Реанимация Аэродромов. Борьба за шельфовую Нефть

Юрий Камов 2
       В настоящее время в РФ начали восстанавливать запущенные, заброшенные военные аэродромы, коих оказалось больше, чем годных для эксплуатации. Особенно в районах вечной мерзлоты, в Заполярье, на островах. Это связано и с необходимостью контроля и защиты воздушного пространства страны, и с начавшимся переделом нефте- газоносного шельфа северных морей, куда выходят Канада и другие страны с целью овладения углеводородными залежами. Возможность проектирования, строительства, оборудования всем необходимым и эксплуатации военных аэродромов базирования авиаполков ВВС была заложена трудами Научно-Исследовательского Аэродромного института НИАИ ВВС, созданного генералом Макеевым Константином Сергеевичем, которые используются и сейчас при создании аэродромной сети в вышеуказанных районах. Ведь с первых дней основания института основными направлениями его научной деятельности стали: разработка и обоснование нормативных документов на проектирование и строительство аэродромов, разработка теории расчета методов конструирования, технологии строительства и реконструкции всех типов аэродромных покрытий. Особую значимость имела разработка расчета и конструкции сборных аэродромных покрытий и железобетонных плит промышленного производства. Началось их широкое применение в аэродромном строительстве, которое продолжается и поныне. Институт решал также сложнейшие задачи по обеспечению строительства аэродромов в особо тяжелых климатических условиях – на дрейфующих полярных станциях, на куполах северных островов, в вечной мерзлоте. Одним из научно-технических достижений института стало создание нежестких аэродромных покрытий на сыпучих песках.
        Огромные средства сейчас вложены в строительство современнейшего лётного поля Испытательного Центра им. В.Чкалова (ГЛИЦ им. В.Чкалова)в Астраханской области. Работы проводит Гл. Управление строительства дорог и Аэродромов объединения "Спецстрой" РФ. Об этом подробно в телевизионном документальном фильме "Строители особого назначения. Дорога в облака". Он есть в интернете.
       Что касается генерала Макеева К.С. и его аэродромов: в середине 1960-х гг. мне пришлось лететь из Симферополя в Москву с одним фронтовиком, офицером-аэродромостроителем. По какой-то причине Симферопольский аэропорт не выпускал наш борт. Нам было предложено переехать на какой-то старый военный аэродром, к тому времени уже давно не эксплуатируемый. С него мы и взлетели. Летевший с нами полковник-аэродромостроитель рассказал, что он под руководством начальника Аэродромной службы 4 Воздушной Армии МАКЕЕВА Константина Сергеевича принимал участие в строительстве этого аэродрома базирования одной из авиадивизий в 1943 году, когда наши войска, полностью освободив Кавказ, наступали на Крым и далее на Запад. Так что качество взлётно-посадочной полосы не ремонтируемой в течении 20 лет позволило успешно взлететь тяжёлому по тем временам пассажирскому самолёту.
        После освобождения Крыма 4ВА была придана 2 Белорусскому Фронту и участвовала в знаменитой наступательной стратегической операции по освобождению Белоруссии "Багратион", за 70 суток которой наши войска продвинулись более чем на 600 км на Запад. Для обезпечения успеха в этой операции до наступления войск 2 Белорусского фронта Аэродромным Управлением К.С.Макеева было скрытно и оперативно построено, оборудовано, замаскировано и поддерживалось в рабочем состоянии 46 аэродромов, причём часть из них вглубине занятой противником территории [1;2]. В процессе боёв по мере продвижения наших войск было построено ещё около 70 аэродромов. Именно в ходе этой операции самолёт полковника Макеева был сбит, а он получил тяжелейшее ранение. За успешное обезпечение безперебойной работы авиации 2 Белорусского Фронта в операции "БАГРАТИОН" Константин Сергеевич МАКЕЕВ был награждён вторым орденом боевого Красного Знамени.
       Так что "дела давно минуших лет, преданья старины глубокой" сейчас реанимируются и, несмотря на то, что в 1990-е годы отечественное аэродромостоение было приведено в запустение, 26ЦНИИ МО - преемник Аэродромного института НИАИ ВВС, организованного генералом Макеевым в 1946г., был значительно уменьшен (менее 1 тысячи сотрудников) какие-то усилия в части восстановления России как высокотехнологичной авиационной державы ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ!
1. Авиационное обеспечение Белорусской операции. Сб. материалов по изучению опыта войны № 20, сент.-окт. 1945г. //Альманах knight777.
2. Векшин А.А., полковник ВВА им. Ю.А. Гагарина. Управление инженерно-аэродромным обеспечением боевых действий фронтовой авиации в наступательных операциях 1944–45гг. //Военно-исторический журнал №8, 2010г.

     Всех читателей этого очерка и статьи "АЭРОДРОМНЫЙ ИНСТИТУТ" на "Юрий Камов" благодарю за внимание к проблемам нашего Отечества, в числе которых находится и АЭРОДРОМОСТРОЕНИЕ, за память и интерес к христолюбивому воинству прошедших лет в лице крупного инженерного военачальника - генерала МАКЕЕВА К.С. и его коллег-однополчан, за почитание нашей истории, её творцов и участников.
С уважением. Ю.К.
P.S. Среди моих статей на Проза.ру есть одна о современном положении в авиастроении "Россия под прицелом".