Европа- 2008. Венгрия - Хорватия - Словения

Елизавета Рябинина
23 августа в 8.35 на «Буревестнике» отбыла в Москву. Проводили меня Олег с девочками. Ехали в вагоне нового типа: шесть мест в одном купе с двумя телевизорами – смотри, что хочешь. Либо американский фильм «Тупой и еще тупее» (который я терпеть не могу), либо советскую классику на выбор, к примеру «Семь нянек». Трое смотрят первый фильм, остальные второй. Дорога пролетела незаметно.
Метро за год подорожало на 2 рубля: с 17 до 19 рублей. За карточками долгая очередь, мне это не понравилось. В метро, как и у нас в Нижнем, сотни ступенек и ни одного пандуса. По-видимому, во всей России отсутствуют дети, старики и инвалиды. Пришлось попотеть с чемоданом на длинных переходах.
Встреча с Машей, как всегда, сразу подняла мое настроение и компенсировала весь моральный ущерб от встречи с нелюбимой мною Москвой.
Я привезла Маше нижегородских лисичек и своих свежих огурцов, выращенных в бочке на даче. Рыжие лисички очень понравились Маше, а круглые толстые огурцы по достоинству оценили собаки: съели с хорошим аппетитом вместе с нами. Еще в поезде сочинила Марье стихи о трех женах Феликса, моих бывших и настоящих подружках. Она осталась очень довольна. Забрала на память.
Проводила меня до станции метро «Арбатская», чтобы мне больше не шарахаться по переходам, а отсюда идет прямая ветка до Киевского вокзала. Поговорили с Машей о многом. Оказывается, она 10 сентября собирается к дочери в Берлин, но мы успеем еще раз в этом году встретиться с ней на моем обратном пути 7 сентября. Я люблю разговаривать с Машей, она добрейшей души человек: ни капли злости ни к кому.
Я, видимо, с перепугу приехала на вокзал почти на час раньше, но это и неплохо. Не спеша разглядела привокзальную площадь (я не была на Киевском вокзале лет двадцать). Неплохо понастроили.
Наш гид почти не опоздал, выдал всем по желтой фирменной кружке и быстро рассказал о том, кто где едет. Мне досталось тринадцатое место, но я не очень огорчилась, потому что это была нижняя полка. Поезд уходил с тринадцатого пути, не хватало только тринадцатого номера поезда, но тут чертовщина заканчивалась: № был 15-й. В вагоне стояла невыносимая духота, проводница, экономя электричество, то и дело выключала кондиционер. Был конец августа, и за окном было очень душно.
В три часа ночи проводница прошла по вагону, дергая каждого за ноги: поезд домчался до российской границы. Молодая таможенница проштамповала наши паспорта, и мы поехали дальше. Я не засыпала: все ждала украинских таможенников, как обычно поглубже припрятав российскую колбасу, но… нейтральная полоса оказалась достаточно длинной: ровно через четыре часа проводница повторно повыдергала всем нам ноги, предлагая сдаться хохлятским таможенникам.
К моему удивлению, молодой украинский паренек лет 22-х был очень корректен и даже поговорил с нами. Я спросила: «Как вы тут без нас?» Он с улыбкой ответил: «Вашими молитвами». И пожелал счастливого пути. Шмон отсутствовал. Моя полукопченая колбаса осталась при мне.
Днем была остановка в Киеве. Толстые тетки вовсю предлагали коробки с киевскими тортами по 230 рублей за каждый. Мало кто купил из россиян этот украинский шедевр: еще неизвестно, что положили в эту круглую красивую коробку, да и был ли он свежим в летнюю жару, а наша проводница постоянно держала столь нужный всем туалет на замке.
Украинская граница поселилась в Канатопе, и когда проводница опять дернула меня за ногу, я глянула в окно и обомлела. Вдоль поезда скакала на лошади молодая баба, а под мышками у нее торчали мохнатые львы, собаки и зайцы разных размеров и цветов. Я протерла глаза, но баба с лошадью не исчезла, а поскакала в другую сторону. Доброжелательные таможенники с Украины объяснили, что в Канатопе игрушечная фабрика, выпускающая мягкие игрушки от мелких до гигантских размеров типа той лошади, на которой проскакала девка-продавец. Вот тебе и Канатоп! Долго носились бедные украинские бабенки сначала по платформе, а когда поезд тронулся, вплоть до Львова несколько мужиков и женщин ходили по вагонам, не давая никому доспать, предлагая попугаев, обезьян, медведей и других зверей Канатопа.
Украина проводила нас хмурыми тучами, а в Мукачево уже лил проливной дождь, но ЧОП, к счастью, встретил нас приветливо: под ногами был сухой асфальт. Мы все вздохнули с облегчением, поскольку для зонтика руки уже не было (да и зонтик по этой же причине я просто не взяла с собой: зубами его не удержать).
Гид Александр, спокойный и распорядительный, завел всех нас в автобус, и мы помчались к границе Венгрии, которая находилась совсем близко. Без сожаления простились с мрачной Украиной и въехали на территорию Венгрии. Таможенник сверил наши морды с лицами на фото, и начался международный тур. Заехали в большой супермаркет, позавтракали, чем бог послал, в автобусе, и отправились в Мишкольц искупаться в местном термальном источнике.
Очень приятный развлекательный комплекс с бассейном и подогретой водой, душем, гидромассажем и разными интересными штучками типа звездного неба или горячего бассейнчика в дальних пещерах. После полутора часов купания ноги начали сводить судороги, несмотря на подогретую воду, и пришлось вылезать из воды подобру-поздорову.
Получила две эсэмэски от Жени, послала ему одну, и вскоре совсем отключился сотовый телефон. И что я ни делала: и разбирала, и собирала, и жала на все кнопки – ничего не помогало.
Ничего себе – остаться без связи с домом?! А как же Женька с кошкой?...
Помог водитель автобуса венгр Вацлав, жестами объяснив мне, что такой телефон надо положить на кирпич и кирпичом накрыть. Я же с ним не согласилась: возможно, просто телефон разрядился. Расстояние до дома большое, а я одну послала и две SMS получила, и у моего телефона просто не хватило сил. Водитель подключил мой сотовый к какому-то устройству в автобусе, и через некоторое время телефон очнулся и стал возвращаться к жизни. Я тоже, т.к. расстроилась ужасно. Отослала Жене SMS-ку о том, где нахожусь. В гостинице зарядила телефон основательно, и наутро Женя сообщил мне о том, что дома все в порядке, кошка себя чувствует хорошо. Я успокоилась, и мой отдых начался по-настоящему.
Столица Венгрии – Будапешт – нас встретила приветливо. Этот город считается Парижем востока. Около миллиона жителей. Город родился в XII веке на Будайских горах. Буда – на одном берегу, Пешт (от слова печь) – на другом. Разделяет их красавец Дунай с несколькими мостами, один из них – в мою честь – Элизабет. Возражать не стала. В Будапеште 23 района, и в каждом могут повторяться названия улиц. Полюбовались на внушительное здание венгерского парламента, где заседают, как выразился гид, уехавший из России еще в молодости, 38 бездельников. Народ Венгрии живет скромно, средняя зарплата в стране 770€, а пенсия 318 €, так что как ни скромненько живут здесь, мы все равно хуже их.
Поездили на автобусе по всему Будапешту, красивому каменному городу, и опять, как и в Париже, не увидела нашего ветхого фонда. По-видимому, в Европе изначально не строили деревянных домов, может, и потому, что у европейцев рядом горы, и под руками бесплатный известняк в большом количестве. И камни. Потому и пожаров меньше: камни-то не горят. Красив большой кафедральный собор, внутри звучит умиротворяющий приглушенный орган. И снова меня потрясают цветные витражи, освещенные августовским солнцем. Мне нравится, что у католиков в соборах обязательно стоят скамейки, где прихожане могут сидя обратиться к богу.
Гид обратил наше внимание на одну небольшую каменную часовню, фронтон которой очень походил на переднюю часть собора парижской богоматери со скульптурами святых над входом. В Будапеште чисто и много цветов на клумбах. И большое число лавочек, где можно отдохнуть. Вот и сейчас я сижу на лавочке в тени после посещения центрального музея изобразительных искусств, а рядом пруд, в котором спокойно и с чувством собственного достоинства плавают утки. А вчера, подходя к термальному источнику в Минишкольце, мы натолкнулись на большую красивую птицу. Я спросила: «Это гусь?» У него были красные лапы, и он походил на разъевшегося гуся. Оказалось: это одинокий лебедь. Вот что значит – не быть в тонусе: разъелся и погусел. Я даже не стала его фотографировать, настолько он меня не поразил.
Кстати, после экскурсии почти вся группа отправилась в термобани только уже в Будапеште, но я, поскольку в 1998 году мы с младшим сыном Женей по дороге в Италию уже посещали сие заведение, и оно, помню, мне не очень понравилось из-за большой скученности людей, так что я одна пошла в музей к моим картинам, моим верным приятельницам. И вновь любовалась пейзажами Моне, мадоннами Рафаэля и многими другими произведениями талантливых старых мастеров. В музее мне понравилось: во-первых, мало народу, во-вторых, было где отдохнуть. И здесь, в Будапештском музее – давно со мною такого не было - меня просто поразил пейзаж Клода Моне, написанный удивительно нарядными яркими красками деревенский пейзаж да так, что я не могла оторваться от его созерцания. Он просто притягивал меня. Попыталась сфотографировать эту картину, небольшую по размеру, но служитель музея не разрешил мне это сделать. Я не посмела ослушаться его, но потом, пройдя почти по всем залам музея, все-таки вернулась снова к этой картине, но охранник был непреклонен, как гранитная плита, так я и ушла ни с чем. А внизу в музее был небольшой магазинчик, где двое молодых венгров торговали репродукциями шедевров мирового искусства. Больше часа я терзала молодых венгров, пытаясь разыскать репродукцию понравившейся мне картины Моне хоть где-то в одной из книг о художнике. Но, к сожалению, словно что-то заклинило: есть многие репродукции других картин, не менее интересных, но не эта. Я словно опытная ищейка, все не уходила отсюда, чуя, что не может быть у меня холостого выстрела. И все-таки, наконец, натолкнулась на три предмета из фарфора, куда были в миниатюре переведены копии этого деревенского пейзажа: маленькая прямоугольная тарелочка (которую я и приобрела), небольшая шкатулка и бокал, на круглых боках которого красовалась моя любимица. Я решила бокал не брать, хотя на нем пейзаж смотрелся более четко: побоялась, что вскоре все смоется вместе с напитками. Я не сумела прочитать название картины Моне, поэтому обрадовалась хоть этому неадекватному решению моей неожиданной проблемы. Буду теперь искать хорошую репродукцию прекрасного пейзажа Моне.
А пока повешу эту прямоугольную тарелочку в кухне перед своей русской физиономией и буду ежедневно ее созерцать и наслаждаться хотя бы такой убогой копией. Такая вот я фря с ба…льшим тараканом в затылке, которым изредка грохаюсь оземь и начинаю писать не такие уж и плохие стихи, хотя мне и далеко до Александра Сергеевича.
Сейчас отдыхаю после долгого шараханья по музейным залам (спасибо еще, что этот музей раз в пятьдесят меньше Лувра или Эрмитажа), набираюсь сил, чтобы отплыть вместе со своей группой на двухпалубном кораблике по Дунаю с 21.30 до 22.30. А потом, слава богу, нас привезут в отель и разрешат лечь спать.
Завтра утром мы уезжаем из Будапешта к озеру Балатон (слово переводится как «болото»).
Приехали на причал и немного подождали, пока не подошел довольно симпатичный кораблик, двоюродный брат нашего двухпалубного фильянчика.
При входе каждому вручили небольшой бокал шампанского для поднятия настроения, и мы отчалили в августовскую ночь. 22 часа по местному времени (это полночь по российскому), берега серого Дуная (голубизна осталась только в вальсах Штрауса) в огнях подсветок и реклам – впечатляющее зрелище.
Внизу кораблика тепло, на столах свечи, на верхней палубе свежий ветерок и прекрасный обзор будапештской ночи. Фотографирую мосты, здание парламента, башни и каменные ансамбли, подсвеченные прожекторами. Не верю, что получатся хорошие снимки (все-таки ночь!), но не могу удержаться: так красиво…
Свежий ветерок, голос гида, рассказывающего обо всем на русском языке, и в заключение музыка Штрауса – замечательно! Всего час продолжалась наша экскурсия, но у кораблика хорошая скорость, и он быстренько привез нас обратно. Ночь сна без задних ног от усталости и количества впечатлений, а утром обстоятельно позавтракали и … вперед в Хорватию.
Моя соседка «по камере» Инесса, приличная женщина из Подмосковья, моя ровесница. Ну не всякий раз едут птичницы Екатерины Ивановны. Есть под Москвой и хорошие женщины. Никаких вредных привычек, никакого шуршания по вечерам (это Надежда, соседка по саду в прошлогодней поездке по Европе). Слава богу, что можно так сказать: повезло с соседкой. В автобусе сижу с другой молодой женщиной с Урала. Мало говорит, что и хорошо: я ее дополняю, но не сильно пристаю с разговорами.
Едем по прекрасной дороге – по автобану – вот бы нам в Россию такие дороги: гладкие и скоростные, какими они и должны быть. Как и во всей Европе (имеются ввиду прошлые поездки в Италию, Францию и Германию), не видно ни одного полицейского (читай: гаишника). Погода благоволит к нам. Солнце, t до + 30оС, но ветерок и зелень вокруг не создают впечатления удушающей жары, как в родном Нижнем, особенно если едешь в автобусе с забитыми в ожидании будущей зимы окнами в окружении не менее ста пассажиров, а температура за бортом около + 30оС, и о кондиционерах в социальных автобусах никто никогда не слышал и даже не мечтал. Может, в веке пятидесятом, да и то вряд ли. Менталитет не тот: зачем думать о здоровье простых людей?!
Слава богу, что уезжая из России в Европу хотя бы ненадолго ощущаешь себя просто человеком, а не килькой в бочке с температурой сауны. В наших русских автобусах в жару не хватает только веничка, чтобы попариться, как положено. А в венгерском автобусе ты дышишь легко и свободно. Великая вещь – обыкновенный кондиционер…
Подъезжаем к озеру Балатон, и гид сообщает нам, что можно искупаться в озере. В такую жару это просто сказочно. Дно в озере песчаное, спуск оборудован, как в бассейне: перила и ступеньки. Вода сначала кажется прохладной, потому что воздух прогрелся до + 30оС, а потом, когда окунешься – теплой. Долго-долго идешь пешком по воде: по пояс, а когда появляется небольшая глубина – тут тебе буек: дальше заплывать нельзя.
После душного автобуса в августовскую венгерскую жару искупаться в прохладном озере было счастьем. Нам хватило и получаса и … едем дальше на полуостров Тихань в тихое старинное аббатство. Такой славный маленький городок и весь в сувенирных лавочках, зелени и цветах. Чистенькая белая церковь, внутри музейная экспозиция, изображения святых, Христа и мадонн.
А с холма, где расположено это аббатство, прекраснейший вид на озеро Балатон. Кстати, уже в XII веке монахи здесь неплохо устроились: вид на озеро всегда был отличным, к тому же они выращивали хлеб и виноград. И, не сомневаюсь, живя рядом с такой красотой, не скучали.
Аббатство оказалось действующим и сегодня: когда мы проходили внутри музея, тихонько из-за железной решетчатой двери просочился молодой монах в темном балахоне. Запер дверь и незаметно скрылся за поворотом, так что тихая жизнь монахов продолжается и сегодня.
Отправляемся дальше в Хорватию, с которой у России соглашение о безвизовом режиме. Пограничник даже не зашел к нам в автобус, а просто взял у гида наши загранпаспорта и 40 раз шлепнул по ним печатью. Все – вот мы и в Хорватии. На границе небольшие двухэтажные домики, чистенькие, но скромные по своему дизайну.
Ночевали в отеле «Турист» в городе Вараждин, который прославил в своей оперетте «Марица» Имре Кальман – «Поедем в Вараждин, где всех свиней я господин…»
В отличие от венгерских отелей, где можно было на всю ночь включить кондиционер и спать в свое удовольствие, в хорватском отеле «Турист» такой роскоши не было, и мы, даже открыв окно настежь, ночью задыхались от жары.
Утром на экскурсии очень приятная женщина-гид, хорватка, с большой любовью рассказала о своем городе Вараждине, бывшей столице Хорватии. В то самое время, как мы сюда прибыли, проходил ежегодный национальный фестиваль, кусочек которого наблюдала и наша группа. Музыка, море маленьких сувенирных лавочек и магазинчиков. Все вокруг украшено плакатами, разноцветными шарами и т.п. – словом, праздник. И нам стало весело, а уж хозяевам еще веселее. Сидят в кафешках на улице, попивают кофеек, что-то там покушивают, улыбаются и счастливы. Хороший городок, если в нем так хорошо и весело людям. Мне очень понравился этот славный город. Погуляв по нему, мы двинулись дальше в город Загреб, нынешнюю столицу Хорватии.
Въехали в город с современными каменными зданиями и пока ехали к собору, я обратила внимание на то, что стены многих зданий довольно обшарпаны, а кое-где даже разрушены до самого кирпича, по всей видимости, просто очень давно не производился внешний ремонт здания. Не до того было. Начиная с 1992 года почти по 1996 год, здесь шла гражданская война. Большая трагедия для всех граждан бывшей Югославии. Сегодня люди понемногу начинают забывать о вражде между несколькими народностями, населяющими изумительную по красоте землю с необыкновенными озерами и несравненным Адриатическим морем. Экскурсия по Загребу очень интересна и познавательна. Кафедральный собор с великолепным убранством внутри, замечательный вид сверху и, конечно, обязательно съемка панорамы города, но единственно, что не понравилось и утомило – это жара, пожалуй, гораздо выше + 30оС. Когда экскурсия закончилась, мы с моей соседкой Инессой отправились в центральный парк столицы Хорватии, нашли подходящую лавочку в самом центре парка и позволили себе немного расслабиться: Инесса достала бутылку белого вина, купленного еще в Венгрии, две кружки, и мы выпили средь белого дня в Загребе за его благополучие, а заодно и за свое здоровье. Покушали, что бог послал: я жареной кукурузы, а Инесса вареной, которую купили при входе в парк, и еще кое-чего и прошлись по магазинам Загреба, поглазели на дорогие вещички и ушли не солоно хлебавши к автобусу, чтобы продолжить замечательное путешествие по Хорватии – с каждым днем мы все ближе к морю.
Ночевали в маленьком отеле. В номере довольно симпатично, а ночью было прохладно: за окном уже виднелись горы. Уезжаем дальше в сторону моря и совершаем экскурсию по необыкновенным по красоте изумрудной воды озерам национального парка в Плитвине. Плитвицкие озера: красоту зеленых буков, тросников, бирюзовой прозрачной воды словами не передать. Фотографирую и балдею от восторга. До чего потрясающие виды! У самого берега пасутся маленькие рыбки красноперки: ждут от туристов кормежки – крошек хлеба – обленились добывать корм самостоятельно и ждут появления туристов, как манны небесной. Кто-то бросил в шутку маленький камешек этим обжорам красноперкам. Началась молодецкая драка за мнимую жратву.
Идем вдоль берега озера дальше и видим уток, просящих чего-нибудь покушать. Гид нас предупреждал, что нельзя кормить рыб, т.к. они уже обленились и не едят мошек и всяких там козявок в озере, и даже из-за них уменьшается количество форели (они съедают мальков благородной рыбы). А от туристских хлебов рыбы растолстели и мало двигаются. Это действительно так: построились у берега и ждут подачек.
Но про уток наш гид Саша ничего не говорил. И одна уточка ну так умоляла дать ей возможность позавтракать, что мое сердце не выдержало, и я покрошила ей немного хлебца. Рыбки надеялись хотя бы на крошки, но утка не оставила им ничего: ловила все на лету и запивала вкусной водой из озера. Я, можно сказать, спасла уточку от голода и пошла дальше созерцать неземные красоты. Водопады, водопадики, огромные чаши изумрудной воды, птицы, цветы, рыбки, утки, а за ними пароходики, перевозящие людей с одного берега на другой. А за корабликом летящие и дерущиеся за еду утки: люди кормили их чем-то вкусным, и они вырывали куски булок и печенья из клювов друг у друга. К сожалению, эта сценка длилась всего несколько секунд, и я не успела их сфотографировать: пароходик быстро уплыл вдаль, а утки вернулись обратно к берегу, приводя себя в божеский вид. Такое я видела впервые в своей жизни. И смешно и грустно почему-то стало. Не могу объяснить, почему.
Экскурсия продолжалась около трех часов, но показалась мгновенной, хотя подниматься вверх было немного тяжеловато с моими капризными ножками. Очень надеюсь, что прекрасные виды будут не хуже, чем явь.
Едем дальше в Задар, небольшой хорватский городок, тоже весь в соборах и церквях. Но, находившись по крутым склонам Плитвицких озер, я подустала и не пошла бродить по каменному старому городу, а отправилась в самостоятельное плавание – на рынок и по лавочкам поискать рюкзак и майки для сыновей и внучки. И быстро нашла желаемое. Перещупав море рюкзаков, купила светлый, расписанный цветами и птичками. И недорого: 110 кун (куниц) х 5 = 550 рублей. Набрела на местного предпринимателя, который торговал майками, переводя на них яркие наклейки по выбору заказчика. Специальный термоприбор стоял тут же. У продавца был большой выбор переводных картинок, разных по размеру и содержанию: приличных и не очень, красивых и страшных, словом, на все вкусы. Он терпеливо ждал, когда же я выберу подходящие рисунки своим близким. Надеюсь, понравятся. К торговцу постоянно подходили покупатели, особенно молодые юнцы-хорваты. Они, в основном, выбирали черные майки с крупными рисунками и какими-то надписями. Я выбрала серый и голубой цвета маек: мои сыновья далеко не пацаны, и пожелала хорвату побольше денег, это ему очень понравилось. Мне кажется, он сделал удачный выбор в бизнесе. Здесь, в Хорватии, долгое время тепло, и поэтому от покупателей-заказчиков нет отбоя. Вот что значит – попасть в самое яблочко. Задар находится в начале средней Далмации Адриатического побережья. Едем в Шибеник, где нас ожидает отдых на море с полупансионом: завтраком и ужином.
Приехали около девяти часов вечера и рухнули отдыхать, а утром – на завтрак, который оказался выше всяких похвал: ешь, чего душа пожелает и сколько в тебя уберется. Чуть выползли из-за стола.
И на море! Наш отель называется «Юрий» в 150 метрах от моря (накануне наши водители никак не могли разыскать отель и приехали в другой под названием «Иван» - венгры спутали с «Юрием» - ну не все ли равно?!
Адриатическое море встретило нас очень ласково: ветра не было, и вода была, словно в пруду, гладкая, прозрачная и бирюзовая. Здесь, как и в других морях Европы, галька, правда, мелкая. Мы купили специальные тапочки от морских ежей, в море их много, и в воде они так и лезут под ноги, а колючки у ежей острые и болезненные. Гид нас заранее предупредил, что лучше приобрести специальные тапочки, защищающие от колючек ежиков, в которых можно плавать. Еще будучи в Вараждине, мы прикупили такие тапочки и были теперь во всеоружии. Здесь, как и на озере Балатон в Венгрии, прекрасно оборудованы спуски в море, и никаких тебе переживаний от входа и выхода из моря, больших булыжников на дне не было. Спускаешься по ступенькам в воду, постепенно привыкая к холодной воде: воздух жаркий, и море кажется прохладным – бросаешься плыть, и вот он благословенный момент – ты, словно большая рыба, в своей родной стихии. На самом деле, если сравнить Адриатическое, Средиземное и Черное моря, то в первом плавать всего приятнее. Оно словно выталкивает тебя из себя, и утонуть здесь просто ну невозможно. Я даже не плыла, а шагала, но не по воде, а в ней. Это очень необычное ощущение, что ты идешь, переставляя ноги, а руками делаешь обычные при плавании движения.
В первый день встречи с морем купались бесконечно: утром, днем и перед ужином, на котором опять, как и на завтраке обкушались и уже не смогли выползти из отеля к морю – было много жареной рыбы, картофеля и еще всякого другого, чего бы и не надо было есть, да силы воли никакой, поскольку все это так вкусно! Единственно, чего не давали за ужином – это напитки: ни чаю, ни кофе, ни соков, ни вина. Все это можно было заказать у официанта за отдельную плату. Ну не дождетесь!
Чаи мы распивали уже в своем номере, т.к. привезли с собой кипятильник и заварку, а потом уже не хватило сил дойти до моря, тем более, что утром и после обеда в перерывах между купаниями мы с Инессой прошагали все небольшое побережье Шибеника, просто из любопытства. Вдоль берега много отелей, кемпингов, бассейнов с подогретой морской водой, сувенирных лавочек, фонтанчиков, сосен, пальм и т.д. и т.п.
Утром позавтракали и поехали на экскурсию в город Сплит, древнюю столицу Хорватии, где был дворец императора Диоклетиана. Город на берегу Адриатического моря, погода жаркая   + 32оС, температура морской воды + 25оС.  Но сегодня мы целый день разъезжали по древним крепостям, монастырям и королевским дворцам (к слову, довольно скромным по убранству). Это и к лучшему, потому что за вчерашний день, 30 августа, немного подгорели на солнце, а когда купались уже перед ужином, меня одолели сразу  и судороги, и икота одновременно. Вылезла ни жива, ни мертва: ни дышать, ни ногой дрыгнуть.
Наши гиды, сопровождающие экскурсии, в основном, - русские женщины, проживающие здесь, в Хорватии. С большой любовью рассказывают об истории своей новой родины.
Следующие два города – Трогир и Шибеник, рядом с последним и расположен наш курорт. Узкие улочки в крепостях, где и сегодня живут люди.
День выдался очень хороший, и мы с Инессой не смогли ходить по соборам и церквям в самый полдень и ненадолго отстали от группы. Нашли небольшой зеленый уголок в центре Трогира и на зеленой лужайке миленько перекусили и отдохнули от мирской суеты под зеленым кустиком. Выпили неплохого красного сухонького, и силы возвратились к нам.
Нас ожидал Шибеник. По дороге к нему проезжали место, где уже несколько дней горят леса. Когда накануне мы еще только ехали к месту нашего отдыха поздно вечером, видели оранжевые круги пламени на вершинах двух склонов. На следующее утро наблюдали клубы дыма там же, но огня уже не было. Но воздух был наполнен запахом горелой хвои. И вот сегодня по пути в Шибеник мы увидели, как наши братья-славяне борются с лесными пожарами. Сфотографировать это оказалось сложно, т.к. водитель гнал, как сумасшедший, а вот зрительная память меня не подвела: один за одним желтенькие небольшие самолетики сбрасывали, по-видимому, из бочек воду, и, не сомневаюсь, что пожар все-таки будет окончательно потушен, т. к. сегодня уже третий день нашего отдыха в Шибенике, а воздух нет-нет, да и выдает порцию запаха горелой хвои. Но к счастью, небольшую. В небольшом городе Шибенике с удовольствием осмотрели соборы, повосхищались творениями хорватских умельцев, поднялись довольно высоко, чтобы сфотографировать купол одного из красивейших соборов, который никак не хотел внизу входить в кадр. Тяжеловато было идти вверх, тем более, что ступеньки очень высокие, а перила отсутствовали. А виноваты всегда мужики, хоть хорватские, хоть наши: делают высоту ступенек под свои длинные мужицкие ноги, а чтоб их …
Спускаться было приятнее, тем более что возвращались мы иным путем, и там был спуск постепенный: без ступенек.
Все старые улочки Шибеника вымощены природным камнем. Вот ведь один раз положили каменные плиты, отполировали их, и не надо каждый год латать, как это делается у нас в России. Хватает на века.
Города Хорватии расстраиваются. Много новых домов, как высоких, так и двух-трехэтажных. По обеим сторонам дорог на равнине рядом с крупными городами стоят большие прямоугольные здания – ангары иностранных фирм: Boch и разных автомобильных фирм до МЕТРО, как и у нас в России.
Предприятия и другие деловые здания разные по цвету неплохо смотрятся на фоне желтого песка и зеленой листвы деревьев и кустарников.
Сегодня 1 сентября – день знаний, и мы едем узнать побольше о знаменитом на весь мир курортном городе Дубровнике, где я впервые побывала в 1979, еще в тогдашней Югославии до гражданской войны, разразившейся здесь в 90-е годы прошлого столетия: в тот приезд я объехала всю страну: нынешние Словению, Хорватию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию и, конечно, Сербию. Но изо всех городов я четко помню лишь Дубровник и Белград, тогдашнюю столицу федеративной республики. И гостиницу «Сербия» с 22 этажами, полными древнейшими жителями нашей планеты Земля – тараканами.
Но в то время они были повсюду и у нас в России. Сегодня же ни у нас, ни у них: с этими негодниками почти покончено, благодаря новым химическим гелям. Но это так, к слову.
Вернемся к нашим баранам.
Едем в Дубровник, жемчужину мирового зодчества и памятник архитектуры под охраной ЮНЕСКО. А дорога вдоль побережья Адриатики бесподобна по своей уникальной красоте горных и морских пейзажей. Гид Саша предупреждает нас о прекрасных видах, чтобы мы успели сфотографировать эту красоту: автобус едет со скоростью 50 – 60 км/час (на автобане – до 120), и поэтому мы успеваем на ходу запечатлеть замечательные виды.
Гид – сам историк, много знает и не ленится рассказывать нам о королях, императорах, соборах, церквях и т.д. и т.п. А во время долгой дороги показывает всемирно известный фильм «Сиси» - все три части об удивительной любви австрийского императора Франца Иосифа и Баварской принцессы Элизабет и о том, как укреплялась Венгрия.
До Дубровника осталось 40км., и вот мы уже близко. Проезжаем мост, построенный недавно американцами взамен ими же разрушенного во время гражданской войны. Сербы воевали с хорватами за территории, выходящие к Адриатическому морю, но им ничего не досталось – так им, сербам, и надо – а вот Боснии и Герцеговине досталось 9км. прибрежной морской территории, поэтому мы дважды ровно через 9км. пересекаем символическую границу: пограничник, увидев венгерские номера на автобусе, дает нам отмашку на проезд без остановок. И вот мы уже в Дубровнике. Оказывается, о чем я уже забыла, он совсем небольшой городок. Гид провела нас по гранитным плитам древней каменной крепости с похожими друг на друга, как две капли воды, домами не более четырех этажей с маленькими (4;3м.) магазинчиками на первом этаже.
Осмотрели собор с замечательной иконой матери Богородицы и большим панно – картинами из нескольких частей, написанными для этой церкви Тицианом.
Крепость высокая, ни один враг не сумел взять ее приступом, а нас пустили просто так. Закончилась экскурсия, и после долгой дороги в 300км. – 5 часов пути по горной крутой дороге и автобану – так захотелось искупаться здесь, в Дубровнике. И гид показала нам «дикий» пляж, где мы с огромным удовольствием поплавали в несколько прохладном море, т.к. пару дней назад штормило, и из открытого моря принесло холодную воду, но нам она показалась райской, т.к. t° воздуха снова поднялась до +30°. И это 1 сентября!
Освежились – и по сувенирным лавочкам. Хотела прикупить себе панамку, 69 кун – 350 рублей – несколько дороговато. Пробежалась по маленьким магазинчикам, приобрела небольшие сувениры своим друзьям и родным, и … настала пора возвращаться обратно. Очень жаль расставаться с этим славным известным на весь мир городом, но ничего не поделаешь. На обратном пути из Дубровника фотографируем прибрежные красоты этого благословенного края Хорватии. Виды потрясающие!
Возвращаемся в свой отель на побережье Адриатики, а гид, ему 41 год, вдруг расчувствовался: какие мы замечательные да к тому же сумели не потеряться – налил всем по стаканчику белого вина «Серый монах»! Ну, мы, конечно, пропели в ответ ему свои дифирамбы, и он остался страшно доволен и все просил не останавливаться и славить его дальше. Словом, все остались довольны друг другом.
Завтра свободный от экскурсии день, правда, это у меня, а соседка Инесса поедет на рыбный пикник на корабле с музыкой и вином, и за все это – аж 350 кун (умножаем на 5 и получаем 1750 рублей), и за пересоленную скумбрию выложить такие деньги!? Накануне мы с ней посмотрели по телевизору видеоролик этого рыбного пикника: два мужика в тельняшках – один играет на аккордеоне, а другой что-то там поет, а мужики довольно староваты даже для нас, пенсионерок: ну не стоят они таких денег даже вприкуску с соленой рыбиной. Но соседка у меня дама самостоятельная и довольно решительная: она туда поедет. Так что у меня завтра день лентяя. Что хочу, то и делаю. А послезавтра уже в обратный путь через Словению. Очень красивая маленькая страна. Нам в 1998 году с Женей она очень приглянулась, но после дефолта 17 августа 1998 года мы с младшим сыном долго туго завязывали свои пояса и жили почти впроголодь. И это после поездки в Италию, где мы впервые почувствовали себя хотя бы немного людьми.
А наше государство брякнуло нас мордами об стол. Мы же мечтали с сыном в 1999 году поехать отдохнуть в Венгрию и Словению.
И вот спустя десять лет я наконец-то увижу эту маленькую красавицу снова, всю в цветах. А сейчас мы все еще возвращаемся в свой отель «Юрий» на ужин. К слову сказать, отель четырехзвездочный и свои звезды оправдывает: чисто, зелено, уютно, а уж кормят так (шведский стол – ешь, пока не треснешь), что все мои мечты похудеть улетели обратно в Россию.
Спасибо, что хоть обеда нет: полупансион – завтрак и ужин, а иначе автобус просто не смог бы нас отвезти обратно. Хорваты – очень гостеприимный народ и, как оказалось, щедрый. Правда, за ужином не дают никаких напитков, даже чая. Вино и питье можно заказать дополнительно. Ну, конечно, нашли дураков – у нас в номере есть и вино, и свои кипятильники. Заходите, и вас напоим и денег не потребуем.
2 сентября, день лентяя, прошел довольно-таки насыщенно, и полениться, ну никак не получилось. С молодости у меня осталась страстная любовь к иноземным магазинам: а вдруг прикуплю что-нибудь эдакое, да и надо было приобрести кое-какие сувениры друзьям и родным. И с самого утра я отправилась на рейсовом автобусе до Шибеника. И настал для меня праздник мелкой души: не торопясь, бродила из магазина в лавочку и наоборот. И свой план покупок, можно сказать, почти выполнила. Около пяти часов ушло на все это. В конце концов, я присела на каменный парапет около какой-то лавочки, немного передохнула, съев два персика, и – в обратный путь, к морю.
Еще в начале дня лентяя, ожидая автобус в Шибеник, я познакомилась с молодой парой словаков. Как выяснилось, девушка – учитель словацкого языка. «Коллеги», - обрадовалась я, и мы очень мило побеседовали обо всем понемногу, как могли беседовать два преподавателя, прекрасно знающие свой язык, но не чужой. В заключение разговора я сказала им, что они красивая пара. Они поняли меня сразу.
А на обратном пути я ехала с немцами: женщиной и мужчиной лет пятидесяти, который открыл коробочку с мятными лепешечками и угостил своих друзей, я же сидела напротив: а меня кто угостит? Он взглянул на меня и сразу понял по моему взгляду, чего я хочу, и предложил мне угоститься. Я не стала ломаться, кивнула в знак благодарности и взяла лепешечку в рот. Она оказалась мятной, а на улице все еще была жара за +30°, и так приятно было жевать эту усладу, что я заулыбалась своим новым друзьям, и мы разговорились. Они довольно прилично говорили по-русски. Выяснили, сколько у меня и у них детей и внуков. Женщина прекрасно выглядела: волосы у нее были окрашены в черный цвет, а небольшая прядь впереди в ярко-красный; блузка, юбка и босоножки – все сочеталось по цвету с волосами. Я заметила вслух, что она шикарно выглядит, указав на ее прядь и цветовую гамму одежды и обуви, и она с удовольствием засмеялась.
Немцы вышли чуть раньше меня, и женщина приветливо помахала мне на прощанье. Вернувшись в отель, я до самого ужина купалась в море, хотя и были небольшие волны, и вода плескалась и порой попадала либо в рот, если кто его открывал, либо в уши. Но все равно было прекрасно в жаркий день после долгой прогулки по тесным лавочкам купаться в море. Вместе с другими туристками мы заплывали далеко в море, и было совершенно не страшно, потому что здесь невозможно утонуть: очень соленая вода, главное – не испугаться.
Это был последний день на море и вечер прощания с ним до следующей встречи.
Но утром  не только я продлила общение с Адриатикой, и снова дальний заплыв и возвращение на берег. Потом плотный завтрак, и мы уезжаем отсюда в Опатию и Истрию; уникальные курорты Хорватии, а на следующий день будем уже в Словении.
Да, к сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и мой замечательный отдых тоже. Но сегодня еще 3 сентября, и я все еще в Хорватии, и не будем торопиться грустить заранее.
Курорт в Опатии похож на наши кавказские курорты с постоянной влажностью и дождями. Прогулялись по городу, а затем прекрасно искупались в море в самом центре города на шикарном пляже. И опять длинный заплыв дважды в самом любимом море, где сегодня полный штиль и вода гладкая, словно в пруду, и теплая.
Море! Я говорю тебе: до свиданья! Я вернусь к тебе в Хорватию обязательно: мне здесь лучше всего.
Из трех морей – Средиземное, Черное и Адриатическое – последнее мне больше всего по сердцу.
Следующий город по дороге в Словению – Пореч. Морской порт. Крепость, замечательная христианская церковь, инкрустированная золотом, изумительный иконостас. Надеюсь, что снимок получился отличный.
После экскурсии проскакали по лавчонкам, пытаясь потратить остатки кун (денежные знаки Хорватии). Мне это сделать удалось: купила на 28 кун два фарфоровых магнита с изображением рыбы, символа христианства.
А вот моей соседке с 21 куном не повезло: ничего не смогла подобрать своей внучке.
И она сделала щедрый жест: угостила меня и себя мороженым по 5 кун за один шарик, нам досталось по два шарика зеленого аппетитного холодного лакомства со вкусом киви.
А потом, продолжая начатую с ней традицию, мы сели на скамейку на набережной, достали красного вина и выпили за свое драгоценное здоровье и за отличное наше путешествие. Немного подкрепились опять, чем бог послал, а пока сидели-покушивали, мимо нас проехали сначала молодые папа с мамой на роликах, они везли в коляске, похожей на маленькую тачку, закрытую прозрачным полиэтиленом, своего малыша. Через несколько минут появилась целая семья из четырех человек на велосипедах: папа вез маленькую дочку на багажнике, следом ехал мальчик лет восьми, замыкала велосипедную колонну мама. Вот ведь какие молодцы! И только проводили взглядом велосипедную спортивную семью, как проехала женщина на велосипеде с корзинкой на руле, и там важно восседала прелестная собачонка. Всё! Посидели, отдохнули, полюбовались морским пейзажем и … вперед в Словению.
В 1992 году Словения вышла из состава федеративной республики Югославии, регулярные войска которой вошли сюда, но все жители попрятались по подвалам. И через несколько дней армия ушла отсюда: решили отпустить маленькую по территории республику.
Поэтому-то здесь не было разорительной гражданской войны и больших человеческих жертв, и Словения – одна из самых развитых по экономике республик бывшей Югославии.
Гостиница «Яма» (по-словенски – пещера) нам не совсем понравилась, поскольку вход в нее состоял из двух лестничных пролетов вверх. Нам, российским туристам, набившим свои чемоданы подарками и сувенирами, вверх подниматься было далеко не приятно. К тому же в номерах «Ямы» не было ни кондиционеров, ни телевизоров, ни телефонов. Зато кое-кто из туристов обнаружил небольшого скорпиончика на стене в номере и сфотографировал его. Слава богу, что нам с соседкой так в этом плане «не повезло». Но яма – она и есть яма. Покормили, правда, неплохо.
И вот мы отправились на экскурсию в ту самую пещеру, в честь которой и была названа наша гостиница. Этой пещере 2-3 миллиона лет, она крупнейшая в Европе по протяженности, глубине, высоте и красоте. Температура здесь в любое время года + 10 оС. Нам посоветовали одеться потеплее. На электровозике убралось сразу две группы, и мы промчались с приличной скоростью три километра, поражаясь красоте природных сталактитов. Я впервые в жизни оказалась в пещере вообще, а эта оказалась еще и самой-самой. Фотографировать туристам запрещалось: к каждой группе были приставлены гид и полицейский. Первый был путевыводителем, чтобы туристы не заблудились, а второй следил за нашими фото и видеокамерами. Но русские туристы все равно кое-что поснимали! А как же без этого запретного плода? Хочется показать эту экзотическую красоту и другим. Наш гид оказался небольшим шутником: мы шагали по освещенным дорожкам, а он неожиданно погасил свет, и все оказались в абсолютной темноте. Стало как-то не по себе, но верещать никто не стал. Через некоторое время свет зажегся, а Саша объяснил всем, что хотел показать пещеру при естественном освещении. Югославским партизанам во время второй мировой войны приходилось прятаться здесь от фашистов. Ну, конечно, мы сразу почувствовали себя партизанами, представив, как им было неуютно здесь в кромешной тьме.
Выехали из пещеры тоже на шустром электровозике, и нам сразу же стало теплее на свежем воздухе, и все дружно понеслись по сувенирным довольно приличным лавочкам: там продавались ювелирные украшения из серебра, золота и других металлов с жемчугом, перламутром, малахитом и другими драгоценными камнями. Я выбрала себе небольшой кулончик из малахита в серебряной оправе.
И наступила пора уезжать из города Постойна, где нам очень понравилось, в столицу Словении Любляну. Оказалось, что это почти рядом, и вскоре мы уже находились в центре столицы, а гид и русский экскурсовод по имени Фарида провели по старым улочкам города. Я было собралась взлететь вверх на фуникулере, но гид отговорила меня, пояснив, что большие деревья закрыли почти весь обзор сверху. И тогда, оставшись внизу на грешной земле, мы с Инессой посетили большой магазин «Максимаркет», где совсем нечаянно в жару + 28 оС я купила себе осенние сапожки всего за 32 евро. И здесь же – еще одну фотопленку, так как четырех, взятых из России, мне не хватило.
Много кадров израсходовала во время экскурсии на Плитвицкие озера и на виды по дороге в Дубровник и обратно. Такая красота – невозможно остановиться: щелкаешь и щелкаешь, как заведенная. Гид, кстати, дала нам смешные переводы некоторых словенских слов, таких как: сосиски – хреновки; небоскреб – небожитна; внимание: злая собака – позор: лютый пес; цветок – рожа; опоздал – замудил; лучше и смешнее, пожалуй, не придумаешь.
Но свободное время быстро кончается, и, отдав дедушке-словену 17 центов за приятное заведение на дорожку, отбываем из Любляны. Но – неожиданная дневная пробка, как объяснил нам гид Саша, из-за отсутствия дорожных развязок и частых светофоров мы несколько задержались, но потом, выехав на скоростной автобан, припустили вовсю.
Ехать нам до Будапешта было 550 км, завтра же у нас практически последняя ночь «за бугром», а потом своя Россия с душным поездом до самой Москвы, и снова снующие по перрону, а потом по вагонам торгующие хлопцы и дивчины с их гигантскими меховыми игрушками.
Ах, Канатоп-Канатоп, ты долго будешь нам сниться в дурных снах, хотя, конечно, немного жаль их всех, наших братьев украинцев. Живут они намного хуже нас, или, если можно так выразиться: еще хуже, чем мы, русский народ. Да, паны дерутся – у холопов чубы трещат. Эта дама с косой и покрытый оспой господин никак не могут договориться между собой, а народ мечется в поисках работы, чтобы прокормить свою семью – и едут в Москву на заработки.
Чуть не забыла написать самое главное о Словении: средняя зарплата  в этой маленькой стране 850 евро, средняя пенсия 600, зарплата учителей от 1500; медсестер также около 1500, а врачей свыше 5000 евро. Хотя здесь существует и небольшая безработица: в столице Любляне – около 15%, а во всей Словении около 7%. Получить работу непросто, но если она уже есть – жизнь достойная. Правда, до;роги коммунальные услуги. И, судя по высоким ценам в магазинах, можно догадаться о достаточно высоком уровне жизни жителей Словении. К нам, русским туристам, они относятся хорошо. Приветливо улыбаются, стараясь понять, чего нам от них надо, чтобы послать куда подальше (шутка!).
У меня закончилась последняя фотопленка, а впереди еще дорога по Словении. Спросила у словенской девушки, где мне купить «фильм», так они называют пленку, и она с удовольствием чуть не проводила меня на другой этаж магазина. Я быстро нашла отдел с фотопленками, и оказалось, что цена почти такая же, как в России: 2,4 евро, т.е. около 85 рублей.
Политикой жители стран бывшей Югославии не интересуются. Одна хорватка на пляже спросила нас: «У вас президент Горбачев?». Может, она и права: не все ли равно, кто правит нами – результат же один и тот же.
А словенцы трудятся и наслаждаются жизнью в этом прекрасном теплом крае, выращивают хмель, виноград и другие фрукты и овощи, делают вино, варят пиво и строят новые дома для своей семьи. Как нам рассказал гид: молодые семьи получают 3% кредит на строительство жилья сроком на 25 лет. Здесь нет такого понятия, как дачи: строят себе двух-трехэтажные дома и живут в них за городом, не желая тесниться в душных городских квартирах. А строить помогают друг другу, как раньше у нас на Руси: рубить новую избу всем миром.
Всё: решаю переехать жить в Словению. А купаться буду ездить в Хорватский Шибеник. Мне там так хорошо было: хочу рефрена (повторения), притом постоянного. Да, обязательно, если здоровье и финансы позволят, возможно, приеду в Хорватию и Словению еще и еще. Жизнь покажет.
И группа мне понравилась. Народ культурный, доброжелательный и дисциплинированный, никаких эксцессов не было. Много молодежи, несколько семейных пар, как молодых, так и со стажем. В автобусе напротив сидят муж с женой – Алексей с Татьяной, и на них так приятно смотреть: он очень внимателен к ней, а Татьяна заботится о муже постоянно, и просто удивительно, как это, прожив больше двадцати лет, они сумели сохранить свои чувства по отношению друг к другу. Молодежь внимательна к пожилым: мне несколько раз соседка по автобусу Ирина помогала втаскивать тяжелый чемодан в противные лестницы отелей. Кто же так конструирует гостиницу, «радуя» приезжего гостя стометровой лестницей при входе. Не иначе как «мошки» (мужчины), женщины бы подумали, как это «впереть» чемоданище в такую лестницу: либо, если уж без нее никак не обойтись, лифт спустить к началу лестницы, либо придумать другое решение, но не напрягать дорогого гостя – иначе он сюда больше никогда не приедет.
Все еще едем по Словении, которая вся в зеленых полях и лесах, небольших веселых домиках, которые украшены цветами и вьющимися кустарниками. Благолепь да и только. Пытаюсь на ходу запечатлеть красоту этой маленькой страны, но сделать это тяжело: только соберешься сфотографировать достойный внимания вид, как он исчезает, либо проезжающие машины закрывают собой всю красоту. Прозевала таким образом чудеснейший вид на Альпы: я-то думала, что мы едем к ним (Альпам) – оказалось – от них. Так вот и придется повторить этот вояж. А перед глазами аккуратно выкошенные зеленые горные склоны, сосны, ровные ряды созревающей кукурузы и хмеля, виноградники и другие садовые деревья.
И все это Словения – любимая наша с моим младшим сыном Женей страна – это сюда мы собирались приехать в 1999 году. Но человек предполагает, а судьба располагает…
А мы все едем и едем свои 550 км, незаметно пересекли границу Словении и Венгрии (Шенгенская зона), а в автобусе девочки из Твери, Ирина и Елена, очень модные и красивые, развеселили весь автобус, устроив вечернее хоровое пение «Дискотека 80-х годов», и так приятно было ехать под музыку своей молодости. А гид Саша завершил наше веселое пение двумя знаменитыми комедиями «Бриллиантовая рука» и «Джентльмены удачи», после просмотра которых мы подъехали к отелю в пригороде Будапешта.
К сожалению, хотя в номере и были удобно поставлены кровати, но простыни на них были наполовину дырявые. И тут я сразу же вспомнила рваные пододеяльники и простыни в далекие 80-е в гостинице Домбая, но там все это компенсировалось неземной красотой гор Северного Кавказа, а здесь рано утром нас разбудили гудки пригородных электричек, трамваев и резкие звуки, которые издавали какие-то местные птицы. В 8.30 после скромнейшего последнего завтрака (да к тому же обслуживающий нас пожилой венгр буквально заглядывал в наши рты, что-то шепча про себя) мы покинули этот отель и уехали в город Эгер, чтобы напоследок побродить по средневековой крепости XII века с ее крепостями, казематами и монетным двором. В 12 часов дня мы посетили кафедральный собор, где в течение получаса играл орган. Первой прозвучала «Хоральная прелюдия» Баха и настолько величественно и божественно, да к тому же это одно из моих любимых произведений знаменитого композитора, что я была почти на небесах от восторга. Видела, что и другие тоже. Я, к слову сказать, окончив три класса, нет, не церковно-приходской, а вечерней музыкальной школы, играла эту прелюдию и, несомненно, скверно, и тем не менее была в те минуты вне себя от счастья, извлекая звуки «Хоральной прелюдии» из пианино. Вторая и третья фуги Баха мне были незнакомы, а вот в конце концерта прозвучала «Аве Мария» настолько нежно, что замерла вся наша группа, сидящая в соборе. В конце мелодии звук колоколов, начавших звонить в этот момент, совпал по тональности со звуками прекрасной музыки, и мы все вышли с органного концерта полностью очищенные от всего мирского.
Но, тем не менее, осмотрели город и его небольшие магазинчики, а затем – прощальный общий групповой обед, после которого предстояла дегустация венгерских вин. Лучше бы перед обедом, но сие от нас не зависело: все было намечено заранее. Посмотрим, как пойдет дело – в Кишиневе, например, накушавшись приятных вин, мы повторили дегустацию, настолько нам понравились молдавские вина. А дело пошло замечательно: сначала мы покушали в незатейливом кафе за широкими столиками, подали суп-гуляш с фасолью (очень даже вкусный) – а затем и второе: свиные отбивные с рисом и жареной картошечкой, тут же красовались белые грибочки в сметане. Чуть хватило сил все это одолеть. Ну все, решили мы, дегустация вин уже ни в какие ворота не войдет: наелись так, что уж дальше некуда. Ан, нет! В кафешке «Кисс принцесс» думали иначе: усадили всех нас сытеньких за столы, и молодые парни и девушки, венгерские виноделы, пять раз подносили всем страждущим по треть бокала разные вина на пробу. В первый раз – белое сухое «Эгерская девушка», я сначала не расслышала – мне показалось: «немецкая». Нет, эгерская, по названию местечка, где растет виноград и делают вино. Это вино нам не очень понравилось. Во второй раз – красное сухое под названием «Бычья кровь». Делается из пяти сортов винограда, особенно полезно мужчинам: разгоняет кровь и все такое. Оно нам понравилось, хотя и предлагалось в основном мужчинам. Третьим было красное полусладкое «Мерло» - оно также произвело на нас хорошее впечатление. В четвертый раз налили мускат белый полусладкий, который особенно поразил нас с Инессой. Пятым было десертное красное вино «Милора», также на вкус очень приятное. Тут я сделала небольшой перерывчик и удалилась ненадолго промяться-прогуляться, а когда возвратилась на свое место, то мне вдруг завязали на шее слюнявчик в виде полотенчика, а молодой человек вставил в мой рот наконечник от какой-то там прозрачной клизмы, наполненной мускатом (это тот самый, понравившийся нам с Инессой) и начал лить в меня прекрасное вино, я же, ничего не поняв, перестала дышать, а паренек все лил и лил вино в мой рот, а вся группа громко считала, считала и досчитала до семнадцати раз. Я чувствую, что дальше не дышать уже не могу и подняла руку – все! Потом проглотила ту клизму разом и … оказалась победительницей среди женщин. Мужчина из наших продержался дольше – до 25 раз. И молодая венгерка вынесла это самое вино в стеклянных бутылках и подарила каждому победителю по одной. Так мне досталась бутылка муската стоимостью в 500F (чуть больше 20 евро).
Вся группа радовалась нашей победе, и я вместе с ней. Потом попросила сфотографироваться гида со мной как победительницей, и он с удовольствием исполнил мое желание. (Сняла нас Инесса, а поскольку надегустировалась досыта, то все внимание уделила вывеске заведения, совершенно случайно все-таки захватила и наши радостные лица, а вот приз (бутылку) оставила за кадром). А тем временем вся группа, сытая, пьяная и с носами в табаке, отправилась к нашему автобусу, чтобы продолжить путь к границе Венгрии с Украиной.
Предварительно наши затарились вином под завязку, кому что понравилось: автобус и поезд довезут, а там каждого встретят: гуляй, русские, знай наших.
Вот сейчас я пишу эти строки, а группа вовсю поет – заливается, исполняя «Живет моя отрада» и много других замечательных русских песен.
И снова мы летим по прекрасному западному автобану домой. Споенный и спаянный временный коллектив нашей группы не хочет расставаться, как обычно бывает в конце путешествия. Погода, читай: господь бог – нас побаловала: ни единого дождичка; тучки, правда, иногда пытались нас попугать, но русских испугать сложно. Вот и сейчас едем с песнями вдоль полей и лесов, освещаемых ласковым солнышком, провожающим нас в Россию. Вот что значит – не грешны.
Остановились на 15 минут еще на территории Венгрии, сельскохозяйственной страны, выращивающей кукурузу, зеленый горошек и другие культуры, которые они экспортируют по всему миру, и вдруг посреди скошенных полей (урожай уже собран) и неожиданной закатной тишины так хорошо задышалось всем нам русским путешественникам: такой великолепный чистый вкусный запах скошенной травы, цветов, соснового леса и осенней свежести заворожили всех сразу… и когда гид пригласил нас продолжить путь к границе, все очень неохотно двинулись к автобусу. Я оторвалась от изумительного воздуха, которым никак не могла надышаться досыта, последней. Войдя в автобус, еще раз внимательно всматриваюсь в лица вокруг меня и радуюсь, что снова повезло и с гидом, и с группой. Несомненно, народ в ней из разных мест и неодинаковый по своему возрасту и социальному и экономическому положению, но хорошее отношение друг к другу радует. Мне очень понравилась девушка-москвичка Ольга, которая ехала с нами до Ужгорода надо мной на верхней полке. А началось наше знакомство с ней с неожиданного эпизода с ее чемоданом. Оказывается, в Москве она зашла в наш вагон, поставила свой чемодан рядом с ее местом и вышла. Все бегают – спрашивают, чей это красно-черный баул и нет ли в нем бомбы, а ответа не получают: хозяйка гуляет. Кто-то предложил вынести ничейный чемодан на платформу и оставить его там. Сообщили об этом проводнице, та тоже забегала, не зная, что предпринять, и за две минуты до отправления поезда вдруг появилась высокая стройная черноволосая девушка, хозяйка чемодана, и потребовала у меня убрать мой чемодан из ящика под нижней полкой и положить ее вещи. Я сначала упиралась вовсю, но когда она заявила, что у нее там разные дорогие наряды, 32 перемены одежды на все 16 дней путешествия (она оказалась туристской из нашей группы), я отступила, вспомнив про свои две ночные рубашки и одну юбку с двумя майками. Мне стало стыдно, что я свои незатейливые наряды так берегу. И я предложила поменять чемоданы местами из уважения к ее модным нарядам. Она, вначале напиравшая на меня вовсю, вдруг сдала назад и согласилась оставить все, как есть. Я пообещала Ольге, так ее звали, что буду верно стеречь ее ценный чемодан, только пусть она привяжет к чемодану пустой шуршащий пакет: как только вор соберется стибрить ее чемодан и дотронется до шуршащего пакета, я моментально проснусь и прогоню злодея. Она с удовольствием согласилась, и таким образом мы познакомились с Ольгой, работающей во Внешторгбанке в Москве. Умница, знающая несколько языков, выделялась из группы не только своими нарядами – она, действительно, дважды в день меняла их – но и своим поведением. Искренно заявляла, что ей неинтересно ходить по крепостям и соборам, и не ходила. Но ведь это и честно, на мой взгляд. Кому-то соборы и замки нравятся, а ей - бродить по очередному городу и его магазинчикам, выискивая что-то там необычное для себя любимой. Девушка-эксклюзив, так я ее определила для себя. Сущность у нее хорошая, настоящая, она мне нравится. Правда, она иногда опаздывала или вдруг отправлялась в кафе выпить кофе и … задумывалась о вечном, когда ненадолго останавливался автобус на зеленую стоянку, и гид Саша приводил ее из ресторанчика к нам. А в Будапеште, оторвавшись от группы и уйдя в самостоятельное путешествие по городу, она вдруг заблудилась и не пришла на экскурсию по Дунаю на милом кораблике и долго ловила такси, уговаривая шофера отвезти ее подешевле, а не по ночному тарифу. Это я узнала от кого-то из туристов, с кем она поделилась своей бедой, происшедшей с ней накануне. Слава богу, что все хорошо закончилось: ночью она вернулась в отель живая и невредимая, и больше с ней проблем почти не было, ну, разве пять-десять минут ожидания Оли всей группой, но это уже пустяки.
Я ей почему-то очень понравилась, может, потому что я оценила ее по достоинству: и внешне и внутренне она достаточно хороша. Помудреет – станет еще прекрасней. Задатки для этого у нее есть. Приглашала в гости в Москву: я шутила, чтобы не забыла дать свой адрес и телефон. Дала.
О прошедшей последней ночи я написала отдельное эссе. Оно будет в самом конце записок. И хоть ехала я не в очень комфортных условиях и на страшно неудобном из-за ночных отправлений и проверок документов таможенниками то Украины, то России поезде, главное, что мы возвращаемся домой, и поэтому: «Ура!»

07.09.2008 г.