Сказка о Ванюшке-дурачке

Ник Ларионов
      Когда я был маленьким. Я очень любил слушать сказки, которые рассказывал нам отец. А знал он их, множество. Сегодня в день его памяти,  я хочу вспомнить  сказку о Ванюшке-дурачке.

      В одной деревне жил-был Ванюшка-дурачок. Жили он  вдвоем с матерью, которая  по его  просьбе  купила  ему  балалайку. Вот Ванюшка  бегал по деревне  с  балалайкой, приплясывал,  напевал песни и веселил  народ.
 
     Однажды случился  в деревне пожар.  Загорелось  гумно с  зерном. Весь народ бросился тушить пожар. Кто с топором, кто с багром, другие таскают ведра с водой и заливают огонь, и лишь Ванюшка-дурачок  наигрывает на балалайке, пляшет  и смеется. Потушили люди пожар, горюют – много хлеба сгорело, а Ванюшка  смеется, приплясывает, да на балалайке  наигрывает.      Рассердились люди, что кому-то горе в радость, набросились на Ванюшку и  отлупили его как следует.

     Заплакал Ванюшка пришел домой  и жалуется матери, что его побили, не  за что. Мать и говорит ему:

     – Дурачок,  ты, Ванюшка, дурачок! Тебе надо было бы, со всеми вместе  пожар тушить, а не играть и плясать, ведь горе-то у людей какое – столько добра  сгорело.

      Ванюшка  подумал, отвечает:
     – Хорошо, мамочка, буду делать, как ты учишь.
 
     Схватил Ванюшка-дурачок ведро с водой и побежал по улице. Смотрит, в одном огороде мужик борова палит. Сжигает  на нем  щетину горящей соломой. Кругом огонь, дым. Ванюшка подбегает к огню и заливает его водой из ведра. Мужик разозлился,  схватил дубину  и стал колотить  Ванюшку. Снова заплакал Ванюшка  и побежал домой, матери жалуется:
     – Мама, я все сделал, как ты учила, а меня палкой отлупили.

     И снова Ванюшка в слезы. Выяснила мать, в чем дело и объясняет сыну:
     – Дурачок ты, Ванюшка, дурачок. Тебе надо было сказать  мужику: «Репа тебе мяса, чтобы  носить – не переносить  и возить – не перевозить. Вот бы он тебя и не тронул.
 
     Ванюшка  побежал исправляться. Бежит – радостный. Бежит. Смотрит на  огороде под кустиком  мужик сидит, оправляется,  по-большому. Ванюшка остановился и кричит мужику:
     – Репа тебе мяса, что бы тебе носить – не переносить,  и что бы возить –  не перевозить.
 
     Мужик поднялся, штаны подтянул, схватил палку и ну Ванюшку  дубасить и приговариваеть, чтобы он не издевался над человеком. Заплакал Ванюшка, пошел домой к матери  жалуется, что опять ему  попало.  Выяснила мать, в чем суть  и говорит:
     – Дурачок  ты, Ванюшка, дурачок. Тебе надо было плюнуть  нахалу в морду и идти своей дорогой и все бы было нормально.

     Снова побежал Ванюшка исправляться. Бежит, торопится. Смотрит  навстречу поп идет. Подбегает и  плюет попу прямо в лицо. Обиделся батюшка такой несправедливости  и стукнул  Ванюшку по лбу. Заплакал Ванюшка и снова побежал домой  матери жаловаться. Выслушала его мать и говорит:
     – Дурачок ты, Ванюшка, дурачок.  Надо тебе было сказать, благослови меня батюшка на добрые дела и голову свою склонить.
 
     Опять побежал Ванюшка исправляться. Бежит, бежит,  бежит. За деревню выбежал, лесок уже начался. Смотрит  кто-то в шубе навстречу идет. Подбегает к нему Ванюшка, голову склонил и просит:
     – Благослови меня  батюшка.
 
     А это оказался – медведь. Хватил он Ванюшку  сначала одной  лапой, потом другой. Бросил медведь  Ванюшку на землю, веток на него  набросал и ушел. Всем известно, что медведи свежее мясо не любят кушать. Ночью  Ванюшка очнулся. Выбрался из-под веток  и чуть живой добрался до дома. Рассказал все матери. Она говорит:
     – Дурачок ты,  Ванюшка, дурачок. Надо было тебе взять здоровый кол, да медведю  меж  ушей врезать хорошенько, вот и было бы  у нас с тобой мясо на зиму.

     Целый месяц поправлялся Ванюшка, а затем взял кол и пошел мясо добывать. Идет, идет,  смотрит – мужик пашет, а уши у лошади торчком стоят. Вспомнил Ванюшка про уши  и  врезал лошади  между ушей. Упала лошадь  и издохла. Мужик очень осерчал, схватил кнут и ну Ванюшку пороть и приговаривает: «Ты мне за лошадь ответишь». Заревел Ванюшка побежал домой. Рассказал все  матери. Говорит  она ему:
     – Дурачок, ты, Ванюшка, дурачок. Надо было сказать мужику: «Бог тебе в помощь»!

     – Пойду, мамушка, скажу.
 
     И снова побежал, Ванюшка.  Бежит, бежит, а навстречу  похороны. Кричит им Ванюшка: «Бог вам в помощь». Отделилось от  процессии несколько мужиков. Наломали Ванюшке бока и пошли дальше. А Ванюшка заплакал   и  пошел домой. Опять рассказывает матери о том, что его снова отлупили. Выслушала Ванюшку мать и говорит:
     – Дурачок ты, Ванюшка, дурачок. Тебе надо было сказать: «Пусть земля ему будет пухом, тебя бы никто и не тронул».
 
     – Пойду, мамушка. Скажу, как ты научила… – отвечает Ванюшка и снова побежал на улицу.
     Бежит, бежит, а  навстречу свадьба.  «Пусть земля вам будет пухом» – прокричал Ванюшка-дурачок , и сразу же получил оплеуху от ближайшего человека. А когда подбежало несколько человек, то уж он  получил по  полной программе.
 
      Сидит Ванюшка у дороги, плачет горькими слезами. К нему подошел с расспросами пожилой интеллигентный мужчина. Иванушка все подробно рассказал ему о своих приключениях и бедах, которые складывались у него за последнее время, за что его многие колотят и называют Ванюшка-дурачок. Прохожий оказался учителем из только что открывшейся местной Земской школы.
 
     – Беда не в том, что ты не правильно понимаешь, а в том, что грамотности у тебя совершенно нет. Но талант у тебя имеется – не каждый мальчонка так лихо может музыку на балалайке воспроизвести… – заключил учитель и пригласил девятилетнего Иванушку учиться в  школе, как сына одинокой бедной крестьянки, совершенно бесплатно.
 
     Два года Ванюшка учился грамоте, арифметике и правилам Закона Божьего. А еще за шесть лет учебы в этой школе он обучился сапожному ремеслу. Возмужал. Стал одним из лучших сапожников, уважаемым человеком во всей округе. Все местные жители его с почтением называли теперь, не иначе как, Иван Николаевич. И мало кому в голову приходило вспомнить о тех ранних годах безграмотного малыша с балалайкой.
 
     Много лет минуло с той поры. Но двухэтажное здание когда-то бывшей Земской, затем Советской семилетней школы и сейчас стоит, только полуразрушенное, никому теперь совершенно не нужное. Малые ребятишки в ту деревеньку только на лето к бабушкам своим и приезжают.
 
    Я тоже в той деревне жил, мед пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.