Рекордные рыбы СССР

Вячеслав Чебышев
Геннадий Алексеевич Атанов – профессор, академик и... рыбак

Недавно, упорядочивая свой немалый домашний архив, взял в руки пожелтевшие от времени вырезки из газет с очень интересной информацией и несколько старых  чёрно-белых фотографий своего родного дяди – Атанова Геннадия Алексеевича. Поскольку личность эта – незаурядная, расскажу о нём читателям более подробно.

У моего дедушки – Атанова Алексея Гавриловича и бабушки – Атановой (девичья фамилия – Леньшина) Олимпиады Алексеевны было пятеро детей – три дочери и два сына. Назову их имена по мере рождения: Тамара, Галина, Майя, Вадим, Геннадий. Моя мама – Галина Атанова (по мужу – Чебышева), а Геннадий – самый младший в многодетной семье ребёнок – мой дядя. Правда, дядей я никогда его не называл, ведь он старше меня всего на четырнадцать лет. Говорил – Гена, Геннадий… Забегая наперёд, скажу, что и его жену я тоже называл без добавки «тётя», а просто Люся, как звали её в нашей большой семье все взрослые.

Мой дядя Гена меня любил и часто из Харькова, где он учился, привозил мне подарки, купленные на небольшую студенческую стипендию. Именно он подарил мне первые шахматы и книгу-пособие по этому виду спорта. Он же научил меня играть в эту древнейшую игру. А однажды Геннадий сделал мне по тем временам (средина 60-х годов ХХ столетия) сногсшибательный подарок. Это были брюки, которые в народе называли «техасы». Они были первым приближением к ставшим значительно позже популярными в нашей многонациональной стране джинсам. А в то время даже термина «джинсы» в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) в обороте не было. Помню, как я гордился подарком своего любимого дяди и носил эти штаны изо дня в день, на зависть своим друзьям по двору и школе, у которых не было таких чудо-брюк. А в день, когда в 1965 году меня приняли в пионеры в торжественной обстановке, ни где-нибудь, а в цехе Александрийского авторемонтного завода («МАЗовского», ведь в Александрии был ещё и «ГАЗоновский»), Гена сфотографировал меня с пионерским галстуком на шее на фоне ковра, что висел на стене в спальне. Он в то время увлекался фотографией и благодаря этому его увлечению в моём фото архиве есть много дорогих моему сердцу семейных снимков… Бедным, но весёлым и беззаботным было то время…

Ещё учась в школе, а учился он в Александрийской средней школе (СШ) №2 им. М.Горького, Гена делал успехи в спортивной гимнастике, системные занятия которой  продолжил и в ХАИ – Харьковском авиационном институте. После его окончания в 1963 году он по направлению работал в Казахстане в городе Петропавловске. А в 1966 году переехал в Донецк. Это был не случайный выбор. Дело в том, что он родился 1 сентября (в День знаний!) 1939 года именно в этом городе, но тогда он назывался Сталин, а позже – Сталино. Были и другие причины. В ДПИ – Донецком политехническом институте (название того времени) работал муж его сестры  (моей тёти) Майи – Виктор Семёнович Масляев.  Это известный в Украине учёный. С 1966 года Виктор Семёнович Масляев, которого я называю дядя Витя, работал на новообразованной кафедре «Технология неорганических веществ и неорганической химии», на первых порах старшим преподавателем, потом доцентом и заведующим этой кафедры. Именно дядя Витя «переманил» Гену в Донецк. С того времени и начал свой путь в науку мой одарённый дядя. Работая в Донецком государственном университете (ДГУ), он в кратчайшие сроки защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Вскоре Гена стал профессором. Он был самым молодым профессором не только ДГУ но и одним из самых молодых профессоров в СССР. Не буду долго рассказывать о его пути к вершинам науки, а ограничусь лишь перечислением его достижений. Итак, Атанов Геннадий Алексеевич – доктор физико-математических наук, кандидат технических наук, профессор, академик Академии наук Высшей школы.  Американским биографическим институтом (англ. – American Biographical Institute) ему присвоен статус «Выдающийся человек ХХ века». Международным биографическим центром, Кембридж, Англия (англ. – International Biographical Centre, Cambridge, England) включен в издания: «Выдающиеся люди ХХ века», «2000 выдающихся ученых XX века», «2000 выдающихся интеллектуалов XX века».

Вспоминаю 1970 год… Я окончил Александрийскую среднюю школу №15 (название того времени) без единой тройки и готовился поступать в Днепропетровский горный институт (ДГИ), ведь мой дедушка Лёня (так мы все его называли) был шахтёром. Да и была договорённость моего первого  тренера по мотоспорту Анатолия Мефодиевича Лагутина с тренером из Днепропетровска Владимиром Николаевичем Мунштуковым, что в случае моей учёбы в городе на Днепре, я буду заниматься мотоспортом у этого известного тренера. Забегая наперёд, сообщу, что так оно и было. Так вот, в Александрию летом упоминаемого мной года в Александрию к своим родителям (моим бабушке и дедушке) приехал Гена. Именно он и помог мне в подготовке к вступительным экзаменам, особенно по физике (с 1966 по 1999 год Геннадий работал в ДГУ, где заведовал кафедрой общей физики и дидактики физики). Именно в физике я некоторые вещи, как говорили раньше,  «не догонял». Вступительные экзамены я сдал превосходно! Получив две пятёрки (устная математика и сочинение) и две четвёрки (письменная математика и физика), я стал студентом ДГИ! Спасибо, Гена!

Но мой дядя Гена не только корифей мировой науки. Он – заядлый рыболов! Никогда не забуду  картинку из своего босоногого детства, когда Гена приносил домой огромных раков, что он ловил руками в норах в водах Войновского водохранилища, что в Александрии (Кировоградская область, Украина)!  Я уже упоминал мужа своей тёти Майи Виктора Семёновича Масляева. Сегодня дядя Витя профессор кафедры прикладной экологии и охраны окружающей среды ДонНТУ (бывший ДПИ). Виктор Семёнович также «болеет» рыбалкой, как и Гена! Помню, в свои школьные годы практически каждое лето наша большая семья выезжала в Полтавскую область  на реку Псёл в село Потоки (не путать с селом Каменные Потоки!), где все мы практически месяц жили в палатках. И дядя Витя, и Гена там, как сейчас говорят, «отрывались по полной» в плане рыбалки. В те годы и я, благодаря Гене и дяде Вите, освоил метод ловли щук на жерлицу, хотя, скажу честно, я больше рыбоед, чем рыболов…

А теперь о самом-самом интересном! Угадали! Речь пойдёт о пожелтевших вырезках из газет. Не буду больше интриговать уважаемого читателя и сообщу, что речь в них идёт о Геннадии  Атанове и его рекордах в рыбной ловле. Чтобы не исказить правду, приведу отрывок из газеты «Труд» за 1983 год (дня выхода этого номера газеты, увы, в вырезке нет). Статья «Разрешите вас поздравить». Подзаголовок «И попалась рыбка «на клок»:

Огромную голову этой «рыбки», которая сама была длиной в 2 метра и 21 сантиметр, мы увидели на столе заместителя председателя правления Росохотрыболовсоюза А.Клушина.

 – Нести его, 86-килограммового сома, можно было только вдвоём, – рассказывает он. – А повезло с уловом заядлому рыбаку, профессору Донецкого госуниверситета, заведующему кафедрой общей физики Геннадию Алексеевичу Атанову. На днях Росохотрыболовсоюз подвёл итоги конкурса на самую большую рыбу, выловленную в водоёмах страны, и назвал Геннадия Алексеевича победителем.

Звоним в Донецк.

– О, с этим сомиком пришлось побороться, – рассказал нам рыболов. – Поймал я его летом в Астраханской области, в воде Волги, используя древний метод ловли «на клок».

– Как это?

– Плыл на лодке и время от времени постукивал по воде специальным приспособлением, похожим на ложку, – клокушей. При этом раздавались «квакающие» звуки. Сом, который любит полакомиться лягушатинкой, пошёл на звук – и попался. Сорок минут я его водил на крючке, прежде чем рыба устала, и её можно было вытащить.

– Только гигантских уловов вам, Геннадий Алексеевич! (Конец цитаты).

Добавлю, что это был рекорд СССР, который, насколько мне известно, до настоящего времени, в масштабах бывшего Советского Союза, никто не превзошёл. Кстати, об этом успехе в рыбной ловле моего дяди Гены писали не только газеты той огромной страны, что канула в Лету (СССР), а и соседней Финляндии.

Но это не последняя удача Гены в рыбалке. Вот и подошли мы ко второй вырезке из газеты. На этот раз это «Советский спорт» за 1984 год (даты выхода этого номера на вырезке, к сожалению, нет). Статья «Чей трофей весомее?». Подзаголовок «Рекордные рыбы года»-84: победители названы:

Подведены итоги конкурса «Рекордные рыбы года» за 1984 год, который проводит Росохотрыболовсоюз. Победителями признаны пятеро: воронежский удильщик В.Вакулин, рыболов с Украины Г.Атанов, удильщик из Кургана П.Евдокимов, кружочник из Москвы А.Бабусин и рыболов из Молдавии Г.Коваль. Они награждены дипломами, специальными значками. Каждому из них будет вручено удилище производства ГДР стоимостью 30 руб.

Г.Атанов 2 августа в 17.40 на Волге в районе пос. Никольское поймал сома весом 62,6 кг и длиной 194 см. Снасть – квок, шнур толщиной 2 мм, насадка – 2 саранчи. Напомним, это второй подряд рекордный улов Г.Атанова.  Годом  ранее, здесь же, он выудил сома весом 86 кг. (Конец цитаты).

Вот такой мой дядя – Геннадий Алексеевич Атанов – профессор, академик и рыбак, которого я очень люблю и безмерно им горжусь!

P.S. Обращаю внимание читателей, что в газете «Труд» снасть ошибочно назвали «клок», а вот в газете «Советский спорт» она названа правильно – «квок».


Вячеслав Чебышев, член Национального союза журналистов Украины

На снимке: Геннадий Атанов с рекордным уловом
Фото из архива автора (фото в свободном доступе)

Эта статья написана мной ещё в конце 2007 года и вот только-только я её разместил на своей страничке. Бывает...