уезжал, выступал на Всесоюзных соревнованиях, но юношеский «локомотив», которым командовал Леонид в мое отсутствие, шел к намеченной цели. Когда мне задают вопрос, как воспитать чемпионов, то привожу пример невиданного стремления юношей каждое утро, помимо основных тренировок, как минимум 90 минут посвятить формированию характера, физических и технических возможностей.
Этой простой неоплачиваемой системе я придавал огромное значение и следовал ей всю свою спортивную жизнь.Самые талантливые юноши обязаны были следовать этой системе неукоснительно.
Леонид Фуражев стал моим первым надежным партнером в нашей удивительно прочной связке.
— А каковы успехи Леонида, — спросите вы.
Они были более чем значительны. Ему первому пришлось вступить в конкуренцию с мастерами сборной мужчин. По мере увеличения веса ему пришлось встречаться в жестких поединках со всеми мастерами спорта нашей команды. На нем лежала огромная ответственность, как на капитане первой юношеской сборной, которая по замыслу тренера должна была сменить взрослую команду.
Очень неохотно взрослые борцы отдают пальму первенства юным претендентам, и Леонид, естественно, проигрывал самым сильным, легко побеждая рядовых борцов. По воспоминаниям чемпиона области и ЦС нашего общества, мастера спорта Гурама Маргании, ему очень непросто удавалось выигрывать у этого талантливого юноши.
Одним из основных его конкурентов был великолепный мастер спорта, чемпион области и ЦС Мартык Агабобян. Следующим по весу конкурентом был лучший борец нашей школы по классической и вольной борьбе, многократный чемпион города Виктор Колясников.
Леонид — мой самый лучший партнер с 1961 по 1967 год, именно с ним чаще всего я отрабатывал сложнейшие технические действия. Его отличала тренерская ответственность за выступление товарищей. Зачастую, готовя других, он не успевал сам подготовиться к схватке.
Леонид не был эгоистом и отдавал энергию товарищам по сборной, и только поэтому не добился выдающихся результатов. Его достижения — это достижения его товарищей.